2
Составлена на основе:
программы «Музыкальная литература». Москва 2008 год.
Разработчик: А.В.Зеленин, преподаватель МБОУ ДО «Катайская ШИ»
Рецензент: Н.В.Бардакова, преподаватель МБОУ ДО «Катайская ШИ»
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на
реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
II. Учебно-тематический план
III. Содержание учебного предмета
2
3
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
V.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
VI.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VII. Список учебной и методической литературы
- Учебники,
- Учебные пособия;
- Хрестоматии;
- Методическая литература;
- Рекомендуемая дополнительная литература.
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического
опыта в области музыкального искусства в детских школах.
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального
мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений,
приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике
музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории,
истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и
литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и
3
4
расширению у обучающихся
кругозора в сфере музыкального искусства,
воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательноразвивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».
Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с
учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области
«Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям
и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия
элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа
незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и
стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания
в исполнительской деятельности.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература»-4
года.Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 7 –
12 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Год обучения
1-й
2-й
3-й
Итого
часов
Форма занятий
Аудиторная
(в часах)
Внеаудиторная
(самостоятельная,
часах)
33
33
33
99
33
33
33
99
в
Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература»
составляет 99 часов.
3. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» –
мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.
4. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на
художественно-эстетическое развитие личности учащегося.
Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей
учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные
произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление
одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к
поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:
формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной
культуре в целом;
4
5
воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в
разных странах;
овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
знания
специфики
различных
музыкально-театральных
и
инструментальных жанров;
знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
умение использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной
мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к
вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее
профессиональные программы.
5. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Учебно-тематический план и содержание учебного предмета.
7.Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, рассказ, беседа);
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного
предмета «Музыкальная литература»:
обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам,
формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной
работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;
5
6
укомплектование библиотечного фонда
печатными и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы, а также изданиями музыкальных произведений,
специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных,
хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям
программы;
наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями
музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;
обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;
наличие официальных, справочно-библиографических и периодических
изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
«Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим
оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют
звукоизоляцию.
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения музыкальной литературе тесно связан с учебным
предметом «Слушание музыки». Его задачи – продолжая развивать и
совершенствовать навыки слушания музыки и эмоциональной отзывчивости на
музыку, познакомить учащихся с основными музыкальными жанрами,
музыкальными формами, сформировать у них навыки работы с учебником и
нотным материалом, умение рассказывать о характере музыкального
произведения и использованных в нем элементах музыкального языка.
Для тех учеников, которые поступили в детскую школу искусств в первый
класс в возрасте от десяти до двенадцати лет, изучение музыкальной литературы
начинается с 1 класса. Учитывая, что эти учащиеся не имеют предварительной
подготовки по учебному предмету «Слушание музыки», педагог может уделить
большее внимание начальным темам «Музыкальной литературы», посвященным
содержанию музыкальных произведений, выразительным средствам музыки.
Содержание первого года изучения «Музыкальной литературы» дает
возможность закрепить знания, полученные детьми на уроках «Слушания
музыки», на новом образовательном уровне. Обращение к знакомым ученикам
темам, связанным с содержанием музыкальных произведений, выразительными
средствами музыки, основными музыкальными жанрами позволяет ввести новые
важные понятия, которые успешно осваиваются при возвращении к ним на новом
материале.
III.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предлагаемые музыкальные примеры для прослушивания в классе могут
быть дополнены или заменены другими по выбору преподавателя, в зависимости
от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
6
7
1 год обучения
1 триместр
Тема
Количество часов
Музыка и мы
1
Выразительные средства музыки
2
Программная музыка
1
Возникновение музыкальных инструментов
1
Струнные инструменты
1
Деревянные духовые инструменты
1
Медные духовые инструменты
1
Ударные инструменты
1
Контрольный урок
1
2 триместр
Тема
Количество часов
Клавишные инструменты
1
Народные инструменты
1
История развития оркестра
Расположение инструментов оркестра
Дирижѐр
Виды оркестров
1
Певческие голоса
1
Музыкальные жанры
1
Танец в музыке
2
Народная песня и композитор
1
Музыкальная форма. Период, куплетная, двухи трѐхчастная формы
Вариации. Рондо
1
Контрольный урок
1
1
1
3 триместр
Тема
Количество часов
7
8
Сюита
1
Фуга
1
Соната
1
Музыка в театре и кино
2
Опера
2
Балет
2
Контрольный урок
1
Резервный урок
1
2 год обучения
1 триместр
Тема
Количество часов
Введение
1
Искусство барокко
1
И.С.Бах. Жизненный путь
2
Полифонические произведения Баха
1
Сюиты Баха
1
Органные произведения Баха
1
Йозеф Гайдн. Жизненный путь
1
Симфоническое творчество Гайдна
1
Контрольный урок
1
2триместр
Тема
Количество часов
Фортепианные сонаты Гайдна
1
Оратории Гайдна
1
В.А.Моцарт. Жизненный путь
2
Творчество В.А. Моцарта
1
Опера «Свадьба Фигаро»
1
8
9
Л. ван Бетховен. Жизненный путь
2
Творчество Бетховена. Фортепианная музыка
1
Симфоническое творчество Бетховена
1
Увертюры Бетховена
1
Контрольный урок
1
3 триместр
Тема
Количество часов
Романтизм как художественное направление
1
Франц Шуберт. Жизненный путь
1
Вокальное творчество Шуберта
1
Фортепианные произведения Шуберта
1
Симфония си минор «Неоконченная»
1
Фридерик Шопен. Жизненный путь
1
Творчество Фридерика Шопена
1
Фортепианная музыка
композиторов-романтиков
Развитие оперы в XIXвеке
1
Дальнейшие пути развития европейской
музыки в конце XIX– начале XXвека
Контрольный урок
1
1
1
3 год обучения
1 триместр
Тема
Древнерусская музыка
Количество часов
1
Русская музыка XVIII века
1
Творцы русской комической оперы XVIIIвека
1
Старшие современники Глинки
1
М.И. Глинка. Жизненный путь
1
9
10
Опера «Иван Сусанин»
2
Симфоническое творчество Глинки
1
Романсы М.И. Глинки
1
Контрольный урок
1
2 триместр
Тема
Количество часов
А.С. Даргомыжский. Жизненный путь
1
Романсы и песни Даргомыжского
1
Опера «Русалка»
1
Русская музыка второй половины XIXвека
1
А.П. Бородин. Жизненный путь
1
Богатырская симфония
1
Опера «Князь Игорь»
1
Романсы Бородина
1
М.П. Мусоргский. Жизненный путь
1
Оперное творчество Мусоргского. «Борис
Годунов»
Романсы и песни Мусоргского
1
Контрольный урок
1
1
3 триместр
Фортепианное творчество Мусоргского.
1
«Картинки с выставки»
Н.А. Римский-Корсаков. Жизненный путь
1
Симфоническое творчество Римского-
1
Корсакова. «Шехеразада»
Опера «Снегурочка»
2
10
11
П.И. Чайковский. Жизненный путь
1
Симфония №1 «Зимние грѐзы»
1
Оперное творчество Чайковского. «Евгений
2
Онегин»
Контрольный урок
1
Резервный урок
1
Введение. Место музыки в жизни человека
Музыка «серьезная» и «легкая». Музыкальные впечатления учеников –
посещение театров, концертов. Понятия «народная», «церковная», «камерная»,
«концертная», «театральная», «эстрадная», «военная» музыка.
Содержание музыкальных произведений
Воплощение в музыке образов природы, сказочных образов, чувств и
характера человека, различных событий. Содержание музыки столь же богато, как
и содержание других видов искусств, но раскрывается оно с помощью
музыкальных средств. Как
работать с нотными примерами в учебнике
музыкальной литературы.
Прослушивание произведений:
П.И.Чайковский «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»,
Д.Россини «Буря» из оперы «Севильский цирюльник»,
Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», «Сеча при
Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»,
М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», «Тюильрийский сад» из
цикла «Картинки с выставки»,
Р.Шуман «Пьеро», «Арлекин», «Флорестан», «Эвзебий» из цикла «Карнавал»,
К.Сен-Санс «Кенгуру», «Слон», «Лебедь» из цикла «Карнавал животных»,
С.С.Прокофьев «Нам не нужна война» из оратории «На страже мира».
Выразительные средства музыки
Основные выразительные средства музыкального языка (повторение).
Понятия: мелодия (кантилена, речитатив), лад (мажор, минор, специальные лады –
целотонная гамма, гамма Римского-Корсакова), ритм (понятие ритмическое
остинато), темп, гармония (последовательность аккордов, отдельный аккорд),
фактура (унисон, мелодия и аккомпанемент, полифония, аккордовое изложение),
регистр, тембр.
Прослушивание произведений
М.И.Глинка «Патриотическая песнь»,
Ф.Шуберт «Липа»,
М.И.Глинка Речитатив из арии Сусанина («Иван Сусанин», 4 действие),
Ф.Шопен Ноктюрн для фортепиано Ми-бемоль мажор,
С.С.Прокофьев «Сказочка», «Дождь и радуга» из цикла «Детская музыка».
11
12
Состав симфонического оркестра
Четыре основные группы инструментов симфонического оркестра.
Принципы записи произведения для оркестра (партитура). Тембры инструментов.
Прослушивание произведений
С.С.Прокофьев «Петя и волк»,
Б.Бриттен «Вариации и фуга на тему Перселла» («Путеводитель по оркестру»).
Тембры певческих голосов
Голоса певцов-солистов и голоса в хоре. Виды хоров. Различный состав
хора. Тембр певческого голоса и характер героя в музыкальном спектакле.
Прослушивание произведений
Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Садко» (песня Садко, Колыбельная
Волховы, сцена в подводном царстве) или другого произведения по выбору
преподавателя.
Понятие жанра в музыке. Основные жанры – песня, марш, танец
(повторение)
Понятие о музыкальных жанрах. Вокальные и инструментальные жанры.
Песенность, маршевость, танцевальность.
Песня. Куплетная форма в песнях
Причины популярности жанра песни. Народная песня; песня, сочиненная
композитором; «авторская» песня. Воплощение различных чувств, настроений,
событий в текстах и музыке песен. Строение песни (куплетная форма). Понятия
«запев», «припев», «вступление», «заключение», «проигрыш», «вокализ», «а
капелла».
Прослушивание произведений
Русская народная песня «Дубинушка»,
И.О.Дунаевский «Марш веселых ребят», «Моя Москва»,
А.В.Александров «Священная война»,
Д.Ф.Тухманов «День Победы»,
А.И.Островский «Пусть всегда будет солнце»,
Д.Д.Шостакович «Родина слышит»,
Песни современных композиторов, авторские песни по выбору преподавателя.
Марш, танец. Трехчастная форма в маршах и танцах
Связь музыки с движением. Отличия марша и танца. Разновидности марша
(торжественные, военно-строевые, спортивные, траурные, походные, детские,
песни-марши). Танец как пластический вид искусства и как музыкальное
произведение. Народное происхождение большинства танцев. Исторические,
бальные, современные танцы. Музыкальные особенности марша, проявляющиеся
в темпе, размере, ритме, фактуре, музыкальном строении. Характерные
музыкальные особенности различных танцев (темп, размер, особенности ритма,
аккомпанемента).
Понятие трехчастная форма с репризой (первая часть - основная тема,
середина, реприза).
12
13
Прослушивание произведений
С.С.Прокофьев Марш из сборника «Детская музыка»,
Ф.Мендельсон Песня без слов № 27, «Свадебный марш» из музыки к комедии
В.Шекспира «Сон в летнюю ночь»,
Д.Верди Марш из оперы «Аида»,
В.П.Соловьев-Седой «Марш нахимовцев»,
П.И.Чайковский Камаринская из «Детского альбома», Трепак из балета
«Щелкунчик»,
А.С.Даргомыжский «Малороссийский казачок»,
А.Г.Рубинштейн «Лезгинка» из оперы «Демон»,
Э.Григ «Норвежский танец» Ля мажор,
Л.Боккерини Менуэт,
Д.Скарлатти Гавот,
К.Вебер Вальс из оперы «Волшебный стрелок»,
Б.Сметана Полька из оперы «Проданная невеста»,
Г.Венявский Мазурка для скрипки и фортепиано,
М.К.Огиньский Полонез ля минор,
Р.М.Глиэр Чарльстон из балета «Красный мак».
Народная песня в произведениях русских композиторов.
Сборники русских народных песен.
Музыкальные жанры: вариации, квартет, концерт, сюита
Понятие «музыкальный фольклор» (вокальный и инструментальный),
аранжировка, обработка. Жанры народных песен, сборники народных песен
М.А.Балакирева, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского. Значение сборников
народных песен. Цитирование народных мелодий в произведениях композиторов,
близость музыкального языка русских композиторов народной песне. Знакомство
с музыкальной формой вариаций, варьированными куплетами. Жанры «квартет»,
«концерт», «сюита».
Прослушивание произведений
Народные песни «Эй, ухнем», «Как за речкою, да за Дарьею», «Среди долины
ровныя»,
М.И.Глинка Вариации на русскую народную песню «Среди долины ровныя»,
М.П.Мусоргский Песня Марфы из оперы «Хованщина»,
Н.А.Римский-Корсаков Песня Садко с хором из оперы «Садко»,
П.И.Чайковский II часть из Первого струнного квартета, финал Первого концерта
для фортепиано с оркестром,
А.К.Лядов 8 русских народных песен для оркестра.
Программно-изобразительная музыка
Понятия
«программная
музыка»,
«звукоизобразительность»,
«звукоподражание». Роль названия и литературного предисловия в программной
музыке. Понятие цикла в музыке.
Прослушивание произведений
А.К.Лядов «Кикимора» (фрагмент),
13
14
Л.ван Бетховен Симфония №6 «Пасторальная», 2 часть (фрагмент),
П.И.Чайковский «На тройке» из цикла «Времена года»,
М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки»,
С.С.Прокофьев Сюита «Зимний костер»
Музыка в театре
Театр как вид искусства. Театральные жанры. Различная роль музыки в
музыкальном и драматическом театре.
Музыка в драматическом театре
Значение музыки в драматическом спектакле. Как создается музыка к
драматическому спектаклю, какие музыкальные жанры могут быть использованы.
Знакомство с произведением Г.Ибсена «Пер Гюнт» и музыкой Э.Грига к этому
спектаклю. Сюиты Э.Грига, составленные композитором из отдельных номеров
музыки к драме. Подробный разбор пьес первой сюиты и «Песни Сольвейг».
Прослушивание произведений
Э.Григ «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля»,
«Песня Сольвейг».
Балет
Особенности балета как театрального вида искусств. Значение танца и
пантомимы в балете. Значение музыки в балете. П.И.Чайковский - создатель
русского классического балета. Балет «Щелкунчик» - сюжет, содержание,
построение балета.
Дивертисмент. Подробный разбор Марша и танцев
дивертисмента. Новый инструмент в оркестре – челеста.
Прослушивание произведений
П.И.Чайковский «Марш», «Арабский танец», «Китайский танец», «Танец
пастушков», «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»
Опера
Опера как синтетический вид искусства, соединяющий театр и музыку,
пение и танец, игру актеров и сценическое оформление. Ведущая роль музыки в
опере.
Содержание оперы, оперные сюжеты: исторические, бытовые, сказочные,
лирические. Понятие «либретто оперы». Структура оперы: действия, картины.
Роль оркестра в опере, значение увертюры. Сольные номера в опере
(разновидности), виды ансамблей, различные составы хора, самостоятельные
оркестровые фрагменты.
Разбор содержания и построения оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
Разбор отдельных номеров из оперы. Понятия «канон», «рондо», «речитатив»,
«ария», «ариозо».
Прослушивание произведений
М.И.Глинка. Фрагменты оперы «Руслан и Людмила»: увертюра, Вторая песня
Баяна, Сцена похищения Людмилы из 1 д., Ария Фарлафа, Ария Руслана из 2 д.,
14
15
персидский хор из 3 д., Ария Людмилы, Марш Черномора, Восточные танцы из 4
д., хор «Ах ты, свет Людмила» из 5 д.
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
Второй и третий год обучения музыкальной литературе являются базовыми
для формирования у учащихся знаний о музыкальных жанрах и формах. Важной
задачей становится развитие исторического мышления: учащиеся должны
представлять себе последовательную смену культурных эпох, причем не только в
мире музыки, но и в других видах искусства. Главная задача предмета состоит в
том, чтобы интересы учеников в итоге становились шире заданного минимума,
чтобы общение с музыкой, историей, литературой, живописью стали для них
необходимостью.
Благодаря увеличению сроков освоения учебного предмета «Музыкальная
литература», предусмотренному федеральными государственными требованиями,
появляется возможность увеличить время на изучение «Музыкальной литературы
зарубежных стран» - 2-й год обучения и первое полугодие 3-го года обучения. В
центре внимания курса находятся темы «Жизнь и творчество» И.С.Баха, И.Гайдна,
В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена. Каждая из этих тем
предполагает знакомство с биографией композитора, с особенностями его
творческого наследия, подробный разбор и прослушивание нескольких
произведений. В списке музыкальных произведений также приводятся варианты
сочинений композиторов, данные для более широкого ознакомления, которые
можно использовать на биографических уроках или рекомендовать ученикам для
самостоятельного
прослушивания.
Остальные
темы
курса
являются
ознакомительными, в них представлен обзор определенной эпохи и упомянуты
наиболее значительные явления в музыкальной жизни.
История развития музыки от Древней Греции до эпохи барокко. Курс
начинается с ознакомления учеников с музыкальной культурой Древней Греции.
История возникновения нотного письма, Гвидо Аретинский. Изучение сведений о
музыке (инструментах, жанрах, формах и т.д.) Средневековья и Ренессанса.
Для ознакомления рекомендуется прослушивание небольших фрагментов
танцевальной и вокальной музыки мастеров эпохи Возрождения (О. ди Лассо,
К.Монтеверди, М.Преториус, К.Жанекен и т.д.).
Музыкальная культуры эпохи барокко, итальянская школа. Значение
инструментальной музыки в эпоху барокко. Возникновение оперы. Краткая
характеристика творчества Вивальди.
Для ознакомления рекомендуется прослушивание одного из концертов из цикла
«Времена года»
Иоганн Себастьян Бах. Жизненный и творческий путь. Работа Баха
органистом, придворным музыкантом, кантором в разных городах Германии.
Ознакомление с историей Реформации. Специфика устройства органа, клавесина,
клавикорда. Принципы использования органной музыки в церковной службе.
Инвенции. Уникальное учебное пособие для начинающих исполнителей на
клавире Хорошо темперированный клавир – принцип организации цикла.
Проблема соотношения прелюдии и фуги. Специфика организации
15
16
полифонической формы (тема, противосложение, интермедия и т.д.).
Инструментальные сюиты – история формирования цикла, обязательные и
дополнительные танцы.
Прослушивание произведений
Хоральная прелюдия фа минор, Токката и фуга ре минор для органа,
Двухголосные инвенции До мажор, Фа мажор,
Прелюдия и фуга доминор из 1 тома ХТК,
Французская сюита до минор.
Для ознакомления
Хоральная прелюдия Ми-бемоль мажор,
Трехголосная инвенция си минор,
Прелюдия и фуга До мажор из 1 тома ХТК,
Фрагменты сюит, партит, сонат для скрипки и для виолончели соло.
Современники И.С.Баха: Г.Ф.Гендель.Краткое изложение биографии
Г.Ф.Генделя. Влияние итальянской школы на его творчество, основные жанры.
Для ознакомления рекомендуется прослушивание отрывков из оперного наследия
Г.Ф.Генделя или его концертов.
Классицизм, возникновение и обновление инструментальных жанров и
форм, опера. Основные принципы нового стилевого направления. Сонатный цикл
и симфонический цикл, их кардинальное отличие от предшествующих жанров и
форм.
Переосмысление
драматургии
формы
произведения.
Состав
симфонического оркестра. Мангеймская школа. Венские классики. Великая
французская революция. Французские энциклопедисты. Реформа оперного жанра.
Творчество Х.В.Глюка, суть его реформы – драматизация музыкального
спектакля.
Для ознакомления рекомендуется прослушивание отрывков из оперы Глюка
«Орфей» (Хор из 1 д., сцена с фуриями из 2 д., ария «Потерял я Эвридику»)
Йозеф Гайдн. Жизненный и творческий путь. Вена – «музыкальный
перекресток» Европы. Судьба придворного музыканта. Поездка в Англию.
Ознакомление со спецификой строения сонатно-симфонического цикла на
примере симфонии Ми-бемоль мажор (1 часть – сонатная форма, 2 часть двойные вариации, 3 часть - менуэт, финал). Эволюция клавирной музыки.
Строение классической сонаты. Подробный разбор строения и тонального плана
сонатной формы
Прослушивание произведений
Симфония Ми-бемоль мажор (все части),
Сонаты Ре мажор и ми минор,
Для ознакомления
«Прощальная» симфония, финал.
Вольфганг Амадей Моцарт. Жизненный и творческий путь. «Чудоребенок», поездка в Италию, трудности устройства, разрыв с зальцбургским
архиепископом. Венский период жизни и творчества. Основные жанры
творчества. Симфоническое творчество В.А.Моцарта. Лирико-драматический
характер симфонии соль-минор. Опера «Свадьба Фигаро» - сравнение с
16
17
первоисточником Бомарше. Функция увертюры. Сольные характеристики главных
героев. Клавирное творчество В.А.Моцарта.
Прослушивание произведений
Симфония соль минор (все части),
Опера «Свадьба Фигаро» - увертюра, Ария Фигаро, две арии Керубино, ария
Сюзанны (по выбору преподавателя),
Соната Ля мажор.
Для ознакомления
Увертюры к операм «Дон Жуан», «Волшебная флейта»,
«Реквием» - фрагменты
Людвиг ван Бетховен. Жизненный и творческий путь. Юность в Бонне.
Влияние идей Великой французской буржуазной революции на мировоззрение и
творчество Л. Ван Бетховена. Жизнь в Вене. Трагедия жизни – глухота. Основные
жанры творчества. Фортепианные сонаты, новый стиль пианизма. «Патетическая»
соната. Принципы монотематизма в Симфонии №5 до-минор. Изменение жанра в
структуре симфонического цикла - замена менуэта на скерцо. Программный
симфонизм, театральная музыка к драме И.В.Гете «Эгмонт».
Прослушивание произведений
Соната №8 «Патетическая»,
Симфония №5 до минор,
Увертюра из музыки к драме И.В.Гете «Эгмонт».
Для ознакомления
Соната для фортепиано №14, 1 ч.,
Соната для фортепиано №23, 1ч.,
Симфония № 9, финал,
Симфония № 6 «Пасторальная».
Романтизм в музыке. Новый стиль, новая философия, условия и
предпосылки возникновения. Новая тематика, новые сюжеты – природа,
фантастика, история, лирика, тема одиночества, романтический герой. Новые
жанры – фортепианная и вокальная миниатюра, циклы песен, пьес.
Для ознакомления:
Ф.Мендельсон «Песни без слов» (по выбору преподавателя), Концерт для скрипки
с оркестром, 1 часть.
Франц Шуберт. Жизненный и творческий путь. Возрастание значимости
вокальной миниатюры в творчестве композиторов-романтиков. Песни, баллады и
вокальные циклы Шуберта, новаторство в соотношении мелодии и
сопровождения, внимание к поэтическому тексту, варьированные куплеты,
сквозное строение. Новые фортепианные жанры – экспромты, музыкальные
моменты. Новая трактовка симфонического цикла, специфика песенного
тематизма в симфонической музыке («Неоконченная» симфония).
Прослушивание произведений
Песни «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Серенада», «Аве
Мария», песни из циклов «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» (на
усмотрение преподавателя),
17
18
Экспромт Ми-бемоль мажор, Музыкальный момент фа минор,
Симфония № 8 «Неоконченная».
Для ознакомления
Вальс си минор,
Военный марш.
Фредерик Шопен. Жизненный и творческий путь. Юность в Польше, жизнь
в Париже, Ф.Шопен как выдающийся пианист. Специфика творческого наследия –
преобладание фортепианных произведений. Национальные «польские» жанры –
мазурки и полонезы; разнообразие их типов. Прелюдия – новая разновидность
фортепианной миниатюры, цикл прелюдий Ф.Шопена, особенности его строения.
Новая трактовка прикладных, «неконцертных» жанров – вальсов, этюдов. Жанр
ноктюрна в фортепианной музыке, родоначальник жанра – Джон Фильд.
Прослушивание произведений
Мазурки До мажор, Си-бемоль мажор, ля минор,
Полонез Ля мажор,
Прелюдии ми минор, Ля мажор, до минор,
Вальс до-диез минор,
Этюды Ми мажор и до минор «Революционный»,
Ноктюрн фа минор.
Для ознакомления
Баллада № 1,
Ноктюрн Ми-бемоль мажор,
Полонез Ля-бемоль мажор.
Композиторы-романтики первой половины XIX века. Значение
национальных композиторских школ. Творчество (исполнительское и
композиторское) Ф.Листа. Р.Шуман – композитор и музыкальный критик.
Музыкальное и теоретическое наследие Г.Берлиоза.
Для ознакомления предлагается прослушивание рапсодий Ф.Листа, отрывков из
«Фантастической» симфонии Г.Берлиоза, номеров из «Фантастических пьес» или
вокальных циклов Р.Шумана.
Европейская музыка в XIX веке. Разные пути развития оперного жанра.
Творчество Д.Верди и Р.Вагнера. Инструментальная музыка Германии и Австрии
(И.Брамс). Французская композиторская школа (Ж.Бизе, С.Франк и др.).
Для ознакомления предлагается прослушивание номеров из опер Д.Верди
(«Травиата», «Аида», «Риголетто») и Р.Вагнера («Лоэнгрин», «Летучий
голландец», «Валькирия») на усмотрение преподавателя.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Данный раздел учебного предмета «Музыкальная литература»,
посвященный отечественной музыке XIX-XX веков, – ключевой в курсе. Он имеет
как познавательное, так и воспитательное значение для школьников
подросткового возраста. В данной программе изучению русской музыкальной
литературе отводится второе полугодие 2 класса и весь 3 класс.
Русская церковная музыка, нотация, жанры и формы. Уникальная
история формирования русской культуры в целом и музыкальной в частности.
18
19
Особенности нотации (крюки и знамена). Профессиональная музыка – церковная.
Приоритет вокального начала.
Для ознакомления предлагается прослушивание любых образцов знаменного
распева, примеров раннего многоголосия (стихир, тропарей и кондаков).
Музыкальная
культура
XVIII
века.Творчество
Д.С.Бортнянского,М.С.Березовского и других. Краткий экскурс в историю
государства российского XVII – начала XVIII века. Раскол. Реформы Петра
Великого. Новые эстетические нормы русской культуры. Жанры канта,
партесного
концерта.
Возрастание
роли
инструментальной
музыки.
Возникновение русской оперы.
Для ознакомления предлагается прослушивание частей хоровых концертов,
увертюр из опер Д.С.Бортнянского и М.С.Березовского; русских кантов.
Культура начала XIX века. Романсы. Творчество А.А.Алябьева,
А.Е.Гурилева,
А.Л.Варламова.
Формирование
традиций
домашнего
музицирования. Романтизм и сентиментализм в русской поэзии и вокальной
музыке. Формирование различных жанров русского романса: элегия, русская
песни, баллада, романсы «о дальних странах», с использованием танцевальных
жанров.
Прослушивание произведений
А.А.Алябьев «Соловей»,
А.Л.Варламов«Красный сарафан», «Белеет парус одинокий»,
А.Е.Гурилев «Колокольчик».
Для ознакомления
А.А.Алябьев «Иртыш»,
А.е.Гурилев «Домик-крошечка»,
другие романсы по выбору преподавателя.
Михаил Иванович Глинка.Жизненный и творческий путь. Обучение в
Италии, Германии. Зарождение русской музыкальной классики. Создание двух
опер. Поездки во Францию, Испанию. Создание одночастных симфонических
программных увертюр. Эпоха Глинки: современники композитора.
Опера «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». Общая характеристика; композиция
оперы. Музыкальные характеристики героев: русских и поляков. Различные виды
сольных сцен (ария, каватина, песня, романс). Хоровые сцены. Понятия
«интродукция», «эпилог». Танцы как характеристика поляков. Повторяющиеся
темы в опере, их смысл и значение.
Романсы Глинки – новое наполнение жанра, превращение романса в особый жанр
камерной вокальной миниатюры. Роль русской поэзии, внимание к поэтическому
тексту. Роль фортепианной партии в романсах. Разнообразие музыкальных форм.
Симфонические сочинения Глинки – одночастные программные симфонические
миниатюры. Национальный колорит испанских увертюр. «Камаринская»:
уникальная роль в становлении русской симфонической школы. «Вальсфантазия».
Прослушивание произведений
19
20
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») 1 д.: Интродукция, Каватина и рондо
Антониды, трио «Не томи, родимый»; 2 д.: Полонез, Краковяк, Вальс, Мазурка; 3
д.: Песня Вани, сцена Сусанина с поляками, Свадебный хор, Романс Антониды; 4
д.: ария Сусанина; Эпилог: хор «Славься».
Романсы: «Жаворонок», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье».
Симфонические произведения: «Камаринская», «Вальс-фантазия».
Для ознакомления
Увертюра к опере «Руслан и Людмила»,
«Арагонская хота».
Романсы «Я здесь, Инезилья», «В крови горит огонь желанья», «Венецианская
ночь» и др. по выбору преподавателя.
Александр Сергеевич Даргомыжский.Жизненный и творческий путь.
Значение дружбы с Глинкой. Новые эстетические задачи. Поиск выразительности
музыкального языка, отношение к литературному тексту, передача в музыке
интонаций разговорной речи.
Социально-обличительная тематика в вокальных сочинениях.
Опера в творчестве композитора, особенности музыкального языка в операх
«Русалка», «Каменный гость». Психологизм образа Мельника, жанровые хоровые
сцены, портретная характеристика Князя.
Вокальная миниатюра – появление новых жанров и тем (драматическая песня,
сатирические сценки).
Прослушивание произведений
Вокальные произведения: «Старый капрал», «Мне грустно», «Титулярный
советник» «Мне минуло шестнадцать лет».
Опера «Русалка»: ария Мельника из 1 д. и сцена Мельника из 3 д., хор из 2 д.
«Сватушка» и хоры русалок из 3 д., Песня Наташи из 2 д., Каватина Князя из 3 д.
Для ознакомления
Романсы и песни «Ночной зефир», «Мельник» и другие по выбору преподавателя.
Русская культура 60-х годов XIX века.Деятельность и творчество
М.А.Балакирева. Общественно-политическая жизнь в 60-е годы. Расцвет
литературы и искусства. «Западники» и славянофилы. Расцвет русской
музыкальной классики во второй половине XIX века, ее великие представители.
Изменения в музыкальной жизни столиц. Образование РМО, открытие
консерваторий, Бесплатная музыкальная школа. А.Н.Серов и В.В.Стасов, Антон и
Николай Рубинштейны, М.А.Балакирев и «Могучая кучка».
Для ознакомления возможно прослушивание фрагментов оперы А.Рубинштейна
«Демон», фортепианной фантазии М.А.Балакирева «Исламей» или других
произведений на усмотрение преподавателя.
Александр Порфирьевич Бородин.Жизненный и творческий путь.
Многогранность личности А.П.Бородина. Научная, общественная деятельность,
литературный талант.
Опера «Князь Игорь» - центральное произведение композитора. Композиция
оперы. Понятие «пролог», «финал» в опере. Русь и Восток в музыке оперы.
Музыкальные характеристики героев в сольных сценах (князь Игорь, Галицкий,
20
21
хан Кончак, Ярославна). Хоровые сцены в опере. Место и роль «Половецких
плясок».
Романсы А.П.Бородина. Глубокая лирика, красочность гармоний. Роль текста,
фортепианной партии.
Симфоническое наследие А.П.Бородина, формирование жанра русской симфонии
в 60-х годах XIX века. «Богатырская» симфония.
Прослушивание произведений
Опера «Князь Игорь»: пролог, хор народа «Солнцу красному слава», сцена
затмения; 1 д.: песня Галицкого, ариозо Ярославны, хор девушек «Мы к тебе,
княгиня», хор бояр «Мужайся, княгиня», 2 д.: каватина Кончаковны, ария Игоря,
ария Кончака, Половецкие пляски, 4 д.: Плач Ярославны, хор поселян.
Романсы «Спящая княжна», «Для берегов Отчизны»,
Симфония №2 «Богатырская».
Для ознакомления
Квартет №2, 3 часть «Ноктюрн».
Модест Петрович Мусоргский. Жизненный и творческий путь.
Социальная
направленность,
историзм
и
новаторство
творчества
М.П.Мусоргского. Судьба наследия композитора, редакции его сочинений.
«Борис Годунов», история создания, редакции оперы, сложности постановки.
Идейное содержание оперы. Композиция оперы, сквозное развитие действия,
декламационное начало вокальных партий ряда персонажей – характерные черты
новаторского подхода композитора к реализации замысла оперы.
Вокальные произведения М.П.Мусоргского.
Продолжение традиций
А.С.Даргомыжского, поиск выразительной речевой интонации. Круг поэтов,
тематика циклов и песен М.П.Мусоргского. («Детская», «Светик Савишна» и др.).
«Картинки с выставки» - лучшее инструментальное произведение композитора.
История создания, особенности построения, лейтмотив цикла. Оркестровая версия
М.Равеля.
Прослушивание произведений:
«Борис Годунов»: оркестровое вступление, пролог 1к.: хор «На кого ты нас
покидаешь», сцена с Митюхой, 2 к. целиком, 1 д. 1 к.: монолог Пимена, 1 д. 2 к.:
песня Варлаама, 2 д. монолог Бориса, сцена с курантами, 4 д. 1 к.: хор «Кормилецбатюшка», сцена с Юродивым, 4 д.3 к.: хор «Расходилась, разгулялась»
«Картинки с выставки» (возможно фрагменты на усмотрение преподавателя).
Для ознакомления
Песни: «Семинарист», «Светик Савишна», «Колыбельная Еремушке», вокальный
цикл «Детская»,
симфоническая картина «Ночь на Лысой горе»,
вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на Москве-реке»).
Николай Андреевич Римский-Корсаков. Жизненный и творческий
путь.Многогранность творческой, педагогической и общественной деятельности
Н.А.Римского-Корсакова. Значение оперного жанра в творчестве композитора.
Сказка, история и повседневный быт народа в операх Н.А.Римского-Корсакова.
Опера «Снегурочка», литературный источник сюжета. Композиция оперы.
21
22
Пантеизм, сказочность, реальность, обрядовость в опере. Музыкальные
характеристики реальных и сказочных героев. Лейтмотивы в опере.
Симфоническое
творчество
Н.А.Римского-Корсакова.
«Шехерезада»
программный замысел сюиты. Средства создания восточного колорита.
Лейтмотивы, их развитие. Роль лейттембров.
Прослушивание произведений:
Опера «Снегурочка». Пролог – вступление, песня и пляска птиц, ария и ариэтта
Снегурочки, Проводы масленицы; 1 д.: 1 и 2 песни Леля, ариозо Снегурочки; 2 д.:
клич Бирючей, шествие царя Берендея, каватина царя Берендея; 3 д.: хор «Ай, во
поле липенька», пляска скоморохов, третья песня Леля, ариозо Мизгиря; 4 д.:
сцена таяния Снегурочки, заключительный хор.
Симфоническая сюита «Шехерезада».
Для ознакомления
Романсы, камерная лирика Н.А.Римского-Корсакова («Не ветер, вея с высоты»,
«Звонче жаворонка пенье», «Не пой, красавица…») на усмотрение преподавателя.
Петр Ильич Чайковский. Жизненный и творческий путь. Композитор,
музыкальный критик, педагог, дирижер. Признание музыки Чайковского при
жизни композитора во всем мире. Оперы и симфонии как ведущие жанры
творчества.
Первая симфония «Зимние грезы», ее программный замысел. Строение цикла,
особенности сонатной формы 1 части. Использование народной песни как темы в
финале симфонии.
«Евгений Онегин» - «лирические сцены». Литературный источник сюжета,
история первой постановки оперы силами студентов Московской консерватории.
Композиция оперы. Новый тип русской оперы – лирико-психологический.
Особенности драматургии, понятие «сцена». Музыкальные характеристики
главных героев. Интонационная близость характеристик Татьяны и Ленского.
Темы, связанные с главными героями оперы, изложение тем в разных картинах.
Прослушивание произведений
Симфония №1 «Зимние грезы»,
Опера «Евгений Онегин». 1к.: вступление, дуэт Татьяны и Ольги, хоры крестьян,
ария Ольги, ариозо Ленского «Я люблю вас»; 2 к.: вступление, сцена
письмаТатьяны; 3 к.: хор «Девицы, красавицы», ария Онегина, 4 к.: вступление,
вальс с хором, мазурка и финал, 5 к.: вступление, ария Ленского, дуэт «Враги»,
сцена поединка, 6 к.: полонез, ария Гремина, ариозо Онегина; 7 к.: монолог
Татьяны, дуэт «Счастье было так возможно», ариозо Онегина «О, не гони, меня ты
любишь».
Для ознакомления
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»,
Симфония № 4,
Квартет № 1, 2 часть,
Концерт для фортепиано с оркестром № 1,
Романсы «День ли царит», «То было раннею весной», «Благословляю вас, леса» и
другие на усмотрение преподавателя.
22
23
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература»
обеспечивает художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности
учащегося, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных
способностей детей. В процессе обучения у учащегося формируется комплекс
историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков.
Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений
и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха,
музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания
музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией,
определенного исторического кругозора.
Результатами обучения также являются:
первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе
культуры, духовно-нравственном развитии человека;
знание творческих биографий зарубежных и отечественных
композиторов согласно программным требованиям;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных
исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до
современности;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
умение определять на слух фрагменты того или иного изученного
музыкального произведения;
навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать
его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с
другими видами искусств.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Цель аттестационных (контрольных) мероприятий – определить успешность
развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущийконтроль – осуществляется регулярно преподавателем на уроках.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на
ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает
темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении
домашней работы, качество выполнения заданий. На основе текущего контроля
выводятся триместровые оценки.
Формы текущего контроля:
- устный опрос (фронтальный и индивидуальный),
- выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на
конкретном уроке (выполнение домашнего задания, знание музыкальных
V.
23
24
примеров, активность при изучении нового материала, качественное усвоение
пройденного),
- письменное задание, тест.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет. Целесообразно проводить
контрольные уроки в конце каждого триместра. На основании текущего контроля
и контрольного урока выводятся оценки за триместр.
На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и
письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на слух
тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или
иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином
произведении, хронологические сведения и т.д.). Особой формой проверки
знаний, умений, навыков является форма самостоятельного анализа нового
(незнакомого) музыкального произведения.
Пример письменных вопросов для контрольного урока
"Евгений Онегин" 1 вариант
1. Как определил П.И.Чайковский жанр оперы "Евгений Онегин" и почему.
2. Какие музыкальные темы, связанные с образом Ленского, повторяются в опере
и где?
3. В какой картине находится «Сцена письма Татьяны»? Какие музыкальные
темы из этой сцены еще звучат в опере, где?
4. В какой картине показан бал в Петербурге, и какие танцы там использованы?
5. Перечислите хоровые эпизоды в опере (картина, состав хора).
6. С какой темы начинается опера? Дайте ей характеристику. Где еще звучит эта
тема?
"Евгений Онегин"
2 вариант
1. Где впервые была поставлена опера и почему.
2. Какие музыкальные темы, связанные с образом Татьяны, повторяются в опере,
где?
3. В какой картине находится Ария Ленского? Как она построена, дайте
характеристику основной темы арии. Где в последний раз звучит эта тема, в чем ее
смысл?
4. В какой картине показан бал в деревне, и какие танцы там использованы?
5. Перечислите ансамбли в опере (картина, состав и особенности ансамбля).
6. Что такое ариозо? Ариозо каких персонажей есть в опере? Где находятся эти
ариозо? Темы каких ариозо повторяются в опере и где?
Промежуточныйконтроль – осуществляется в конце каждого учебного
года. Может проводиться в форме контрольного урока, зачета. Включает
индивидуальный устный опрос или различные виды письменного задания, в том
числе, анализ незнакомого произведения. Задания для промежуточного контроля
должны охватывать весь объем изученного материала.
Пример письменных вопросов для контрольного урока (зачета)
1 год обучения, 1 вариант
24
25
1. В каких странах жили и творили композиторы: Г.Ф.Гендель, Г.Перселл,
К.В.Глюк, А.Сальери, К.М.Вебер, В.Беллини, Д.Верди, Ф.Мендельсон.
2. Назовите не менее 5 композиторов, большая часть жизни и творчества которых
приходится на XVIII век.
3. Расположите эти события в хронологическом порядке:
- Великая французская буржуазная революция,
- первое исполнение «Страстей по Матфею» И.С.Баха,
- год рождения В.А.Моцарта,
- год смерти И.С.Баха,
- переезд Ф.Шопена в Париж и восстание в Польше,
- год рождения И.С.Баха,
- год смерти В.А.Моцарта,
- год встречи Л. ван Бетховена и В.А.Моцарта в Вене,
- год окончания службы И.Гайдна у Эстерхази,
- год смерти Ф.Шуберта.
4. Чем отличается квартет от концерта?
5. Назовите танцы, популярные в XIX веке. В творчестве каких композиторов они
встречались?
6. Чем отличается экспозиция сонатной формы от репризы?
7. Укажите жанр этих произведений, их авторов и объясните названия: «Страсти
по Матфею», «Кофейная кантата», «Времена года», «Неоконченная»,
«Пасторальная», «Лесной царь», «Зимний путь».
8. Как называется последняя часть сонатно-симфонического цикла? Какую
музыкальную форму чаще всего использовали композиторы?
9. Кого из композиторов мы называем «венскими классиками» и почему? Какие
жанры являются главными в их творчестве?
10. Объясните термины: рондо, имитация, разработка
1 год обучения, 2 вариант
1. Из каких стран композиторы: К.Монтеверди, Ф.Куперен, А.Вивальди,
Д.Б.Перголези, Ф.Лист, Г.Доницетти, Р.Вагнер, Р.Шуман.
2. Назовите не менее 5 композиторов, большая часть жизни и творчества которых
приходится на XIX век.
3. Расположите эти события в хронологическом порядке:
Великая французская буржуазная революция,
первое исполнение «Страстей по Матфею» И.С.Баха,
год рождения В.А.Моцарта,
год смерти И.С.Баха,
переезд Ф.Шопена в Париж и восстание в Польше,
год рождения И.С.Баха,
год смерти В.А.Моцарта,
год встречи Л. ван Бетховена и В.А.Моцарта в Вене,
год окончания службы И.Гайдна у Эстерхази,
год смерти Ф.Шуберта.
4. Чем отличается симфония от сонаты?
25
26
5. Назовите танцы, популярные в XVIII веке. В творчестве каких композиторов
они встречались?
6. Какие темы изменяются в репризе сонатной формы, а какие - нет? В чем состоят
эти изменения?
7. Укажите жанр, этих произведений, их авторов и объясните их названия:
«Страсти по Иоанну», «Хорошо темперированный клавир», «Времена года»,
«Прощальная», «Патетическая», «Форель», «Прекрасная мельничиха».
8. Какие жанры и какую музыкальную форму использовали композиторы в
третьей части симфонии?
9. Кого из композиторов мы называем романтиками? Какие новые жанры
появляются в их творчестве?
10. Объясните термины: хорал, двойные вариации, рефрен.
Итоговый контроль
Итоговый контроль осуществляется в конце обучения. Федеральными
государственными требованиями предусмотрен экзамен по музыкальной
литературе, который может проходить в устной форме (подготовка и ответы
вопросов по билетам) и в письменном виде (итоговая письменная работа).
Предлагаемые первый и второй варианты итоговой работы могут быть
использованы для письменного экзамена в предвыпускном и в выпускном классах.
Третий вариант – для выпускного класса. Учитывая пройденный материал,
педагог может добавить или исключить некоторые вопросы по своему
усмотрению.
Итоговая работа, 1 вариант
1. Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»?
2. Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом-исполнителем?
(желательно указать страну и время, когда жил этот музыкант)
3. Какие важные исторические события произошли в России за время жизни
Глинки?
4. Назовите основные жанры русских народных песен. Кто из композиторов и
как работал с народными песнями?
5. Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?
6. Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи
имена носят?
7. Вспомните музыкальные произведения, рисующие картины природы
(напишите автора, название, жанр). Как мы называем музыку такого характера?
8. Вспомните произведения русских композиторов, в которых есть образы
Востока, Испании, Италии (напишите автора, жанр, название).
9. У кого из композиторов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое
количество?
10. Объясните, что такое финал в инструментальном произведении и в опере.
11. Вспомните, какие партии мужских персонажей в опере исполняет женский
голос (автор, название оперы, персонаж).
12. Что такое либретто, концерт (по 2 значения каждого термина).
13. В основе каких музыкальных форм лежат две темы? три темы?
26
27
14. В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы?
15. В чем отличие ариозо от арии? Приведите примеры ариозо.
16. Какие музыкальные произведения возникли как отклик на современные
исторические события (автор, жанр, название)?
17. Назовите самые известные концертные залы Москвы.
18. Какое произведение старинной музыки входит в вашу экзаменационную
программу? Напишите, что вы знаете об авторе (страна, время), жанр, тональность
произведения.
Итоговая работа, 2 вариант
1. Назовите русских композиторов рубежа XIX-XX века. Кто из них был
выдающимся исполнителем?
2. Кто из композиторов писал книги, научные труды, статьи о музыке
(желательно указать названия книг)?
3. Перечислите произведения, созданные на сюжеты и слова Пушкина (автор,
жанр, название).
4. Что такое фортепианное трио, струнный квартет, фортепианный квинтет?
Кто из композиторов писал произведения для таких составов?
5. В творчестве каких композиторов встречается жанр «поэма»? Укажите
автора, название произведения и состав исполнителей.
6. Какие вы знаете произведения, имеющие несколько редакций?
7. Что такое цикл? Приведите примеры разных циклов.
8. Запишите эти произведения в порядке их создания: «Евгений Онегин»,
«Шехерезада», «Иван
Сусанин», Первая симфония Чайковского, «Борис
Годунов», «Руслан и Людмила», «Русалка».
9. Вспомните музыкальные произведения, в которых композитор изобразил
сражение (автор, жанр, название). Как мы называем сцены, изображающие
сражение в живописи, в музыке?
10. Какое важное историческое событие оказало влияние на мировоззрение и
творчество Бетховена?
11. В чем сходство и в чем отличие заключительной партии и коды?
12. Перечислите оперы: - с историческими сюжетами, - со сказочными
сюжетами (автор, название).
13. Кто из известных русских композиторов получил образование в
консерватории, и кто сам преподавал в консерватории?
14. Какие темы в сонатной форме звучат в основной тональности?
15. Что такое партитура и в каком порядке она записывается?
16. Что такое клавир, квартет (по 2 значения каждого термина)
17. Назовите известные вам музыкальные музеи, укажите, где они находятся.
18. Какие этюды входят в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы
знаете об авторах (страна, время)?
Итоговая работа, 3 вариант
1.
Когда и где существовала «Могучая кучка», кто входил в ее состав, кому
принадлежит это название?
27
28
2.
Какие произведения мы называем программными? Какие признаки
указывают на то, что это программное произведение? Приведите несколько
примеров (автор, жанр, название).
3.
Кто из великих композиторов жил в XVIII веке, в каких странах?
4.
Какие важные исторические события произошли за время жизни
С.С.Прокофьева?
5.
В какой исторической последовательности возникли эти жанры: симфония,
концертная увертюра, опера, концерт.
6.
Что вы знаете об Антоне и Николае Рубинштейнах, в чем значение их
деятельности для русской музыки?
7.
Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение
принадлежит полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили.
8.
Приведите примеры симфонических произведений, где используется хор
(назовите автора, жанр, какой текст использован).
9.
В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии?
10. В основе каких музыкальных форм лежит одна тема?
11. Назовите произведения, написанные на сюжеты Н.В.Гоголя (автор,
название, жанр).
12. Какие вы знаете неоконченные произведения? Почему они остались
незавершенными? Завершил ли их кто-нибудь?
13. Завершите: «Имя П.И.Чайковского присвоено…»
14. Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие
инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп?
15. По каким признакам можно найти начало репризы в произведении?
16. Объясните термины: лейттема, каденция, речитатив, органный пункт?
17. Назовите музыкальные театры Москвы.
18. Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную
программу? Что вы знаете об авторе? Сколько частей в этом произведении, какие
в них тональности?
Эффективной формой подготовки к итоговому экзамену является
коллоквиум.
Для подготовки к коллоквиуму учащиеся должны использовать в первую
очередь учебники по музыкальной литературе, а также «Музыкальную
энциклопедию», музыкальные словари, книги по данной теме.
Полный список вопросов учащимся до коллоквиума не известен.
Коллоквиум проводится в устной индивидуальной или мелкогрупповой форме
(группы не более 4 человек). Возможно выполнение небольшого письменного
задания, например, запись различных музыкальных терминов, названий
произведений, фамилий деятелей культуры с целью проверки уровня грамотности
и владения профессиональной терминологией у учащихся.
2. Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена
(зачета) и итоговой аттестации
28
29
5 («отлично») - содержательный и грамотный (с позиции русского языка)
устный или письменный ответ с верным изложением фактов. Точное определение
на слух тематического материала пройденных сочинений. Свободное
ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте, других видах
искусств).
4 («хорошо») - устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3
незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также
содержит 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1
незначительную. Ориентирование в историческом контексте может вызывать
небольшое затруднение, требовать время на размышление, но в итоге дается
необходимый ответ.
3 («удовлетворительно») - устный или письменный ответ, содержащий 3
грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического
материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительные. В целом ответ
производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной
или непродолжительной подготовке обучающегося.
2 («неудовлетворительно») - большая часть устного или письменного ответа
неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов
ошибочны. Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления,
другие виды искусства.
3. Контрольные требования на разных этапах обучения
Содержание и требование программы «Музыкальная литература»
определяет уровень подготовки обучающихся. В соответствии с ними ученики
должны уметь:
грамотно и связно рассказывать о том или ином сочинении или
историческом событии,
знать специальную терминологию,
ориентироваться в биографии композитора,
представлять исторический контекст событий, изложенных в биографиях
композиторов,
определить на слух тематический материал пройденных произведений,
играть на фортепиано тематический материал пройденных произведений,
знать основные стилевые направления в культуре и определять их
характерные черты,
знать и определять характерные черты пройденных жанров и форм.
Формы занятий
Занятия могут проводиться в форме бесед и лекций преподавателя, диалога
между преподавателем и обучающимися. Эффективной формой занятий являются
выступления обучающихся с заранее подготовленными докладами по заданной
теме. На уроке выступают не более двух докладчиков (занятия в форме
семинара). Остальные ученики являются активными слушателями, задают
вопросы, высказывают свои суждения. Доклад подкрепляется прослушиванием
музыкальных произведений. Накопленный учащимися опыт позволит обращаться
к более сложным и объемным произведениям, позволит затрагивать вопросы,
29
30
отвечающие интересам взрослеющих школьников. Безусловно, подготовка к
докладу осуществляется с помощью преподавателя, который рекомендует
перечень
литературы;
объясняет
схему
выступления;
контролирует
продолжительность выступления; указывает моменты, на которые необходимо
при выступлении обратить особое внимание учеников.
Промежуточный контроль в виде контрольного урока или зачета может
проводиться в конце полугодий. Можно рекомендовать для такого контроля такой
вид оценивания, как семинар по пройденному материалу. Ответы на семинаре, как
и активность учеников в его работе, оцениваются дифференцированно.
Эффективным видом оценивания является также анализ нового (незнакомого)
музыкального произведения, который проводится в старших классах.
Контрольный урок или зачет как промежуточная аттестация проводится в
присутствии комиссии.
Итоговый контроль предполагает проведение экзамена по музыкальной
литературе в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Целесообразно выпускной экзамен проводить не в виде ответов по заранее
подготовленным билетам, а в виде коллоквиума и итоговой письменной работы.
Одним из вариантов письменной работы может быть предложен анализ
незнакомого произведения.
Возможно проведение своеобразной олимпиады, содержание и формы
которой выбирает сам преподаватель. Особого внимания потребуют учащиеся,
поступающие на теоретическое отделение, где проводится вступительный экзамен
по музыкальной литературе.
Варианты вопросов для итоговой письменной работы
или устного экзамена
1. Кто из великих композиторов жил в XVIII веке, в каких странах?
2. В какой исторической последовательности возникли эти жанры: симфония,
концертная увертюра, опера, концерт.
3. Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение принадлежит
полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили.
4. Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом-исполнителем?
(укажите страну и время, когда жил этот музыкант)
5. Приведите примеры симфонических произведений, где используется хор
(назовите автора, жанр, что за текст использован).
6. Какие оперные жанры сложились к XVIII веку.
7. Назовите оперы Д.Россини, которые написаны на необычные для его
времени сюжеты.
8. Кто считается создателем первой романтической оперы и как называется это
произведение?
9. Какие новые, «романтические» жанры появляются в творчестве
Ф.Мендельсона?
10. Кто из немецких композиторов-романтиков был также:
дирижером,
30
31
музыкальным писателем,
пианистом,
преподавателем.
11. Назовите самые известные произведения К.Сен-Санса.
12. Какие произведения написал И.Брамс для фортепиано?
13. Где был построен «вагнеровский» театр и в чем его особенности?
14. Что такое тетралогия?
15. Какие произведения, основанные на темах оперы Ж.Бизе «Кармен», вы
знаете?
16. Какие страны представляют данные композиторы:
Б.Сметана, Э.Григ, А.Дворжак, К.Дебюсси, Я.Сибелиус, М.Равель.
17. Укажите жанры и авторов этих произведений:
«Из Нового света»
«Проданная невеста»
«Море»
«Туонельский лебедь»
«Влтава»
«Пер Гюнт»
«Норвежские танцы»
«Славянские танцы»
«Грустный вальс»
«Болеро»
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Занятия по предмету «Музыкальная литература проводятся в
сформированных группах от 4 до 10 человек (мелкогрупповые занятия).
Работа на уроках предполагает соединение нескольких видов получения
информации: рассказ (но не монолог) педагога, разбор и прослушивание
музыкального произведения. Методически оправдано постоянное подключение
обучающихся к обсуждаемой теме, вовлечение их в активный диалог. Подобный
метод способствует осознанному восприятию информации, что приводит к
формированию устойчивых знаний.
На каждом уроке «Музыкальной литературы» необходимо повторять и
закреплять сведения, полученные на предыдущих занятиях.
Современные технологии позволяют не только прослушивать музыкальные
произведения, но и осуществлять просмотр видеозаписей. Наиболее
целесообразными становятся просмотры на уроках отрывков балетов и опер,
концертных фрагментов, сопровождаемых комментариями педагога.
На уроках зачастую невозможно прослушать или просмотреть произведение
целиком, подобная ситуация предусмотрена учебным планом. Однако в старших
классах целесообразно в пределах самостоятельной работы предлагать
обучающимся ознакомиться с сочинением в целом, используя возможности
Интернета.
Методические рекомендации преподавателям
31
32
Урок музыкальной литературы, как правило, имеет следующую структуру:
повторение пройденного и проверка самостоятельной работы, изучение нового
материала, закрепление и объяснение домашнего задания.
Повторение и проверка знаний в начале урока помогает мобилизовать
внимание учеников, активизировать работу группы и установить связь между
темами уроков. Чтобы вовлечь в процесс всех присутствующих в классе,
рекомендуется пользоваться формой фронтального устного опроса. Возможно
проведение небольшой тестовой работы в письменном виде. Реже используется
форма индивидуального опроса.
Изложение нового материала и прослушивание музыкальных произведений
занимает основную часть урока. Необходимо пользоваться всеми возможными
методами обучения для достижения максимально эффективных результатов
обучения.
Практически весь новый материал учащиеся воспринимают со слов
преподавателя и при музыкальных прослушиваниях, поэтому огромное значение
имеют разнообразные словесные методы (объяснение, поисковая и
закрепляющая беседа, рассказ). Предпочтение должно быть отдано такому методу,
как беседа, в результате которой ученики самостоятельно приходят к новым
знаниям. Беседа, особенно поисковая, требует от преподавателя умения грамотно
составить систему направленных вопросов и опыта управления беседой. Конечно,
на уроках музыкальной литературы нельзя обойтись без такого универсального
метода обучения, как объяснение. Объяснение необходимо при разговоре о
различных музыкальных жанрах, формах, приемах композиции, нередко
нуждаются в объяснении названия музыкальных произведений, вышедшие из
употребления слова, различные словосочетания, фразеологические обороты.
Специфическим именно для уроков музыкальной литературы является такой
словесный метод, как рассказ, который требует от преподавателя владения не
только информацией, но и ораторским и актерским мастерством. В построении
рассказа могут использоваться прямая речь, цитаты, риторические вопросы,
рассуждения. Рассказ должен быть подан эмоционально, с хорошей дикцией,
интонационной гибкостью, в определенном темпе. В форме рассказа может быть
представлена биография композитора, изложение оперного сюжета, история
создания и исполнения некоторых произведений.
Наглядные методы. Помимо традиционной для многих учебных предметов
изобразительной и графической наглядности, на музыкальной литературе
используется такой специфический метод, как наблюдение за звучащей музыкой
по нотам. Использование репродукций, фотоматериалов, видеозаписей уместно на
биографических уроках, при изучении театральных произведений, при знакомстве
с различными музыкальными инструментами и оркестровыми составами, и даже
для лучшего понимания некоторых жанров – концерт, квартет, фортепианное
трио. Использование различных схем, таблиц помогает структурировать материал
биографии композитора, осознать последовательность событий в сюжете оперы,
представить структуру сонатно-симфонического цикла, строение различных
32
33
музыкальных форм. Подобного рода схемы могут быть заранее подготовлены
педагогом или составлены на уроке в совместной работе с учениками.
Пример таблицы по биографии П.И.Чайковского
Годы жизни
1840-1850
Воткинск
Детство
1850-1865
1866-1877
1877-1885 1885-1893
Место пребывания
Петербург
Москва
Европа,
Подмосковье,
Россия
Клин
Периоды в биографии
Обучение
в Работа
в Композиторская
и
училище
консерватории. дирижерская
правоведения Педагогическая, деятельность,
и
композиторская, концертные поездки по
консерватории музыкальноРоссии, городам Европы
критическая
и Америки
деятельность
На усмотрение преподавателя такая таблица может быть дополнена
перечнем самых значительных произведений композитора.
Наблюдение за звучащей музыкой по нотам, разбор нотных примеров перед
прослушиванием музыки также тесно соприкасается с практическими методами
обучения. К ним можно также отнести прослушивание музыкальных
произведений без нотного текста и работу с текстом учебника. Формирование
умения слушать музыкальное произведение с одновременным наблюдением по
нотам должно происходить в ходе систематических упражнений. Степень
трудности должна быть посильной для учеников и не отвлекать их от музыки.
Наиболее простой текст для наблюдения по нотам представляет фортепианная
музыка, сложнее ориентироваться в переложении симфонической музыки для
фортепиано. Известную трудность представляют вокальные произведения, оперы,
где необходимо следить за записью нот на нескольких нотоносцах и за текстом.
Знакомство с партитурой предполагается в старших классах и должно носить
выборочный характер. Перед началом прослушивания любого произведения
преподавателю следует объяснить, на что следует обратить внимание, а во время
прослушивания помогать ученикам следить по нотам. Такая систематическая
работа со временем помогает выработать стойкие ассоциативные связи между
звуковыми образами и соответствующей нотной записью.
Прослушивание музыки без нотного текста, с одной стороны,
представляется самым естественным, с другой стороны имеет свои сложности.
Обучая детей слушать музыку, трудно наглядно продемонстрировать, как это надо
делать, и проверить, насколько это получается у учеников. Преподаватель может
лишь косвенно проследить, насколько внимательны ученики. Необходимо
помнить о том, что слуховое внимание достаточно хрупко. Устойчивость
33
34
внимания обеспечивается длительностью слуховой сосредоточенности. Именно
поэтому объем звучащего музыкального произведения должен увеличиваться
постепенно. Педагогу необходимо уметь организовывать внимание учащихся,
используя определенные приемы для сосредоточения внимания и для его
поддержания (рассказ об истории создания произведения, разъяснение
содержания произведения, привлечение изобразительной наглядности, создание
определенного эмоционального состояния, постановка слуховых поисковых задач,
переключение слухового внимания).
Работа с учебником является одним из общих учебных видов работы. На
музыкальной литературе целесообразно использовать учебник в классной работе
для того, чтобы ученики рассмотрели иллюстрацию, разобрали нотный пример,
сверили написание сложных имен и фамилий, названий произведений, терминов,
нашли в тексте определенную информацию (даты, перечисление жанров,
количество произведений). Возможно выполнение небольшого самостоятельного
задания в классе по учебнику (например, чтение фрагмента биографии,
содержаниясценического произведения). Учебник должен максимально
использоваться учениками для самостоятельной домашней работы.
Завершая урок, целесообразно сделать небольшое повторение, акцентировав
внимание учеников на новых знаниях, полученных во время занятия.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Домашнее задание, которое ученики получают в конце урока, должно
логично вытекать из пройденного в классе. Ученикам следует не просто указать,
какие страницы в учебнике они должны прочитать, необходимо подчеркнуть, что
они должны сделать на следующем уроке (рассказывать, отвечать на вопросы,
объяснять значение терминов, узнавать музыкальные примеры и т.д.) и объяснить,
что для этого нужно сделать дома.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа составляет 1 час в неделю. Для
достижения лучших результатов рекомендуется делить это время на две части на
протяжении недели от урока до урока. Регулярная самостоятельная работа
включает в себя, в том числе, повторение пройденного материала
(соответствующие разделы в учебниках), поиск информации и закрепление
сведений, связанных с изучаемыми темами, повторение музыкальных тем.
VII. Список учебной и методической литературы
Список литературы
1.Козлова Н.П., Русская музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Третий год
обучения предмету. – М.: Музыка. – 2010. – 224 с., нот., ил.
2. Привалов С. Зарубежная музыкальная литература. Конец XIX века - XX век.
Эпоха модернизма. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2010. — 536 с.: ил. Режим доступа: www.twirpx.com. музыкальная литература
34
35
3.Привалов С. Зарубежная музыкальная литература. Эпоха романтизма
СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2003, 248 с. ил. -Режим доступа:
www.twirpx.com. музыкальная литература
4.Привалов С. Русская музыкальная литература. Музыка XI - начала XX века
СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2010. — 392 с.: ил. -Режим доступа:
www.twirpx.com. музыкальная литература
5.Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка еѐ формы и жанры: первый
год обучения.Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 186 с.: ил. Режим доступа: www.twirpx.com. музыкальная литература
6.Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западноевропейской музыки:
второй год обучения. Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2011. — 281 с.:
ил. -Режим доступа: www.twirpx.com. музыкальная литература
7.Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыка XX века: 4 год
обучения.Учебное пособие. — 15-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2015. — 251 с. Режим доступа: www.twirpx.com. музыкальная литература
8.Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыка XX века: четвертый
год обучения. 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 251 с. Режим доступа: www.twirpx.com. музыкальная литература
9.Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. 3 год
обучения Учебное пособие. — 13-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2011. — 283 с. Режим доступа: www.twirpx.com. музыкальная литература
10.Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. 3 год
обучения. Учебное пособие. — 19-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2015. — 286 с.,
ил. -Режим доступа: www.twirpx.com. музыкальная литература
35