Программа учебного предмета. Композиция прикладная

Составлена на основе примерных программ:
1.Рисунок. Живопись. Станковая композиция. Декоративная композиция. Программа
проект для преподавателей ДШИ 1 – 4 классов и ДХШ. Москва – 1990 г.
2.Рисунок. Живопись. Станковая и прикладная композиция. Основы графического
дизайна. Примерные программы для детских художественных школ и
изобразительных отделений детских школ искусств (углубленный курс). Москва –
2003 г.
3. Проект примерной программы по учебному предмету ПО.01.УП.02.Прикладное
творчество. Москва 2012

Составитель:

А.П.Шавкунова, преподаватель высшей квалификационной
категории МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент внутренний: С.А.Гаврилов, преподаватель высшей квалификационной
категории МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент внешний:
Е.В.Гаврилова, преподаватель высшей квалификационной
категории специальных дисциплин ГБПОУ «Катайский
профессионально- педагогический техникум»

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмет;
2

II.

Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Годовые требования;

III.

Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения;

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Комментарии к разделам и темам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

VI.

Список литературы и средств обучения
- Список методической литературы;
- Список учебной литературы;
- Средства обучения.

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Прикладная композиция» разработана на основании и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным
программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Прикладная композиция» занимает важное место в комплексе предметов
программы «Живопись». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов
в области изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Прикладная композиция» направлена на создание условий
для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и
развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ
целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной
культуре.
Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его
многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об
окружающем мире, фантазию.
По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности
исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой,
раскрывающей секреты прикладного творчества.

Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет срок реализации учебного
предмета составляет 5 лет с четвѐртого по восьмой класс.
Продолжительность учебных занятий составляет 33 недели.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной аттестации
Учебный предмет «Композиция прикладная» со сроком обучения 5 лет
(ДПОП «Живопись» со сроком обучения 8 лет)
Затраты учебного времени,
Вид учебной
график
промежуточной
и итоговой аттестации
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
1-й год
Полугодия

7

8

2-й год
9

3-й год

10

11
4

12

4-й год
13

14

5-й год
15

16

Всего
часов

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня
развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до 10
человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы
дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляет 1 час аудиторных занятий.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета
«Прикладная композиция» со сроком обучения 5 лет составляет 198 часов, в том числе аудиторные
занятия – 99 час, самостоятельная работа - 99 часов.
При реализации программы с 8-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 4-8 классах –
1 час, самостоятельная работа в 4-8 классах – 1 час.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета
«Прикладная композиция» со сроком обучения 8 лет составляет 330 часов, в том числе аудиторные
занятия – 165 час, самостоятельная работа - 165 часов.

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

165

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

165

32

34

32

34

32

34

32

34

32

34

330

Т.просмотр

просмотр

Т.просмотр

просмотр

Т.просмотр

просмотр

Т.просмотр

просмотр

Аудиторные
занятия
(в часах)
Самостоятельная
работа (в часах)
Максимальная
учебная нагрузка (в
часах)
Вид
промежуточной и
итоговой
аттестации по
полугодиям

Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Композиция прикладная» и проведение консультаций рекомендуется
осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Композиция прикладная» является художественно-эстетическое
развитие личности и приобретение ею в процессе освоения предмета художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей и
их подготовка к поступлению в образовательные организации, реализующие основные
профессиональные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета «Композиция прикладная»:
-формирование способности понимать принципы создания предметов декоративно-прикладного
искусства;
-развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
-знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами декоративной
композиции;
-применение полученных знаний о выразительных средствах композиции (ритм, линия, силуэт, цвет,
тональная пластика, контраст) в композиционных работах;
-формирование умения находить художественные средства, соответствующие композиционному
замыслу, а также - живописно-пластические решения для каждой творческой работы;
-формирование умения создавать грамотную художественную композицию;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению обучения в
образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих основные
профессиональные программы в области изобразительного искусства.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя
с учеником.

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе
применяются следующие основные методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
- исследовательские (исследование свойств материалов).

5

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий,
самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему
поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.
3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале.
Предложенные методы работы с группой в рамках предпрофессиональной образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях художественного
образования.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио- и
видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут
пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными основной и дополнительной учебной и
учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры,
художественными альбомами.
Мастерская по композиции прикладной должна быть оснащена удобными столами,
мольбертами.

II. CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Композиция прикладная» - это связующее звено между учебными предметами
«Рисунок», «Живопись» и «Композицией станковой
Содержание учебного предмета «Композиция прикладная» построено с учетом возрастных
особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления;
включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение обучающимися теории композиции, включает в
себя задания по аналитической работе в области композиции, практическая часть основана на
применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Учебно-тематический план
При 8-летнем сроке обучения изучение предмета в 4-8 классах.

Общий объем времени
в часах
Максим
альная
учебная
нагрузк
а
Самостоятел
ьная работа

№
п/п

Аудиторные
занятия

Наименование раздела, темы

Первый год обучения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Беседа о декоративно – прикладном искусстве.
Геометрический узор в полосе.
Стилизация объектов растительного и животного мира.
Растительный узор в полосе.
Изготовление закладки в технике аппликации из
соломки. Геометрический узор в полосе.
Зооморфный узор в полосе.
Аппликация из засушенных растений.
6

2
4
2
4
4

1
2
1
2
2

1
2
1
2
2

4
4

2
2

2
2

8.
9.
10.
11.

12.

13.
14.
15.

1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.

Мозаичное панно из яичной скорлупы.
Изготовление праздничной новогодней открытки.
Узор в полосе «Цветы и бабочки».
Изготовление тарелки в технике папье – маше и ее
роспись на основе декоративно переработанных
объектов растительного мира.
Выполнение эскиза орнаментально-сюжетной росписи
кухонной разделочной доски по мотивам Городецкой
росписи.
Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце.
Эскиз узора детского коврика.
Эскиз витража «Петух».
Всего:
Второй год обучения
Эскиз растительного узора в полосе для оформления
платья куклы.
Аппликация из цветной бумаги на тему «Яркие
рыбки».
Изготовление закладки в технике кожаной пластики
Декоративная композиция по мотивам хохломской
росписи. Эскиз росписи столешницы.
Орнаментальное оформление платка маме.
Использование картофельного или пробкового штампа
с последующей прорисовкой фломастером.
Изготовление декоративного панно в технике
«картонное кружево»
Изготовление праздничной новогодней открытки.
Конструирование из бумаги елочных игрушек птиц,
рыб, животных.
Изготовление матрешки в технике папье - маше и ее
роспись с использованием народных мотивов.

Изготовление праздничной поздравительной открытки
к 8 Марта.
11.
Мозаика из цветной бумаги.
12.
Эскиз росписи чайника по мотивам Гжели.
13. Шрифтовая композиция. Написание короткого текста.

4
4
2
14

2
2
1
7

2
2
1
7

4

2

2

4
6
4
66

2
3
2
33

2
3
2
33

4

2

2

4

2

2

4
4

2
2

2
2

4

2

2

4

2

2

4
4

2
2

2
2

12

6

6

4
4
6
8

2
2
3
4

2
2
3
4

66

33

33

10
8
16
18

5
4
8
9

4
4
8
10

8
8
66

3
4
33

3
4
33

10.

Всего:
1.
2.
3.
4.
6.
7.

Третий год обучения
Декоративное панно в технике «Изонить».
Декоративное панно в технике «Флористика».
Декоративное панно в технике «Аппликация из кожи».
Декоративное панно в технике «Аппликация из
соломки».
Изготовление пасхального яйца.
Декоративное панно в технике «Соленое тесто».
Всего:

7

1
2
3
4
5
6

Четвертый год обучения
Разработка фактур (тушь, перо, кисть).
Выполнение декоративной композиции натюрморта с
применением разнофактурных орнаментов.
Цветовые отношения, колорит в декоративной
композиции.
Декоративная композиция пейзажа, выполненная
различными графическими средствами.
Выполнение одного натюрморта в трех цветовых
вариантах.
Орнамент народов мира.
Всего:

6
10

3
5

3
5

4

2

2

12

6

6

20

10

10

14
66

7
33

7
33

16
50
66

8
25
33

Пятый год обучения

а)
б

Выполнение итоговой работы в материале по выбору.
Работа над эскизами изделий.
Выполнение изделия в материале.
Всего:

1.

Батик. Вводная беседа.

16

8

8

2.
3.
4.

Панно, выполненное в технике свободной росписи.
Панно, выполненное в технике «монотипия» по ткани.
Платок для куклы. Освоение техники трафаретной
росписи.

8
8
12

4
4
6

4
4
6

5.

Панно, выполненное в технике травления с
использованием соли.

8

4

4

6.

Панно, выполненное в технике росписи, в несколько
слоев.
Всего:

14

7

7

66

33

33

1.

8
25
33

Шестой год обучения

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Первый год обучения
На занятиях в четвертом классе сообщаются общие сведения о декоративно – прикладном
искусстве и его специфических особенностях. Основное время отводится для практических занятий.
Теоретический курс изучения декоративной композиции необходим для подготовки учащихся к
выполнению изделий прикладного искусства в различных техниках и материалах. Обучающиеся
должны усвоить главные отличия декоративной композиции от станковой.
Основу обучения декоративно – прикладной композиции в 4 классе составляет знакомство с
орнаментом и его средствами художественной выразительности (ритмом, симметрией, асимметрией,
цветом, контрастом). Мотивы, используемые для орнамента (геометрический, растительный,
зооморфный и пр.)- одна из главных содержательных основ орнамента.
Декоративно – прикладная деятельность в первом классе включает разнообразные
художественные работы и техники: роспись гуашью, различные виды аппликаций, конструирование
из бумаги, работы в технике папье – маше и др.

8

Задание 1. Беседа о декоративно – прикладном искусстве.
Задачи: знакомство с понятием декоративно – прикладное искусство и его особенностями,
красочностью, оптимизмом. Декоративное искусство в быту. Народное декоративно – прикладное
искусство.
Материалы: изделия декоративного искусства, слайды.
Самостоятельная работа: изучение литературы по истории и видам орнамента.
Задание 2. Геометрический узор в полосе.
Задачи: знакомство с орнаментом и его особенностями – симметрией, ритмом; выработка умения
ритмически заполнять полосу; овладение умением последовательно вести работу над декоративным
рисунком из геометрических форм.
Материалы: белая или цветная бумага в форме полосы, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов линейного орнамента по схеме.
Задание 3. Стилизация объектов растительного и животного мира.
Задачи: знакомство с понятием «стилизация»; переработка растительных и животных форм в
декоративные; овладение принципами стилизации.
Материалы: бумага, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок растительных форм.
Задание 4. Растительный узор в полосе.
Задачи: формирование у обучающихся умения самостоятельно составлять узоры в полосе из более
сложных, по сравнению с геометрическими, растительных форм; овладение умением использовать в
декоративных рисунка, цвет как средство художественной выразительности.
Материалы: бумага, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнение трансформации растительных форм.
Задание 5. Изготовление закладки в технике аппликации из соломки. Геометрический узор в полосе.
Задачи: знакомство с работой в новом материале; закрепление умения составлять орнамент из
геометрических форм.
Материалы: черный картон, соломка, клей ПВА, ножницы.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов композиции геометрического орнамента.
Задание 6. Зооморфный узор в полосе.
Задачи: формирование умений перерабатывать реальные формы, цветовую окраску форм животного
мира в декоративные и самостоятельно составлять узор; совершенствование умения последовательно
вести работу над декоративным рисунком гуашевыми красками.
Материалы: белая или цветная бумага в форме полосы, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов стилизации зооморфных форм различными
графическими материалами.
Задание 7. Аппликация из засушенных растений.
Изготовление аппликации на темы: «Кто в лесу живет», «Яркие рыбки», «Разноцветные бабочки».
Работа выполняется в технике аппликации при помощи ножниц (без предварительной работы
карандашом).
Задачи: развитие образного мышления, гармоничное заполнение поверхности листа (преодоление
пустот и стеснений), знакомство с работой в новом материале.
Материалы: цветной картон, засушенные листья, клей ПВА или резиновый.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов композиции, выделения зрительного центра.
Задание 8. Мозаичное панно из яичной скорлупы.
Задачи: освоение техники работы в новом материале; знакомство с мозаикой как видом декоративно
– прикладного искусства; организация плоскости листа, использование выразительного силуэта.
Материалы: яичная скорлупа, клей ПВА, акварель или гуашь для окрашивания скорлупы.
Самостоятельная работа: подготовка материала для аппликации.
Задание 9. Изготовление праздничной новогодней открытки.

9

Задачи: раскрытие значения ритмической организации и взаимосвязи изобразительных элементов на плоскости;
демонстрация полученных навыков.; выявление колористического мышления учащихся;
развитие фантазии; закрепление технических приемов работы с цветной бумагой; проявить в работе
владение материалом, вести работу аккуратно.
Материалы: цветная бумага, цветной картон, фольга, клей.
Самостоятельная работа: изучение образцов полиграфического искусства.
Задание 10. Узор в полосе «Цветы и бабочки». Изображение симметричных форм путем
складывания, вырезания, примакивания с дорисовкой.
Задачи: закрепление умения перерабатывать реальные формы, цветовую окраску насекомых и цветов
в декоративные и самостоятельно составлять орнамент; развитие умения согласовывать цвет
стилизованных декоративных элементов и цвет фона в узоре; закрепление понятия симметричной
формы.
Материалы: цветная бумага, фломастеры, гуашь.
Самостоятельная работа: копирование вариантов природных форм.
Задание 11. Изготовление тарелки в технике папье – маше и ее роспись на основе декоративно
переработанных объектов растительного мира.
Задачи: знакомство с работой в новой технике; овладение умениями построения композиции узора в
круге; изучение различных вариантов расположения орнамента в круге; развитие умения
самостоятельно решать изобразительную задачу.
Материалы: газетная бумага, клей ПВА или клейстер, наждачная бумага, гуашь.
Самостоятельная работа: подготовка изделия к росписи.
Задание 12. Выполнение эскиза орнаментально – сюжетной росписи кухонной разделочной доски по
мотивам городецкой росписи.
Задачи: изучение народного традиционного искусства, создание самостоятельной композиции на
основе копирования элементов городецкой росписи (купавка, розана, птицы, барышни, и др.);
формирование специальных навыков и умений в рисовании кистью декоративных элементов –
цветочных кругов с применением темной и белой оживки (дужки, точки, штрихи) в розанах и
купавках.
Материалы: тонированная бумага, гуашь.
Самостоятельная работа: выбор предполагаемых сюжетов для работы.
Задание 13. Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце.
Задачи: ознакомление со счетными видами швов вышивки (крестом, владимирская гладь,
гобеленовый шов, и пр.); создание собственного орнамента на основе образцов народного творчества.
Материалы: миллиметровая бумага или любая другая в клетку, фломастеры или цветные карандаши.
Самостоятельная работа: выполнение эскизных вариантов композиционного решения вышивки
полотенца.
Задание 14. Эскиз узора декоративного коврика.
Задачи: ознакомление с народным ковроткачеством, с основными композиционными схемами и
цветовыми решениями; создание собственного узора с использованием симметрии,
уравновешенности и декоративного заполнения плоскости.
Материалы: бумага, гуашь.
Самостоятельная работа: разработка вариантов композиции замкнутого орнамента.
Задание 15. Эскиз витража «Петух».
Задачи: знакомство со средством художественного оформления интерьера - витражом;
акцентирование на роли черного цвета витражных перегородок в гармонизации контрастных цветов;
выполнение задания в динамичном ритме ломанных, пересекающихся линий, в контрастных
цветовых отношениях, с применением черного контура; выполнение стилизации петуха,
преобразование его в лаконичное графическое изображение; выполнение задания в динамичном
ритме ломанных, пересекающихся линий, в контрастных цветовых отношениях, с применением
черного контура; выполнение работы поэтапно и аккуратно.
Материалы: бумага, гуашь.
Самостоятельная работа: изучение образцов витражного искусства.

10

Второй год обучения
Начиная с пятого класса много времени уделяется занятиям, на которых обучающиеся
осваивают наиболее доступные практические приемы работы в разных материалах.
Задание 1. Эскиз растительного узора в полосе для оформления платья куклы.
Задачи: ознакомление с элементарными представлениями о народном костюме; на основе заданий,
полученных в первом классе, составить узор для полос, оформляющих платье куклы.
Материалы: силуэт платья, выполненный из тонированной бумаги, гуашь, фломастеры.
Самостоятельная работа: выполнение эскизных вариантов украшения орнаментом одежды.
Задание 2. Аппликация из цветной бумаги на тему «Яркие рыбки».
Задачи: совершенствование навыков работы с материалом; обогащение изображения характерными
деталями; дальнейшее формирование умения самостоятельно последовательно вести работу.
Материалы: цветной картон, цветная бумага, клей.
Самостоятельная работа: выполнение эскизных вариантов на ритмику деталей композиции в
полосе, цветовых пятен.
Задание 3. Изготовление закладки в технике кожаной пластики.
Задачи: знакомство с работой в новом материале; формирование представления о взаимосвязи
красоты и утилитарности вещи.
Материалы: прямоугольная полоса из кожи, узкие полоски, клей «Момент».
Самостоятельная работа: закрепление приемов плетения из кожи.
Задание 4. Декоративная композиция по мотивам хохломской росписи. Эскиз росписи столешницы.
Задачи: изучение народного, традиционного искусства. Формирование умения использовать
элементы хохломской росписи в создании собственной композиции.
Материалы: тонированная бумага, гуашь.
Самостоятельная работа: изучение творчества художников хохломского промысла.
Задание 5. Орнаментальное оформление платка маме. Использование картофельного или пробкового
штампа с последующей прорисовкой фломастером.
Задачи: знакомство с народным орнаментальным мотивом; освоение навыка ритмического
заполнение поверхности; знакомство с техникой печатания; приобретение навыка работы в новой
технике.
Материалы: пробка, картофель, гуашь, фломастеры.
Самостоятельная работа: закрепление приемов печати.
Задание 6. Изготовление декоративного панно в технике «картонное кружево».
Задачи: освоение работы в новом материале, дальнейшее формирование представлений о
декоративном панно; знакомство с принципами и схемами построения декоративного панно.
Материалы: упаковочный картон, цветная бумага, клей.
Самостоятельная работа: подготовка материала к работе.
Задание 7. Изготовление праздничной новогодней открытки.
Задачи: развитие фантазии; совершенствование технических приемов работы с цветной бумагой.
Материалы: цветная бумага, фольга, конфетти, клей.
Самостоятельная работа: изготовление новых вариантов с применением изученных приемов
работы с бумагой.
Задание 8. Конструирование из бумаги елочных игрушек: птиц, рыб, животных..
Задачи: демонстрация уровня освоения пройденного материала по теме «Конструирование из бумаги»;
выполнение декоративной композиции
в которой решаются вопросы стилизации;
овладение
приемами обработки различных
объектов композиции , декоративными элементами, согласуя декор с
формой; выбор темы и ее раскрытие
в интересном конструктивном решении; ведение

11

последовательного выполнения работы; формирование навыков конструирования объемных форм;
обогащение крупной формы характерными деталями.
Материалы: цветная бумага и картон, клей.
Самостоятельная работа: конструирование из бумаги с применением изученных приемов.
Задание 11. Изготовление матрешки в технике папье – маше и ее роспись с использованием
народных мотивов.
Задачи: совершенствование навыков работы в технике папье – маше, выполнение объемного изделия,
изучение народного, традиционного искусства; приобретение навыка заполнения объемной формы
узором; черты матрешки: красочность, занятность.
Материалы: пластилин, газетная бумага, клей ПВА или клейстер, гуашь.
Самостоятельная работа: продолжение работы, начатой на уроке.
Задание 12. Изготовление праздничной поздравительной открытки к 8 Марта..
Задачи: закрепление умений использовать в творческих декоративных работах элементы
растительного мира, стилизованных для аппликации из цветной бумаги.
Материалы: цветная бумага и картон, клей.
Самостоятельная работа: изучение образцов полиграфической продукции.
Задание 13. Мозаика из цветной бумаги.
Задачи: передача выразительного решения композиции изобразительными средствами путем
использования выразительного силуэта; использование приемов организации плоскости листа:
поиски основных цветовых пятен.
Материалы: цветная бумага, клей.
Самостоятельная работа: выполнение эмоционально наполненных мини композиций на заданную
тему.
Задание 14. Эскиз росписи чайника по мотивам Гжели.
Задачи: ознакомление с народным традиционным искусством гжельской росписи посуды; создание
собственного эскиза узора на основе копирования элементов Гжельской росписи.
Материалы: белые бумажные силуэты чайников, самоваров, белая и синяя гуашь.
Самостоятельная работа: изучение литературы по истории гжельской росписи.
Задание 15. Шрифтовая композиция. Написание короткого текста.
Задачи: изучение конструкции букв рубленого шрифта, правил написания отдельных букв и
несложных текстов.
Материалы: тушь, перья, миллиметровая бумага.
Самостоятельная работа: выполнение разных вариантов шрифтов.

Третий год обучения
Главной задачей обучения декоративно – прикладной композиции в шестом классе является
максимальное освоение декоративных техник как традиционных, так и нетрадиционных, знакомство
с лучшими образцами самодеятельного искусства, в которых ярко выражено творческое начало.
Изучение подобных образцов и создание самостоятельных композиций способствует воспитанию
эстетической развитой личности, дает детям радость творчества.
Задание 1. Декоративное панно в технике «изонить».
Задачи: освоение приемов новой техники «заполнение угла», «заполнение окружности»; знакомство
с основными приемами работы; изготовление декоративного панно, представляющего собой ажурное
кружевное украшение.
Материал: цветной картон, цветные нитки, швейная игла, рама для оформления.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов композиционных эскизов на заданную тему.
Задание 2. Декоративное панно в технике «флористика».
Задачи: развитие образного мышления, гармоничное заполнение поверхности листа по заранее
обдуманным схемам композиций панно; совершенствование навыков работы в данном материале.

12

Материалы: цветной картон, засушенные листья, клей.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов композиционных эскизов на заданную тему.
Задание 3. Декоративное панно в технике «аппликация из кожи».
Задачи: изготовление декоративного панно; овладение всеми техническими
с приемами и
способами обработки кожи; применение знаний и умений в изготовлении декоративного панно.
развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления; формирование
умения передавать
пластику объемных форм средствами данной техники; выполнение эскиза панно; ознакомление с
материалами и инструментами нетрадиционной техники; знакомство с техникой безопасности
работы с огнем; грамотное ведение работы по этапам.
Материалы: обрезки кожи, клей «Момент», свеча, спички, пинцет, ножницы, ДВП, кусок холста,
рама.
Самостоятельная работа: выполнение разных вариантов на данную тему.
Задание 4. Декоративное панно в технике «аппликация из соломки».
Задачи: ознакомление со способами подготовки материала к работе, с центрами декоративной
обработки соломки, техническими приемами и правилами работы в данной технике.
Материалы: картон для фона, соломка, резаки, клей «Момент».
Самостоятельная работа: выполнение разных вариантов
Задание 5. Изготовление пасхального яйца.
Задачи: изготовление сувенирно–подарочного изделия с использованием элементов аппликации из
ткани, тесьмы, бижутерии, добиться максимальной выразительности связи декора и формы предмета.
Материалы: яичная скорлупа, освобожденная от содержимого,
Ткань, тесьма, упаковочная лента, бусины, стразы, клей «Момент».
Самостоятельная работа: выполнение разных вариантов задания.
Задание 6. Декоративное панно в технике «соленое тесто».
Задачи: развивать художественное видение окружающей действительности, мелкую моторику
пальцев рук; освоение приемов и способов новой техники; ознакомление с приспособлениями и
инструментами для лепки; рецепт теста для лепки.
Материалы: соленое тесто, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение разных вариантов темы.

Четвертый год обучения
Задание 1. Разработка фактур (тушь, перо, кисть).
Упражнение выполняется на разработку фактур дерево, мех, кожа, метал, кружево, велюр и т. д.
Используя при этом все способы; щетинная кисть по сухой, влажной бумаги; используя соль на
темный влажный колер; отпечатывание кружев; перо штрихи точки волны и т. д.
Задачи: стимулировать на творческий подход к выполнению упражнений на фактуры.
Материал: формат А4, тушь, перо.
Самостоятельная работа: разработать различные варианты декора.
Задание 2. Выполнение декоративной композиции натюрморта с применением разнофактурных
орнаментов.
Беседа: Связь декора в декоративном натюрморте, не нарушая цельности композиции.
Выполнение орнаментально, декоративной композиции натюрморта используя фактурные заготовки
с предыдущего задания.
Задачи: в графическом решении натюрморта выявить ритм и пластику линии и пятна фактуры.
Материал: формат А4, тушь, перо, кисть.
Самостоятельная работа: эскизы натюрморта и подбор орнаментального решения.
Задание 3. Цветовые отношения, колорит в декоративной композиции.
Беседа: Цветовая гармония – основа колорита композиции. Цветовая гама создания колорита
композиции, которая определяется как ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (с одним
доминирующим) используемые при создании произведения. Различают «теплую», «светлую»,
«холодную» гаммы. Нельзя считать, что цветовая гармония должна строиться в основном на

13

применении родственных оттенков цвета. В зависимости от замысла он может применить как
родственную, так и контрастную гамму цветотонов.
Самостоятельная работа: посещение выставок.
Задание 5. Декоративная композиция пейзажа, выполненная различными графическими средствами.
Выполнить композицию стилизованного пейзажа, в котором изображаемые объекты будут предельно
упрощены. Можно использовать несложный декор.
Задача: научиться стилизовать панорамные природные мотивы.
Материал: формат А2, тушь, перо, гелиевая ручка.
Самостоятельная работа: выполнение пейзажных зарисовок с натуры.
Задание 5. Выполнение одного натюрморта в трех цветовых вариантах.
Беседа: «Гармоничность сочетания взаимодополняющих цветов может быть объяснена
психофизиологическими закономерностями зрения, на которые обратил внимание еще М. В.
Ломоносов». Во всех парах дополнительных цветов одни являются основным, а другой –
смешанным, например «красный - зеленый». Зеленый получается в результате смешения двух
основных – желтого и синего. Можно выделить несколько типов цветовых сочетаний, взяв за основу
24 – цветовой круг и разделить его цветовые интервалы. Градации в пределах одного цвета – малый
интервал, в пределах двух цветов – средний интервал, в пределах трех цветов – большой интервал.
Выполняется один и тот же натюрморт, в трех вариантах градации цвета: малый, средний, большой
интервал.
Задачи: добиться цветового единства и гармонии красок, которые должны способствовать раскрытию
содержания творческого замысла художника.
Материал: репродукции картин Петрова – Водкина, цветовой круг из 24-х цветов, бумага, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнение одного натюрморта в разных цветовых вариантах.
Задание 6. Орнамент народов мира.
Задачи: знакомство учащихся с орнаментами народов мира и характерными особенностями
орнамента региона проживания.
Материал: формат А3, гуашь, фломастеры, цветные карандаши.
Самостоятельная работа: изучение литературы по истории и видам народного орнамента
Занятия декоративно – прикладной композиции в седьмом классе призваны развивать воображение и
фантазию, изобретательность и технические навыки, композиционное мышление и чувство цветовой
гармонии, расширять кругозор и формировать представление детей о роли искусства в жизни
общества.

Пятый год обучения
Вся работа по декоративно – прикладной композиции строится таким образом, что учащиеся,
суммируя знания, умения и навыки по заданному предмету полученные в 4- 7 классе, выполняют
итоговую работу в полюбившейся им технике и материале. Предварительно дети разрабатывают
графический и цветной эскиз с учетом специфики воплощения темы в том или ином материале, а
затем выполняют работу, выявляя красоту фактурных свойств материала совершенствуя технические
приемы.
Задание 1. Выполнение итоговой работы в материале по выбору.
а) Работа над эскизами изделий.
Задачи: объяснение учащимся роли панно в убранстве дома, степень обобщения и условность
трактовки растительных и зооморфных форм и сюжетов, возможный круг тем и сюжетов для
создания панно; разработка эскизов композиции; отбор эскиза и выполнение проекта, четкая
прорисовка каждого силуэта и его цветовая разработка.
Материалы: бумага, гуашь, акварель.
Самостоятельная работа: выбор предполагаемых тем для работы, завершение работы, начатой на
уроках.
б) Выполнение изделия в материале.
Задача: перевод разработанного эскиза на основу и выполнение его в материале; при работе над
изделием добиваться качества работы, не допуская поспешности и небрежности.
Самостоятельная работа: выполнение над итоговой работой в материале.

14

Шестой год обучения
Учащиеся знакомятся с росписью по ткани в технике «Батик», материалами и различными
техническими приѐмами.
Задание 1. Батик. Вводная беседа.
Задачи: познакомить с одной из разновидностей ДПИ – батик, роспись по ткани. Сфера применения:
изделия для интерьера, костюмы и аксессуары, сувениры и занимательные подарки. Виды и свойства
ткани. Основные инструменты и материалы техники батика: холодный, горячий батик; узелковая
техника и тд.
Материалы: ткань, подрамник, акварель, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнение некоторых этапов работы.
Задание 2. Панно, выполненное в технике свободной росписи.
Задачи: познакомить с техническими приемами свободной росписи по ткани;
сюжет произвольный, выполнить роспись ткани, соблюдая все необходимые этапы и технические
приемы данной техники. Окончательно оформить в виде открытки или ширмочки.
Материалы: ткань, подрамник, акварель, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнение некоторых этапов работы.
Задание 3. Панно, выполненное в технике «Монотипия по ткани»
Задачи: познакомить с техническими приемами росписи «Монотипия» по ткани;
выполнить роспись ткани, соблюдая все необходимые этапы и технические приемы техники
«монотипия по ткани». Сюжеты: листопад, лесная поляна, городские цветы тд.
Материалы: ткань, поролоновая губка, подрамник, утюг, акварель, тушь.
Самостоятельная работа: выполнение аналогичной композиции.
Задание 4. Платок для куклы.
Освоение техники (свободной) трафаретной росписи.
Задачи: познакомить с техническими приемами трафаретной росписи, научить вырезать шаблоны из
бумаги, картона. Познакомить с особенностями построения композиции платка;
составить выразительную композицию платка, выполнить роспись, используя варианты из бумаги
шаблоны.
Материалы: ткань, рама, краски, бумаги картон, куски тюли, кружева, соль.
Самостоятельная работа: просмотр материалов о платках в интернет ресурсах.
Задание 5. Панно, выполненное в технике травления с использованием соли.
Задачи: познакомить с выразительными особенностями и техническими приемами техники росписи
по ткани, травление с использованием соли; составить композицию ( снегопад, морское дно,
одуванчики…) техническими приемами росписи по ткани в технике травления с использованием
соли.
Материалы: Ткань, красители, рама, соль.
Самостоятельная работа: подготовка эскиза панно.
Задание 6. Панно, выполненное в технике росписи, в несколько слоев.
Задачи: познакомить учащихся с выразительными возможностями и техническими приемами
техники росписи в несколько слоев; грамотно составить композицию. Выполнить роспись, используя
технические приемы росписи в несколько слоев.
Материалы: ткань, красители, рама, контур.
Самостоятельная работа: подготовка эскиза панно.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения предмета «Композиция прикладная» учащийся должен:
знать:
-основные элементы композиции, закономерности построения художественной формы;

15

-принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для
воплощения творческого замысла.
уметь:
-применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте,
тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах;
-находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу;
находить живописно – пластические решения для каждой творческой задачи.
владеть:
-навыками по созданию композиционной художественно-творческой работы.

Требования к уровню подготовки учащихся
на различных этапах обучения
Первый год обучения
знания:
-основных законов общей композиции;
-способов построения линейного орнамента;
-основных характеристик цвета;
-основных приемов стилизации растительных форм;
-понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
умения:
-уравновешивать основные элементы в листе;
-создавать линейный орнамент по заданной схеме;
-перевести простые растительные формы в декоративные;
навыки:
-владения техниками работы гуашью, аппликацией, графическими техниками.

Второй год обучения
знания:
-понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
-о способах выделения главного в композиции;
-о создании плоскостной декоративной композиции;
-о композиционной структуре замкнутого орнамента;
-о способах изменения насыщенности цвета;
умения:
-четко выделять композиционный центр;
-создавать замкнутый орнамент по заданной схеме;
-последовательно, поэтапно работать над декоративной композицией;
-трансформировать и стилизовать заданную форму;
навыки:
-перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;
-анализа схемы построения композиций великих художников;
-работы с ограниченной палитрой, составления колеров;
-создания декоративной композиции из стилизованных мотивов.

Третий год обучения
знания:
-о композиционной структуре сетчатого орнамента;
-о способах выделения доминанты в композиции;
-о способах достижения цветовой гармонии в цветовой паре;
умения:
-последовательно, поэтапно работать над декоративной композицией;
-создавать сложные орнаментальные композиции на основе вспомогательных сеток;
-ориентироваться в общепринятой терминологии;
-доводить свою работу до заданной степени законченности;
-организовать структуру композиции с помощью применения несложных композиционных схем;
навыки:
-работы с ограниченной цветовой палитрой.

16

Четвертый год обучения
знания:
-о принципах построения монокомпозиции;
-о способах создания колористических композиций;
-о возможностях эмоциональной выразительности линий и пятен;
умения:
-самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
-самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств – линии, пятна;
-организовать структуру композиции с помощью применения несложных композиционных схем;
навыки:
-создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех элементов композиции
основному замыслу;
-правильной организации композиционных и смысловых центров;
-создания целостности цветотонального решения листа.

Пятый год обучения
знания:
-о правилах композиционного построения костюма;
-основных пропорций фигуры человека;
-о стилизации сложных форм;
-о закономерностях построения ансамбля;
умения:
-создавать ансамблевую композицию как единое целое;
-самостоятельно выделять главное в композиции;
навыки:
-работы различными живописными и графическими техниками;
-самостоятельного изучения материальной культуры;
-применения визуальных эффектов в композиции.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы учащегося,
обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр.
Формы промежуточной аттестации:
-зачет – просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
-экзамен – творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет, в виде зачета- просмотра по окончании первого
полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы
(текущий контроль).
Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий
подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами,
набросками, литературой.
Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и
возможности реализовать выбранную идею в серии листов, связанных единством замысла и
воплощения.
Итоговая работа может быть выполнена в любой декоративной технике. Работа выполняется в
пятом (шестом), восьмом (девятом) классе и рассчитана на год.

Критерии оценок
17

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Во время объяснения новой темы перед выполнением каждого задания преподаватель ставит
перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается
работа ученика.
Выставляется оценка:
5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается
оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом.
4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи
преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности
или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
2 (неудовлетворительно) – ученик не справляется с поставленными задачами, делает грубые ошибки.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для успешного достижения результата в освоении программы по предмету «Композиция
прикладная» необходимы следующие учебно-методические материалы:
Таблицы по темам:
-орнамент;
-цветоведение;
-стилизация;
-основы общей композиции.
Наглядные пособия.
Методические пособия.
Папки практических заданий, сформированные по темам.
Фонд лучших работ учащихся по разделам и темам.
Портфолио ученических работ по темам.
Видеоматериал.
Интернет – ресурсы.
Презентационные материалы по тематике разделов.

Методические рекомендации преподавателям
Предмет «Композиция прикладная» предлагается рассматривать как связующее звено между
предметами «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая».
Ввиду небольшого количества часов, отведенных на предмет «Композиция прикладная», работа над
композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий. Во время аудиторных
занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр аналогов, создание
форэскизов, цветовых или тональных эскизов, проработка утвержденных вариантов, индивидуальная
работа с каждым учеником.
Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать
как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного
предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.
Необходимо формировать у обучающихся культуру выполнения работ небольшого размера.
Все выполненные варианты заданий по теме необходимо композиционно грамотно размещать на
одном формате. Работы собираются в отдельную папку и служат индивидуальным учебным
пособием для учащихся на протяжении всего образовательного периода. Выполненные работы могут
быть использованы как эскизы для итоговой композиции..
В процессе работы педагог должен помогать детям с выбором темы работы. При всей
углубленности и широте задачи она должна быть вполне доступна именно данному ученику.
После выбора темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с
каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу,
литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, даже копии с произведений
мастеров, выстраивая графический ряд, затем, если работа задумана в цвете - ее колористическое
решение.

18

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего
задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие
детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.
Самостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой
отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, итоговая работа. Необходимо дать возможность
ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой
индивидуальности.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
Барадулин, В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу [Электронный ресурс] /
В.А.Барадулин. – Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во,2012.-148с. – Режим доступа:
http://www.aldebarans.ru/izo/88244-uralskaya-narodnaya-zhivopis-po-derevu-bereste-i-metallu.html
Бесчастнов, Н.П. Художественный язык орнамента[Электронный ресурс] / Н.П. Бесчастнов. М.:Владос.2010.-367 с. –Режим доступа:
http://www.scanbooks.ru/load/draw/khudozhestvennyj_jazyk_ornamenta/19-1-0-9024
Векслер, А. К. Декоративная колористическая композиция. Учебно-методическое
пособие [Электронный ресурс] /А.К.Векслер. – М.:МЕТ 007, 2013.-128 с. –Режим доступа:
http://www.scanbooks.ru/load/draw/dekorativnaja_koloristicheskaja_kompozicija_uchebno_metodicheskoe_
posobie/19-1-0-29681
Гильман, Р.А. Художественная роспись тканей [Электронный ресурс] /Р.А.Гильман. – М.:Владос,
2015.-156 с. – Режим доступа: http://eknigi.org/dizajn_i_grafika/4748-xudozhestvennaya-rospistkanej.html
Кошаев, В. Б. Композиция в русском народном искусстве [Электронный ресурс] / В.Б.Кошаев. –
М.: Владос, 2012. – 130 с. – Режим доступа:
http://www.scanbooks.ru/load/draw/risuem_cvety_akvarelju/19-1-0-34253
Ли, С. С. Раскраска Узоры [Электронный ресурс] / С.С. Ли.-М.:Амра,2013.- 8 с. –Режим доступа:
http://www.scanbooks.ru/load/child/raskraska_uzory/4-1-0-12695
Чернихов, Я.Г. Орнамент. Композиционно-классичекое построение [Электронный ресурс]
/Я.Г.Чернихов. –М.: 978-5-93070-060-2, 2012. – 199 С. –Режим доступа:
http://www.aldebarans.ru/izo/83723-ornament-kompozicionno-klassichekoe-postroenie.html
Хананова И. Солѐное тесто[Электронный ресурс] /И.Хананова. –М.: АСТ-Пресс Книга, 2014. – 41с. –
Режим доступа: http://www.booksgid.com/crafts_hobby/12375-soljonoe-testo-i.-khananova.html

Список учебной литературы
Вольг, Р. Оригами и поделки из бумаги [Электронный ресурс] /Р.Вольг. –М.: АСТ-Пресс Книга, 2011.
–146с. –Режим доступ: http://www.booksgid.com/entertainment_hobby/29193-origami-i-podelki-izbumagi.html
Даглдиян, К. Д. Декоративная композиция [Электронный ресурс] / К.Д. Даглдиян.-М.:Феникс,2010.315 с. –Режим доступа: http://depositfiles.com/files/wnc2fgk0o
Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция[Электронный ресурс] /Г.М.Логвиненко.-М.:Владос,
2012.-161с. –Режим доступа: http://www.booksgid.com/drawing_painting/18843-dekorativnajakompozicija.html
Лындина, Ю.Фигурки из бисера [Электронный ресурс] / Ю. Лындина.-М.:Культура и традиции,2015.82с. –Режим доступа: http://www.booksgid.com/crafts_hobby/14482-figurki-iz-bisera.html
Марроквин-Барр, К. Учимся рисовать с Angry Birds [Электронный ресурс] / К. Марроквин -Барр. –
М.: Махаон, 2013.- 66 с. - Режим доступа: http://i.booksgid.com/web/online/43275
Черутти, П.- Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров.
Практическое руководство. [Электронный ресурс] / П.-Н.Черутти.-М.:Культура и традиции, 2010.-159
с. –Режим доступа: http://depositfiles.com/files/f3vyfoeii
Шилкова Е., Волшебный батик [Электронный ресурс] /Е.Шилкова. –М.: Рипол Классик, 2012.- 139 с.
– Режим доступа: http://i.booksgid.com/web/online/43499

19

Эдвардс, Б. Ты - Художник! [Электронный ресурс]/ Б.Эдвардс. –Минск: Попурри, 2010. – 254 с. –
Режим доступа: http://i.booksgid.com/web/online/43282

Средства обучения
материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью,
натюрмортным фондом;
наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников,
настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;
электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».