Составлена на основе:
Проекта примерной программы по учебному предмету
ПО.01.УП.02. Ансамбль. Москва 2012
Составитель: Ю.Н.Воробьева, преподаватель первой квалификационной
категорииМБОУДО «КатайскаяШИ»
Рецензент: Н.В. Бардакова, преподаватель первой квалификационной
категорииМБОУДО «Катайская ШИ»
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
2. Срок реализации учебного предмета;
3.Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
5. Цели и задачи учебного предмета;
6. Методы обучения;
7.Материально - техническое обеспечение учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени;
2. Годовые требования по классам.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
планом
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам;
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.
VI. Списки рекомендуемой нотной литературы для учащихся
Списки методической литературы для родителей
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и
с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Фортепиано».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и
освоение навыков игры в фортепианном ансамбле в 4 - 7 классах (с учетом
первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3
класс)и в 9 классе (если учащийся будет продолжать обучение в среднем
образовательном учреждении).На занятиях фортепианного ансамбля
используются и развиваются базовые навыки, полученные на занятиях в
классе по специальности. За время обучения ансамблю должен
сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного
музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе
следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров
отечественных и зарубежных композиторов.
Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа
по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар,
знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской
классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров
единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к
другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных
произведений на высоком художественном уровне.
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7
класс)и один год 9 класс.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Таблица 1
Виды учебной нагрузки
4-7 классы
9 класс
Максимальная учебная нагрузка
330 часов
132 часа
Самостоятельная работа
198 часов
66 часов
Консультации
6 часов
2 часа
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два
ученика), индивидуальная (ученик - учитель) продолжительность урока - 40
минут.
По УП к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной
образовательной программе, так и по другим образовательным программам в
области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного
предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных
произведений обучающегося с преподавателем.
Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным
временем для подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам,
экзаменам, конкурсам и т.д. реализация данного учебного предмета может
проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений
обучающегося с преподавателем.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цель УП - развитие музыкально-творческих способностей учащегося
на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого
исполнительства.
Задачи УП:
- Создать условия для интенсивного развития музыкально-творческих
способностей, образного и ассоциативногомышления, воображения, слуха,
чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости с помощью игры на
фортепиано в ансамбле;
- Способствовать овладению основными навыками игры на фортепиано
в ансамбле, умением создавать художественный образ при коллективном
исполнении
музыкального
произведения,
знаниями
ансамблевого
репертуара;
- Способствовать освоению знаний художественно-эстетических и
технических особенностей, характерных для ансамблевого исполнительства,
становлению культуры ансамблевого мастерства пианиста;
- Решение коммуникативных задач (совместное творчество
обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение
общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг
друга);
- Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
- Развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в
ансамбле), артистизма и музыкальности;
- Обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения
с листа в ансамбле;
- Приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
- Расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления
с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и
исполнителями камерной музыки.
6. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала обеих партий);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего
произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Используемые методы работы с фортепианным ансамблем в рамках
предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
ансамблевого исполнительства на фортепиано.
7.Материальное – техническое обеспечение учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент
(фортепиано)» обеспечивается:
доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам
фонотеки, аудио и видеозаписей;
учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не
менее 6 кв.м., оснащенными двумя фортепиано.
В образовательной организации должны быть созданы условия для
содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. Содержание учебного предмета "Ансамбль"
1. Сведения о затратах учебного времени.
Таблица 2
Классы
Недельный объем аудиторной нагрузки
Недельный объем самостоятельной работы
4-7
9
1 час
2 часа
1,5часа 2 часа
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;- посещение учреждений
культуры
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и
др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве,
необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания,
умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
- сформированный комплекс умений и навыков в области
коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий
демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и
реализацию исполнительского замысла;
- знание ансамблевого репертуара: музыкальных произведений,
созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических,
циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других
произведений,
а
также
камерно-инструментального
репертуара
отечественных и зарубежных композиторов;
- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки
различных эпох;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач
ансамблевого
исполнительства,
обусловленных
художественным
содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального
произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его
академическую направленность и индивидуальный подход к каждому
ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение
художественно-эстетического развития личности и приобретения ею
художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
4 класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также
восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара несложные произведения, доступные для успешной реализации начального
этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
За
год
ученики
должны
пройти
2-4
ансамбля.
В
конце
полугодийобучающиеся сдают зачет из 1 произведения. Зачетом может
считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом
концерте.
5 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
• умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
• умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
• совместно работать над динамикой произведения;
• анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 4-6 ансамблей (с разной степенью
готовности).
В конце полугодий - зачет из 1 произведения. Публичное выступление
учащихся может приравниваться к зачету.
6 класс (3 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение
репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением
звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному
прочитыванию авторского текста.
В течение учебного года следует пройти 3-5 произведений (разного жанра,
стиля и характера). В конце каждого полугодия - зачет 1 произведение.
7 класс (4 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение
задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета
«Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и
средств выразительности; работа над агогикой и педализацией;
воспитаниеартистизма и чувства ансамбля в условиях концертного
выступления. За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного
года проходит зачет, на котором исполняется 2 произведения.
9 класс (5 год обучения)
В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю,
исполняют
1
произведение.
В
девятом
классе
продолжается
совершенствование ансамблевых навыков и накопление камерного
репертуара.
Примерный репертуарный список
4 класс (1 год обучения)
Агафонников Н. «Русский танец» из цикла «Пестрые картинки»
Азарашвили В. «Вальс», «Прогулка»
Балакирев М. «На Волге», «Хороводная»
Баркаускас В. «Мерцание искр»
Беркович И. «Марш»
Бизе Ж. «Хор мальчиков» из оперы «Кармен»
Брамс И. Ор.39 Два вальса для 2-х ф-но (авторская редакция)
Бурковская Е. «Буги-вуги»
Вебер К. «Вальс» из оперы «Волшебный стрелок»
Гаврилин В. «Часики» из цикла «Зарисовки», «Подражание старинному»
Дмитриев Г. «Дразнилка»
Зив М. «Мы шагаем», «Веретено», «Предчувствие», «По кочкам»
Мак-Доуэлл Э. «К дикой розе»
Металлиди Ж. «Веселое шествие», «Море»
Моцарт В. «Весенняя песня»
Морозов И. «Танец ласточки»
Островский А. «Школьная полька»
Петров А. «Песенка с морским дьяволом», «Вальс из к/ф «Берегись
автомобиля»
Печерский Б. «Полька-неваляшка»
Прокофьев С. «Петя и волк» (для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока)
Рахманинов С. «Итальянская полька»(1 авторская редакция) в 4 руки
Смирнова Н. «Полька и танго»
Соловьѐв В. «Белорусский танец»
Фрид Г. «Весѐлая прогулка», «Танец»
Халаимов С. (обр. И.Корольковой) «Сладкоежка», «Ночная сказка»
Хачатурян А. «Танец девушек» Чайковский П. «Колыбельная в бурю»,
«Вальс» из балета «Спящая красавица»
Шуберт Ф. «Серенада»
5 класс (2 год обучения)
Бах И.С. «Шутка»
Бизе Ж. «Деревянные лошадки» из цикла «Детские игры»
Гаврилин В. «Галоп»
Глазунов А. «Романеска»
Григ Э. Ор.35 № 2 «Норвежский танец», «Танец Анитры» из сюиты «Пер
Гюнт»
Корнаков Ю. «Шествие»
Крамер И. «Песенка ковбоя»
Моцарт В.А. «Ария Фигаро»;
Мусоргский М. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»
Прокофьев С. Сцены и танцы из балета «Ромео и Джульетта» (облегченное
переложение в 4 руки Автомьян А.; ред. Натансона В.)
Раков Н. «Радостный порыв»
Смирнова Р. «Болеро», «Полька»
Хачатурян К. «Галоп» из балета «Чиполлино»
Цфасман А. «Я хочу танцевать»
Чайковский П. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик», «Вальс из балета
«Спящая красавица»
Шостакович Д. «Тарантелла»
Шуберт Ф. «Героический марш»
Штраус И. Полька «Трик- трак»
Щедрин Р. «Царь Горох»
6 класс (3 год обучения)
Азарашвили В. «Фокстрот»
Аренский А. «Романс»
Балаев Г. «Вальс»
Брамс И. «Венгерские танцы» для фортепиано в 4 руки (по выбору)
Гаврилин В. «Перезвоны»
Глинка М. «Полька», «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
Глиэр Р. «Грустный вальс»
Григ Э. Сюита «Пер Гюнт» в 4 руки (по выбору)
Дунаевский И. «Полька» из к/ф «Кубанские казаки» Коровицын В. «Куклы
сеньора Карабаса»
Металлиди Ж. «Морская сюита»
Новиков А. «Дороги»
Прокофьев С. «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» в 4 руки
Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»
Равель М. «Моя матушка гусыня» (по выбору)
Свиридов Г. «Зимняя дорога»
Слонимский С. «Деревенский вальс»
Смирнова Н. «Восточный напев», «Пьеса в испанском стиле», «Фокстрот»
Хачатурян А. «Вальс» из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад» в 4 руки
7 класс (4 год обучения)
Аренский А. «Полонез»
Брамс И. «Венгерские танцы» (по выбору)
Вебер К. «Приглашение к танцу»
Гаврилин В. «На тройке»
Гершвин Д. «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс»
Глинка М. «Вальс-фантазия»
Григ Э. Сюита «Пер Гюнт» в 4 руки (по выбору)
Дворжак А. «Славянские танцы» (по выбору)
Дебюсси К. «Маленькая сюита», «Марш»
Казелла А. «Полька – галоп»
Коровицын В. «Мелодия дождей»
Маевский Ю. «Прекрасная Лапландия»
Металлижи Ж. «Красная луна»
Мусоргский М. «Колокольные звоны» из оперы «Борис Годунов»
Парцхаладзе М. «Вальс»
Прокофьев С. «Вальс», «Танец Феи» из балета «Золушка»
Равель М. «Моя матушка гусыня» (по выбору)
Смирнова Н. «Бразильский карнавал», «Воспоминание о французском кино»,
«Танго»
Хачатурян А. «Танец девушек», «Колыбельная», «Вальс» из балета «Гаянэ»
Шнитке А. «Постлюдия»
Шостакович Д. Концертино для 2- х фортепиано в 4 руки
9 класс (5 год обучения)
Аренский А. «Вальс» и «Романс» из сюиты для 2-х фортепиано, «Сказка»
Гершвин Дж. «Песня Порги» из оперы «Порги и Бесс» Григ Э. Сюита «Пер
Гюнт» в 4 руки (по выбору)
Дворжак А. «Славянские танцы» (по выбору)
Дебюсси К. «Шотландский марш» для фортепиано в 4 руки, "Шесть
античных эпиграфов" для фортепиано в 4 руки
Джиллок В. «Танго-Шампанское»
Корнаков Ю. «Токката»
Мийо Д. «Скарамуш» для фортепиано в 4 руки
Металлиди Ж. «Романтический вальс», «Скерцо», «Танец охотников»
Моцарт-Бузони «Фантазия фа минор» для 2-х ф-но в 4 руки
Прокофьев С. Два танца из балета «Сказ о каменном цветке» (обработка для
2-х ф-но в 4 руки А. Готлиба)
Рахманинов С. «Шесть пьес» (по выбору)
Чайковский П. «Арабский танец», «Китайский танец», «Трепак» из балета
«Щелкунчик», «Романс», «Баркарола»
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает
формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному
музыкальному
исполнительству,
совместному
музицированию в ансамбле с партнерами;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий использовать многообразные возможности
фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый
репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей,
направлений, жанров и форм;
- знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных
инструментов - струнных, духовых, народных), их особенностей и
возможностей;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4
руки;
- навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
- навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом
музицировании;
- навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве
ансамблиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает
в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию
обучающегося в конце каждого учебного года. Промежуточная аттестация
проходит в конце 1 и 2 полугодия.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут
использоваться зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Формой аттестации может быть контрольный урок, зачѐт, а также прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других
творческих мероприятиях.
По завершении изучения предмета «Ансамбль» проводится
промежуточная аттестация, выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании образовательного учреждения.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
5 «отлично»
технически
качественное
и
художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 «хорошо»
оценка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом плане,
так и в художественном смысле)
3 «удовлетворительно» исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
2
комплекс серьезных недостатков, невыученный
«неудовлетворительно» текст, отсутствие домашней работы, а также плохая
посещаемость аудиторных занятий
Зачет (без оценки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1 .Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем
подготовки в классе специальности.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого
к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,
уровень его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету
«Ансамбль» (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной
посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между
партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию
лучших примеров исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться
работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым
балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами,
интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму
произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые
прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также
важной составляющей частью общего представления о произведении, его
смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном
уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее
художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более
серьезная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть
обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать
проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику
произведения.
Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной.
Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с
партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные
регулярные репетиции с преподавателем и без него.
В
начале
каждого
полугодия
преподаватель
составляет
индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального
плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень
подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения,
доступные
по
степени
технической
и
образной
сложности,
высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам,
форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать
исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка
как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего
начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано
в 4руки (есть ансамбли в 8 рук).
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся.
С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано»
содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на
фортепиано - «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и
«Концертмейстерский класс» - учащийся должен разумно распределять
время своих домашних занятий.
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские
указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по
ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо
вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки
в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого
участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю
обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с
другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для
достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса
между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими
штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Для учащихся:
1. Барсукова, С.А. Вместе весело играть: сборник ансамблей для
фортепиано: 4-5 классы ДМШ / С.А.Барсукова. - . Ростов- наДону«Феникс», 2012. – 53 с.
2. Бахчиев. Е. За клавиатурой вдвоем: Альбом пьес для ф-но в 4
руки/А.Бахчиев, Е. Сорокина . - М., Музыка, 2008. – 85 с.
3. Бизе, Ж. «Детские игры». Сюита для фортепиано в 4 руки / М.,
Музыка, 2011. – 67 с.
4. Доля, Ю. Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ: учебно –
методическое пособие / Ю.Доля.– Ростов – на – Дону «Феникс», 2005.
– 98с.
5. Захарова, Л.Ю. Ансамбли для фортепиано: учебно-методическое
пособие / Л.Ю.Захарова.- Ростов-на-Дону «Феникс», 2010. – 75 с.
6. Михайленко, О.А. Музыка из кино. Ансамблевые переложения для
обучающихся средних и старших классов фортепианных отделений
ДШИ и ДМШ: учебно-методическое пособие / О.А. Михайленко. –
Государственное казенное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Учебно –
методический центр по художественному образованию»,Курган. –
2015. – 71 с.
7. Смелков,А. Альбом для детей и юношества: 12 пьес для фортепиано в 4
руки / А. Смеликов. - «Композитор Санкт-Петербург», 2005. – 140 с.
8. Смирнова, Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / Н. Смирнова. Ростов –на -Дону«Феникс», 2006 . – 115 с.
9. Сотникова, О. Играем с удовольствием: Сборник фортепианных
a. ансамблей / О. Сотникова. - СПб.,2005. – 96 с.
10.Российский нотный архив(Электронный ресурс) .- Режим
доступа:http://www.notarhiv.ru/
11.Нотный архив Бориса Тараканова (Электронный ресурс).- Режим
доступа: http://notes.tarakanov.net/
12.Крупнейшая учебная нотная библиотека (Электронный ресурс). –
Режим доступа: http://classon.ru/
13.Нотная библиотека для преподавателей музыкальных школ и школ
искусств (Электронный ресурс). – Режим доступа:http:// muzicalka.ru/
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Для родителей
1. Волкова, Л.П. Процесс работы над музыкальным произведением:
методическая разработка /Л.П. Волкова. – Курган КОМК, 2006. – 16 с.
2. 2.Глаголев, А.В. Мотивная структура музыкальной мысли в Клавирных
сюитах Баха: учебное пособие /А.В. Глаголев. – Екатеринбург, 2009. –
100с.
3. 3.Гофман, Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы фортепианной
игре /Й. Гофман. – Классика 21, 2002. – 192 с.
4. Мартинсен, К.А. Методика индивидуального преподавания игры на
фортепиано /К.А. Мартинсен.- М.: Классика 21, 2002. – 120 с.
5. 5.Светозарова, Н. Педализация в процессе обучения игре на
фортепиано /Н. Светозарова. – М.: Классика 21, 2002. – 144 с.