Составлена на основе программ:
1. Проект примерной программы по учебному предмету
ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА. Москва 2012
Составитель: Ю.Н.Воробьева, преподаватель первой квалификационной категории
МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент: Н.В. Бардакова, преподаватель первой квалификационной категории
МБОУДО «Катайская ШИ»
Структура программы учебного предмета
1.Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
- Примерный репертуар;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы для
родителей
Списки рекомендуемой нотной литературы для учащихся.
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области музыкального искусства «Фортепиано».
Учебный предмет "Специальность и чтение с листа” направлен на
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано,
получение ими художественного образования, а также на эстетическое
воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность,
чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами
аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в
школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с
высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет
целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества,
необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время
программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели
стать профессиональными музыкантами.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Срок освоения программы для детей составляет 8 лет.
3. Объем
учебного
времени, предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Специальность
и чтение с листа»:
Содержание
Максимальная учебная нагрузка в часах
1 - 8
класс
ы
1777
Количество часов на аудиторные занятия
592
Общее количество часов на аудиторные
691
занятия
Общее
количество
часов
на 1185
внеаудиторные (самостоятельные)
занятия
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить
содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого
ученика.
4. Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося
на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области
фортепианного исполнительства;
выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства
на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в
образовательные
учреждения,
реализующие
образовательные
программы среднего профессионального образования.
Задачи:
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие
музыкальных способностей: слуха,
ритма, памяти,
музыкальности и артистизма;
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения
инструментом в пределах программы учебного предмета;
овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на
фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное
произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный
аккомпанемент;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом
и чтению нот с листа;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к
продолжению профессионального обучения в образовательных
учреждениях среднего профессионального образования.
5. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и чтение
с листа»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы "Содержание учебного предмета".
7.Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с
учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических
приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический
(сравнения и обобщения, развитие логического
мышления);
эмоциональный
(подбор ассоциаций, образов, художественных
впечатлений).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и
психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее
подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных
целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
«Специальность и чтение с листа»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету «Специальность и чтение с
листа» должны быть оснащены 2фортепиано и должны иметь площадь не
менее 6 кв. метров.
Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки
.
Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться
настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II. Содержание учебного предмета "Специальность и чтение с листа"
1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Специальность и чтение с листа», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Классы
Распределение
по годам
обучения
1
2
Продолжительность
32
учебных занятий (в неделях)
Количество
часов 2
на аудиторные занятия (в
неделю)
Общее количество часов на
аудиторные занятия
592
3
4
5
6 7
8 9
33
33
33
33
33 33 33 33
2
2
2
2,5
2,5 2,5 2,5
3
99
691
Количество часов
3
на самостоятельнуюработу
в неделю
3
4
4
Общее количество часов на 96
самостоятельную работу по
годам
Общее количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу
99
132
132 165
165 198 198 198
6
6
7,5 8,5 8,5 9
1185
5
5
6 6
6
198
1383
Максимальное количество
часов занятий в неделю
(аудиторные и
самостоятельные)
5
5
7,5
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения.
Резерв
учебного времени можно использовать как перед промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью
обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних
каникул.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части
образовательной программы в области искусств распределяется по годам
обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет ФГТ.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей
ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской
деятельности
образовательного
учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный
для освоения учебного материала.
2.Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его
академическую направленность, а также возможность индивидуального
подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная
программа может значительно отличаться по уровню трудности. Количество
музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе,
дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что
большинство произведений предназначаются для публичного или
экзаменационного исполнения, остальные - для работы в классе или просто
ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень
завершенности работы над произведением.
В течение всех лет обучения педагог должен:
ознакомить учащихся с творчеством выдающих композиторов, чьи
произведения изучаются в классах фортепиано, с музыкальными
жанрами, формами, наиболее употребительными терминами;
развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе
произведения.
Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
1класс
Специальность и чтение с листа
2 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 3- х часов в неделю
Консультации
6 часов в год
Одновременно с постановкой музыкально-исполнительского аппарата и
изучением нотной грамоты, преподаватель занимается с учащимися подбором
по слуху, пением песенок. С первого урока предполагается знакомство с
инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими
правильные игровые навыки. Вовлечение ребенка в область художественного
творчества, выявление его индивидуальных способностей.
За год учащийся должен пройти 15-20 различных по музыкальной форме
разнохарактерных музыкальных произведений, освоить основные приемы
игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы
различных жанров: народные песни, пьесы песенного и танцевального
характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также легкие
сонатины.
За год учащийся должен сыграть: один зачет в 1 полугодии, где
исполнить две разнохарактерные пьесы; переводной зачет во 2 полугодии две разнохарактерные пьесы.
Выбор репертуара для классной работы,
зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого
конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и
методической целесообразности.
Примерный репертуарный список:
Этюды
Геталова О, Визная И. «В музыку с радостью»:
Этюды 140-149, 156-160
Обучение по Ляховицкой «С первых занятий» редакция Егорова П.
Гедике А. Соч.32 № 2, 3,7, 24
Гнесина Е. Маленькие этюды № 1-3, 9-13, 15, 19.
Соч. 160 25 легких этюдов №1-20
Фортепианная игра. Сост. Николаев А., Натансон В., Малинников 1-2 кл.
Фортепианная техника в удовольствие: 1кл., ред.-сост. Катаргина О.
Черни-Гермер Этюд №1- 6, 15
Шитте А. Соч.108 25 маленьких этюдов № 1-15
Этюды и упражнения 1-2 кл. ДМШ. Сост. Комалькова Е.Ю., Сорокин К.С
Пьесы
Тиличеева Е. «Спите куклы»
Агофонникова В. «Сорока,сорока»
Потапенко Т. «По грибы»
Филиппенко А. «Цыплята»
Берлин Б. «Пони звездочка»
Ляховицкая С. «Где ты, Лека?», «Ой ты, дивчина»
И. Кореневская «Дождик»
Калиникова В. «Тень - тень»
Берлин П. «Марширующие поросята»
Рыбицкий Ф. «Скакалка»
Мартено Ж. «По ступенькам»
Любарский Н. «Курочка»
Лоншан – Друшкевичова «Марш», «Марш дошколят»
Моцарт А. «Менуэт»
Нефе Г. «Старинный танец»
Кабалевский «Частушка»
Дмитриев Г. Карусель
Роули А. «В стране гномов»
Кабалевский Д. Маленькая полька, Песенка, Старинный танец, Печальная
Кригер И. Менуэт ля минор
Гедике А. В лесу ночью
Штейбельт Д. «Адажио»
Тетцель Э. Прелюдия
Мурадян Г. «Первый вальс», «Веселая прогулка»
Контрданс. Обработка Ляховицкой С.
Пьесы, сонатины, вариации, ансамбли 1-2 кл. ДМШ. Сост. Барсукова С.
Произведения крупной формы
Юный пианист. Вып.1. Сост. Ройзман Л., Натансон В.:
Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»
Литкова И. Вариации на тему «Савка и Гришка сделали дуду»
Юному музыканту-пианисту 1 кл. Сост. Барсукова С. «Феникс» 2009.
Беркович И. Сонатина До мажор
Ванхаль Я. Сонатина До мажор
Весняк Ю. Тема с вариациями соч. 1 № 4.
2класс
Специальность и чтение с листа
2 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 3 часов в неделю
Консультации
8 часов в год
Годовые требования:
2-3 полифонических произведения,
1-2 крупные формы,
5-8 этюдов,
4-6 пьес различного характера.
Развитие навыков чтения с листа: мелодии песенного характера с
несложным сопровождением в виде опорных звуков гармоний в басу, подбор
по слуху и транспонирование песенных мелодий, игра легких ансамблей с
преподавателем, работа над пальцевой техникой на различного вида
упражнениях, развитие навыков свободных кистевых движений путем игры
интервалов.
Изучение полифонических произведений, знакомство с образцами
старинной клавирной музыки. Развитие слуха и полифонического мышления
ученика. Его умение ориентироваться в многоголосной фактуре. Владение
многообразным туше звука, тембральной окраской звука.
Изучение произведений малой формы и произведений крупной формы.
Воспитание внимания ученика к качеству звуковой, ритмической и
динамической стороны исполнения. Развитие навыков исполнения
аккомпанемента различного вида, навыков игры легато, разнообразного
фортепианного туше, способов решения стилистических и исполнительских
задач. Сочетание навыков, полученных в результате работы над пьесами,
этюдами, полифоническими произведениями.
Изучение приемов педализации: прямая и запаздывающая педаль.
В течение года ученик должен пройти 2-3 мажорные гаммы в прямом и
противоположном движении двумя руками в две октавы. Минорные гаммы
"ля", "ми" каждой рукой отдельно в две октавы. Тонические трезвучия с
обращениями по три звука каждой рукой отдельно.
Со 2 по 7 классы учащийся должен сыграть: технический зачет и
академический концерт в первом полугодии, во втором полугодии
технический зачет и переводной экзамен.
На техническом зачете учащийся исполняет: одну мажорную или одну
минорную гамму в спокойном темпе, штрих легато на две октавы отдельно
каждой рукой; хроматические гаммы каждой рукой отдельно; тонические
трезвучия к представленным гаммам с обращениями; этюд. Ежегодно
требования к техническому зачету усложняются. При сдаче технического
зачета опираться на требования по годам обучения. Зачетов может быть и
больше, если ученик успевает проходить много произведений.
На академическом концерте учащийся исполняет: пьесу с элементами
полифонии, старинный танец: менуэт, бурре, гавот, полонез и т.д., и пьесу на
выбор.
На переводном экзамене учащийся исполняет крупную форму и пьесу на
выбор.
Примерный репертуарный список
Этюды
Обучение по Ляховицкой «С первых занятий» редакция Егорова
Гедике А. соч.32 № 11,12, 15, 18, 19, 24; соч. 47 № 2, 7, 15
Лекуппе Ф. соч. 17. Азбука. 25 легких этюдов № 3,6,7,9,18,21,23
Соч. 160 25 легких этюдов № 23,24
Фортепианная игра. Сост. Николаев А., Натансон В., Малинников 1-2 кл.
Фортепианная техника в удовольствие: 2 кл., ред.-сост. Катаргина О.
Черни К. под ред. Гермера Г. ч.1 № 10- 18, 23-29, 40
Шитте А. Соч.108 25 маленьких этюдов № 16, 21 - 23
Этюды и упражнения 1-2 кл.ДМШ. Сост. Комалькова Е.Ю., Сорокин К.С.
Пьесы
Калиниченко В. «Танцующий дождик»
Майкапар С. «Танцующий командир», «Пастушок» «Мотылек»
Гедике А. «Танец»
Гречанинов А. «Бусинки» соч. 123 (по выбору)
Дварионас Б. Прелюдия
Ходош В. «У лукоморья» 20 зарисовок для ф-но по произведениям
А.Пушкина:
Первый снег, Охота, Добрая сказка, Шествие, Кораблик, Царевна лебедь
Чайковский П. Детский альбом соч. 39.
Болезнь куклы, Старинная французская песенка
Шуман Р. Марш соль мажор
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»:
Майкапар С. Раздумье
Петерсон О. Марш гусей
Берлин «Обезьянки на дереве»
Иордан И. «Охота за бабочками»
На рояле вокруг света: фортепианная музыка XX века. Сост. Чернышков 2кл.
Полифония
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт Соль мажор, Менуэт
ре минор, Волынка ре мажор, Полонез Соль минор №2
Сен – Люк Я. Бурре
Моцарт В.А. Аллегро
Каттинг Ф. Куранта
Гендель Г. Сарабанда ре минор
Персел Г. Ария ре минор
Граупнер Х. Бурре
Корелли Сарабанда
Кригер И. Менуэт
Крупная форма
Клементи М. Сонатина До мажор соч.36
Хаслингер Т. Сонатина До мажор соч. 3
Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни соль минор
Гедике А. Сонатина До мажор соч. 36
3 класс
Специальность и чтение с листа
2 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 4 часов в неделю
Консультации
8 часов в год
Дальнейшая работа над развитием и увеличением количества приемов
звукоизвлечения и педализации. В целом, требования совпадают со 2 классом,
но с учетом усложнения программы:
1-2 полифонических произведения,
1 крупная форма,
2-3 этюда,
3 пьесы (среди них обязательно пьеса кантиленного характера),
чтение с листа.
Требования к гаммам: мажорные до 3-х знаков от белых клавиш с
симметричной аппликатурой в противоположном движении, на 2-4 октавы, в
прямом и противоположном движении, минорные до 2-х знаков в прямом
движении, трезвучия с обращениями двумя руками, короткие арпеджио,
хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение
преподавателя.
Примерный репертуарный список
Этюды
Лемуан А. Соч. 37 № 4,5,9,11,12,15,,16,20-23,35,39
Лешгорн А. Соч.65 Избранные этюды для начинающих (по выбору)
Сборник Этюдов, БЮП. Сост. Натансон (по выбору)
Фортепианная техника в удовольствие: 3 кл., ред.-сост. Катаргина О.
Черни К. под ред. Гермера Г. ч.1 № 17, 18, 21, 23, 25, 26, 28, 30-32, 41-43, 45,
46
Шитте А. Соч 68. 25 этюдов: № 2,3,6,9
Юный пианист. Вып.2. Сост. Ройзман Л., Натансон В.(по выбору)
Альбом ученика-пианиста 3кл. «Феникс» 2005 г.
Юному музыканту – пианисту 3 кл. «Феникс» 2004 г.
Пьесы
Коровицын В. «Емеля на печке едет», «Два клоуна», «Первая проталинка»
Металлиди Ж. В горах
Парфенов И. «Васька кот танцует гавот», «Танец зеленой лягушки»,
«Белочка»
Жилинский А. «Мышата»
Каьалевский «Клоуны»
Беркович И. «Токкатина»
Хачатурян А. «Андантино»
Кабалевский Д. «Медленный вальс»
Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Мазурка, Новая кукла, Итальянская
песенка, Немецкая песенка
Шостакович Д. Танцы кукол: Шарманка, Гавот, Танец
Шуман Р. Соч.68 Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Первая
утрата,
Веселый крестьянин
Джаз для детей. Вып.6. Сост. Барсукова С.
Климашевский В. «Мозаика»
Яновская С. «Тучи»
Калиниченко В. «Музыкальная шкатулка»
Полифония
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт № 12 Соль мажор,
Полонез № 19; Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. №1: До мажор, соль минор
Гендель Г. Алеманда, Шалость из сборника «Классика детям»
Майкапар С. «Менуэт»
Павлюченко С. «Фугетта»
Александрова А. РНП «Кума»
Скарлатти Д. «Ария»
Лядов А. Подблюдная
Павлюченко С. Фугетта ля минор
Щуровский Ю. Инвенция, Песня.
Крупная форма
Дусек Ф. К. Рондо Соль мажор
Мюллер Л. Сонатина До мажор
Шмит Ж. Сонатина Ля мажор
Беркович И. Концерт №2 ч. 2,3
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.1
Глиер Р. Рондо
Диабелли А. Сонатина соч. 168 №2
Клементи М. Соч.36 Сонатина До мажор ч. 2,3; Сонатина Соль мажор ч. 1,2
Кулау Ф. Вариации Соль мажор, Сонатина До мажор, соч.55 №1.
4 класс
Специальность и чтение с листа
2 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 4 часов в неделю
Консультации
8 часов в год
Получение знаний об архитектонике музыкальных произведений на
основе анализа их музыкальной формы. Продолжение работы над развитием
технического аппарата, сочетание приемов беглости пальцев, постепенный
переход к развитию крупной техники (интервалы, аккорды). Работа над
осознанной
конкретизацией
художественного
образа
исполняемых
музыкальных произведений, в зависимости от стиля.
4, 5, 6, 7 классы: чтение с листа постепенно усложняющихся
произведений различных жанров музыкальной литературы (уровень
трудности примерно на два класса ниже изучаемых учеником).
В течение года учащийся должен исполнять 8-10 различных по форме
музыкальных произведений, из них два в порядке ознакомления:
полифонические пьесы (1-2),
крупная форма (1-2),
разнохарактерные пьесы (3-4),
этюды на различные виды техники (3-4).
Регулярно идет работа над чтением с листа.
Требования к гаммам:
- мажорные гаммы до 4-х знаков от белых клавиш в параллельном и
противоположном движении с симметричной аппликатурой на 4 октавы двумя
руками;
- минорные гаммы до 3-х знаков от белых клавиш в параллельном движении
на 4 октавы;
- к исполняемым гаммам тонические трезвучия с обращениями по 3 или 4
звука (в зависимости от величины руки), арпеджио короткие двумя руками,
ломаные и длинные каждой рукой отдельно;
- хроматическая гамма двумя руками в параллельном движении на 4 октавы.
Примерный репертуарный список
Этюды
Беренс Г. Соч.61 32 избранных этюда № 1-3,24; Соч.88 № 5,7
Бертини А. 28 избранных этюдов № 4,5,9
Лемуан А. Соч. 37. № 28-30, 32,33,36,37,41,44,48,50
Лешгорн А. Соч. 66. № 1-4
Хрестоматия пед. репертуара.Вып.2 (по выбору)
Черни К. под ред. Гермера Г. Ч.2 № 6,8,12
Школа фортепианной техники. В.1. Сост. НатансонВ., Дельнова В.(по выбору)
Юному музыканту-пианисту 4 кл. 5 издание «Феникс» 2008
Пьесы
Глиэр Р. Альбом фортепианных пьес: Листок из альбома, Мазурка, Арлекин,,
Утро, Ариетта, Эскиз.
Жубинская Н. «Раздумье»
Чулаки М. «Веселая прогулка»
Шамо И. «Скерцо»
Григ Э. соч. 12 Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов
Парфенов И. Вальс у елки, Родной пейзаж, Воздушные гимнасты
Петрова О. Клоуны
Прокофьев С. Соч. 65 Детская музыка: Сказочка, Прогулка, Шествие
кузнечиков
Ребиков Р. Музыкальная табакерка, Грустная песенка
Сиротин С. Часы с кукушкой
Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Шарманщик поет, Камаринская,
Песня жаворонка, Полька, Вальс.
Шуман Р. Соч.68 Альбом для юношества: Смелый наездник, Народная
песенка,Маленький романс, Охотничья песня.
Полифония
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. 1:№ 1,3,5-8,11,12; Тетр. 2:№1-3,6
Бах Ф.Э. Фантазия до минор
Гендель Г. Сарабанда с вариациями, Куранта Фа мажор
Глинка М. Фуга ля минор
Люлли Ж. Гавот соль минор
Моцарт В. Жига
Мясковский Н. Двухголосная фуга
Парфенов И. Сарабанда, Алеманда, Менуэт, Полонез, Фуга
Циполли Д. Фугетта ми минор
Пахельбель И. Фугетта
Крупная форма
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор ч.2
Жилинский А. Сонатины соль минор, ми минор
Бенда И.А. Соната ля минор
Шпиндлер Ф. Сонатина
Клементи М. Соч.36 Сонатины №3 До мажор, №4 Фа мажор, №5 Соль мажор
Моцарт В. Шесть сонатин: № 1 До мажор, №4 Си бемоль мажор
Николаева Т. Маленькие вариации в классическом стиле
Сильванский Н. Легкий концерт Соль мажор
Чимароза Д. Сонаты Соль мажор, соль минор, Ми бемоль мажор
Шуман Р. Детская соната ч.1
5 класс
Специальность и чтение с листа
2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 5 часов в неделю
Консультации
8 часов в год
Продолжение работы над исполнительским уровнем: работа над
целостностью художественных образов, многообразием выразительных
средств в исполнении музыкальных произведений.
Устанавливается понятие стиля музыкального произведения как
совокупность художественных и технических средств, присущих каждому
конкретному композитору.
Самостоятельное чтение, разбор и разучивание не сложных
музыкальных произведений.
Требования к гаммам: изучение гамм с большим количеством знаков, от
чѐрных клавиш. Мажорные гаммы в терцию, дециму в прямом движении.
Арпеджио короткие D7 и Ум7 в пятипальцевой позиции каждой рукой
отдельно. Аккорды D7 и Ум7 в 4-ех пальцевой позиции каждой рукой
отдельно.
В течение года учащийся должен исполнять: 8-10 различных по форме
музыкальных произведений, из них несколько в порядке ознакомления:
полифонические пьесы (1-2),
крупная форма (1-2),
разнохарактерные пьесы (4-6),
этюды на разные виды техники (3-4).
Примерный репертуарный список
Этюды
Беренс Г. 32 избранных этюда соч. 61и 88: № 4-9, 12, 16, 18-20, 23, 25, 30
Бертини А. 28 избранных этюдов соч. 29 и 42: № 1, 6, 7, 10, 13, 14, 17
Гедике А. Альбом фортепианных пьес (по выбору); соч. 59 № 12, 17
Геллер С. 25 мелодических этюдов: № 6, 7, 8, 11, 14-16, 18
Фортепианная техника в удовольствие: 5 кл., ред.-сост. Катаргина О.
Хрестоматия пед. репертуара. Этюды 5 кл. (по выбору)
Черни К. Соч. 299 № 1-4, 6, 7, 11
Шитте Л. Соч. 68. 25 этюдов: № 18, 19
Юному музыканту – пианисту 5 кл. «Феникс» 2006
Пьесы
Глиер Р. Альбом фортепианных пьес. Соч. 31 № 1. Романс, №8 Этюд; Соч. 43
№1 Прелюдия; Соч. 47 № 2 Эскиз
Калинников Грустная песенка соль минор
Мендельсон Ф. Песня венецианского гондельера соль минор
Нильсен К. Часы с музыкой
Прокофьев С. Детская музыка: Утро, Вечер, Вальс
Турина Х. Туфельки балерины
Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Утреннее размышление, Нянина
сказка, Сладкая греза, Игра в лошадки, Баба-Яга
Чайковский П.Избранное из опер и балетов: Танец феи Драже, Танец феи
Серебра, Красная шапочка и волк, Танец Пастушков, Трепак
Шостакович Д. «Танцы кукол»: Полька, Вальс-шутка, Романс
Шуберт Ф. Вальс соч.50; Вальс си минор, Утренняя серенада
Пахульский Г. «Прелюдия» ор. 8 № 1
Амиров Ф. «Лирический танец»
Глазунов А. «Миниатюра»
Полифония
Бах И.С. Двухголосные инвенции: До мажор, Си бемоль мажор, ля минор, ми
минор; Французские сюиты: № 2 до минор- Сарабанда, Ария, Менуэт
Гендель Г. 12 легких пьес: Сарабанда, Жига, Прелюдия, Алеманда; Сюиты ре
минор, соль минор; Каприччио Соль мажор
Майкапар С. Прелюдия и фугетта ля минор; Фугетта соль диез минор
Мясковский Н. Фуга в старинном стиле
Кирнбергер И. Полонез
Маттесон И. Менуэт до минор
Циполи Д. Прелюдия и фугетта ре минор
Крупная форма
Шпиндлер Ф. Сонатина ор. 157
Беренс Г. Сонатина ор. 81 №3
Бортнянский Д. Соната До мажор: Рондо
Вебер К. Соч. 3. Анданте с вариациями
Грациоли Г. Соната Соль мажор
Дварионас Б. Вариации Фа мажор
Кабалевский Д. Вариации Ре мажор
Кулау Ф. Сонатина соч. 55 №5; соч. 59 Ля мажор
Клементи М. Соч.36 Ре мажор; Соч.37 Ми бемоль мажор, Ре мажор;
Соч.38 Соль мажор, Си бемоль мажор
Лист Ф. Венгерская рапсодия №2 переложение Смирновой Н.
Роули А. Маленький концерт Соль мажор
Кулау Ф. Сонатина ор. 88 №1
Выгодский Н. Вариации на тему Паганини
6 класс
Специальность и чтение с листа
2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 5 часов в неделю
Консультации
8 часов в год
В течение года учащийся должен пройти развернутую романтическую
пьесу. Также желательно пройти с учеником в 6-м классе фортепианный
концерт.
Требования по гаммам усложняются в зависимости от индивидуальности
ученика, арпеджио короткие D7 и Ум7 двумя руками, арпеджио длинные D7 и
Ум7 сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками, изучение правил
аппликатуры в длинных арпеджио, особенности подкладывания первого
пальца (в левой руке в восходящем движении на последнюю белую клавишу
перед черной, в правой – на первую белую после черной).
За год учащийся должен исполнить:
полифонические пьесы (1-2),
крупная форма (1-2);
разнохарактерные пьесы (4-6),
этюды на разные виды техники (4-6).
Примерный репертуарный список
Этюды
Беренс Г. 32 избранных этюда: № 13-15, 26-29
Бертини А. 28 избранных этюдов № 15-18, 20, 22-25
Зиринг В. Хроматический этюд ре минор
Крамер И. Избранные этюды № 1, 3, 9
Лешгорн А. Соч. 66 № 1,15, 17-19, 23, 25, 28
Фортепианная техника в удовольствие: 6 кл., сост. Катаргина О.(по выбору)
Черни К. Соч. 299 № 5, 8, 9, 12, 13, 15, 17-20, 28- 30
Пьесы
Григ Э. Поэтическая картинка ми минор, Тоска по Родине, Танец из
Йольстера,,Колыбельная, Песня невесты
Дварионас Б. Лес в снегу, На саночках с горки
Мендельсон Ф. Песни без слов: №4 Ля мажор, №9 Ми мажор, №48 До мажор
Чайковский П. Соч. 37 Времена года: Песня жаворонка, Подснежник
Соч. 40 Колыбельная песня в бурю, Ната-вальс
Шуберт Ф. Музыкальный момент Фа мажор
На рояле вокруг света: фортепианная музыка XX века. Сост. Чернышков
Дворжак М Этюд си минор
Крамер Д. Танцующий скрипач
Якушенко И. Очень галантный кавалер
Таривердиев М. Воспоминание
Черепнин Н. Озеро
Сибелиус Я. Лесное озеро
Скулте Ариетта
Шейко Н. «Мгновение»
Полифония
Бах И.С. Двухголосные инвенции: Ре мажор, ля мажор, соль минор, си минор
Трехголосные инвенции: до минор, ми минор, соль мажор, Ре мажор, Ля
мажор, си минор
Французские сюиты: №3 си минор – Алеманда, Сарабанда, Менуэт;
Гендель Г. Сюита Соль мажор; Сюита ре минор – Куранта
Кабалевский Д. Прелюдии и фуги (по выбору)
Крупная форма
Беркович И. Вариации на тему Паганини
Бетховен Л. Вариации Соль мажор; Соната соль минор; Соната №2 фа минор
Гайдн Й. Сонаты №2 ми минор, №5 До мажор, № 12 Соль мажор, №7 Ре
мажор
Гесслер И. Соната ля минор
Жилинский А. Сонатина Ля мажор
Кабалевский Д. Соч. 13 Сонатина До мажор; Соч. 40 Легкие вариации
Кулау Ф. Соч.2 Сонатина №20 ч.3
Моцарт В. Соната До мажор К.345
Полунин Ю. Концертино ля минор
7 класс
Специальность и чтение с листа
2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 6 часов в неделю
Консультации
8 часов в год
Учащиеся, готовящиеся к поступлению в среднее образовательное
учреждение на фортепианное отделение, должны совершенствовать
техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм, арпеджио и других
технических формул более быстрого темпа, разнообразного звукоизвлечения
(изменение веса руки при creshendo и diminuendo), расширяя требования
указанные в VI классе (гаммы в терцию, дециму, сексту в параллельном и
расходящемся движении, 11 видов длинных арпеджио и др.).
7 и 8 классы: продолжение работы по чтению с листа.
В течение года учащийся должен исполнять: 8-10 различных по форме
музыкальных произведений, из них несколько в порядке ознакомления:
Требования по репертуару на год:
полифонические произведения (1-2),
крупная форма (1-2);
разнохарактерные пьесы (2-3),
этюды на разные виды техники (2-3).
Примерный репертуарный список
Этюды
Беренс Г. Соч. 61 Этюды. Тетр. 1-4 (по выбору)
Гасанов Г. Концертный этюд ля минор
Гуммель И. Соч. 125. Этюды (по выбору)
Дворжак М. Джазовые этюды (по выбору)
Лев И. Октавные этюды: Тарантелла
Лешгорн А. Соч.66 Этюды № 27,29,32; Соч. 136. Школа беглости (по выбору)
Сильванский Н. Стремительный поток, У фонтана, Метелица
Черни К. Соч. 299 № 9, 17, 20, 23-25, 28, 29, 32, 33, 34, 37-40
Пьесы
Аренский А. Экспромт Си мажор, Незабудка, Романс Ля бемоль мажор,
Романс Фа мажор, Прелюдия, Утешение
Бабаджанян А. Прелюдия
Григ Э. Поэтические картинки (по выбору), Юморески, Первая встреча,
Сердце поэта, Кобольд, Ноктюрн, Шествие гномов
Калинников В. Ноктюрн фа диез минор, Элегия
Рахманинов С. Элегия, Мелодия
Фильд Дж. Ноктюрны №2 си бемоль мажор, №3 ре минор
Чайковский П. Романс Фа минор, Ноктюрн Фа мажор, Юмореска;
Времена года: Белые ночи, Баркаролла, Вальс
Шопен Ф. Ноктюрн соч. 9 №2, Вальс соч. 69 № 1, Прелюдия соч. 28 № 15
Якушенко И. Деревенские музыканты, Первое знакомство, Синематограф
Дезмонд П. Попробуем на пять
Калиниченко В. На пленере, Этюд с натуры
Полифония
Бах И.С. Трехголосные инвенции: №3 Ре мажор, №4 ре минор, №8 Фа мажор,
№ 9 фа минор, №11Соль мажор, № 14 Си бемоль мажор
Французские сюиты: Ми мажор, Соль мажор
ХТК. Прелюдии и фуги Т.1: ре минор, Фа диез мажор, соль минор;
Т.2: фа минор, ре минор, до минор
Бах И.С. – Кабалевский Д. Органные прелюдии и фуги (по выбору)
Гендель Г. Сюита Соль мажор; Чакона Фа мажор
Кабалевский Д. Прелюдии и фуги (по выбору)
Крупная форма
Бетховен Л. Соната № 1 фа минор, №5 до минор, №10 Соль мажор; Вариации
Бортнянский Д. Соната Фа мажор
Гайдн Й. Сонаты : №2 ми минор, №6 до диез минор, № 37 Ре мажор;
Венгерское рондо из фортепианного трио Соль мажор; Концерт Ре мажор
Кабалевский Д. Концерт №3
Клементи М. Соч.1 Соната Ми бемоль мажор; Соч. 26 Соната фа диез минор
Моцарт В. Сонаты № 5 Соль мажор, № 12 Фа мажор, №13 Си бемоль мажор
Раков Н. Концерт №1 Соль мажор
8 класс
Специальность и чтение с листа
2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 6 часов в неделю
Консультации
8 часов в год
Главная задача этого класса - представить выпускную программу в
максимально готовом виде. Учащийся может пройти в год две программы,
может повторить произведение из программ предыдущих классов. Учащиеся
обыгрывают выпускную программу на прослушиваниях, классных вечерах и
открытых концертах.
Требования к выпускной программе:
полифония (если учащийся продолжает обучение в 9 классе, обязательно
Прелюдия и фуга И.С.Баха из ХТК);
крупная форма (классическая или романтическая);
два этюда (для перехода в 9 класс) или один этюд (для завершающих
обучение);
любая пьеса.
В первом полугодии учащийся сдает технический зачет: гамма со всеми
техническими формулами(октябрь) и 2 произведения выпускной программы
(декабрь). Во втором полугодии прослушивание программы целиком (март апрель)и выпускной экзамен (май).
Примерный репертуарный список
Этюды
Аренский А. Соч.36, соч.41 Этюды
Блюменфельд Ф. Соч.3 № 2 этюд
Клементи М. Этюды (по выбору)
Крамер И.Этюды (наиболее трудные)
Куллак Т. Октавные этюды: Фа мажор, Ля-бемоль мажор,
Ми-бемоль мажор Лист Ф.Концертные этюды: Ре-бемоль мажор, фа минор
Мендельсон Ф. Этюды ля минор, Фа мажор
Мошковский М. Соч.72 Этюды: №№ 1,2,5,6,7,9,10,11
Черни К. Соч. 299, Соч.740 Этюды (по выбору)
Шопен Ф. Соч.10, соч.25 Этюды (по выбору)
Пьесы
Аренский А. Соч.68 Прелюдии
Бабаджанян А. Шесть картин
Глиэр Р. Соч.26 Прелюдии
Глинка-Балакирев Жаворонок
Караев К. 24 прелюдии
Мендельсон Ф. Песни без слов
Рахманинов С. Элегия
Скрябин А.Соч. Прелюдии
Полифонические произведения
Бах И. С.
Трехголосные инвенции, Хорошо темперированный клавир,
Партиты Соль мажор, Си-бемоль мажор, до минор Французские сюиты,
Английские сюиты (по выбору) Полторацкий В. 24 Прелюдии и фуги (по
выбору)
Шостакович Д. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
Щедрин Р.. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
Крупная форма
Бетховен Л.
Сонаты №№ 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 25; Вариации (по
выбору)
Гайдн Й. Сонаты (по выбору)
Григ Э.
Соната ми минор
Клементи М. Соната фа-диез минор
Моцарт В. Сонаты (по выбору)
9 класс
Специальность и чтение с листа
3 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 6 часов в неделю
Консультации
8 часов в год
В этом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся
к поступлению в среднее образовательное учреждение.
Учащиеся сдают три прослушивания с оценкой и выпускной экзамен. Так
же в течение года учащиеся сдают технический зачет: гамма со всеми
техническими формулами.
Требования к выпускному экзамену:
полифония (прелюдия и фуга И.С. Баха, Д. Шостаковича, Р. Щедрина и др.);
крупная форма (классическая или романтическая соната, вариации, концерт);
два этюда (инструктивные этюды Черни, Клементи, Мошковского), один из
них на октавную или аккордовую технику;
развернутая пьеса.
Примерный репертуарный список
Этюды
Аренский А. Соч.36, соч.41
Блюменфельд Ф. Соч.3 № 2
Клементи М. Этюды (по выбору)
Крамер И.Этюды (наиболее трудные)
Куллак Т.Октавные этюды: Фа мажор, Ля-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор
Лист Ф.Концертные этюды: Ре-бемоль мажор, фа минор
Мендельсон Ф.Этюды ля минор, Фа мажор
Мошковский М.Соч.72 Этюды: №№ 1,2,5,6,7,9,10,11
Черни К.Соч. 299, Соч.740 Этюды (по выбору)
Шопен Ф.Соч.10, соч.25 Этюды (по выбору)
Пьесы
Аренский А. Соч.68 Прелюдии
Бабаджанян А. Шесть картин
Глиэр Р. Соч.26 Прелюдии
Глинка-Балакирев Жаворонок
Гершвин Д. Три прелюдии
Караев К. 24 прелюдии
Мендельсон Ф. Песни без слI.ов
Рахманинов С. Элегия
Скрябин А.Соч. Прелюдии
Полифонические произведения
Бах И.С. Хорошо темперированный клавир, 1 и 2 том, Токката ре минор,
Партиты ми минор, до минор
Шостакович Д. 24 Прелюдии и фуги
Щедрин Р. 24 Прелюдии и фуги
Крупная форма
Бетховен Л.Сонаты №№ 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 25; Вариации (по выбору)
Гайдн Й. Сонаты (по выбору)
Григ Э. Соната ми минор
Клементи М. Соната фа-диез минор
Моцарт В. Сонаты (по выбору)
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа», который
предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
- наличие сформированного комплекса исполнительских знаний, умений и
навыков,
позволяющих
использовать
многообразные
возможности
фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации
авторского текста, самостоятельного накапливания репертуара из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и
форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного
репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров
(полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды,
инструментальные миниатюры);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений разных
жанров и форм;
- навыков по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
- навыков по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,
мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве
солиста.
IV.Формы и методы контроля, система оценок
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Специальность и чтение с
листа» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут
использоваться прослушивания, формами текущего контроля могут быть
контрольные уроки.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде
технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных
программ и др.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих триместр учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на данный учебный предмет. Экзамены
проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Экзамен проводится:
по окончании 8 класса (выпускной экзамен),по окончании 9 класса
(выпускной экзамен, для поступающих в средние образовательные
учреждения).Учащиеся остальных классов в конце каждого учебного года
сдают переводной экзамен.
Оценка
Критерии оценивания выступления
- грамотное прочтение нотного текста;
Оценка
- соблюдение стилистических требований и средств музыкальной
«5»
«отлично» выразительности в
Оценка «4»
«хорошо»
Оценка «3»
«удовлетво
рительно»
Оценка «2»
«неудовлет
воритель
но»
соответствии с содержанием музыкального
произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- свободное владение специфическими технологическими видами
исполнения;
- убедительное понимание стиля и формы музыкального произведения;
- выразительность интонирования;
- единство темпа и ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального
языка, средств
музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного
осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное
понимание
динамических,
аппликатурных,
технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании образовательного учреждения.
2.Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является
основной. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается
следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на академическом концерте или экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены
следующие параметры:
Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический
уровень владения инструментом.
Убедительно
раскрытый художественный образ музыкального
произведения.
Понимание и отражение в исполнительской интерпретации понятия
стиля исполняемого произведения.
На выпускном экзамене оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
З. Контрольные требования на разных этапах обучения
Оценки выставляются по окончании каждого триместра. В конце
учебного года выставляется итоговая (переводная) оценка.
В течение учебного года учащийся должен выступить не менее 4-х раз
на зачетах, академических концертах, экзаменах:
1-е
полугодие
Октябрь-ноябрь - технический зачет (гамма и этюд)
Ноябрь-декабрь - пьеса и полифоническое произведение
Учащиеся 1-х классов играют две разнохарактерные пьесы
Учащиеся 8 класса исполняют 2 произведения выпускной программы.
2-е
полугодие
Февраль-март - технический зачет (гамма и этюд)
Апрель-май – крупная форма и пьеса
Учащиеся 1класса играют этюд и две разнохарактерные пьесы, это зависит от
степени подготовленности учащегося в каждом конкретном случае.
Учащиеся 8,9 класса исполняют выпускную программу целиком
Оценки выставляются по окончании каждого триместра и в конце учебного
года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по
специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания,
совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением,
рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы
обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется
конкретными задачами, стоящими перед учеником и преподавателем. Работа в
классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте
необходимых фрагментов музыкального произведения.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к
сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,
уровень его подготовки.
Одна из основных задач специальных классов - формирование
музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков
полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и
выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте
для ученика музыкальные произведения.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической
школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию
содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения
мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также
понимания элементов формы.
Исполнительская техника в различных еѐ аспектах является
необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому
необходимо
постоянно
стимулировать
работу
ученика
над
еѐ
совершенствованием. В работе над музыкальным произведением необходимо
прослеживать связь между художественной и технической сторонами
изучаемого произведения.
Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной
частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит
в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала
необходимо
предварительно
просмотреть
и,
по
возможности,
проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности,
метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие
музыкально-исполнительских
данных
ученика
зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко продуман выбор репертуара. В начале каждого полугодия
преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который
утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель
представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики
работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана
следует учитывать индивидуальные и личностные особенности, степень
подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения,
доступные
по
степени
технической
и
образной
сложности,
высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру,
форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся
должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с
особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в
том, чтобы научить ученика работать самостоятельно. Творческая
деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные
качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность,
инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для
организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет
значительно активизировать учебный процесс.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельные
занятия
должны
быть
регулярными
и
систематическими; периодичность занятий - каждый день; количество занятий
в неделю - от 2 до 6 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми
программы начального и основного общего образования), с опорой на
сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат
занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя
по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из
количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе
должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений,
гамм и этюдов; работа над звуком и конкретными деталями (следуя
рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения
до концертного вида; выучивание наизусть нотного текста, необходимого на
данном этапе работы; проигрывание программы целиком перед зачетом или
концертом; разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 23 класса ниже по трудности); повторение ранее пройденных произведений.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает
преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Для родителей
1. Волкова, Л.П. Процесс работы над музыкальным произведением:
методическая разработка /Л.П. Волкова. – Курган КОМК, 2006. – 16 с.
2. Глаголев, А.В. Мотивная структура музыкальной мысли в Клавирных
сюитах Баха: учебное пособие /А.В. Глаголев. – Екатеринбург, 2009. –
100 с.
3. Гофман, Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы фортепианной игре
/Й. Гофман. – Классика 21, 2002. – 192 с.
4. Мартинсен, К.А. Методика индивидуального преподавания игры на
фортепиано /К.А. Мартинсен.- М.: Классика 21, 2002. – 120 с.
5. Светозарова, Н. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано
/Н. Светозарова. – М.: Классика 21, 2002. – 144 с.
Рекомендованная нотная литература для учащихся
1. Барсукова, С.А. Пора играть, малыш! Издание 2: учебно – методическое
пособие / С.А. Барсукова. – Ростов – на – Дону «Феникс», 2007.-75с.
2. Геталова, О. В музыку с радостью :учебное пособие для музыкальных
школ/
О.Геталова, И. Визная. – издательство «Композитор Санк Петербург», 2004. – 160 с.
3. Гречанинов, А.Т . Детский альбом для фортепиано : учебное пособие
для музыкальных школ / А.Т. Гречанинов. – Издательство «Кифара»,
2007г. – 19с.
4. Коровицын, В. Детский альбом: учебно – методическое пособие /
В.Коровицын. – Ростов – на – Дону «Феникс», 2007. – 49с.
5. Королькова, И.С. Первые шаги маленького пианиста издание 3: учебно
– методическое пособие / И.С. Королькова. – Ростов – на – Дону
«Феникс», 2007. – 71с.
6. Королькова, И.С. Первые шаги маленького пианиста издание 5: учебно
– методическое пособие / И.С. Королькова. – Ростов – на – Дону
«Феникс», 2007. – 56с.
7. Крит, К. Джазовые игрушки – 2: Пьесы для фортепиано для средних и
старших классов ДМШ / К. Крит. - Ростов – на – Дону «Феникс», 2007. –
55с.
8. «Музыкальная коллекция» сборник пьес для фортепиано для учащихся
4-5 классов ДМШ : учебно – методическое пособие / под редакцией
О.Ю. Гавриш, С.А. Барсуковой - Ростов – на – Дону «Феникс», 2008. –
107с.
9. Парфенов, И.А. «Домик в Клину» : сборник фортепьянных пьес / И.А.
Парфенов. - Учебно – методический центр по художественному
образованию г.Курган, 2008. – 43с.
10.«Фортепианная техника в удовольствие» сборник этюдов и пьес 5 класс:
учебно – методическое пособие / под редакцией О.Катаргина. –
Челябинск: MPI, 2009. – 64с.
11.Цыганова, Г.Г.Альбом ученика пианиста подготовительный класс:
учебно – методическое пособие / Г.Г. Цыганова. – Ростов –на –Дону
«Феникс», 2006. – 64 с.
12.Цыганова, Г.Г. Юному музыканту пианисту 3 класс : учебно –
методическое пособие. Хрестоматия педагогического репертуара / Г.Г.
Цыганова, И.С. Королькова. – Ростов – на – Дону «Феникс», 2008. – 96
с.
13.Цыганова, Г.Г. Альбом ученика пианиста 3 класс : учебно –
методическое пособие / Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова. – Ростов – на –
Дону «Феникс», 2009. – 112 с.
14.Цыганова, Г.Г. Юному музыканту пианисту 5 класс : учебно –
методическое пособие / Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова. – Ростов – на –
Дону «Феникс», 2008. – 152 с.
15.Цыганова, Г.Г. Юному музыканту пиансту 4 класс: учебно –
методическое пособие. Хрестоматия для учащихся детской музыкальной
школы / Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова. – Ростов – на – Дону
«Феникс», 2008. – 100 с.
16.Российский нотный архив (Электронный ресурс) .- Режим доступа:
http://www.notarhiv.ru/
17.Нотный архив Бориса Тараканова (Электронный ресурс).- Режим
доступа: http://notes.tarakanov.net/
18.Крупнейшая учебная нотная библиотека (Электронный ресурс). – Режим
доступа: http://classon.ru/
19.Нотная библиотека для преподавателей музыкальных школ и школ
искусств (Электронный ресурс). – Режим доступа: http:// muzicalka.ru/