Программа учебного предмета. 8(9) лет Слушание музыки 1-3 класс

Составлена на основе программ:
Составлена на основе примерных программ:
Тиунова Н.П. Слушание музыки: программа для начального периода
обучения. –Тюмень, 2005.
Царева Н.А. Слушание музыки: методическое пособие. – М: Росмен, 2002.

Составитель:Л.Я.Блохина, преподаватель первой квалификационной категории
МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент: И.В.Яготина, преподаватель первой квалификационной категории
МБОУДО «Катайская ШИ»

I.
1. Характеристика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана с учетом Федеральных
государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные
инструменгты».
Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого,
музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на
основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия
музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в
коллективе.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и
ориентирована на:
- развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся
потребности общения с явлениями музыкального искусства;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем
осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства.
«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными
предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное
место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для
последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также
необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального
исполнительства.

2. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки»
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти
лет, составляет 3 года.

3. Объем учебного времени и виды учебной работы
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации

Всего
часов

Затраты учебного времени,
график промежуточной

Классы

1

2

3

1

2

1

2

1

2

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

Аудиторные
занятия

16

16

16

17

16

17

98

Самостоятельн
ая работа

8

8

8

8.5

8

8.5

49

Максимальная
учебная
нагрузка

24

24

24

25.5

24

25.5

147

Вид
промежуточно
й аттестации

контр. урок

контр.
урок

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий

зачет

Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме
мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Для учащихся 1-3 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз
в неделю по 1 часу.

5. Цель и задачи учебного предмета
Цель:
- воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования
представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих
способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального
искусства.

Задачи:
- развитие интереса к классической музыке;
- знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков
восприятия образной музыкальной речи;
- воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания;
- приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за движением
музыкальной мысли и развитием интонаций;
- осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и
средствах выразительности;
- накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального
мышления;
- развитие одного из важных эстетических чувств - синестезии (особой способности
человека к межсенсорному восприятию);
- развитие ассоциативно-образного мышления.
С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются особые
методы слуховой работы - игровое и графическое моделирование. Дети постигают
содержание музыки в разных формах музыкально-творческой деятельности.
Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании
выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими
умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений.

6.Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
"Содержание учебного предмета".

Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую
стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно
укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач
(концентрический метод).
Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала и тому, как
влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать
интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном
многообразии.
Второй год обучения посвящен изучению способов музыкального развития, вопросам
восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис, развитие
музыкальной фабулы), а также тому, как в процессе этого развития раскрывается образное
содержание произведения.
На третьем году обучения решается задача восприятия художественного целого.
Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах,
постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму - как результат развития
интонаций. Это помогает восприятию художественного целого.

7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с
конкретным музыкальным примером);
- поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);
- игровые (разнообразные формы игрового моделирования).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются
пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками,
столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным
мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания
музыкальных произведений.
Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться.

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем
программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного
предмета.

Тема
Как слушать музыку
Элементы музыкального
языка

Состояния природы и
чувства человека
Детство композиторов

Знакомство с
музыкальными жанрами

Знакомство с
музыкальными жанрами

Старинные танцы и танцы,
дошедшие до нас
Типы мелодий.
Кульминация

Интонация в музыке

Учебно-тематический план.
1 класс
Музыкальный материал
теория практика всего
Пьесы Кабалевского. Наглядный
1,5
0,5
2
материал. – Вейс.
Регистры. Темпы. Движение
1
1
2
музыки (пьесы и отрывки из
разных произведений) Тиличеева,
Арсеев «Три медведя», «В гости»,
Кабалевский
«Краски осени» Е.Тиличеевой,
2
1
3
Левиной. Зима в произведениях
композиторов
В.А.Моцарт «Репетиция к
2
2
концерту». Ж.Б.Люлли
«Маленький поваренок» музыкально-литературная
композиция
Марши – Прокофьев, Чайковский
3
1
4
«Марш деревянных солдатиков»,
Глинка «Марш Черномора», Григ
«В пещере горного короля»
Опера – Парцхаладзе «Короткий
хвост, холодный нос», Красев
«Муха-Цокотуха».
Балет – Чайковский
«Щелкунчик», «Спящая
красавица», Моцарт «Концерт
для клавесина с оркестром
Люлли «Гавот», Моцарт
«Менуэт», Чайковский «Вальс.
Полька»
Шуберт «Аве Мария», Бах- Гуно
«Аве Мария», Даргомыжский
«Старый капрал», Бах «Токката
ре минор», Римский-Корсаков
«Полет шмеля»
Мусоргский «Картинки с
выставки», «Балет
невылупившихся птенцов»,

5

0

5

4

-

4

1,5

0,5

2

2

-

2

«Быдло», Чайковский
«Колыбельная», Римский Корсаков «Колыбельная
Волховы»
Показ творческих работ
(сочинения, рисунки,
импровизация
Викторина
Итого:
Тема
Музыка и сказка
Глюк. Опера «Орфей».
Рондо
О дальних странах.
О соловье и китайском
императоре.
Балет
Шарманка
Знаменитый персонаж
русских сказок
Викторина
Волшебная гостья из
зимнего леса
Певческие голоса
Сказка. Театр. Оркестр
Симфоническая сказка
Музыка и детство
Музыка и природа. Весна

2 класс
Музыкальный материал
Григ «Шествие гномов», «Танец
эльфов»
Мелодия флейты. Ария «Орфея»

-

3

3

22

3
10

3
32

теория практика всего
1,5
0,5
2
1

-

1

Римский-Корсаков
«Симфоническая поэма
«Шехеразада
Чайковский «Китайский танец»
Рахманинов. Хор «Неволя»

3

-

3

А.К.Лядов «Музыкальная
табакерка»
Чайковский «Баба Яга»,
Мусоргский «Избушка на курьих
ножках»

2

-

2

1,5

0,5

2

2

3
-

3
2

1
2

-

1
2

1,5
9

0,5
1

2
10

2

-

2

26,5

1
6,5

1
33

Римский – Корсаков. Опера
«Снегурочка». «Песня Деда
Мороза», «Ариетта Снегурочки»,
«Песня Леля»
Сопрано, альт, тенор, бас
Шуман «Пьеро», «Арлекин»,
А.К.Лядов «Кикимора».
Оркестровая фантазия
С.С.Прокофьев «Петя и волк»
Чайковский «Детский альбом» 24 пьесы
Чайковский «Времена года»,
«Песня жаворонка»,
«Подснежник», «Белые ночи»

Контрольный урок
Итого:
3 класс

Тема
Музыкальный образ.
Мелодическое звено
Развитие музыкальной
темы
Изображение сил добра и
зла в музыке
Рассказ о музыкальном
произведении
Программная музыка
Стиль композитора

Программная музыка
Сказка в музыке
Викторина
Контрольный урок
Общее в поэтической и
музыкальной речи.
Периодичность,
суммирование, дробление
Анализ музыкальных
произведении. Сонатная
форма.
Урок-концерт
Форма вариаций

Музыкальный материал
Римский-Корсаков. Опера
«Золотой петушок», Шуман
«Пьеро», «Арлекин»
Шуман «Сицилийская песенка»
Прокофьев. Балет «Ромео и
Джульетта», балет «Золушка»
Марш «Турецкое рондо»,
увертюра к опере «Женитьба
Фигаро, Свиридов «Военный
марш»
Прокофьев. Пьесы
Лирические образы в мелодике
Чайковского, Прокофьева,
Мусоргского, Грига. Вступление
к опере Мусоргского
«Хованщина», Григ «Утро»,
Дебюсси, Шопен, Бетховен
«Соната №8»
Гречанинов, Прокофьев,
Шостакович, Хачатурян,
Чайковский

Анализ мелодий песен и
поэтических произведений. «Во
поле береза стояла», «Пойду ль
я», Шаинский «Антошка»,
Дунаевский «Капитан»
Моцарт. Соната «До мажор»
Бетховен. Соната «Фа мажор»
Глинка «Камаринская»
Беркович, Кабалевский

теория практика всего
3
3

1

-

1

2,5

0,5

3

4

-

4

1
6

-

1
6

1,5

0,5

2

1,5

1
1
0,5

1
1
2

2

-

2

3

1
-

1
3

Циклы пьес

Сен-Санс «Карнавал животных»
Бизе «Детский уголок»

Викторина
Итого:

2

-

2

-

1

1

27,5

5,5

33

Годовые требования. Содержание разделов
1 класс.
Программа для первого класса дает представление о музыке как виде искусства,
показывает ее выразительно-изобразительные возможности.
Элементы музыкального языка.
Связь темпа, регистра, ритма и динамики с содержанием и характером музыки.
Старинные танцы.
-Характерные признаки танцев, их происхождение.
Инструменты симфонического оркестра.
-Характерные черты тембров, исполнительских возможностей, строения их.
Мелодия.
-Типы мелодического движения, понятие кульминации.
Интонация в музыке.
-Интонационная выразительность, ее влияние на характер музыкальных образов.
Элементы музыкального языка в создании художественного образа.
-Значение элементов музыкальной речи в создании музыкального образа.
Понятие маршевости и танцевальности.
-Выявление признаков жанров в музыкальных произведениях.
Инструментальный концерт.
-Характерные черты жанра (solo, tutti)

2 класс.
О роли музыки в жизни людей.
Сказки о музыке и музыкантах.
Понятие об опере, арии, ариетте, каватине.
Понятие о марше, рондо.
Типы певческих голосов.

Изображение в музыкальных произведения композиторов механических музыкальных
инструментов.
Персонажи сказок в музыке.
Понятие симфонического оркестра, его состава, характеристика тембров инструментов.
Музыка и детство.
Музыка и природа.

3 класс.
Изображение сил добра и зла в музыке.
-Сравнение музыкальных средств для создания контрастных художественных образов.
Развитие музыкальной темы.
-Отражение разных приемов развития тематизма, в развитии содержания произведений.
Сравнение произведений разных авторов, имеющих схожие названия, либо
художественное содержание.
-Тема готовит детей к пониманию возможности многообразного выражения чувств, к
понятию индивидуальности стиля.
Общие черты поэтической и музыкальной речи.
-Делается аналогия с литературной речью.
Сонатная форма.
-Возникновение жанра, особенности строения, развитие тематизма.
Варьирование. Вариации.
-Кроме прослушивания предлагается игра репертуара по специальности.
Циклы пьес композиторов-романтиков.
-Яркий пример программной музыки.

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

Раздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение которых обеспечивает
программа «Слушание музыки»:
- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах
(хоровых, оркестровых), основных жанрах;
- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия
музыкального произведения;

- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного
музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного
опыта или произведениями других видов искусств;
- первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах
выразительности;
- владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое
впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).
Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:
умение давать характеристику музыкальному произведению;
создание музыкального сочинения;
«узнавание» музыкальных произведений;
элементарный анализ строения музыкальных произведений.

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости
является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого.
Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях
непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:
- беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;
- обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;
- представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций,
письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки).
Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости
учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся во 2, 4, 6
полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках
аудиторного занятия в течение 1 урока. Рекомендуется в 6 полугодии провести итоговый
зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы.

класс

1

Форма промежуточной аттестации /
требования

Содержание промежуточной
аттестации

Итоговый контрольный урок - обобщение  Первоначальные знания и представления о
пройденного понятийного и музыкального некоторых музыкальных явлениях:
материала.
звук и его характеристики, метр, фактура,

 Наличие первоначальных знаний и
представлений
о
средствах
выразительности, элементах музыкального
языка.
 Наличие умений и навыков:
-слуховое
восприятие
элементов
музыкальной речи, интонации;

кантилена, речитатив, скерцо,
соло, тутти, кульминация, диссонанс,
консонанс, основные типы интонаций,
некоторые танцевальные жанры,
инструменты симфонического оркестра.

- умение передавать свое впечатление в  Музыкально-слуховое осознание средств
словесной
характеристике
(эпитеты, выразительности в незнакомых произведениях
сравнения);
с ярким программным содержанием:
Э.Григ, К.Сен-Санс,
- воспроизведение в жестах, пластике,
графике, в песенках-моделях ярких деталей детские альбомы П.И.Чайковского, Р.Шумана,
музыкальной речи (невербальные формы И.С.Баха, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова,
выражения собственных впечатлений).
Р.К.Щедрина, В.А.Гаврилина.

2

Итоговый контрольный урок.
 Наличие первоначальных знаний и
музыкально-слуховых
представлений
о
способах
развития
темы
и
особенностяхмузыкально-образного
содержания.
 Наличие первичных умений и навыков:
- умение охарактеризовать
некоторые
стороны образного содержания и развития
музыкальных интонаций;

3

 Первоначальные знания и музыкальнослуховые представления:
- выразительные свойства звуковой ткани,
средства создания музыкального образа;
-

способы развития
(повтор, контраст);

музыкальной

- исходные типы интонаций
жанры);

темы

(первичные

- кульминация в процессе развития интонаций.

- умение работать с графическими моделями,
отражающими
детали
музыкального
развития в незнакомых произведениях,
избранных
с
учетом
возрастных
и
личностных возможностей учащихся.

 Осознание
особенностей
развития
музыкальной фабулы и интонаций в
музыке,
связанной
с
театральносценическими жанрами и в произведениях с
ярким программным содержанием.

Итоговый контрольный урок (зачет).

 Первоначальные знания и музыкальнослуховые представления:
- об исполнительских коллективах;

 Наличие первоначальных знаний и
музыкально-слуховых представлений о
музыкальных жанрах, простых формах,
инструментах симфонического оркестра.
 Наличие умений и навыков:
- умение передавать свое впечатление в
словесной характеристике с опорой на
элементы музыкальной речи и средства
выразительности;
- зрительно-слуховое восприятие
особенностей музыкального жанра, формы;
- умение работать с графической

- о музыкальных жанрах;
- о строении простых музыкальных форм и
способах интонационно- тематического
развития.
 Музыкально-слуховое
осознание
и
характеристика жанра и формы в
произведениях
разных
стилей:
А. Вивальди, И. С. Бах, К. В. Глюк, Ж. Б.
Рамо, Г. Ф. Гендель,
Д. Скарлатти, Дж. Россини, В. Моцарт, Э.

моделью музыкального произведения,
отражающей детали музыкальной ткани и
развития интонаций;
- навык творческого взаимодействия в
коллективной работе.

Григ, К. Дебюсси,
Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский,
А. П. Бородин, А. К. Лядов, С. С.
Прокофьев, Б. Бриттен.

Требования к промежуточной аттестации
Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание
выразительных средств (согласно календарно-тематическому плану), владение
первичными навыками словесной характеристики.
Письменные задания - умение работать с графическими моделями произведений,
отражающими детали музыкального развития и выбранными с учетом возрастных и
личностных возможностей учащихся.

Критерии оценки
«5» - осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном
материале;
«4» - осознанное восприятие музыкального материала, но учащийся не активен,
допускает ошибки;
«3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале,
проявляет себя только в отдельных видах работы.

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам
Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме
мелкогрупповых занятий.
В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная
разнообразными видами учебно-практической деятельности.
Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов - это уроки беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и
творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигательнопластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей
к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися,
обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к
общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет
детей к вопросам содержания музыки.
Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие
многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи
разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки).
Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако
все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на
приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к
пониманию музыкального языка.
В программе учебного предмета «Слушание музыки» заложен интонационный подход в
изучении музыкальных произведений. Интонация и в речи, и в музыке является носителем

смысла. Путь к глубокому изучению музыкальной ткани и музыкального содержания
проходит через интонацию (В.В. Медушевский). Сам процесс непрерывного слухового
наблюдения и слежения заключается в способности интонирования мотивов, фраз
внутренним слухом. Интонационный слух лежит в основе музыкального мышления.
С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки»
используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных
произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования.
Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея
совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями по
сольфеджио, теории, с творческими заданиями.
На уроке создаются модели - конструкции, которые иллюстрируют наиболее яркие детали
музыкального текста и вызывают множественный ассоциативный ряд. С помощью таких
моделей - конструкций обучающимся легче понять и более общие закономерности
(характер, герой, музыкальная фабула).
Приемы игрового моделирования:
- отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма, рисунка
мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста;
- сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации;
- графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций;
- игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) с опорой на
импровизацию в процессе представления;
- исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов,
вариантов оркестровки небольших пьес.
Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм слушания
незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль играют принципы
развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и
строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к
терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины
и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом,
используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин
должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин).
Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученого-наблюдателя» (когда речь
идет о элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате сопереживания
(эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным
произведением. Сущность слушания музыки можно определить как внутреннее
приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка
может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и
создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки.

VI.

Материально-технические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки» должны
обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных
настоящими Федеральными Государственными требованиями.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное
учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки»
перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:
-учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано;
- учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы);
- наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, магнитные доски,
интерактивные доски, демонстрационные модели (например, макеты инструментов
симфонического и народных оркестров);
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (компьютер,
аудио- и видеотехника, мультимедийные энциклопедии);
- библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, просмотровый видеозал/класс).
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания,
своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

VII.

Список рекомендуемой учебной и методической литературы
Список методической литературы

Способин, И. Музыкальная форма / И.Способин –М.:2007
Тиунова, Н.П. Слушание музыки:программа для начального периода обучения в ДМШ,
ДШИ/ Н.П.Тиунова. –Тюмень, 2005. – 84 с.
Царева, Н.А. Уроки госпожи Мелодии: учебное пособие. -М: Росмен, 2001.
Чайковский, П.И. Детский альбом: нотный сборник. – М.: Кифара, 2011. – 84 с.

Учебная литература
Гильченок, К.Г. Слушаем музыку вместе: учебное пособие по слушанию музыки для
учащихся младших классов ДМШ (ДШИ) и музыкальных школ-студий/К.Г.Гильченок. –
СПб.: Композитор, 2013. -134 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».