Программа учебного предмета. Лепка

Составлена на основе программ:
1. Проект примерной программы по учебному предмету
ПО.01.УП.03. ЛЕПКА. Москва 2012

Составитель:

А.П.Шавкунова, преподаватель высшей квалификационной
категории МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент внутренний: О.А.Черных, преподаватель высшей квалификационной
категории МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент внешний:
Е.В.Гаврилова, преподаватель высшей квалификационной
категории специальных дисциплин ГБПОУ «Катайский
профессионально- педагогический техникум»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным
программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в
области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части предметной
области «Художественное творчество».
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области
художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных
произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем
мире.
Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись», а именно: «Основы изобразительной
грамоты», «Прикладное творчество», «Лепка» - взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.
При этом знания, умения и навыки, полученные учащимися на начальном этапе обучения, являются
базовыми для освоения предмета «Скульптура».
Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином,
глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах,
таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую
деятельность учащихся.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития
детей.

2

Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Лепка» реализуется при 8(9)-летнем сроке обучения в 1-3 классах.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Лепка» при 8-летнем сроке обучения
составляет 294 часа, из них: 196 часов – аудиторные занятия, 98 – самостоятельная работа.
Вид учебной работы,
Затраты учебного времени, график
Всего
аттестации, учебной
промежуточной аттестации
часов
нагрузки
Классы
Полугодия

1

2

1

2

3

3

4

5

6

Аудиторные занятия (в 32
часах)

32

33

33

33

33

196

Самостоятельная работа 16
(в часах)

16

16,5

16,5

16,5

16,5

98

Максимальная учебная 48
нагрузка (в часах)

48

49,5

49,5

49,5

49,5

294

Вид
промежуточной
аттестации

конт.
урок

конт.
урок

зачет

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного учебным планом на реализацию
предмета.
Распределение по годам обучения
Классы
1
2
3
Продолжительнос
ть учебных занятий (в
неделях)
Количество часов
на
аудиторные
занятия (в неделю)
Общее количество
часов на аудиторные
занятия
Количество часов
на самостоятельную
работу (в неделю)
Общее количество
часов
на
самостоятельную
работу по годам

32

33

33

2

2

2

196
1

1

1

32

33

33

3

Общее количество
часов
на
внеаудиторную
(самостоятельную)
работу
Общее
максимальное
количество часов по
годам (аудиторные и
самостоятельные)
Общее
максимальное
количество часов на
весь период обучения

98

96

99

99

294

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Лепка» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в
форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах
аудиторные занятия:
1-3 классы – 2 часа в неделю,
самостоятельная работа:
1-3 классы – 1 час в неделю.

Цели учебного предмета
Целями учебного предмета «Лепка» являются:
1.
Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей.
2.
Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
3.
Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и
навыков в области художественного творчества, позволяющих в дальнейшем осваивать учебные
предметы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства «Живопись».

Задачи учебного предмета
1.
Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи,
специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика масса).
2.
Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
3.
Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
4.
Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции,
форму.
5.
Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов.
6.
Формирование умения работать с натуры и по памяти.
4

Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
Формирование конструктивного и пластического способов лепки.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач
учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
изобразительного творчества.
7.
8.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут
пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению
предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной
и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.
Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья),
подиумами, натюрмортными столиками.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Наименование темы

Введение. Пластилин, его свойства, инструменты для лепки, основные
элементы лепки. Лепка змеи, улитки
Лепка черепахи, крокодила
Лепка гуся, лебедя
Лепка тюленя
Лепка моржа
Лепка паучка, божьей коровки
Лепка гусеницы
Домашние животные
Лепка человечков (снеговик, робот)
Лепка клоуна
Лепка композиции «Гостинцы в корзинке»
Лепка автомобиля
Лепка кораблика
Лепка декоративного панно «Выше неба только небо»
Лепка декоративного панно «Во саду ли, в огороде»
Лепка декоративного панно «Качели»
Лепка декоративного панно «Домашний уют»

5

Максима
льная
учебная
нагрузка
3
3
3
3
3
3
3
6
3
3
3
3
6
6
6
6
6

Самост
оятель
ная
работа
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2

Аудит
орные
заняти
я
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
4
4
4
4
4

18
19
20
21

Лепка декоративного панно «С высоты птичьего полета»
Выполнение лепной композиции-декорации к сказке «Красная шапочка»
Композиция «Домик в деревне»
Композиция «Волшебный замок»
Всего:

6
9
6
6
96

2
3
2
2
32

4
6
4
4
64

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Наименование темы

Максима
льная
учебная
нагрузка
3

Объемная композиция
«Кот, играющий с мышью»
Панно «В зоопарке»
Объемная композиция «Мой четвероногий друг»
Панно «Веселые буквы»
Композиция по мотивам сказки «Золотой ключик или приключения
Буратино»
Лепка копилки «Сказочный домик»
Панно по мотивам сказки «Три медведя»
Лепка по мотивам сказки «Снегурочка»
Лепка панно «Часы»
Панно «Зимний пейзаж»
Объемная композиция «Кошка с котятами»
Композиция «Весенний букет для мамы»
Панно «Фрукты»
Панно по мотивам сказки « Белоснежка и семь гномов»
Лепка композиции «Животные нашего края»
Всего:

Самост
оятель
ная
работа
1

Аудит
орные
заняти
я
2

6
3
9
6

2
1
3
2

4
2
6
4

6
6
6
3
12
3
6
6
9
15
96

2
2
2
1
4
1
2
2
3
5
33

4
4
4
2
8
2
4
4
6
10
66

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Наименование темы

Композиция из пластилиновой ленты «Цветы»
Лепка на пластиковой основе «Осенний натюрморт»
Пластилиновая аппликация «Уточка с утятами»
Рисунок пластилиновыми мазками «Осенняя пора»
Реалистическая лепка «Слон»
Лепка по сюжету сказки «Снежная королева»
Композиция из пластилиновой ленты «Сказочный лес»
Лепка композиции «Готовим наряд для праздничной елки»
Лепка зимнего пейзажа «Все деревья в серебре»
Композиция – контррельеф «Бабочка»
Лепка игрушки медведя «Тэдди»
Лепка сувенира к Дню Святого Валентина»
Лепка композиции «Поздравление для папы»
Лепка композиции «Весеннее настроение»
Лепка панорамы-декорации «Африканские животные»
Лепка натюрморта «День Рождения»
Рисунок пластилиновыми мазками по мотивам сказки «Царевна-лягушка»
Лепка «Животные доктора Айболита»
Итоговая композиция. Лепка панорамы-декорации по сказке «Аленький
цветочек»

6

Максима
льная
учебная
нагрузка
6
6
6
9
6
6
6
3
6
6
3
6
3
3
9
3
9
9
1

Самост
оятель
ная
работа
2
2
2
3
2
2
1
1
2
2
1
2
1
1
3
1
3
3
2

Аудит
орные
заняти
я
4
4
4
4
4
4
2
2
2
4
2
4
2
2
6
2
4
6
4

Всего:

96

33

66

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ.
Первый год обучения
На предмете «лепка» обучающиеся знакомятся с пластическим материалом пластилин.
Главные задачи обучения – развитие мелкой моторики рук ребенка, а также развитие
пространственного мышления.
К концу первого года обучения обучающиеся должны
Знать: -особенности материала пластилин;
-основные элементы лепки;
Уметь: -выполнять простые упражнения по изготовлению элементов (капелька, жгут, яйцо
и др.)
- составлять фигурку из нескольких деталей;
- выполнять плоскостные панно, растирая пластилин по рабочей поверхности.
Тема 1. Введение. Пластилин, его свойства, инструменты для лепки, основные
элементы лепки.
Цель: Познакомить с историей возникновения и развития пластилина.
Задачи: Познакомить со свойствами пластилина, его хранением, инструментами для лепки.
Основные элементы лепки (шарик, яйцо, блинчик, капля, конус и т.д.)
Применение пластилина в жизни детей и взрослых.
Домашнее задание: Лепка округлых форм ( яблоко, ягоды, груша)
Тема 2 . Лепка змеи, улитки.
Цель: Научиться выполнять некоторые элементы лепки.
Задачи: Лепка змейки заключается в соединении двухцветных тонких жгутов в единое
целое, для выразительности добавляются элементы головы (глаза, язык).
На основе змейки выполняется лепка улитки, путем сворачивания тонкого конца, как рулет,
оставив незакрученным толстый конец. Также добавляются отличительные черты этого
животного.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: повторить лепку жгутиков разной величины.
Тема 3. Лепка черепахи, крокодила.
Цель: Научиться выполнять лепку по этапам работы.
Задачи: Черепаха выполняется на основе «блинчика», крокодил – усложненная форма
змейки. Основная цель задания – развить фантазию ребенка, не ограничивая в цветовом
решении или пропорциях.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки.
Тема 4. Лепка гуся, лебедя.
Цель: Научиться передавать характер животных.
Задачи: Выполнить лепку птиц, используя формы «шар», «капля», «блинчик», «змейка».
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки птицы.
Тема 5. Лепка тюленя, моржа
Цель: Научиться выполнять лепку животного путем вытягивания пластилина, добиваясь
нужной формы.
Задачи: Научиться лепить морских животных.
Лепка выполняется на основе «капли», с помощью инструментов обозначаются характерные
детали головы, для моржа добавляются клыки, усы
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки.
Тема 6. Лепка паучка, божьей коровки.
Цель: Научиться использовать в работе мелкие детали, составлять из них простые узоры.
7

Задачи: Научиться выполнять лепку на основе «шара», «яйца». Добавляются мелкие детали
– глаза, усики, узор на спинке выкладывается небольшими тонкими «змейками».
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки насекомых.
Тема 7. Лепка гусеницы.
Цель: Научиться прочно соединять множество деталей в единое целое
Задачи: Детали гусеницы – «шары», декорируются с помощью инструментов и цветных
элементов. Здесь можно пофантазировать, сделать сказочных, необычных насекомых, с
яркой расцветкой.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки мелких деталей округлой формы.
Тема 8. Домашние животные.
Цель: Научиться лепить животных, стараться передать их повадки, характер.
Задачи: Лепка кошек, собак, крупного рогатого скота и т.п. на основе «капли», «конуса»,
«шара», «змейки». Используются инструменты при передаче характерных особенностей
животных.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки животных.
Тема 9. Лепка человечков (снеговик, робот)
Цель: Научиться составлять фигуру героя из одинаковых элементов (шар, куб).
Задачи: Работа основана на использовании таких основных элементов лепки, как «шар» для Снеговика, «кубик»-для Робота. Также дополняют работу «лента», «цилиндр».
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки шариков и кубиков.

Тема 10. Лепка клоуна.
Цель: Закрепление предыдущего материала.
Задачи: Особое внимание уделяется выражению лица клоуна, деталям головы, одежде.
Повторяются элементы лепки «шар», «конус», «цилиндр».
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки.
Тема 11. Лепка композиции «Гостинцы в корзинке»
Цель: Научиться выполнять лепку корзинки, дополняя яркими деталями, украшениями.
Задачи: Корзинка плетется на основе «змеек», фрукты – на основе «шара», «цилиндра»,
«конуса». Главное внимание уделяется сочетанию цвета пластилина, нарядности, яркости
композиции.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки овощей и фруктов.
Тема 12. Лепка автомобиля.
Цель: Закрепление материала по лепке из цельного куска.
Задачи: Лепка автомобиля выполняется из цельного куска пластилина, с добавлением
деталей или вырезанием ненужных элементов.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки машин.
Тема 13. Лепка кораблика.
Цель: Научится передавать в композиции особенности водного транспорта.
Задачи: Лепка выполняется на основе «блинчика», «ленты», добавляются детали, можно
слепить капитана корабля.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки лодочки.
8

Тема 14. Лепка декоративного панно «Выше неба только небо».
Цель: Научиться выполнять лепку на плоскости.
Задачи: Выполнить лепку на плоскости, используя приемы растирания пластилина,
смешения цвета, наложения цветов друг на друга. В тематике используются разные
состояния неба (солнце, тучи, гроза, закат, ночь)
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы смешения цветов пластилина.
Тема 15. Лепка декоративного панно «Во саду ли, в огороде»
Цель: Научиться составлять композицию на плоскости, используя приобретенные навыки
лепки.
Задачи: Научиться передавать характерные особенности деревьев, ягод, плодов и цветов.
Придерживаться последовательности выполнения работы.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки фактурной поверхности.
Тема 16. Лепка декоративного панно «Качели»
Цель: Научиться составлять композицию на плоскости, используя приобретенные навыки
лепки.
Задачи: Научиться выполнять лепку людей и предметов на плоскости.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки.
Тема 17. Лепка декоративного панно «Домашний уют»
Цель: Научиться передавать отличительные черты той или иной комнаты
Задачи: Выполнить декоративное панно – изображение уголка комнаты, кабинета, спальни
и т.д.
Использовать декоративные приемы лепки, учиться сочетать цвет пластилина.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист
Домашнее задание: Повторить приемы лепки домашней мебели.
Тема 18. Лепка декоративного панно «С высоты птичьего полета»
Цель: Научится представлять картину с высоты птичьего полета.
Задачи: С помощью пластилина выполнить работу, похожую на снимок, сделанный с
высоты птичьего полета ( «На пляже», «В море», «На поляне», «Лыжня» и т.д.)
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы смешения пластилина.
Тема 19. Выполнение лепной композиции-декорации к сказке «Красная Шапочка»
Цель: Научиться передавать характер, настроение и движение героев сказки.
Задачи: Лепка выполняется по этапам, объединяя работу на плоскости и объемную лепку
фигур.
Основой декорации служит картонная коробка. Работа выполняется двумя учениками.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки на основе картона.
Тема 20. Композиция «Домик в деревне»
Цель: Научиться выполнять композицию сочетая объемную и плоскостную лепку.
Задачи: Учиться делать объемные изделия на основе небольших картонных коробок,
пластиковых крышек, стаканов и т.п., покрывая их пластилином.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки по объемной форме.
Тема 21. Композиция «Волшебный замок»
Цель: Научиться выполнять композицию, сочетая объемную и плоскостную лепку.
Задачи: Этапы выполнения композиции подобны предыдущей работе.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки фактурной поверхности, смешение цветов.

Второй год обучения
9

На предмете «лепка» обучающиеся 2 класса продолжают знакомство с пластическим
материалом пластилин.
Главные задачи обучения – развитие мелкой моторики рук ребенка, а также развитие
пространственного мышления и фантазии.
К концу второго класса обучающиеся должны
Знать: -особенности материала пластилин;
-основные элементы лепки объемного изделия;
- этапы работы над панно.
Уметь: - составлять фигурку из нескольких деталей;
- выполнять плоскостные панно, растирая пластилин по рабочей поверхности.
Тема 1. Объемная композиция «Кот, играющий с мышью»
Цель: Закрепить навыки работы с пластилином.
Задачи: Выполнить лепку фигурок кота и мыши, объединив их сюжетом. Примером может
стать мультфильм «Кот Леопольд», «Том и Джерри» и т.д.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки домашних животных.
Тема 2 . Панно «В зоопарке»
Цель: Научиться выполнять композицию, состоящую из нескольких фигур.
Задачи: Передать особенности диких животных характерными изгибами тела, окрасом.
Можно показать часть интерьера зоопарка, людей, которые ухаживают за животными.
Материалы: Пластилин, картон 15 х15, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки диких животных.
Тема 3. Объемная композиция «Мой четвероногий друг»
Цель: Выполнить лепку по памяти.
Задачи: Передать свою любовь к животному, его преданность хозяину.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки домашних животных.
Тема 4. Панно «Веселые буквы»
Цель: Научиться работать в коллективе.
Задачи: Выполнить лепку букв, соединив затем в слова или алфавит.
Материалы: Пластилин, картон 15 х 15, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки жгутами.
Тема 5. Композиция по мотивам сказки
«Золотой ключик или приключения Буратино»
Цель: Выполнить лепку по представлению.
Задачи: Передать настроение и характер героев сказки.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки героев сказки.
Тема 6. Лепка копилки «Сказочный домик»
Цель: Выполнить лепку по объемной форме.
Задачи: Используя небольшую стеклянную банку, выполнить лепку копилки.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист, маленькая стеклянная
банка с крышкой.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки по объемной форме.
Тема 7. Лепка панно по мотивам сказки «Три медведя»
Цель: Выполнить лепку панно по представлению.
Задачи: Показать особенности героев, их силу, смелость, хитрость и т.д. соблюдать
пропорции при изготовлении фигур животных и девочки.
Материалы: Пластилин, картон 20 х 20, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки по мотивам сказки.
Тема 8. Лепка по мотивам сказки «Снегурочка»
Цель: Выполнить лепку по представлению.
10

Задачи: Передать настроение и характер героев сказки.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки сказочных героев.
Тема 9. Лепка панно «Часы»
Цель: Выполнить лепку на пластиковой основе. Научиться пользоваться часами.
Задачи: Выполнить лепку на основе СD- диска, используя картонные детали.
Материалы: Пластилин, CD-диск, цветной картон, ножницы, инструменты (стеки),
подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки .
Тема 10 . Панно «Зимний пейзаж»
Цель: Научиться выполнять композицию с помощью жгутиков.
Задачи: Выполнить лепку пейзажа в жгутиковой технике на картоне. Развить аккуратность,
терпение, усидчивость.
Материалы: Пластилин, картон 15 х15, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки жгутиковой техникой.
Тема 11. Объемная композиция«Кошка с котятами»
Цель: Выполнить лепку по памяти.
Задачи: Передать свою любовь к животному, особенности построения тела кошки.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки домашних животных.
Тема 12. Композиция «Весенний букет для мамы»
Цель: Научиться выполнять лепку в подарок.
Задачи: Выполнить лепку весенних цветов, составив их в общую композицию.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки цветов.
Тема 13. Панно «Фрукты»
Цель: Выполнить лепку в технике «сграффито»
Задачи: Развить мелкую моторику рук, добиваясь ровного расположения слоев пластилина
картоне, при вырезании контуров фруктов развить терпеливость и аккуратность.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), картон 15 х15, подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки в технике сграффито.
Тема 14. Панно по мотивам сказки «Белоснежка и семь гномов»
Цель: Выполнить лепку панно, выделяя главных героев выразительными средствами.
Задачи: Научиться сочетать в композиции плоскостное и объемное, показывая тем самым
пространство.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист, картон 10 х 20.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки сказочных героев.
Тема 15. Лепка композиции «Животные нашего края»
(Лось, Еж, Заяц, Лиса, Белка)
Цель: Выполнить лепку животных, обитающих в наших краях.
Задачи: Показать особенности животных, их силу, хитрость, красоту, соблюдать
пропорции при изготовлении фигур животных.
Материалы: Пластилин, картон 20 х 20, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки животных.

Третий год обучения
На предмете «лепка» обучающиеся 3 класса продолжают знакомство с пластическим
материалом пластилин.
Основные задачи обучения : развитие пространственного мышления и фантазии.
Обучающиеся знакомятся с различными способами лепки из пластилина, пробуют
нетрадиционный подход к пластическому материалу, используя различные
11

вспомогательные детали и принадлежности (картон, пластик, изделия из пластмассы,
природный материал)
К концу третьего класса обучающиеся должны
Знать: -особенности лепки из пластилиновых лент; -основные этапы лепки реалистического
объемного изделия ; - особенности работы над панно-контррельефом.
Уметь: - составлять композицию из разных материалов, комбинируя с пластилином ; выполнять рисунок пластилиновыми мазками; - комбинировать плоскостное и объемное
изображение в панораме-декорации.
Тема 1. Композиция из пластилиновой ленты «Цветы»
Цель: Познакомить со способом лепки из пластилиновой ленты.
Задачи: Выполнить лепку на основе картона, используя разные методы разрезания
пластилинового листа, а также различные виды соединения с основой.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), картон 20 х 15, подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки пластилиновых лент.
Тема 2. Лепка на пластиковой основе «Осенний натюрморт»
Цель: Научиться комбинировать объемные элементы в единую композицию.
Задачи: Выполнить лепку объемных деталей натюрморта (корзина, грибы, ягоды, гроздья
рябины, и т.д.), на основе пластиковой крышки овальной или круглой формы составить
натюрморт.
Материалы: Пластилин, пластиковая крышка из-под творога, инструменты (стеки),
подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки грибов.
Тема 3. Пластилиновая аппликация «Уточка с утятами»
Цель: Познакомить со способом лепки «пластилиновая аппликация»
Задачи: Выполнить вырезание деталей уточки из цветного пластилинового листа, собрать
из вырезанных элементов птиц на картонной основе. Добавить полянку, цветы, зернышки и
т.д.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), картон 20 х 15, подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки водоплавающих птиц.
Тема 4. Рисунок пластилиновыми мазками «Осенняя пора»
Цель: Познакомить со способом рисования пластилином.
Задачи: Выполнить на картонной основе осенний пейзажный мотив, выполняя растирание
и смешивание на картоне цветов пластилина.
Материалы: Пластилин, картон 20 х 15, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы смешения пластилина.
Тема 5. Реалистическая лепка «Слон»
Цель: Выполнить лепку по представлению.
Задачи: Выполнить лепку животного, передать цвет кожи, складки, пропорции тела.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист
Домашнее задание: Повторить приемы лепки животного.
Тема 6. Лепка по сюжету сказки «Снежная королева»
Цель: Выполнить лепку по объемной форме.
Задачи: Используя небольшую стеклянную банку, выполнить лепку по мотивам сказки,
используя метод пластилиновыми жгутами, лентами, шариками.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист, небольшая стеклянная
банка.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки пластилиновых лент.
Тема 7. Композиция из пластилиновой ленты «Сказочный лес»
Цель: Развить умение лепить панно по представлению.
Задачи: Выполнить лепку пластилиновыми лентами разной величины и цвета, составить
образ необычных деревьев, цветов, плодов.
Материалы: Пластилин, картон 20 х 20, инструменты (стеки), подкладной лист.
12

Домашнее задание: Повторить приемы лепки пластилиновых лент.
Тема 8. Лепка композиции «Готовим наряд для праздничной елки»
Цель: Развить умение лепить панно по представлению.
Задачи: Выполнить лепку новогодних игрушек на основе СD- диска, контейнера из-под
«киндер-сюрприза», пластмассовой прищепки.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист, CD-диск, контейнера изпод «киндер-сюрприза», пластмассовая прищепка.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки на основе пластика.
Тема 9. Лепка зимнего пейзажа «Все деревья в серебре»
Цель: Закрепить навыки работы с пластилином.
Задачи: Выполнить лепку пейзажа, используя белый пластилин и все оттенки синего.
Повторить способы лепки жгутом, лентой, шариками.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), картон 20 х 15, подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки жгутами.
Тема 10 . Композиция-контррельеф «Бабочка»
Цель: Развить навыки лепки контррельефа (техника «сграффито»)
Задачи: Выполнить лепку композиции, вырезая детали бабочки в подготовленной
многослойной основе.
Материалы: Пластилин, картон 15 х15, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки в технике сграффито.
Тема 11. Лепка игрушки медведя «Тэдди»
Цель: Работа с фактурой. Научиться передавать мягкость игрушки.
Задачи: Выполнить лепку мишки Тэдди, передать мягкость шерстки, добавить яркие детали
одежды.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки животного.
Тема 12. Лепка сувенира к Дню Святого Валентина.
Цель: Развить интерес к лепке подарочных сувениров.
Задачи: Выполнить лепку сувенира на основе пластиковой крышки, используя атрибуты
праздника.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист, пластиковая крышка.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки сердечка.
Тема 13. «Лепка композиции «Поздравление для папы»
Цель: Развить интерес к лепке подарочных сувениров.
Задачи: Выполнить лепку сувенира на основе пластиковой крышки, используя атрибуты
праздника Дня защитников Отечества.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист, пластиковая крышка.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки сувенира.
Тема 14. Лепка композиции «Весеннее настроение»
Цель: Развить интерес к лепке подарочных сувениров.
Задачи: Выполнить лепку сувенира на основе пластиковой крышки, используя атрибуты
праздника 8 Марта.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист, пластиковая крышка.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки цветочных композиций.
Тема 15. Лепка панорамы-декорации «Африканские животные»
Цель: Научиться комбинировать в композиции плоскостное и объемное изображение.
Задачи: Выполнить лепку на основе картонной коробки, показать особенности животных,
их силу, хитрость, красоту, соблюдать пропорции при изготовлении фигур животных.
Передать красоту африканских прерий, джунглей, саванн.
Материалы: Пластилин, небольшая картонная коробка, инструменты (стеки), подкладной
лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки на основе коробки.
13

Тема 16. Лепка натюрморта «День Рождения»
Цель: Научиться комбинировать объемные элементы в единую композицию.
Задачи: Выполнить лепку объемных деталей натюрморта (торт со свечами, цветы, конфеты,
коктейль и т.д.) на основе пластиковой крышки овальной или круглой формы составить
натюрморт. Возможно добавление надписи.
Материалы: Пластилин, пластиковая крышка из-под творога, инструменты (стеки),
подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки на пластиковой основе.
Тема 17. Рисунок пластилиновыми мазками по мотивам сказки «Царевна-лягушка»
Цель: Развить умение рисования пластилином.
Задачи: Выполнить на картонной основе сюжет из сказки, выполняя растирание и
смешивание на картоне цветов пластилина.
Материалы: Пластилин, картон 20 х 15, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки смешения пластилина.
Тема 18. Лепка «Животные доктора Айболита»
Цель: Развить навыки работы с пластическим материалом.
Задачи: Выполнить объемную лепку животных, которых лечит доктор Айболит. Передать
характер и настроение героев.
Материалы: Пластилин, инструменты (стеки), подкладной лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки по мотивам сказки.
Тема 19. Итоговая композиция. Лепка панорамы-декорации по сказке «Аленький
цветочек»
Цель: Научиться комбинировать в композиции плоскостное и объемное изображение.
Задачи: Выполнить лепку на основе картонной коробки, показать особенности героев
сказки, красоту и изящество волшебного цветка.
Материалы: Пластилин, небольшая картонная коробка, инструменты (стеки), подкладной
лист.
Домашнее задание: Повторить приемы лепки сказочных героев.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает
программа учебного предмета «Лепка»:
1. Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов»,
«плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
2. Знание оборудования и различных пластических материалов.
3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
5. Умение работать с натуры и по памяти.
6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Программа
предусматривает
текущий
контроль,
промежуточную
аттестацию.
Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ
учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах
учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть
проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических

14

знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, обсуждения,
решения тематических кроссвордов, тестирования.

Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
“5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию,
творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;
“4” («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при
работе в материале есть небрежность;
“3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность
учащегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
«2» («неудовлетворительно»)
плохое усвоение материала предмета;
учащийся не в состоянии самостоятельно организовывать свою деятельность, ставить учебную
или творческую задачу и реализовывать еѐ в материале;
невозможность передать в лепке выразительные формы, сочетание орнамента с формой
предмета, используя различные приѐмы лепки;
отсутствие творчества в создании художественных изделий;
не владение технологией лепки простейших изделий из пластичных материалов.
-

5.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития
детей.
Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и
развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:
объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других
материалов);
игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение праздников и др.).
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии
после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии
способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой
деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров, народных
умельцев, скульпторов, керамистов. Важной составляющей творческой заинтересованности
учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение
художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).
Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого
ребенка рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить
детский коллектив.

6. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для преподавателей
Грибовская, А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет [Электронный ресурс]
/А.Грибовская.-М.:Сфера,-2012.-80 с.–Режим доступа: http://findknig.com/book.php?id=24294553
Лебедева, Е.К. Учимся лепить и рисовать [Электронный ресурс] /Е.К.Лебедева.-М.:Кристалл, 2012.224 с.–Режим доступа: http://findknig.com/book.php?id=2432833
Лыкова, И.А. Лепим игрушки [Электронный ресурс] /И.А.Лыкова.-М.:Карапуз, 2010.-20 с .–Режим
доступа: http://findknig.com/book.php?id=2451238

15

Лыкова, И.А. Лепка из пластилина. Наши игрушки [Электронный ресурс] /И.А.Лыкова.-М.:Карапуз,
2012.-18 с .–Режим доступа: http://findknig.com/book.php?id=2412918
Казагранда,Б. Поделки из соленого теста [Электронный ресурс] /Б.Казагранда.-М.:Салют, 2011.- 62
с .–Режим доступа: http://poly-clay.narod.ru/06skach/lepka.html
Одинокова, Г.Ю. Лети, тесто! Знакомство с тестом. Лепка [Электронный ресурс] /Г.Ю.Одинокова.М.:Карапуз, 2014.- 126 с .–Режим доступа: http://findknig.com/book.php?id=24244899
Ращупкина, С.Ю. Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову [Электронный ресурс]
/С.Ю.Ращупкина.-М.: Рипол Классик, 2010.-205 с .–Режим доступа: http://dfiles.ru/files/r839qqyg9
Федотов, Г.Я. Глина и керамика [Электронный ресурс] /Г.Я.Федотов.-М.:АСТ,Астрель, 2012.- 166
с .–Режим доступа: http://poly-clay.narod.ru/06skach/lepka.html
Чаварра,Х. Уроки керамики. Ручная лепка: учебник [Электронный ресурс] /Х.Чаварра.М.:АСТ,Астрель, 2013.-65 с.–Режим доступа: http://findknig.com/book.php?id=2455522

Список литературы для учащихся
Горичева, В. С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: книга для родителей
[Электронный ресурс] /В.С.Горичева.-М.:Академия развития, 2010.-98 с.–Режим доступа:
http://findknig.com/book.php?id=24116073
Данкевич, Е. Лепим из пластилина [Электронный ресурс] / Е.Данкевич.-М.:Росмэн, 2015.-188 с.–
Режим доступа: http://www.booksgid.com/entertainment_hobby/6865-lepim-iz-plastilina.html
Крэков, Д. Лепим из полимерной глины [Электронный ресурс] / Д.Крэков.-М.:АСТ, Астрель, 2015.65 с.–Режим доступа: http://findknig.com/book.php?id=24149258
Кузнецова, М.Е. Соленое тесто [Электронный ресурс] /М.Е.Кузнецова.-М.: АСТ-Пресс Книга, 2015.32 с.–Режим доступа: http://findknig.com/book.php?id=2423375
Лыкова, И.А. Сюжетная лепка [Электронный ресурс] /И.А.Лыкова.-М.:ИД.Карапуз, 2014.-42 с.–
Режим доступа: http://findknig.com/book.php?id=2466231
Янушко,Е.А. Лепка растения [Электронный ресурс] / Е.А.Янушко.-М.:Мозаика-Синтез, 2013.-78 с.–
Режим доступа: http://www.booksgid.com/entertainment_hobby/15817-lepka-s-detmi-rannego-vozrasta-13-goda.html
Хананова, И. Соленое тесто [Электронный ресурс] / И.Хананова.-М.:АСТ-Пресс Книга, 2015.-41 с.–
Режим доступа: http://www.booksgid.com/crafts_hobby/12375-soljonoe-testo-i.-khananova.html

Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью,
натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ
учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели,
натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».