Составлена на основе примерных программ:
1.Рисунок. Живопись. Станковая композиция. Программа проект для преподавателей
ДШИ 1 – 4 классов и ДХШ. Москва – 1990 г.
2.Рисунок. Живопись. Станковая композиция. Основы графического дизайна.
Примерные программы для детских художественных школ и изобразительных
отделений детских школ искусств (углубленный курс). Москва – 2003 г.
3.Рисунок. Живопись. Композиция. Программа (проект) для художественных отделений
детских школ искусств четвертый класс. Москва – 1988 г.
4.Проект примерной программы по учебному предмету ПО.01.УП.03., ПО.01.УП.06.
Композиция станковая.Москва 2012 г.
Составитель:
А.П.Шавкунова, преподаватель высшей квалификационной
категории МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент внутренний: С.А.Гаврилов, преподаватель высшей квалификационной
категории МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент внешний:
Е.В.Гаврилова, преподаватель высшей квалификационной
категории специальных дисциплин ГБПОУ «Катайский
профессионально- педагогический техникум»
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
2
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.
Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план;
- Содержание разделов и тем. Годовые требования;
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения;
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
-Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- Дидактические материалы ;
VI.
Список литературы и средств обучения
- Методическая литература;
- Учебная литература;
- Средства обучения.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
3
Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и
навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а
также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками
изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями
теории и истории искусств.
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных
предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие
исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны
требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции
станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения
тоном и цветом.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» составляет 5 лет: при 8-летней
программе — с 4 по 8 классы.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция станковая» при 8-летнем сроке обучения
составляет 924 часа. Из них: 363 часа – аудиторные занятия, 561 час - самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 8 лет
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки
Классы
Всего
часов
Затраты учебного времени,
график промежуточной и итоговой аттестации
Полугодия
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Аудиторные
занятия (в часах)
Самостоятельная
работа (в часах)
Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)
32
34
32
34
32
34
32
34
48
51
363
48
51
48
51
48
51
64
68
64
68
561
80
85
80
85
80
85
96
102
112
119
924
зачет
экзамен
зачет
экзамен
зачет
Итоговая
аттестация
8
экзамен
7
зачет
6
экзамен
5
зачет
4
Вид
промежуточно
й аттестации
по полугодиям
и итоговая
аттестация
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 9 лет
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
Затраты учебного времени,
график промежуточной и итоговой аттестации
4
Всег
о
часо
в
нагрузки
Классы
4
5
6
7
8
9
Полугодия
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Аудиторные
занятия (в
часах)
32
34
32
34
32
34
32
34
48
51
32
34
429
Самостоятельна
я работа (в
часах)
48
51
48
51
48
51
64
68
64
68
64
68
693
Максимальная
учебная
нагрузка (в
часах)
80
85
80
85
80
85
96
102
112
119
96
102
1122
Вид
промежуточной
аттестации по
полугодиям и
итоговая
аттестация
зач
ет
зачет
Итогов
ая
аттеста
ция
зачет
экза
мен
зачет
экз
аме
н
экза
мен
зач
ет
экз
аме
н
заче
т
экз
аме
н
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Композиция станковая» и проведение консультаций рекомендуется
осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Рекомендуемый объем учебных занятий по учебному предмету «Композиция станковая» ДПОП
«Живопись» со сроком обучения 8 лет составляет:
аудиторные занятия:
4 - 7 классы – по 2 часа в неделю;
8 классы – по 3 часа в неделю.
самостоятельная работа:
4 – 7 классы – по 3 часа в неделю;
8 класс – по 4 часа в неделю.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Композиция станковая» является художественно-эстетическое
развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы
художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление
одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства.
5
Задачами учебного предмета «Композиция станковая» являются:
-развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
-последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
-знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
-изучение выразительных возможностей тона и цвета;
-развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
-обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами,
набросками, эскизами;
-приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
-формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению
профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
-распределение учебного материала по годам обучения;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
-требования к уровню подготовки обучающихся;
-формы и методы контроля, система оценок;
-методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание
учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический;
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио
и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут
пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем,
в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному
искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по композиции станковой должна быть оснащена удобными столами, мольбертами,
компьютером, интерактивной доской.
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных
особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления;
включает теоретическую и практическую части.
6
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя
задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на
применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела, темы
Вид
учебного
занятия
Общий объем времени (в часах)
Максима Самостоя Аудиторльная
тельная
ные
учебная
работа
занятия
нагрузка
1 год обучения
Урок
5
3
2
Урок
15
9
6
3.
Вводная беседа. Понятие «композиция».
Жанры станковой композиции. Знакомство
с программой по станковой композиции.
Рисование по памяти «Осенний пейзаж».
Экскурсия в лес, парк.
Тематический натюрморт.
Урок
20
12
8
4.
Иллюстрация к русской народной сказке.
Урок
20
12
8
5.
Выполнение композиции с изображением
животных «В зоопарке», «Африка».
Урок
20
12
8
6.
Композиция на тему портрета «Мой друг»,
«Автопортрет» и т.п.
Урок
20
12
8
7.
Иллюстрация к литературному
произведению (рассказу или повести) о
природе.
Урок
30
18
12
8.
Выполнение композиции на основе
наблюдений на тему «В цирке».
Урок
35
21
14
165
99
66
1.
2.
Всего :
2 год обучения
Композиция пейзажа на тему «Осень».
Беседа о задачах и содержании обучения.
Иллюстрация к произведениям А.С
Пушкина.
Урок
15
9
6
Урок
25
15
10
3.
Композиция на тему портрета «Военный»,
«Студент», «Артист».
Урок
20
12
8
4.
Портрет «Самый веселый клоун».
Урок
20
12
8
5.
Композиция пейзажа на тему «Весна» («На
пришкольном участке», «Мастерят
скворечники», «Загородная экскурсии» и
т.д.)
Выполнение графической композиции с
животными или птицами «Игры зверей»,
Урок
50
30
20
Урок
35
21
14
1.
2.
6.
7
«Полет птиц».
Всего:
1.
2.
3 год обучения
Декоративная работа на тему «Цветы».
Урок
Беседа о задачах и содержании предмета
«композиция»
Композиция на тему «Сценка»
Урок
(«Неприятный разговор», «Не готов к
уроку», «У кассы кинотеатра», «В
библиотеке»).
165
99
66
20
12
8
20
12
8
3.
Иллюстрация к сказам П.П.Бажова.
Урок
40
24
16
4.
Композиция с двумя фигурами в интерьере
(«Разговор», «Мать с ребенком»,
«Встреча»).
Урок
25
15
10
5.
Композиция на тему из окружающей
действительности («Праздник», «Игры
детей», «Спорт» – по выбору учащегося).
Урок
25
15
10
6.
Композиция на историческую тему.
Урок
35
21
14
165
99
66
40
24
16
40
24
16
Всего:
1.
2.
4 год обучения
Пейзаж по памяти, передающий
Урок
переходное состояние (свет в окнах, в
начале сумерек, солнечные проблески
сквозь тучи, наступление рассвета).
Композиция по наблюдению с фигурами
Урок
людей в определенном действии или
состоянии («Собрание», «На остановке»,
«У газетной витрины»).
3.
Работа над графическим циклом (работа на
свободную тему).
Урок
50
30
20
4.
Работа над киноплакатом.
Урок
35
21
14
165
99
66
56
56
35
32
32
20
24
24
15
35
49
20
28
15
21
Всего:
1.
2.
3.
4.
5.
5 год обучения
Декоративный натюрморт
урок
Сюжетная 2-3 фигурная композиция.
урок
Графика малых форм. Разработка
урок
праздничной открытки
Шрифтовая композиция
урок
Многофигурная композиция(3-4 фигуры).
урок
8
Всего:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
231
132
99
6 год обучения
Создание сложной образной графической
композиции.
Вариант 1. Графический лист «Аллегория».
Вариант 2. Основы мультипликации
Урок
Урок
24
24
16
16
8
8
Графика малых форм.
Вариант 1.Экслибрис
Урок
24
16
8
Вариант 2.Шрифтовая композиция
Урок
24
16
8
Раздел 2. Сюжетная композиция
Сюжетная композиция. Триптих
Сюжетная композиция на конкурсную тему
Раздел 3. Графика
Графическая композиция в городской среде
Урок
60
40
20
Урок
42
28
14
198
132
66
Всего:
Содержание разделов и тем. Годовые требования
Первый год обучения
Задача этого года обучения – освоение прием в передачи простейших сюжетных связей с
помощью декоративно – ритмического решения на листе лаконично – плоскостных
изобразительных элементов.
К концу первого года
обучающийся должен знать:
-названия и оптимальные особенности основных жанров изобразительного искусства (портрет,
пейзаж, натюрморт);
-название и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей,
используемых по предмету «композиция»;
-требования к композиции изображения на листе (уравновешенность, отсутствие пустоты и
тесноты);
-понимать роль цвета как средства выражения настроения.
обучающийся должен уметь:
-использовать в работе жизненные наблюдения;
-передавать простейшие смысловые связи между предметами;
-гармонично заполнять изображением всю поверхность листа;
-выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;
-использовать планы картины (ближний, средний, дальний);
-передавать плавность пространства (ближе - ниже, дальше - выше), загораживание дальних
предметов ближними предметами;
-передавать явления зрительного уменьшения предметов по мере их удаления;
-передавать характер и основные пропорции фигуры человека, изображать человека в простом
движении;
-соблюдать правила культуры и работы красками, тушью, восковыми мелками.
9
Задание 1. Вводная беседа. Понятие «композиция». Жанры станковой композиции. Знакомство с
программой по станковой композиции.
Цели и задачи: в доступной для детей форме провести беседу о значении предмета «композиция»
в процессе обучения. Задачи курса композиции.
Самостоятельная работа: просмотр репродукций и видеоматериалов.
Задание 2. Рисование по памяти «Осенний пейзаж». Экскурсия в лес, парк.
Цели и задачи: познакомить детей с пейзажным жанром; формировать умение выражать в
рисунках свои выразительные представления и впечатления от восприятия пейзажа, учить видеть
характерные особенности осенней природы, передача в композиции неглубокого двухпланового
пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом
пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу.
Материалы: формат А3, гуашь, акварель.
Самостоятельная работа: создание цветовых выкрасок в теплой и холодной цветовой гамме,
цветовые эскизы образов деревьев.
Задание 3. Тематический натюрморт.
Цели и задачи: продолжение изучения жанра натюрморта, закрепление понятий «формат»,
«неделимость композиции», «силуэт» (темный, светлый ) «симметрия», «асимметрия»,
«выделение главного»; выполнить композицию натюрморта на контрастных тонально – цветовых
отношениях, с попыткой выделения главного.
Материалы: гуашь, формат А3.
Самостоятельная работа: эскиз натюрморта с пятновой трактовкой композиции, где все
внимание обращается на фактуру.
Задание 4. Иллюстрация к русской народной сказке.
Цели и задачи: знакомство с сюжетной композицией; выбор сюжета сказки наиболее интересного
для иллюстрирования, передача сказочного образа декоративными средствами, достижение
разнообразия оттенков цвета, выразительность орнаментально – декоративного решения.
Выполнение композиции с использованием изображением фигур людей, животных, элементов
пейзажа, целостность композиционного решения на выбранном формате (вертикаль, горизонталь,
квадрат) попытка выделения главного.
Материалы: акварель, тушь, гуашь, формат А3.
Самостоятельная работа: выполнение трех эскизов к сказке, где каждый из трех персонажей
становится главным. Зарисовки русского костюма (мужского и женского), русского орнамента.
Задание 5. Выполнение композиции с изображением животных «В зоопарке» «Африка».
Цели и задачи: заполнение плоскости листа с учетом ритмических элементов композиции,
достижение разнообразия в позах и силуэтах животных, в передаче их окраски. Выполнение
несложного сюжета с использованием двух – трех фигур животных; композиция с двух плановым
решением пространства, выполнение рисунка в материале с соблюдением всех подготовительных
этапов работы.
Материалы: гуашь, формат А3.
Самостоятельная работа: выполнение композиционных поисков на заданные темы.
Самостоятельный подбор цветовой шкалы к заданиям по живописной композиции.
Задание 6. Композиция на тему портрета «Мой друг», «Автопортрет».
Цели и задачи: знакомство с жанром «портрет»; решение силуэта фигуры, достижение
выразительности, вписывание силуэта в формат; передача в изображении строения и характерных
особенностей фигуры человека, выразительности и своеобразия любой фигуры.
Материалы: акварель, гуашь (по выбору), формат А3.
Самостоятельная работа: зарисовки автопортрета, выбор образа, упражнение на выбор техники
исполнения.
Задание 7. Иллюстрация к литературному произведению (рассказу или повести) о природе.
10
Цели и задачи: углубленное знакомство с жанром «пейзаж», передача богатства красок в природе
и многообразия оттенков одного цвета на основе наблюдений окружающей действительности;
освоение плановости пространства (на основе наблюдений больших пространственных планов
пейзажа), зрительное уменьшение удаленных предметов; передний, средний и дальний планы
пейзажа (пространства) использование разных точек зрения: высокий или низкий горизонт.
Материалы: акварель, тушь, перо, формат А3.
Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала по заданной теме: наброски и
зарисовки деревьев.
Задание 8. Выполнение композиции на основе наблюдений «В цирке».
Цели и задачи: изображение ограниченного (замкнутого) пространства, передача в интерьере
состояния романтики зрелища и действия, размещение предметов в пространстве на разных
расстояниях от зрителя: ближе – дальше расстановка предметов на поверхности пола с учетом
загораживания предметов другими, достижение декоративности и эмоциональности решения.
Материалы: гуашь, формат А3..
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок двух фигур для изучения их пластического и
ритмического взаимодействия; выполнение композиционных эскизных поисков с целью
определения лучших вариантов.
Второй год обучения
Основные цели занятий: второго года обучения по предмету «Композиция станковая» можно
определить следующим образом:
-гармоничное развитие личности, приобщение учащихся к эстетическим и художественным
ценностям;
-развитие активного эстетического отношения к жизни и искусству, эмоциональной отзывчивости
на прекрасное, интереса и способности к художественно - творческой деятельности;
-систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия цвета, пропорции,
пространственного мышления, фантазии, воображения;
-формирование практических навыков художественной деятельности, способности образного
воплощения замысла в творческой работе;
-выразительные особенности некоторых художественных техник и материалов (акварель, гуашь,
восковые мелки, тушь, перо и другие);
-значение выбора горизонта в картине;
-планы в картине (ближний, средний, дальний);
-принципы ритмической организации композиции и правила симметрии.
Обучающиеся должны уметь:
-в работе над композицией опираться на жизненные наблюдения, сравнивать работу с натурой;
-сознательно использовать композиционные средства: размер и формат листа;
-различными средствами выделять главную мысль в работе;
-передавать смысловые связи предметов в сюжетной композиции;
-изображать фигуру человека в движении;
-передавать эмоциональное отношение к изображаемому.
Задание 1. Композиция пейзаж на тему «Осень». Беседа о задачах и содержании обучения во
втором классе.
Цели и задачи: знакомство с задачами и содержанием обучения по предмету «композиция» во
втором классе, создание настроения в пейзаже; ввод в пейзаж предметов, оттеняющих настроение
(фонари в сумерках), фигура человека в действии; восстановление основных понятий композиции,
приобретенных в первом классе.
Материалы: акварель, формат А3.
Задание 2. Иллюстрация к произведениям А.С.Пушкина.
Цели и задачи: выполнение композиции с использованием изображения фигур людей, животных,
элементов пейзажа; выбор сюжета сказки, наиболее интересного для иллюстрирования; передача
сказочного образа декоративными средствами; достижение разнообразия оттенков цвета,
выразительности орнаментально – декоративного мышления.
Материалы: гуашь, формат А3.
11
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки интерьеров, костюмов, предметов быта,
образов персонажей в соответствии с выбранной темой.
Задание 3. Композиция на тему портрета «Военный», «Студент», «Артист».
Цели и задачи: передача признаков типического в одежде, характере человека; знание и передача
основных конструктивных особенностей фигуры человека; общее представление механизме
работы суставов, попытка передачи индивидуальности образа через особенности лица, волос,
одежды, фона. Более детальная проработка фигуры человека, отражение личных черт,
накладываемых на поведение и внешность человека.
Материалы: гуашь, формат А3.
Самостоятельная работа: исполнение композиционных зарисовок и этюдов с фигурами людей
с различным цветотональным решением.
Задание 4. Портрет «Самый веселый клоун»
Цели и задачи: учить детей изображать различную мимику человеческого лица; закрепление
композиционных навыков, умений последовательно вести работу над портретом.Изучение
портретного жанра, схемы построения костюмированного портрета и его видов – аллегорического,
мифологического, исторического, семейного, жанрового.
Материалы: гуашь, акварель и белила (по выбору),формат А3.
Самостоятельная работа: анализ работ великих художников, наброски и зарисовки костюмов,
интерьеров, фигуры человека, головы человека.
Самостоятельная работа: создание фона для персонажей с учетом плановости.
Задание 5. Композиция пейзажа на тему «Весна» («На пришкольном участке», «Мастерят
скворечники», «Загородная экскурсия»)
Цели и задачи: умение выразить главную мысль в рисунке, выделение главного героя или
элемента изобразительными средствами композиции( крупный план, размещение в центре,
внимание к деталям и подробностям). Понятие о цветовой гамме, изменение цвета в зависимости
от освещения, солнечное или пасмурное состояние, передача цветового образа времена года,
создание настроения в пейзаже.
Материалы: акварель или гуашь, формат А3.
Самостоятельная работа: сбор натурного материала, подготовительные наброски и этюды.
Задание 6. Выполнение графической композиции с животными или птицами «Игры зверей»,
«Полет птиц» и т.д.
Цели и задачи: знакомство с анималистическим жанром; передача выразительности формы,
строения и пропорций животных и птиц, характер силуэта, умение выделять в натуре главное,
существенное и подмечать детали.
Материалы: гуашь или акварель, черного цвета, тушь (на выбор), формат А3
Самостоятельная работа: выполнение эскизов с учетом характерных особенностей графики
форм. Сбор материала.
Третий год обучения
В конце третьего года обучения
обучающиеся должны знать:
-выразительные средства, которыми художник передает настроение в произведениях различных
жанров;
-названия и отличительные особенности жанров живописи (пейзаж, портрет, натюрморт,
тематическая картина;)
-особенности графики как вида изобразительного искусства;
-последовательность работы над композицией; значение эскизов и зарисовок с натуры в работе
художника;
-спектр и цветовой круг; контрастные и дополнительные цвета.
обучающиеся должны уметь:
-видеть в окружающей действительности явления, созвучные личными переживаниями;
-целенаправленно наблюдать натуру;
12
-передавать в рисунке пространственные явления;
-находить множество разных оттенков, работать в разных цветовых гаммах;
-при работе над пейзажем передавать явления наглядной перспективы;
-вести продолжительную работу над композицией, используя предварительные наброски;
-уметь передавать композиционное равновесие на листе бумаги при ассиметричном заполнении
плоскости;
-передавать глубину пространства путем изображения движущихся объектов и кругового
размещения фигур;
-сознательно использовать композиционные средства.
Задание 1. Декоративная работа на тему «Цветы». Беседа о задачах и содержании предмета
«композиция» в 6 классе.
Цели и задачи: достижение разнообразия в использовании фактурных свойств материала и
промежуточно-пространственных эффектов различных фактурных образований на плоскости
листа; при передаче материальности передать красоту, изобилие и разнообразие красок,
поверхностей, фактур. Переработка реальных мотивов в декоративной работе.
Материалы: гуашь, акварель и восковые мелки: акварель и тушь (на выбор учащегося), формат
А3.
Самостоятельная работа: сбор натурного материала.
Задание 2. Композиция на тему «Сценка» («Неприятный разговор», «Не готов к уроку», «У кассы
кинотеатра», «В библиотеке»).
Цели и задачи: решение в композиции характера персонажей и их взаимодействия, характер
аксессуаров (передача их предметных свойств); закрепление умения выявлять движение
композиционными средствами, учить последовательно вести работу над композицией, передача
выразительности сюжетно – композиционного центра, его смысловые связи с второстепенными
частями картинки.
Материалы: гуашь, формат А3.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок двух фигур для изучения их пластического и
ритмического взаимодействия; выполнение композиционных эскизных поисков с целью
определения лучших вариантов.
Задание 3. Иллюстрация к сказам П.П. Бажова. Декоративное решение.
Цели и задачи: продолжение работы над сюжетной композицией; передача остроты
характеристики героев, декоративности цвета, развитие чувства композиции, использование
законов контраст цвета, формы, движения объектов, контрастов настроения, психологического
состояния изображаемых героев. Усиление выразительности через сопоставление большого и
малого, динамичного и статичного, красивого и уродливого, доброго и злого, яркого по цвету и
сдержанного.
Материалы: гуашь, формат А3.
Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала.
Задание 6. Композиция с двумя фигурами в интерьере («Разговор», «Мать с ребенком»,
«Встреча»).
Цели и задачи: изображение фигур людей в ограниченном пространстве; сюжетно – смысловая
компоновка фигур и пространственные отношения между фигурами, решение взаимодействия
персонажей; достижение выразительности деталей, предметов переднего плана, выделение
композиционного центра; отход от стандартного расположения изображения по центру листа;
умение вести продолжительную работу над композицией.
Материалы: гуашь или акварель, формат А3
Самостоятельная работа: наброски кистью и тушью фигур людей с натуры и по воображению.
Задание 4. Композиция на темы из окружающей действительности («Праздник», «Игры детей»,
«Спорт»).
Цели и задачи: выявить основные плоскостные элементы композиции и связь их в выразительно –
смысловом решении, передача индивидуального характера персонажей, аксессуаров и участников
13
среды – формы, цвета состояния освещения и т.п., достижение разнообразия поз, поворотов,
движений, в том числе и в глубину.
Материалы: гуашь, формат А3.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки интерьеров, костюмов, предметов быта,
образов персонажей в соответствии с выбранной темой.
Задание 5. Композиция на историческую тему.
Цели и задачи: изучение подсобного иллюстрированного материала к теме (репродукции картин,
фото, и т.п.), выбор исторического момента, определение в эскизах основной пластическивыразительной идеи композиции, выявление и доработка этой идеи в окончательной композиции.
Материалы: гуашь, формат А3.
Самостоятельная работа: анализ работ великих художников, наброски и зарисовки костюмов,
интерьеров, фигуры человека, головы человека.
Четвертый год обучения.
В конце четвертого года обучения
обучающиеся должны знать:
-специфические особенности раскрытия художественного образа в различных жанрах и видах
изобразительного искусства;
-строение фигуры и головы человека, его пропорции.
обучающиеся должны уметь:
-видеть в окружающей действительности мотивы для творчества, самостоятельно находить темы,
сюжеты для своих работ, выражать свой замысел на основе наблюдательности, воображения;
-использовать выразительные средства живописи, графики;
сознательно использовать композиционные средства, выбор точки зрения, размещение
изображения на листе с учетом зрительного равновесия и смыслового акцента, использование
различных масштабов, контрастов, ракурсов; компоновать в рисунке изображаемую группу
предметов;
-передавать явления наглядной перспективы;
-придерживаться определенной последовательности и стремиться к достижению законченности
работы; сохранять единство композиционного целого при детализации.
Задание 1. Пейзаж по памяти, предающей переходной состояние (свет окнах, в начале сумерек,
солнечные проблески, сквозь тучи, наступление рассвета).
Цели и задачи: достижение выразительности тонких отношений цвета и нюансов состояния;
понимание композиционного значения конкретного характера освещения и деталей среды;
распределение пятен света на предметах пейзажа, освещенных окнах и т.п. показ движения в
природе.
Материалы: акварель, гуашь, формат А3.
Самостоятельная работа: этюд по воображению «Осенние листья на асфальте», «Деревья
осенью».
Задание 2. Композиция по наблюдению с фигурами людей в определенном действии или
состоянии («Собрание», «На остановке», «У газетной витрины»).
Цели и задачи: передача характера настроения, состояние композиционными средствами;
проработка индивидуального характера персонажей и объектов окружающей среды; решение
взаимоотношений между фигурами и объектами.
Материалы: гуашь, формат А3.
Самостоятельная работа: зарисовки фигур людей с натуры и по воображению на заданную
тему.
Задание 3. Работа над графическим циклом (работа на свободную тему).
Цели и задачи: решение в эскизах серии работ, достижение единства развития общего действия,
характер персонажей в серии; показ контрастов и подобие отдельных работ в серии;
эмоциональная выразительность графических листов.
Материалы: тушь и перо, черная гуашь, фломастеры, формат А3.
14
Самостоятельная работа: выполнение композиционных поисков на заданные темы, изучение
графических материалов и техник через систему упражнений, заданных преподавателем.
Задание 4. Работа над киноплакатом.
Цели и задачи: проработка решения в эскизах, выражение значения смыслового содержания
лаконичными изобразительными средствами.
Материалы: гуашь, цветная бумага, тушь, формат А3.
Самостоятельная работа: сбор материала, подготовительные наброски и зарисовки.
Пятый год обучения
Задание 1. Декоративный натюрморт.
Цели и задачи: закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой
тематической композиции. Тональное решение эскизов натюрморта. Цветовое решение эскизов
натюрморта в теплой, холодной и смешанной цветовой гамме. Отрисовка картона и выполнение
работы в формате согласно разработанному эскизу.
Материалы: формат А2, материалы по выбору обучающихся.
Самостоятельная работа: тематический подбор предметов для декоративного натюрморта,
натурные зарисовки предметов и их графическая стилизация.
Задание 2. Сюжетная 2-3 фигурная композиция.
Цели и задачи: закрепление полученных традиционных композиционных базовых законов и
правил; формирование навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции.
Создание многофигурной композиции в определенном формате с учетом плановости и динамики
действия.
Материалы: формат А2, материалы по выбору обучающихся.
Самостоятельная работа: сбор натурного материала, изучение материальной культуры.
Задание 3. Графика малых форм - разработка праздничной открытки.
Цели и задачи: знакомство с графикой малых форм; выразительность и оригинальность образа в
малом формате.
Материалы: формат А4, гуашь.
Самостоятельная работа: сбор тематического материала. Изучение классических аналогов.
Задание 4. Шрифтовая композиция.
Цели и задачи: изучение различных видов и конструктивных особенностей шрифта; создание
композиции, в которой шрифт будет нести главную смысловую и эстетическую нагрузку.
Создание оригинальной тематической шрифтовой композиции с учетом понятия цветности
шрифта (цветность – соотношение толщины букв и межбуквенных пространств).
Материалы: формат А3, гуашь, тушь.
Самостоятельная работа: изучение характерных особенностей шрифтов. Выполнение
композиционных эскизов.
3адание 5. Выполнение итоговой работы: многофигурная композиция (3-4 фигуры).
Цели и задачи: итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности,
наклонности и умение ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому
мышлению и умению реализовывать свои замыслы.
Закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой многофигурной
тематической композиции.
Выполнение композиции с учетом композиционных законов на заданную тему и в выбранном
формате; целостность композиционного решения.
Материалы: формат А2, материалы по выбору обучающихся.
Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала, пространственно-плановое,
тональное и цветовое решение.
Пятый год обучения
15
Раздел 1. Графика
Задание 1.Создание сложной образной графической композиции.
Вариант 1. Графический лист «Аллегория».
Цель: развитие абстрактно-образного мышления.
Задача: условное изображение абстрактных идей посредством конкретного художественного
образа.
Предлагаемое аудиторное задание: вводная беседа на тему «аллегория». Создание сложного
художественного образа в композиции.
Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала.
Вариант 2. Основы мультипликации. Разработка персонажей и фона.
Цель: образная характеристика персонажей и среды, в которой они будут взаимодействовать.
Задача: создание персонажей и фонов в строгом соответствии с индивидуальной характеристикой
образа и материальной культурой. Стилизация.
Предлагаемое аудиторное задание: вводная беседа на тему «стили мультипликации». Разработка
стилизованных персонажей (2-3) с учетом требований мультипликационной графики.
Выразительность силуэта. Локальность цвета.
Задание для самостоятельной работы: создание фона для персонажей с учетом плановости.
Задание 2. Графика малых форм.
Экслибрис.
Цель: знакомство с понятием «эмблема» (книжный знак книголюба, библиотеки) как составной
части графики малых форм.
Задача: создание композиции, наиболее полно отражающей профессиональные, любительские
интересы и литературные пристрастия владельца книги. Использование символов в изображении.
Предлагаемое аудиторное задание: создание сложной графической композиции малых форм с
использованием шрифта и различных символов.
Задание для самостоятельной работы: выполнение эскизов с учетом характерных
особенностей графики малых форм. Сбор материала.
Задание 3. Шрифтовая композиция.
Цель: изучение различных видов и конструктивных особенностей шрифта. Задача: создание
композиции, в которой шрифт будет нести главную смысловую и эстетическую нагрузку.
Предлагаемое аудиторное задание: создание оригинальной тематической шрифтовой
композиции с учетом понятия цветности шрифта (цветность – соотношение толщины букв и
межбуквенных пространств).
Задание для самостоятельной работы: изучение характерных особенностей шрифтов.
Выполнение композиционных эскизов.
Раздел 2. Сюжетная композиция
Задание 4. Сюжетная композиция. Триптих.
Цель: закрепление опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата,
техники, стилистики исполнения; роль детали в утверждении достоверности изображения.
Задача: Создать композицию, составные части которой будут подчинены раскрытию общей идеи,
и в то же время будут рассматриваться как самостоятельные.
Предлагаемое аудиторное задание: Создание трех композиций объединенных одной темой, с
учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции.
Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала, изучение материальной
культуры, продолжение работы над композицией.
Задание 5. Сюжетная композиция на конкурсные темы.
Цель: закрепление полученных традиционных композиционных базовых законов и правил.
Задача: формирование навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение различных заданий, определенных тематикой
конкурсов, тональных и цветовых эскизов. Создание многофигурной композиции в определенном
формате с учетом плановости и динамики действия.
Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала, изучение материальной
культуры.
Раздел 3. Графика
Задание 6. Графическая композиция в городской среде.
Цель: знакомство с художественным решением городской среды.
16
Задача: создать графическую композицию, вписывающуюся в архитектурную среду города.
Предлагаемое аудиторное задание: создание эскиза сложной композиции, несущей
эстетическую и смысловую нагрузку – фрески, сграффито.
Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
-знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
-знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его
применения для воплощения творческого замысла;
-умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии,
силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
-умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные
возможности;
-умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
навыки работы по композиции.
Требования к уровню подготовки обучающихся
на различных этапах обучения
1 год обучения
знания:
-понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
-тональной, цветовой, линейной композиции;
-о движении в композиции;
-о ритме в станковой композиции;
-о контрастах и нюансах;
умения:
-уравновешивать основные элементы в листе;
-четко выделять композиционный центр;
-собирать материал в работе над сюжетной композицией;
навыки:
-владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками;
-поэтапной работы над сюжетной композицией;
-анализировать схемы построения композиций великими художниками.
2 год обучения
знания:
- понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
-о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
-о трехмерном пространстве;
-о перспективе (линейной и воздушной);
-о плановости изображения;
-о точке зрения (горизонт);
-о создании декоративной композиции;
умения:
-передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;
-последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;
-работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
-передавать стилистику, историческую достоверность деталей;
-трансформировать и стилизовать заданную форму;
навыки:
-перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;
-анализировать схемы построения композиций великих художников;
-работы с ограниченной палитрой, составление колеров;
-создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.
17
3 год обучения
знания:
-о пропорциях, об основах перспективы;
-о символическом значении цвета в композиции;
-о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости;
-об эмоциональной выразительности и цельности композиции;
умения:
-ориентироваться в общепринятой терминологии;
-доводить свою работу до известной степени законченности;
-обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных;
-собирать дополнительный материал для создания композиции;
навыки:
-разработки сюжета;
-использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;
-приобретение опыта работы над серией композиций.
4 год обучения
знания:
-применения основных правил и законов станковой композиции;
-основных пропорций фигуры человека;
-соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;
умения:
-выполнения живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы,
включая работу с историческим материалом;
-организации структуры композиции с помощью применения; несложных композиционных схем;
навыки:
-создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех элементов композиции
основному замыслу;
-правильной организации композиционных и смысловых центров;
-создания целостности цветотонального решения листа.
5 год обучения
знания:
-законов композиции и схем композиционного построения листа;
-о плановости, перспективном построении пространства;
-о стилизации форм;
-особенностей композиционного построения графики малых форм;
-различных видов и конструктивных особенностей шрифта;
-по созданию оригинальной тематической шрифтовой композиции с учетом понятия цветности
шрифта;
умения:
-самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с
соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом;
-самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно решить плоскость листа;
-самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств – линии, пятна;
-самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
навыки:
-работы различными живописными и графическими техниками;
-самостоятельного изучения материальной культуры;
-применения визуальных эффектов в композиции;
- создавать выразительные и оригинальные образы в малых графических формах.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
18
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося,
обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам
программы.
Формы промежуточной аттестации:
зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого
полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам
программы (текущий контроль).
Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом
творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения.
Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.
Итоговая аттестация в форме итогового просмотра-выставки проводится:
при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет – в 5 классе,
при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 6 лет – в 6 классе,
при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 8 лет – в 8 классе,
при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 9 лет – в 9 классе.
Итоговая работа предполагает создание серии, связанной единством замысла. Итоговая
композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе
решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками,
литературой.
Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и
возможности реализовать выбранную идею в серии листов (не менее трех), связанных единством
замысла и воплощения.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным
учреждением на основании ФГТ.
Итоговая работа может быть выполнена в любой технике живописи и графике. Работа рассчитана
на второе полугодие выпускного класса.
Этапы работы:
-поиски темы, выстраивание концепции серии; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы,
этюды;
-поиски графических и живописных решений, как отдельных листов серии, так и всей серии в
целом;
-сдача итоговых листов и завершение всей работы в конце учебного года;
-выставка и обсуждение итоговых работ.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа
отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи
преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по
невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь
преподавателя.
2 (неудовлетворительно) – плохое усвоение теоретического материала на уровне требований
программы, не владение терминологией дисциплины, неумение отразить заданную тему
средствами композиции, технически неграмотно выполнена работа в материале, с
существенными ошибками, незаконченность, небрежность в работе обучающегося.
19
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует
рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к
преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по
техникам и материалам задания.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий,
самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему
поэтапного ведения работы.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой:
Обзорная беседа о предлагаемых темах.
Выбор сюжета и техники исполнения.
Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры.
Тональные форэскизы.
Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения.
Варианты тонально-композиционных эскизов.
Варианты цветотональных эскизов.
Выполнение картона.
Выполнение работы на формате в материале.
Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных
аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет
«Композиция станковая». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка
конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных
эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.
Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в
цвете или графическая, может быть и серия цветовых или графических листов. Техника
исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте
задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику.
После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная
работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному
материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, даже копии с
произведений мастеров, выстраивая графический ряд, затем, если итоговая работа задумана в
цвете, - ее колористическое решение.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно.
Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, картон, итоговая работа.
Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав
условия для проявления его творческой индивидуальности.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего
задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие
детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.
Дидактически материалы
Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой необходимы
следующие учебно-методические пособия:
- таблица по цветоведению;
- таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;
- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;
работы учащихся из методического фонда школы;
- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;
- интернет-ресурсы;
- презентационные материалы по тематике разделов.
20
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
Волков, Н.Н.Композиция в живописи [Электронный ресурс] /Н.Н.Волков –М.: Искусство, 2012.246 с. - Режим доступа:http://leschev-art.ru/volkov2.html
Голубева,О.Л.Основыкомпозиции.Пейзаж [Электронный ресурс] /О.Л.Голубева –М.:
Издательский дом искусств, 2014.-120 с. - Режим доступа:http://artageless.com/golubeva-basicscomposition-045
Останина, Н.Ю.Пропедевтика (основы композиции) [Электронный ресурс] /Н.Ю.Останина –
Курган.:Издательство Курганского государственного университета, 2013.-124 с. - Режим
доступа:http://book.tr200.net/v.php?id=4736132
Сокольникова, Н.М. Основы композиции [Электронный ресурс] /Н.М.Сокольникова. –М.:
Изобразительное искусство, 2011.-80 с. - Режим доступа:http://book.tr200.net/v.php?id=1552428
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы
композиции[Электронный ресурс] /Н.М.Сокольникова. - Обнинск: Титул, 2010.- 80 с. - Режим
доступа:http://coollib.com/b/149681/read
Список учебной литературы
Беррингтон, Б.Перспектива и композиция[Электронный ресурс] /Б.Беррингтон. – М.: Эксмо, 2013.144 с. - Режим доступа:http://www.livelib.ru/book/1000728410
Долгополов, И.В.Мастера и шедевры[Электронный ресурс] /И.В.Долгополов. – М.:
Изобразительное искусство, 2015.- 132 с. - Режим доступа:http://leschev-art.ru/metodika.html#
Фейнберг, Л.Е. Секреты живописи старых мастеров [Электронный ресурс] /Л.Е.Фейнберг. – М.:
Изобразительное искусство, 2011.- 168 с. - Режим доступа: http://leschev-art.ru/metodika2.html
Кандинский, В. Точка и линия на плоскости [Электронный ресурс] /В.Кандинский. – М.: Азбукаклассика, 2010.-148 с. - Режим доступа:
http://www.livelib.ru/tag/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%
86%D0%B8%D1%8F
Паранюшкин, Р. В.Композиция[Электронный ресурс] /Р.В.Паранюшкин. – М.: Феникс, 2015.- 96 с.
- Режим доступа: http://depositfiles.com/files/prwnl39gk
Чернышов О.В. Формальная композиция. Творческий практикум[Электронный ресурс]
/О.В.Чернышов. – Минск: Белорусская академия искусств, 2014.-186 с. - Режим
доступа:http://www.livelib.ru/tag/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B
8%D1%86%D0%B8%D1%8F
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями,
мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников,
настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
21