Программа учебного предмета. Скульптура

1

Составлена на основе примерных программ:
1. Проект примерной программы по учебному предмету В.01
Скульптура. Москва 2012 г.

Составитель: С.А.Гаврилов, преподаватель высшей квалификационной категории
МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент:
О.Г.Кузнецова, преподаватель высшей квалификационной категории
МБОУДО «Катайская ШИ»

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка……………………………………………...
3
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
2

образовательном процессе
Срок реализации учебного предмета
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного
предмета
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Цели и задачи учебного предмета
Обоснование структуры программы учебного предмета
Методы обучения
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмет
II. Содержание учебного предмета…………………………………….
7
Сведения о затратах учебного времени
Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки учащихся……………….

17

IV. Формы и методы контроля, система оценок……………………18
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса……………………
20
Методические рекомендации педагогическим работникам
Рекомендации по организации самостоятельной работы
учащихся
VI. Список литературы и средств обучения………………………211
Список рекомендуемой методической литературы
Список рекомендуемой учебной литературы
Средства обучения

3

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Скульптура — вид искусства, в основе которого лежит профессиональное мышление,
поэтому предмет «Скульптура» должен способствовать развитию у учащихся трехмерного
восприятия объемной формы и умения чувствовать и передавать изобразительными
средствами объем и пространство.
Программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Скульптура» дает возможность расширить и дополнить образование
детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов вариативной
части учебного плана.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области
изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на развитие эстетического вкуса,
но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую
индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Занятия по данному предмету, в основном, практические. Небольшая вводная беседа,
проводимая в классе, предваряющая выполнение каждого задания, в ходе которых
преподаватель разъясняет учащимся содержание задания и указывает методы его
выполнения. Беседы должны сопровождаться показом иллюстративного материала:
гипсовых слепков, репродукций, кинофильмов и т. д. Рекомендуется также проводить
экскурсии в музеи, на выставки, устраивать тематические показы или выставки
репродукций в мастерской.
Особенностью данной программы является обучение использования традиционных
приемов работы с глиной, это активизирует индивидуальную творческую деятельность
учащихся.
В процессе обучения необходимо уделять постоянное внимание межпредметным связям.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня
развития детей.
В программе предусмотрено большее количество часов, в том числе работы с натуры при
8-летнем обучении, что отражено в учебно-тематическом плане, на 3 и 5 году обучения.

Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Скульптура» реализуется при 8(9)-летнем сроке обучения в 4-8(9)
классах; при 5(6)-летнем сроке обучения в 2-5(6) классах.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «скульптура» при 8-летнем сроке
обучения составляет 528 часа, из них: 264 часов – аудиторные занятия, 264 –
самостоятельная работа; при 5-летнем сроке обучения составляет 396 часа, из них: 198
часов – аудиторные занятия, 198 – самостоятельная работа.

8 летний срок обучения.
Вид учебной работы,
аттестации, учебной
нагрузки
КЛАССЫ
Аудиторные занятия

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
4
66

5
66

6
66
4

7
33

Всего
часов
8
33

264

(в часах)
Самостоятельная
работа (в часах)
Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)
Вид промежуточной
аттестации

66

66

66

33

33

264

132

132

132

66

66

528

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

5 летний срок обучения.
Вид учебной работы,
Затраты учебного времени,
аттестации, учебной график промежуточной аттестации
нагрузки
КЛАССЫ
2
3
4
5
Аудиторные занятия
66
66
33
33
(в часах)
Самостоятельная
66
66
33
33
работа (в часах)
Максимальная
132
132
66
66
учебная нагрузка
(в часах)
Вид промежуточной зачет
зачет
зачет
зачет
аттестации

Всего часов

198
198
396

Общая трудоемкость учебного предмета «скульптура» дополнительного года 6(9)
обучения составляет 66 часа, из них: 33 часов – аудиторные занятия, 33– самостоятельная
работа.

Дополнительный год обучения- 6(9) класс.
Вид учебной работы,
Затраты учебного времени,
аттестации, учебной график промежуточной аттестации
нагрузки
КЛАСС
6(9)
Аудиторные занятия
33
(в часах)
Самостоятельная
33
работа (в часах)
Максимальная
66
учебная нагрузка
5

Всего часов

33
33
66

(в часах)
Вид промежуточной
аттестации

зачет

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Скульптура» рекомендуется осуществлять в форме
мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельные.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах
аудиторные занятия:
2-6 классы – 2 часа в неделю, 7-8(9) класс – 1 час в неделю.
самостоятельная работа:
2-3 классы – 2 часа в неделю, 4-5(6) класс – 1 час в неделю.

Цель учебного предмета — развивать у учащихся объемно-пространственное
мышление, чувство формы, способность выражения пластическими образами на примере
скульптурных произведений разных народов и эпох.

Задачи учебного предмета
1. Знакомство со скульптурными произведениями разных народов и эпох; с
оборудованием, инструментами и пластическими материалами; со способами лепки.
2. Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорции», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция» и
др.; умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
3. Формирование умений передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов; работать с натуры и по памяти; применять технические приемы лепки рельефа
и росписи используя конструктивные, пластические и другие способы лепки.

Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».

6

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и
задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся
традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора
дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике
предмета.
Мастерская для занятий скульптурой оснащена мебелью (столы и стулья), подиумами,
скульптурными столиками, скульптурной массой

7

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Скульптура» построено с учетом возрастных
особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного
мышления.
Содержание программы включает следующие разделы:
1. Лепка по мотивам народных промыслов и ремесел.
2. Лепка с натуры по памяти и представлению.
3. Лепка сюжетной композиции.
4. Декоративная работа.
5. Коллективная работа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.

2.1.
2.2.
2.3.

Содержание учебного материала

1 год обучения (5, 8 лет)
Введение. Общие сведения о художественных
изделиях из керамики.
Лепка силуэта птички
Народная игрушка
Лепка дымковской барыни
Лепка каргапольской игрушки Полкан
Лепка игрушки животного по мотивам
филимоновских игрушек
Творческая композиция «Зоопарк», «Домашние
животные»
Роспись игрушек
Русский изразец
Лепка композиции «Дерево», «Цветок»
Лепка сюжетной композиции по мотивам народного
праздника «Масленица»
Образ Весны в произведениях художников,
скульпторов. Лепка по представлению «Весна»
Лепка объемной композиции «Моя любимая
игрушка»
Всего:
2 год обучения (5, 8 лет)
Лепка композиции «Натюрморт»
Лепка по мотивам произведения А.С.Пушкина
«Лукоморье»
Лепка декоративных птиц
8

Общий объем времени в
часах
Максим. Самост Аудито
учебная оятель
рные
нагрузка
ная
заняти
работа
я
4

2

2

8
4
8
8
8

4
2
4
4
4

4
2
4
4
4

8

4

4

16
2
12
20

8
1
6
10

8
1
6
10

14

7

7

20

10

10

132

66

66

16
16

8
8

8
8

16

8

8

2.4.
2.5.
2.6.

Лепка новогодних подсвечников
Лепка с натуры игрушек животных
Лепка сюжетной композиции «Животные-герои
любимых сказок»
Человек в изобразительном искусстве. Лепка
сюжетной композиции с фигурой человека
Лепка по мотивам театральных масок

12
20
16

6
10
8

6
10
8

20

10

10

16
Всего: 132
3 год обучения (5 лет – 1 час/ нед)
Лепка барельефа «Фрукты и овощи»
8
Лепка композиции «Волшебная птица»
8
Лепка с натуры игрушки собаки, кошки
8
Лепка рождественских ангелов
8
Образ художественной культуры Древнего Египта.
14
Лепка композиции по мотивам египетского
орнамента
Архитектура в изобразительном искусстве Лепка
14
объемной композиции «Средневековый замок»
Фантазия и реальность в изобразительном искусстве. 6
Лепка тематической композиции «Сказочный зверь»
Всего: 66
3 год обучения (8 лет 2 час/нед)
Лепка барельефа «Фрукты и овощи»
8
Лепка композиции «Волшебная птица»
8
Лепка с натуры игрушки собаки, кошки
8
Лепка рождественских ангелов
8

8
66

8
66

4
4
4
4
7

4
4
4
4
7

7

7

3

3

33

33

4
4
4
4

4
4
4
4

14

7

7

20

10

10

6

3

3

8
12

4
6

4
6

3.10.

Образ художественной культуры Древнего Египта.
Лепка п/о композиции по мотивам египетского
орнамента.
Архитектура в изобразительном искусстве Лепка
объемной композиции «Средневековый замок»
Фантазия и реальность в изобразительном искусстве.
Лепка тематической композиции «Сказочный зверь»
Лепка фигуры человека
Образ художественной культуры Древней Греции
Лепка композиции.
Коллективная работа по мотивам русских сказок

20

10

10

3.11.

Полуобъемная композиция «Цирк»

10
66

10
66

5

5

6

6

2.7.
2.8.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

3.6.
3.7.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

3.6.
3.7.
3.8.
3.9.

4.1.
4.2.

20
Всего: 132
4 год обучения (5, 8 лет)
Лепка объемных изделий способом кругового налепа 10
«Фантастический сосуд»
Лепка композиции по мотивам лубочных картинок
12
9

4.3.

Лепка сюжетной композиции «Зимние забавы»

8

4

4

4.4.

Лепка знаков зодиака

12

6

6

4.5.

Лепка с натуры гипсового орнамента

14

7

7

4.6.

«Деревянное зодчество». Лепка композиции «Русская
деревня»
Всего:
5 год обучения (5, 8 лет)
Фигура в движении: «спорт», «на катке», «танец» и
др.
Композиция на историческую тему. «Человек с
предметами, животными или птицей», «Охота».

10

5

5

66

33

33

10

5

5

12

6

6

5.3.

Лепка с натуры гипсовых частей лица «Давида».

16

8

8

5.4.
5.5.

Гипсовая голова, маска. Работа с натуры.
Автопортрет

8
6
33

8
6
33

5.1.
5.2.

10

16
12
Всего: 66

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1 год обучения (5, 8 лет)
1.1. Тема: Введение. Общие сведения о художественных изделиях
из керамики.
Предмет «Скульптура». Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в
мастерской лепки. Организация рабочего места. Знакомство с общими сведениями о
художественных изделиях из керамики, ее значением в возникновении традиционных
центров народных промыслов: д.Ганино (Шадринский район), Куртамыш, г.Курган,
г.Катайск. Керамика малых форм – народная глиняная игрушка: Дымковская,
Филимоновская, Каргапольская.

1.2. Тема: Лепка силуэта птички.
Знакомство умением в процессе работы пользоваться таблицами и собственным
воображением для уточнения формы и пропорции. Научиться выполнять первую простую
форму птички из глины пластическим способом лепки, пользоваться инструментами для
декоративного оформления.

1.3. Тема: Народная игрушка.
Художественный образ игрушки, их разновидность. Познакомить с историей
возникновения и развития народной игрушки.
Выполнить зарисовки с таблиц некоторых видов народных игрушек.

1.4. Тема: Лепка дымковской барыни.
Научиться лепить основную форму барыни, добавляя детали, характерные для
дымковского промысла. Закрепить умение лепить из глины, сочетая несколько способов
лепки.

1.5. Тема: Лепка каргапольской игрушки Полкан.
Выполнить лепку Полкана пластическим способом лепки. Закрепить знания особенностей
героев каргапольской игрушки.

1.6. Тема: Лепка игрушки животного по мотивам филимоновских
игрушек.
Научиться лепить комбинированным способом, сочетая конструктивный и пластический
способы лепки при изображении животного данного промысла. Передать характер и
пропорции животных филимоновского игрушечного промысла.

1.7. Тема:
животные».

Творческая композиция

«Зоопарк», «Домашние

Закрепление навыков работы с глиной. Выполнить работу, повторяя этапы работы
прошлых занятий.

1.8. Тема: Роспись игрушек.
Придать игрушкам законченный вид, используя традиционные приемы росписи
(дымковская, каргапольская, филимоновская). Научиться находить оптимальное
сочетание цвета для выражения образа игрушки животного.
Материалы: водоэмульсионная краска, кисти, клей ПВА.

1.9. Тема: Русский изразец.
Познакомить с орнаментальным искусством, его особенностями в керамике. История
возникновения и развития. Изразцы расписные и с рельефным рисунком. Основные
исторические и технологические сведения. Формировать интерес к народным
художественным промыслам и ремеслам. Виды побъемного изображения (барельеф,
11

горельеф, контррельеф). Выполнение эскиза композиции «Дерево», «Цветок» и другие.
Познакомить с правилами построения орнаментов в изразцах.

1.10. Тема: Лепка композиции «Дерево», «Цветок».
Выполнить композицию, соблюдая последовательность выполнения работы, передавая
характерные особенности. Научиться делать рельефные изображения по мотивам
русского изразца. Материалы: глина, инструменты, эскиз работы, игла для перенесения
эскиза. Лепка композиции по мотивам русского изразца

1.11. Тема: Лепка сюжетной композиции по мотивам народного
праздника «Масленица».
Краткая история возникновения русского народного праздника Масленицы. Символы
Масленицы, Солнца. Значение названий дней масленичной недели, основные особенности
празднования народного праздника Масленицы. Передать сюжет композиции в эскизе.
Выполнять зарисовки фигур людей, животных, атрибутов праздника Масленицы.
Учиться делать объемную композицию, создавая совместную работу соблюдая единые
композиционные правила в создании коллективной работы.
Выделять главных героев, подчеркивая размером и украшением.

1.12. Тема: Образ Весны в произведения художников. Лепка по
представлению «Весна».
Научиться передавать особенности времени года Весна. Познакомить с многообразием
способов изображения времени года Весны в разных видах искусства, с произведениями
художников, скульпторов. Выполнить зарисовку эскиза композиции.
Лепка по представлению образа Весны, с передачей характера, настроения, движения.
Тема по выбору: «Мартовский кот», «Весна красна», «Весенние трели», «Весенняя
капель» и тд. Передавать характер, настроение и движение фигур.
1.13. Тема: Лепка объемной композиции «Моя любимая игрушка».
Учиться делать объемные изделия, выделяя характерные особенности игрушки, применяя
разные способы лепки. Развитие навыков росписи объемных изделий, находить
оптимальное сочетание цвета, подчеркивающее характер, настроение и назначение
композиции. Материалы: водоэмульсионная краска, кисти, клей ПВА, гуашь.

2 год обучения (5, 8 лет)
2.1. Тема: Лепка композиции «Натюрморт».
Познакомить учащихся с разновидностью натюрморта, возможностью применения
стилизации в жанре натюрморт. Выполнить зарисовку эскиза к композиции. Выполнить
рельефное изображение натюрморта, состоящего из 3 предметов, разных по высоте и
фактуре, применяя элементы стилизации.
Примерные темы: «Восточный натюрморт», «Крестьянский хлеб», «Завтрак»,
«Натюрморт с цветами» и др.

2.2. Тема:
«Лукоморье».

Лепка

по

мотивам

произведения

А.С.Пушкина

Анализ произведения А.С.Пушкина «Лукоморье», характер героев, их особенности и
настроение. Особенности одежды (костюмов) и занятий. Выполнить зарисовки героев,
составить эскиз композиции.
Коллективная работа с передачей характерных особенностей героев и сюжета сказки,
используя различные приемы и способы лепки.

2.3. Тема: Лепка декоративных птиц.
Научиться выполнять работу по представлению, передавая особенности строения,
характера, используя приемы стилизации.

2.4. Тема: Лепка новогодних подсвечников.
12

Передавать новогоднюю тематику в композиции. Научиться лепить декоративный
подсвечник, закрепляя приемы лепки, используя стилизованные растительные формы.

2.5. Тема: Лепка с натуры игрушек животных.
Научить выполнять лепку с натуры по этапам. Закрепить навыки лепки животных с
натуры в соответствии их анатомическими особенностями. Роспись композиции.

2.6. Тема: Лепка сюжетной композиции «Животные – герои
любимых сказок».
Научиться передавать характерные особенности героев сказки, их движение, приемы
стилизации при лепке животных

2.7. Тема: Человек в изобразительном искусстве. Лепка сюжетной
композиции с фигурой человека.
Многообразие способов изображения человека в разных видах искусства
(живопись, графика, скульптура), а также с произведениями художников, изображающих
человека. Выполнять зарисовки человека, указать на характерные особенности анатомии,
пропорции человека с учетом возрастных и физиологических особенностей. Передавать
характер и движение человека. Научиться раскрывать характерные особенности
профессий, их движения при создании сюжетных композиций, выражения общей идеи
(артисты цирка, продавец мороженого, и др.).

2.8. Тема: Лепка по мотивам театральных масок.
Познакомить с историей происхождения маски, использованием масок в различных
культурах (Африка, Древняя Греция, Рим, Венеция), с разновидностями масок и их
назначением (ритуальные, театральные, карнавальные и др.) Роль цвета в масках.
Выполнить зарисовку театральной маски и лепку театральной маски, передавая основные
пропорции человеческого лица, настроение, характер театрального героя посредством
мимики. Декоративное оформление маски – ее неотъемлемая часть. Выполнить роспись,
посредством цвета выражая назначение и настроение маски.

3 год обучения (5, 8 лет)
3.1. Тема: Лепка барельефа «Фрукты и овощи».
Научится делать рельефные изображения, учитывая особенности предметов (фруктов и
овощей) при наблюдении (лист, яблоко, свекла и т.д.)
Закрепить знания о рельефе и его разновидностях.

3.2. Тема: Лепка композиции «Волшебная птица».
Познакомить с образами птицы - символа счастливой жизни, встречающийся в разных
видах ДПИ. Стилизация птиц. Выполнить зарисовки элементов разных птиц, применяя
стилизованное изображение.
Выполнить лепку утилитарной формы – солонки, используя образ сказочной птицы.

3.3. Тема: Лепка с натуры игрушки собаки, кошки.
Научиться выполнять лепку игрушки с натуры, передавать характерные особенности
игрушки: пластику, направление движения, пропорции.

3.4. Тема: Лепка рождественских ангелов.
Научиться выполнять рождественский сувенир или подсвечник, передавать
характерные особенности образа рождественского ангела, используя пластические
приемы, мимику и жесты героев.

3.5. Тема: Образ художественной культуры Древнего Египта Лепка
композиции по мотивам египетского орнамента.
13

Познакомить с памятниками культуры Египта, с особенностями египетского орнамента.
Роль цвета в искусстве Древнего Египта. Выполнять зарисовки и лепку орнаментов по
мотивам культуры Древнего Египта.

3.6. Тема: Архитектура в изобразительном искусстве. Лепка
объемной композиции «Средневековый замок».
Познакомить с произведениями художников и архитекторов, изображающих
архитектурные сооружения в различных стилях и видах искусства. Выполнить зарисовки
архитектурных объектов, придерживаясь элементов единого стиля.
Выполнить единую коллективную композицию, применяя особенности архитектуры
Средневековья, используя разные приемы лепки.

3.7. Тема: Фантазия и реальность в изобразительном искусстве.
Лепка композиции «Сказочный зверь».
Познакомить с произведениями художников, работающих в разных стилях
(фантастический, реалистический, стилизованный, смешанный и т.д.)
Значение фантазии в изображении, творческому подходу к реальному миру вещей.
(Сирин, Полкан, Мойдодыр, Тяни-толкай, Чебурашка, Русалка, Жар-Птица…) Выполнять
зарисовки с образцов и по представлению.
Учить выполнять композицию на заданную тему, изображая сказочных несуществующих
животных и птиц путем соединения воедино элементов разных животных (кентавр,
дракон…)

3.8. Тема: Лепка фигуры человека.
Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки
передачи движения.

3.9. Тема: Образ художественной культуры Древней Греции. Лепка
композиции.
Познакомить с традициями и памятниками культуры Древней Греции.
Выполнить творческую коллективную работу на темы: «Олимпийские игры»,
«Колесницы», «Архитектура Греции», и др включая в композицию фигуры человека и
животных в движении.

3.10. Тема: Коллективная работа по мотивам русских сказок.
Развитие умения передавать характер сказочных персонажей средствами лепки. Развитие
навыков работы над коллективным заданием.

3.11. Тема: Полуобъемная композиция «Цирк».
Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина
от целого куска и наклеивания на изображение – шаблон. Работа над сложной
полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск пластического и
цветового решения, выполнение работы в материале.

4 год обучения (5, 8 лет)
4.1. Тема: Лепка объемных изделий способом кругового налепа
«Фантастический сосуд».
Выполнить зарисовку сосуда в виде животного, выполнить лепку ленточным способом.

4.2. Тема: Лепка композиции по мотивам лубочных картинок
«Русский лубок».
Познакомить с историей возникновения русского лубка, с понятием «русский лубок»,
сюжетами, текстами, назначением народных картинок. Выполнить зарисовку эскиза для
14

работы, используя народные пословицы и поговорки. Выполнять барельеф по мотивам
русского лубка, используя умения и навыки лепки барельефной плиты.

4.3. Тема: Лепка сюжетной композиции «Зимние забавы».
Познакомить с зимними играми на свежем воздухе, их историей возникновения.
Определять характер героя и его особенности, выполнять зарисовки сюжетов. Анализ
зимних игр в произведениях художников («Взятие снежного городка») Выполнить лепку
сюжетной композиции, применяя разные способы лепки. Научиться определять
характер героя и его особенности при лепке. Роспись композиции, передавая характерные
особенности героев, выбирая различные сочетания цвета.

4.4. Тема: Лепка знаков зодиака.
Познакомить со знаками зодиакального созвездия и вариантами их изображения.
Выполнять зарисовки знаков зодиака. Научиться передавать особенности стилизации при
изображении знаков зодиака. Выполнить декоративное панно-барельеф с изображением
знака зодиака.

4.5. Тема: Лепка с натуры гипсового орнамента.
Правильная передача пропорций и пластики рельефа. Задача – последовательность
выполнения рельефом от пробивки щита, рисунка, передача движения масс в
пространстве и высоте.

4.6. Тема: «Деревянное зодчество»
деревня».

Лепка барельефа «Русская

Познакомить с особенностями традиционных русских построек, понятием «деревянное
зодчество», с назначением, названием элементов деревянных построек (причелины,
ветреник, наличники, дымник и т.п.) Выполнять зарисовки элементов русской северной
избы.
Научиться выполнять лепку барельефа по мотивам деревянного зодчества. Выполнять
лепку триптиха-барельефа. Работа проводится по 3 человека. Подобрать оптимальное
сочетание цвета барельефной композиции.

5 год обучения (8 лет)
5.1. Тема: Фигура в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др.
Закрепление навыков в работе над композицией, пластическая и динамическая
выразительность, читаемость силуэта.
Самостоятельное решение композиционных задач. Соблюдая последовательность от
общего к частному и опять к общему, добиться гармоничного соотношения объемов, игры
света и тени. Найти интересный композиционный замысел по предварительным
зарисовкам. Добиться выразительности образа.

5.2. Тема:
Композиция на историческую тему. «Человек с
предметами, животными или птицей», «Охота».
Правильная последовательность ведения работы, целостность композиционного решения.
Выявить интересные детали, подчеркнуть круговое движение. Передать психологическое
состояние средствами пластики.

5.3. Тема: Лепка с натуры гипсовых частей лица «Давида».
Дальнейшее развитие, глазомера, наблюдательности. Понятие обрубовки формы.
Задачи учащихся – точность передачи пропорций и нахождение перелома плоскостей,
внимательно проследить плоскости и их переломы. Соблюдение этапов в ведении работы
– от большой формы к мелким деталям. Закрепление навыков работы с натуры.
Приобретение знаний по анатомии частей лица.

5.4. Тема: Гипсовая голова, маска. Работа с натуры.
15

Знакомство с конструкцией головы. Закрепление навыков ее построения (ось объемов
симметрия, лицевой угол, распределение основных масс формы). Дальнейшее развитие
умения работы с натуры работы с натуры. Анатомические особенности головы человека.
Опорные точки, оси при лепке головы в повороте. Вырабатывать умение последовательно
вести работу.
Средствами пластики и композиции передать характер человека. Круговой обзор и
цельность решения работы. Особое внимание уделить отбору выразительных деталей.
Формирование умений последовательно вести работу.

5.5. Тема: Автопортрет.
Приобретение навыков работы над портретом. Найти интересное движение,
композиционный замысел. Передать сходство, определенное состояние. Можно
дополнить деталями одежды.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны
Знать:
- новые термины, иметь представление об основных ведущих промыслах России, местных
мастерах.
- историю возникновения и развития ведущих промыслов, отдельные произведения
ведущих мастеров прошлого и настоящего
- особенности художественных средств и материалов
-закономерности конструктивного строения создаваемых предметов, композиций.
-различные приемы лепки.
- роль лепки в жизни человека
Уметь:
-владеть элементарными навыками работы и приемами лепки (из пластилина, глины)
соблюдая последовательность в работе
- передавать основную идею работы, пропорции, объем фигуры человека, животного,
птицы.
- стилизовать природные формы, использовать гротеск
-владеть доступными сведениями о культуре, ее истоках, быте людей.
- уметь четко представить композиционное решение сюжетной композиции,
декоративными средствами (фактурой, росписью) выделять главное, интересное и
впечатляющее в сюжете подчиняя ему второстепенное.
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции.
- проводить подготовительную работу, соблюдать последовательность, с помощью
выбранных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета.
-создавать творческие работы.
- анализировать художественные произведения.
-вести последовательно работу над объемной и полуобъемной декоративной композицией.
-применять в работе гармоничное сочетание различных фактур на глиняной поверхности.
-соблюдать тональное и колористическое решение при росписи декоративной работы.

16

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию.
Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ
учащихся в 4…-10 (при 5летнем обучении) и 8…-16 полугодиях (при 8летнем обучении)
за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка. Одной из
форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ
обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль), может проводиться в
форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.

Критерии оценок по предмету «Скульптура»
1 год
обучения:
Оценка «5»

Оценка «4»
Оценка «3»

2 год
обучения:
Оценка «5»

Оценка «4»
Оценка «3»
3 год
обучения:
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
4 год
обучения:
Оценка «5»

-выполнение лепки объемных фигур комбинированным,
пластическим и конструктивным способами;
- выполнение простого невысокого рельефа ясного по силуэту
изображения;
- знание некоторых видов народных игрушек.
- выполнение лепки с некоторыми недоработками;
-лепка и роспись рельефа по контуру не всегда четкая;
-изображение фигуры требует доработки;
- рельефное изображение не выразительное;
- поверхность изделия, места крепления деталей не обработаны, есть
трещины на поверхности.
- знание разновидности рельефа, умение самостоятельно выполнять
работу над барельефом;
-умение передавать пропорции частей тела изображаемого предмета при
лепке с натуры.
- есть недочеты в качественной обработке изделия;
- нарушения этапов работы при лепке с натуры;
- есть грубые искажения пропорций при лепке с натуры;
- некачественная обработка поверхности изделия.

- использование приемов стилизации в изображении фигур животных;
-натурная лепка содержит пластические приемы, верно найдены
пропорции фигуры.
- есть недочеты в пропорциональном соотношении при лепке с
натуры;
- рельефам требуется дополнительная обработка.
- есть грубые нарушения пропорций;
- некачественная обработка поверхности изделия.

- соблюдается последовательность в работе над объемной и
полуобъемной декоративной композицией;
- применение в работе различных фактур;
17

Оценка «4»
Оценка «3»
5 год
обучения:
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»

- соблюдаются приемы росписи декоративной работы;
- передача пропорций, объема в композиции при лепке с натуры.
- поверхность изделия требует доработки, более качественной
декоративной росписи;
- изделие содержит трещины, сколы, пропорции не соблюдены.

- соблюдается последовательность в работе с натуры;
- соблюдаются приемы росписи декоративной работы;
- передача пропорций, объема при лепке с натуры.
- работы имеют незначительные нарушения пропорций;
- пропорции не соблюдены, изменена форма.

18

V.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Процесс познания скульптуры и процесс ее создания тесно взаимосвязаны. Параллельно с
приобретением технических навыков и умений правильно вести работу над скульптурой
учащиеся должны учиться образному мышлению, развивать пространственное
воображение и способность целостного видения предмета. Но не стоит забывать, что без
теории невозможен процесс совершенствования. И только осознание этого позволит
студентам успешно овладеть искусством скульптуры, помогая учащемуся оформить его
интуитивные поиски и довести их до воплощения в материальную форму.
Целостное восприятие предмета формируется на протяжении всего учебного процесса и
совершенствуется по мере познания закономерностей процесса формообразования,
приемов и методов художественной работы. Используемые художественные приемы
должны быть убедительными и служить воплощением творческого замысла. Знания
теории скульптуры, овладение профессиональными приемами и методами ведения
скульптурной работы, изучение классических образцов прошлого поможет учащимся
постепенно повысить качество выполненной работы.
Лепку необходимо вести поэтапно в строгой методической последовательности.
Привычка вести работу, придерживаясь строгой методики, позволяет избежать
технических трудностей и сосредоточить все свое внимание на творческой стороне
процесса. Ни в коем случае нельзя приступать к следующему этапу работы, не завершив
предыдущего и не убедившись, что все сделано правильно. Не исправленная с самого
начала ошибка впоследствии всплывет, только для ее исправления придется переделывать
многое из сделанного после
Если работа выполняется в строгой методической последовательности, то она имеет
постоянно свежий и впечатляющий вид. Всякое топтание на одном месте и старание
исправить предыдущие ошибки отражаются на форме скульптурной поверхности,
придают ей вымученный вид. Любое сомнение в верности пропорционального
соответствия частей и целого или в композиционном расположении частей относительно
друг друга и целого и т.п. необходимо перепроверить и исправить сразу же, не жалея
потраченных предыдущих усилий. Высокая требовательность к себе самое необходимое
условие для достижения успеха в любой творческой работе

19

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список рекомендуемой методической литературы
Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004.
Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005.
Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003.
Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами
скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1998.
Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.:
«Владос», 2004
Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им.
Д.И.Менделеева, 2004
Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ им.
Д.И.Менделеева, 2004
Калякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и
сценарии уроков изобразительного искусства / В. И. Калякина. – М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 176 с., ил.
Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович, М.В.Нащокина. - М.:
Из-во «Жираф», 2000.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3-е.
– М.: «Агар», 1998.
Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: учебник/ Н.Г. Ли.- М.: Эксмо, 2012. –
480 с., ил.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности Изобразительное искусство / Г.М. Логвиненко. – М.:
ВЛАДОС, 2009. – 144 с., ил
Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. -1-я часть: с. 2830, 2-я часть:
Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб.
пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2010. –
352 с., ил.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе./ Н.Н.
Ростовцев. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с.
Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. – М: Внешторгиздат,
1980.
Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред. Е.Н.Евстратовой.
2002.
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе: учебное пособие для студентов пед. Вузов / Н. М. Сокольникова. – М.:
Академия, 2010. – 368 с., ил.
Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000.
Хохлова Е.Н. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий
народных художественных промыслов/ Е.Н. Хохлова М.: Просвещение, 1992. 162 с., ил.
Шпикалова, Т.Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с
углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла/ Т.Я.
Шпикалова.- М.: Просвещение, 1992.-.77 с., ил.

20

Список рекомендуемой учебной литературы
Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.:
Издательство «Агар». 1998, с.
Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, Ленинградское отделение,
1975
Долорс, Р. Керамика: Техника. Приемы. Изделия./ Долорс Рос. / пер. с нем. Ю.О. Бем. –
М.:АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010. – 144 с., ил.
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985
Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа,
1979.
Платонова, Н. И. Энциклопедический словарь юного художника / Н. И Платонова, В. Д.
Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – 416 с., ил.
Поверин А.И. Гончарное дело: Чернолощеная керамика/ А.И. Поверин.- М.: Культура и
традиции, 2002.—94 с., ил.
Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов: Книга для учащихся и
учителей / Н. М. Сокольникова. - Обнинск.: Издательство Титул, 1996. - 115 с., ил.
Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла/ Г.Я. Федотов – М.:
АСТ-ПРЕСС,- 1997.-144 с., ил.

Средства обучения
Перечень учебно-методического обеспечения мастерской скульптуры
Оборудование, приспособления, мебель:
1. Станки скульптурные………………………………………………….….......15
2. Подиумы………………………………………………………………….……..2
3.Софит…………………………………………………………………………….1
4.Шкаф для хранения инструментов…………………………………………….1
5. Шкаф для халатов…………………………………………………….………...1
6.Стеллажи для незаконченных работ и готовых изделий…………………......4
7. Доски для рельефа………………………………………...……….……….…15
8. Доски для наглядных пособий……………………………………….……..…2
9. Стол преподавателя……………………………………………………………1
10. Стол рабочий…………………………………………………………………..1
11.Шторы ( комплект)……………………………………………………...……..2
12.Хозяйственный инвентарь……………………………………………..….......1
13. Ящики для глины…………………………………………..………...……......2
14. Ящики для мусора……………………………………………..………...…....1
15. .Стулья……………………………………………………………….…...…..15

Учебно-наглядные пособия:
Гипсовые рельефы
Маски
Народные игрушки (Дымковские, Каргапольские, Филимоновские)
Таблицы

Инструменты, материалы:
1. Стеки различные деревянные (пластик)………………… 15 комплектов
2. Стеки металлические………………………………………15 комплектов
3. Глина
4. Проволока различных диаметров
5. Ведра хозяйственные……………………………………….3
6. Тряпки
7. Полиэтилен
21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».