Составлена на основе примерных программ:
ДПОП предметная область «Музыкальное исполнительство» «Народные
инструменты» ФОРТЕПИАНО Разработчик программы Н.В.Кротова, 2013 г.
Разработчик: Ю.Н.Воробьева, преподаватель МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент: И.В.Яготина, преподаватель МБОУДО «Катайская ШИ»
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
2. Срок реализации учебного предмета.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию предмета «Фортепиано».
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
5. Цель и задачи учебного предмета.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
7. Методы обучения.
8.Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени.
2. Годовые требования по классам.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы для учащихся
2. Список рекомендуемой методической литературы для родителей
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе
и
с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам
в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение
обучающимися знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение
ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и
духовно- нравственное развитие обучающегося.
Учебный
предмет
«Фортепиано»
расширяет
представления
обучающихся об исполнительском искусстве, формирует специальные
исполнительские умения и навыки.
Обучение
игре
на
фортепиано
включает
в
себя
музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры и
необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе,
обучающиеся приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся
с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного
плана является одним из звеньев музыкального воспитания и
предпрофессиональной
подготовки
учащихся-инструменталистов.
Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических
предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств
обучающимся на отделении народных инструментов, необходим курс
ознакомления с этим инструментом.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета для 5 (6)-летнего обучения по
предпрофессиональной программе «Народные инструменты» составляет 4
года (со 2 по 5 класс).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию предмета «Фортепиано»
Максимальная
учебная
346,5
нагрузка
Аудиторные занятия
82,5
Самостоятельная работа
264
4.
Форма
проведения
аудиторных
занятий
индивидуальная, продолжительность урока – 20 минут (2-4 класс), 40 минут
(5 класс). Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать
обучающегося, его
музыкальные
возможности,
трудоспособность,
эмоционально-психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося
на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в
области фортепианного исполнительства.
Задачи:
– развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и
расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к
классической музыке и музыкальному творчеству;
– владение основными видами фортепианной техники для
создания художественного образа, соответствующего замыслу автора
музыкального произведения;
– формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры
на фортепиано с учетом возможностей и способностей обучающегося;
овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;
–
развитие
музыкальных
способностей:
ритма,
слуха,
памяти, музыкальности, эмоциональности;
– овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми
для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
–
обучение
навыкам
самостоятельной
работы
с
музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в
ансамбле;
–владение
средствами
музыкальной
выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой,
педализацией;
– приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса
к музицированию.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие
все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит
следующие разделы:
– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
– распределение учебного материала по годам обучения;
– описание дидактических единиц учебного предмета;
– требования к уровню подготовки обучающихся;
– формы и методы контроля, система оценок;
– методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной
раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
При работе с обучающимися преподаватель использует следующие
методы:
– словесные (объяснение, беседа, рассказ);
–
наглядно-слуховой
метод
(показ
с
демонстрацией
пианистических приемов, наблюдение);
– эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
– практические методы обучения (работа на инструменте
над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных
произведений).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета «Фортепиано»
Для реализации данной программы необходимы следующие
условия: класс (не менее 6 кв. м) для индивидуальных занятий с наличием
инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому
материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией,
соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные
инструменты должны быть настроены.
II. Содержание учебного предмета
1.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного
на освоение предмета «Фортепиано»:
Народные инструменты
2 класс
1
3 класс
класс
Фортепиано
-
4 класс
5
класс
0,5часа
0,5часа
0,5часа 1час
Аудиторная
нагрузка
по
учебному
предмету
«Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному
предмету
«Фортепиано»
определяется
с
учетом
сложившихся
педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы:
– выполнение домашнего задания;
– посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
– участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях
и культурно-просветительской деятельности и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
предусмотренный для освоения материала.
2. Требования по годам обучения:
1 год обучения
Ознакомление
с
инструментом
«фортепиано»,
основными
приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato.
Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху
музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие
пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами
штрихов.
В течение года обучающийся должен пройти 5 - 10 разнохарактерных
произведений. Чтение с листа легкого нотного текста.
В конце учебного года проводится контрольный урок, на котором
исполняется 2 произведения (одним из произведений может быть ансамбль).
Публичное выступление обучающихся может приравниваться к сдаче
контрольного урока. По итогам каждого триместра преподавателем
выставляется оценка.
Чтение с листа нотного текста.
«Крохе - музыканту» Королькова И. «Феникс» 2007г.
Примерные репертуарные списки:
Этюды
Гнесина Е. "Фортепианная азбука"
"Маленькие этюды для начинающих"
Шитте. 25 легких этюдов. Соч. 160
Школа игры на фортепиано под общ. ред. А.Николаева: этюды
Пьесы
Тиличеева Е. «Спите куклы»
Агофонникова В. «Сорока,сорока»
Потапенко Т. «По грибы»
Филиппенко А. «Цыплята»
Берлин Б. «Пони звездочка»
Беркович И. Украинская песня
Кригер И. Менуэт
2 год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на
фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими
правильные игровые навыки. Чтение с листа.
Гаммы До, Соль мажор отдельными руками в две октавы. Тонические
трезвучия с обращениями отдельными руками. В течение года обучающийся
должен пройти:
– 1-2 полифонические пьесы;
– 2-3 этюда;
– 3 -5 пьес;
– 1-2 ансамбля.
В конце учебного года проводится контрольный урок, на котором
исполняется 2 произведения (одним из произведений может быть ансамбль).
Публичное выступление обучающихся может приравниваться к сдаче
контрольного урока. По итогам каждого триместра преподавателем
выставляется оценка.
Примерные репертуарные списки:
Этюды
Гнесина Е."Фортепианная азбука"
"Маленькие этюды для начинающих"
Шитте. 25 легких этюдов. Соч. 160
Школа игры на фортепиано под общ. ред. А.Николаева: этюды
Пьесы
Ляховицкая С. «Где ты, Лека?», «Ой ты, дивчина»
И. Кореневская «Дождик»
Калиникова В. «Тень - тень»
Берлин П. «Марширующие поросята»
Рыбицкий Ф. «Скакалка»
Мартено Ж. «По ступенькам»
Любарский Н. «Курочка»
Лоншан – Друшкевичова «Марш», «Марш дошколят»
Моцарт А. «Менуэт»
Нефе Г. «Старинный танец»
Ансамбли:
Башмацкая О. «Как у наших у ворот», «Вальс цветов» из балета Чайковского
П. «Щелкунчик»
Калинников В. «Киска»
Баранова Г., Четвертухина «Первые шаги маленького пианиста»:
Беркович И. «Маленький рассказ», «Мелодия», «Игра»
Витлин В. «Дед мороз»
3 год обучения
Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению
педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является
неотъемлемым элементом выразительного исполнения, усложняется
изучаемый музыкальный материал. Продолжается работа над
формированием навыков чтения с листа.
В течение года обучающийся должен пройти:
– 1-2 полифонические пьесы;
– 3-4 этюда;
– 4-5 пьес;
– 1-2 ансамбля.
В конце учебного года проводится зачет, на котором исполняется 2
произведения. Публичное выступление обучающихся может приравниваться
к сдаче зачета. По итогам каждого триместра преподавателем выставляется
оценка.
Примерные репертуарные списки:
Произведения полифонического склада
«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева):
Арман Ж. Пьеса ля минор
Аглинцова Е. Русская песня
Курочкин Пьеса
Левидова Пьеса
Гайдн Й. Менуэт Соль мажор
Дебюк А. Русская песня
Украинская народная песня «На горе, горе»
Юцевич Е. Колыбельная
Телеман Г.Ф. Гавот
Этюды
Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.
Гнесина Е. Фортепианная азбука
Беркович И. Этюд №23
Гурлит М. Этюд №7
Майкапар А. Этюд №4
Лекуппэ Ф. Этюд №5
Черни-Гермер Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)
Шитте Л. Этюд № 18
Пьесы
Беркович И. 25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»
Гайдн Й. Анданте Соль мажор
Гедике А. Русская песня, соч. 36
Григ Э. Вальс ля минор, соч. 12
Майкапар А. «Пастушок», «В садике», соч. 28
Руббах А. «Воробей»
Фрид Г. «Грустно»
Чайковский П. «Мой Лизочек», «В церкви»
Шостакович Д. Марш
Ансамбли
Геталова О. «Золотые зерна кукурузы»
Глинка М. «Марш Черномора»
Шуберт Ф. «Солдатский марш»
Петерсен Р. «Старый автомобиль».
Бетховен Л. « Три немецких танца».
4 год обучения
С 4 года обучения, необходимо закреплять полученные навыки ранее.
Совершенствовать технические возможности учащегося. Продолжается
работа над формированием навыков чтения с листа.
В течение года обучающийся должен пройти:
– 1-2 полифонические пьесы;
– 3-4 этюда;
– 4-5 пьес;
– 2-3 ансамбля.
В конце учебного года проводится итоговый зачет, на котором исполняется 3
произведения (1 из них ансамбль). Публичное выступление обучающихся
может приравниваться к сдаче зачета. По итогам зачета выставляется оценка
в аттестат.
Примерные репертуарные списки:
Произведения полифонического склада
Нотная тетрадь А.-М. Бах:
Менуэт соль минор №4
Моцарт Л. Менуэт ре минор, Бурре ми минор
Юцевич Е. Канон ми минор
Арнэ Т. Полифонический эскиз
Бѐм Г. Менуэт
Гедике А. Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор
Гендель Г.Ф Ария
Пѐрселл Г. Сарабанда
Этюды
Бертини А. Этюд Соль мажор
Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32
Гедике А. Соч. 58 «Ровность и беглость»
Лешгорн А. Соч. 65 №№ 4-8,11,12,15
Лемуан А. Этюды соч.37 №№1,2
Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2
Шитте Л. Соч. 108 №№ 14-19
Пьесы
Тюрк Д.Г. Песенка
Гедике А. Русская песня
Александров А. Новогодняя полька
Гайдн Й. Анданте
Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер»
Гедике А. Соч. 36 №№ 21,23,31
Гречанинов А. «На лужайке», Вальс, Мазурка.
Григ Э. Вальс ми минор
Дварионас Б. Прелюдия
Моцарт В.А. 14 пьес: № 8
Майкапар А. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка
Свиридов Г. «Ласковая просьба»
Сигмейстер Э. Блюз
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
Шуман Р. Соч. 68 «Марш», «Смелый наездник»
Островский А. «Спят усталые игрушки»
Ансамбли
Иванова Т. «Детский блюз», «Рэгтайм - шутка»
Подгорная С. «Мои первые буги»
Литовко Ю. «Марш сеньора Помидора»
Глазунов А. «Венгерский танец».
Бетховен Л.«Полонез».
Свиридов Г. «Военный марш», «Романс». «Вальс» из музыки к драме
«Метель».
Фрид Г. «Чешская полька».
Гаврилин В. «Марш».
Григ Э.«Норвежский танец».
Р. Глиэр «Бравурная музыка».
Штраус «Анна – полька».
Блок В.«Московская полька»
Джоплин С.«Артист эстрады».
Стукалин Н. «Следствие ведут колобки»
Паульс Р. «Эй вы там, наверху»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень
подготовки
обучающихся
является
результатом
освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает
следующие знания, умения, навыки:
– знание инструментальных и художественных особенностей
и возможностей фортепиано;
– знание в соответствии с программными требованиями
музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и
отечественными композиторами;
–
владение
основными
видами
фортепианной
техники,
использование художественно
оправданных
технических
приемов,
позволяющих
создавать художественный
образ,
соответствующий
авторскому замыслу;
– знание музыкальной терминологии;
– умение технически грамотно исполнять произведения разной
степени трудности на фортепиано;
–навыки
самостоятельного
разбора
и
разучивания
на
фортепиано несложного музыкального произведения;
– умение использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
–
навыки
публичных
выступлений
на
концертах,
академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
– навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
– первичные навыки в области теоретического анализа
исполняемых произведений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию
обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
на ответственную
подготовку
домашнего
задания,
правильную
организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит
стимулирующий характер. Текущий контроль над работой обучающегося
осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения, темпы
продвижения обучающегося в освоении материала, качество выполнения
заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля является контрольный урок
без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а
также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке,
выставляется оценка за триместр. Текущая аттестация проводится за счет
времени аудиторных занятий.
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года также за
счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с
приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием
является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно
должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи
и перспективы развития обучающегося. Промежуточная аттестация отражает
результаты работы обучающегося за прошедший учебный год,
определяет степень
успешности
развития
на
данном
этапе
обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны
как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости
выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный
план, дневник обучающегося.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе
преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного
нотного текста
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных
средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения:
Таблица 4
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
Технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
Оценка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно») Исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка,
малохудожественная
игра,
отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2
Комплекс серьезных недостатков, невыученный
(«неудовлетворительно») текст, отсутствие домашней работы, а также
плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без отметки)
Отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения
является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку
качества приобретенных обучающимися знаний, умений и навыков. В
критерии
оценки
уровня
исполнения
должны
входить
следующие составляющие:
– техническая подготовленность обучающегося на данном этапе
обучения;
– художественная трактовка произведения;
– стабильность исполнения;
– выразительность исполнения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
В работе с обучающимися используется основная форма учебной
и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он
включает совместную работу преподавателя и обучающегося над
музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по
проведению самостоятельной работы с целью достижения обучающимися
наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока
зависит
от конкретных
творческих
задач,
от
индивидуальности
обучающегося.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала
с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального
произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над
качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с обучающимися включает:
–решение технических задач - координация рук, пальцев, наработка
аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
–работа над приемами звукоизвлечения;
–тренировка
художественно-исполнительских
навыков:
работа
над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
–формирование
теоретических
знаний:
знакомство
с
тональностью, гармонией, интервалами и др.;
–разъяснение
обучающемуся
принципов
оптимально
продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.
В
работе
с
обучающимися
преподавателю
необходимо
придерживаться основных принципов обучения: последовательности,
постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе
обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень
его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим
фактором,
способствующим
правильной
организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной
работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных
обучающегося является планирование учебной работы и продуманный
подбор репертуара. Основная форма планирования - составление
преподавателем индивидуального плана на каждого обучающегося в начале
учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план
включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения
русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом
специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся отделения
народных инструментов.
В работе преподавателю необходимо использовать произведения
различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального
кругозора обучающегося и воспитания в нем интереса к музыкальному
творчеству.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения
с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться
в незнакомом
тексте,
развивает
слуховые,
координационные,
ритмические способности обучающегося.
2.
Методические
рекомендации
по
организации
самостоятельной работы обучающихся
Объем времени на самостоятельную работу определяется с
учетом методической
целесообразности,
минимальных
затрат
на
подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ
общего образования. Для организации домашних занятий обязательным
условием является наличие дома у обучающегося музыкального
инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны
проходить при хорошем физическом состоянии обучающегося. Занятия при
повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не
продуктивны.
Роль преподавателя в организации самостоятельной работы
обучающегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка
эффективному использованию
учебного
внеаудиторного
времени.
Следует разъяснить обучающемуся, как распределить время работы над
разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить
наиболее проблемные места данных произведений, посоветовать способы
работы над ними.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются
и оцениваются
преподавателем
на
уроке. Проверка
результатов
самостоятельной работы обучающегося должна проводиться педагогом
регулярно.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
Для учащихся
1. Альбом классического репертуара: пособие для подготовительного и 1
классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003. –
112 с.
2. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебнометод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов –на-Дону «Феникс»,
2007. – 64 с.
3. Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост.
Барахтин Ю.В. Новосибирск, Окарина, 2008. – 46 с.
4. Цыганова, Г.Г.Альбом ученика пианиста подготовительный класс:
учебно – методическое пособие / Г.Г. Цыганова. – Ростов –на –Дону
«Феникс», 2006. – 64с.
5. Цыганова, Г.Г. Юному музыканту пианисту 3 класс : учебно –
методическое пособие. Хрестоматия педагогического репертуара / Г.Г.
Цыганова, И.С. Королькова. – Ростов – на – Дону «Феникс», 2008. – 96
с.
6. Цыганова, Г.Г. Альбом ученика пианиста 3 класс : учебно –
методическое пособие / Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова. – Ростов – на
– Дону «Феникс», 2009. – 112 с.
7. Российский нотный архив (Электронный ресурс) .- Режим доступа:
http://www.notarhiv.ru/
8. Нотный архив Бориса Тараканова (Электронный ресурс).- Режим
доступа: http://notes.tarakanov.net/
9. Крупнейшая учебная нотная библиотека (Электронный ресурс). –
Режим доступа: http://classon.ru/
10.Нотная библиотека для преподавателей музыкальных школ и школ
искусств (Электронный ресурс). – Режим доступа: http:// muzicalka.ru/
11.Список рекомендуемой методической литературы
Для родителей
1. Волкова, Л.П. Процесс работы над музыкальным произведением:
методическая разработка /Л.П. Волкова. – Курган КОМК, 2006. – 16с.
2. Глаголев, А.В. Мотивная структура музыкальной мысли в Клавирных
сюитах Баха: учебное пособие /А.В. Глаголев. – Екатеринбург, 2009. –
100с.
3. Гофман, Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы фортепианной игре
/Й. Гофман. – Классика 21, 2002. – 192 с.
4. Мартинсен, К.А. Методика индивидуального преподавания игры на
фортепиано /К.А. Мартинсен.- М.: Классика 21, 2002. – 120 с.
5. Светозарова, Н. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано
/Н. Светозарова. – М.: Классика 21, 2002. – 144 с.