1
Программа составлена на основе:
Базовых программ Министерства культуры РФ «Фортепиано».
Разработчик: Ю.Н.Воробьева, преподаватель МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент: Н.В.Бардакова, преподаватель МБОУДО «Катайская ШИ»
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
-
2
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Список учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
-Список рекомендуемой методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место
и роль в образовательном процессе
Программа
учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент
(фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
3
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.
Обучение игре на фортепианозанимаетособое место в музыкальном
образовании ребенка. Познание мира на основе формирования собственного
опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть
творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства.
При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего
пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как
новая интересная игра.Обширный и разнообразный фортепианный репертуар
включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую,
популярную, джазовую.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не
ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих
получить навыки музицирования.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей,
обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый
интерес к творческой деятельности.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный
инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 4 годарекомендуемый возраст
детей, приступающих к освоению программы - 7 – 12 лет.
Сведения о затратах учебного времени
Классы
Недельный объем аудиторной нагрузки
Недельный объем самостоятельной работы
1-4
2 часа
2часа
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент
(фортепиано)» при 4-летнем сроке обучения составляет часов. Из них:
часов –272 аудиторные занятия, часов – 272самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1- 4 классы – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
4
1-4 классы – по 2 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить
содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого
ученика.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование
практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса
к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
привитие интереса и любви к музыкальному искусству;
развитие художественного вкуса, умение чувствовать и переживать
прекрасное;
развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков.
исполнение доступных музыкальных произведений различных
жанров;
приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств
выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее
употребляемой музыкальной терминологии;
воспитание у детей культуры сольного музицирования на
инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных
знаний, умений и навыков игры на фортепиано.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоениеучебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
5
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент
(фортепиано)» обеспечивается:
доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам
фонотеки, аудио и видеозаписей;
учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не
менее 6 кв.м., оснащенными двумя фортепиано.
В образовательной организациидолжны быть созданы условия для
содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент
(фортепиано)» рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала
по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного
обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять
полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у
учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства
с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и
исполнения музыкального произведения.
Содержание
учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент
(фортепиано)» соответствует направленности общеразвивающей программы
на приобщение учащихся к любительскому музицированию.
Годовые требования
разработаны с учетом индивидуальных
ивозрастных возможностей, интересов учащихся.
Для способных учащихся, а также с учетом их возрастных
возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий
уровень сложности программных требований.
Первый год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано»,основными приемами
игры, знакомство со штрихами nonlegato, legato, staccato. Знакомство с
нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных
попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой
техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-15 разнохарактерных произведений:
6
«В музыку с радостью» (Геталова О., Визная И.), «Школы игры на
фортепиано» под ред. А.Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост.
Б.Милич) и других сборников для первого года обучения игре на
фортепиано.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
«Крохе - музыканту» Королькова И. «Феникс» 2007г.
Примерные репертуарные списки
Этюды
Гнесина Е.
"Фортепианная азбука"
"Маленькие этюды для начинающих"
Шитте. 25 легких этюдов. Соч. 160
Школа игры на фортепиано под общ. ред. А.Николаева: этюды
Пьесы
Тиличеева Е. «Спите куклы»
Агофонникова В. «Сорока,сорока»
Потапенко Т. «По грибы»
Филиппенко А. «Цыплята»
Берлин Б. «Пони звездочка»
Ляховицкая С. «Где ты, Лека?», «Ой ты, дивчина»
И. Кореневская «Дождик»
Калиникова В. «Тень - тень»
Берлин П. «Марширующие поросята»
Рыбицкий Ф. «Скакалка»
Мартено Ж. «По ступенькам»
Любарский Н. «Курочка»
Лоншан – Друшкевичова «Марш», «Марш дошколят»
Моцарт А. «Менуэт»
Нефе Г. «Старинный танец»
Майкапар А.
Соч.28: "Бирюльки", "В садике", "Пастушок",
"Мотылек"
Штейбельт Д.
Адажио
Второй год обучения
Продолжение работынад совершенствованием технических приемов
игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями,
формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.Знакомство со
строением мажорной и минорной гамм, строением тонического трезвучия.
Знание понятий:скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры,
мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.
7
Гаммы До, Соль, Ре отдельно каждой рукой в одну октаву. Аккордтоническое трезвучие с обращениями - отдельно каждой рукой.
Изучение полифонических произведений. Развитие слуха и
полифонического мышления ученика. Изучение произведений малой формы
и произведений крупной формы. Воспитание внимания ученика к качеству
звуковой, ритмической и динамической стороны исполнения. Сочетание
навыков, полученных в результате работы над пьесами, этюдами,
полифоническими произведениями.
За год учащийся изучает:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2-3 произведения полифонического стиля,
1-2 произведения крупной формы
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
«Школа игры на фортепиано» (под общ.ред. А.Николаева):
Арман Ж.
Пьеса ля минор
Аглинцова Е.
Русская песня
Кригер И.
Менуэт
Курочкин Д.
Пьеса
Левидова Д.
Пьеса
Гайдн Й.
Менуэт Соль мажор
Дебюк А.
Русская песня
Украинская народная песня «На горе, горе»
Юцевич Е.
Колыбельная
Телеман Г.Ф.
Гавот
Этюды
Гедике А.
40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.
Гнесина Е.
Фортепианная азбука
Беркович И.
Этюд №23
Гурлит М.
Этюд №7
Майкапар А.
Этюд №4
Лекуппэ Ф.
Этюд №5
Черни-Гермер
Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)
Шитте Л.
Этюд № 18
Пьесы
Беркович И.
25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»
Гайдн Й.
Анданте Соль мажор
Гедике А.
Русская песня, соч. 36
Григ Э.
Вальс ля минор, соч. 12
Майкапар А.
«Пастушок», «В садике», соч. 28
Руббах А.
«Воробей»
8
Фрид Г.
Чайковский П.
Шостакович Д.
Штейбельт Д.
«Грустно»
«Мой Лизочек», «В церкви»
Марш
Адажио
Третий год обучения
В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль
является
неотъемлемым
элементом
выразительного
исполнения
(П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).
Продолжать работу над гаммами.. В течение года ученик должен пройти 5-6
мажорных и 2 минорных гаммы в прямом и противоположном движении в
две октавы отдельными руками. Хроматические гаммы каждой рукой
отдельно от нескольких звуков. Тонические трезвучия с обращениями
аккордами по 3 звука каждой рукой отдельно в пройденных тональностях.
Расширять образный строй исполняемого репертуара. Чтение с листа.
За год учащийся должен освоить:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2 полифонических произведения,
1 часть произведения крупной формы,
гаммы ля, ре, ми, соль минор в прямом движении двумя руками,
аккорды и арпеджио к ним отдельными руками в 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Нотная тетрадь А.-М. Бах:
Менуэт соль минор №4
Менуэт соль минор №5
Полонез соль минор №10
Волынка Ре мажор №2
Моцарт Л. Менуэт ре минор, Бурре ми минор
Юцевич Е. Канон ми минор
Арнэ Т.
Полифонический эскиз
Бах Ф.Э.
Маленькая фантазия
Бах И.С.
Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:
До мажор, ре минор, Фа мажор;
Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре
минор
Бѐм Г.
Менуэт
Гедике А.
Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор
9
Гендель Г.Ф
Пѐрселл Г.
Ария
Сарабанда
Этюды
Бертини А.
Гедике А.
Гедике А.
Лешгорн А.
Лемуан А.
Черни-Гермер
Шитте Л.
Этюд Соль мажор
40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32
Соч. 58«Ровность и беглость»
Соч. 65 №№ 4-8,11,12,15
Этюды соч.37 №№1,2
1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2
Соч. 108 №№ 14-19
Крупная форма
Диабелли А.
Сонатина
Кулау Ф.
Сонатина До мажор
Хаслингер Т.Сонатина Домажор 1 ч.
Пьесы
Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»
Тюрк Д.Г.
Песенка
Гедике А.
Русская песня
Александров А. Новогодняя полька
Гайдн Й.
Анданте
Волков В.
30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер»
Гедике А.
Соч. 36 №№ 21,23,31
Гречанинов А. «На лужайке», Вальс, Мазурка.
Григ Э.
Вальс ми минор
Дварионас Б.
Прелюдия
Моцарт В.А.
14 пьес: № 8
Майкапар А.
Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка
Свиридов Г.
«Ласковая просьба»
Сигмейстер Э. Блюз
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
Шуман Р.
Соч. 68 «Марш», «Смелый наездник»
Островский А. «Спят усталые игрушки»
Четвертый год обучения
Дальнейшая работа над развитием и увеличением количества
приемов звукоизвлечения и педализации. Развитие беглости пальцев.
Добиваться осмысленной игры, анализируя исполняемое произведение.
10
В течение года ученик должен пройти мажорные гаммы: До, Соль, Ре,
Ля, Ми, Фа, Си бемоль, Ми бемоль мажор – в прямом движении (все гаммы с
симметричной аппликатурой в противоположном движении) в две октавы
двумя руками. Минорные гаммы (натуральные, гармонические,
мелодические): ля, ми, соль, ре минор – в прямом движении двумя руками в
две октавы. Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками в
заданных тональностях. Тонические трезвучия аккордами с обращениями по
три звука двумя руками. Арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой
отдельно.
За год учащийся должен освоить:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2 полифонических произведения,
1 произведение крупной формы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
И.С. Бах Маленькие прелюдии и фуги. 1 тетрадь:
Прелюдия до минор №3
Прелюдия ре минор №5
Прелюдия ре минор №6
Прелюдия ля минор №12
Прелюдия До мажор № 13
Прелюдия до минор №14
Прелюдия ми минор №18
Скарлатти Д. Ария
Циполи Д. Фугетта Фа мажор
Альбинони Т. Адажио
Этюды
Гедике А. Этюд Соль мажор
Гнесина Е. Педальный этюд
Беренс Г. Этюд До мажор
Лешгорн К. Этюд Соль мажор
Беркович И. Два маленьких этюда на тему Паганини
Шитте Л. Этюд ля минор
Бертини А. Этюд ля минор
11
Крупная форма
Кулау Ф. Вариации Соль мажор
Глиэр Р. Рондо Соль мажор
Шмит Ж. Сонатина Ля мажор
Ванхаль Я. Сонатина Фа мажор
Кабалевский Д. Сонатина ля минор
Пьесы
Хачатурян А. «Андантино»
Косенко В. Вальс
Кабалевский Д. «Клоуны», «Медленный вальс», «Токкатина»
Чайковский П. «Камаринская», «В церкви», «Песня жаворонка»
Львов – Компанеец Д. «Мамин вальс»
Парфенов И. «Матрешки», «Танец куклы», «Бармалей», «Дело Джойо»,
«Жонглер».
Зноско Боровский А. «Веселое утро»
Григ Э. «Танец эльфов»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы по учебному предмету
«Музыкальный инструмент (фортепиано)»
является приобретение
учащимися следующих знаний, умений и навыков:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение);
умений
использовать
выразительные
средства
для
создания
художественного образа;
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей;
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном
искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
За год учащийся может выступать на классных и академических
вечерах. Оценки за работу в классе и дома,а также по результатам публичных
выступлениймогут выставляться педагогом по триместрам.
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные
формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить
12
успешность и качество образовательного процесса.
Основными
видами
контроля
успеваемости
по
предмету
«Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются:
текущий контроль успеваемости учащихся,
промежуточная аттестация,
итоговая аттестация.
Текущая аттестация
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них
учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке,
так и во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся оценки за
триместр.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития
учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе в форме
зачета, академического концерта.
1 полугодие:
зачет (октябрь) - чтение с листа, пьеса
академический концерт (декабрь) – этюд, пьеса
2 полугодие:
зачет (февраль) – чтение с листа, пьеса
академический концерт (апрель) – пьеса, ансамбль (см.
«Музицирование» )
Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом
концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на
оценку за триместр, годовую и итоговую оценки.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями.
Итоговая аттестация по учебному предмету «Музыкальный инструмент
(фортепиано)» проходит в форме выпускного экзамена. Учащийся должен
исполнить 2 разнохарактерных пьесы и ансамбль (см.«Музицирование»)
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося
позволяют
определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной
программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего
общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского
текста, художественная выразительность, владение техническими приемами
игры на инструменте.
13
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую
программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального
мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской деятельности.
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)
Критерии оценивания выступления
предусматривает
исполнение
программы,
соответствующей году обучения, наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми
техническими
приемами,
штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание
стиля исполняемого произведения; использование
художественно
оправданных
технических
приемов,
позволяющих
создавать
художественный
образ,
соответствующий
авторскому замыслу
4 («хорошо»)
программа
соответствует
году
обучения,
грамотное исполнение с наличием мелких
технических
недочетов,
небольшое
несоответствие темпа, недостаточно убедительное
донесение образа исполняемого произведения
3 («удовлетворительно») программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание нотного
текста,
технические
ошибки,
характер
произведения не выявлен
2
незнание наизусть нотного текста, слабое
(«неудовлетворительно») владение навыками игры на инструменте,
подразумевающее плохую посещаемость занятий
и слабую самостоятельную работу
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.
14
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета
позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе,
продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому
сольномумузицированию.
Важнейшие
педагогические
принципы
постепенности
и
последовательности в изучении материала требуют от преподавателя
применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их
интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных,
уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и
личностные особенности ребенка позволяют следующие методы
дифференциации и индивидуализации:
разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
вариативность темпа освоения учебного материала;
индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей применения принципов дифференциации и
индивидуализации при объяснении материала является актуализация
полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет
необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения
нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной
информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую
может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности,
поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие
музыкально-исполнительских
данных
ученика
зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный
индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и
рационально подобранный учебный материал, существенным образом
влияют на успешность развития ученика.
Предлагаемые репертуарные списки, включающие художественный и
учебный материал различной степени трудности, являются примерными,
предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими
намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается,
что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
15
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание
индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения
произведений классической и современной музыки, опыт сольного
музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания,
умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с
формированием практических умений и навыков учащийся получает знания
музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе,
при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального
слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений .
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Для родителей
1. Волкова, Л.П. Процесс работы над музыкальным произведением:
методическая разработка /Л.П. Волкова. – Курган КОМК, 2006. – 16 с.
2. Глаголев, А.В. Мотивная структура музыкальной мысли в Клавирных
сюитах Баха: учебное пособие /А.В. Глаголев. – Екатеринбург, 2009. –
100 с.
3. Гофман, Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы фортепианной игре
/Й. Гофман. – Классика 21, 2002. – 192 с.
4. Мартинсен, К.А. Методика индивидуального преподавания игры на
фортепиано /К.А. Мартинсен.- М.: Классика 21, 2002. – 120 с.
5. Светозарова, Н. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано
/Н. Светозарова. – М.: Классика 21, 2002. – 144 с.
Для учащихся
1. Барсукова, С.А. Пора играть, малыш! Издание 2: учебно –
методическое пособие / С.А. Барсукова. – Ростов – на – Дону
«Феникс», 2007.-75с.
2. Геталова, О. В музыку с радостью :учебное пособие для музыкальных
школ/ О.Геталова, И. Визная. – издательство «Композитор Санк Петербург», 2004. – 160 с.
16
3. Гречанинов, А.Т . Детский альбом для фортепиано : учебное пособие
для музыкальных школ / А.Т. Гречанинов. – Издательство «Кифара»,
2007г. – 19с.
4. Коровицын, В. Детский альбом: учебно – методическое пособие /
В.Коровицын. – Ростов – на – Дону «Феникс», 2007. – 49с.
5. Королькова, И.С. Первые шаги маленького пианиста издание 3: учебно
– методическое пособие / И.С. Королькова. – Ростов – на – Дону
«Феникс», 2007. – 71с.
6. Королькова, И.С. Первые шаги маленького пианиста издание 5: учебно
– методическое пособие / И.С. Королькова. – Ростов – на – Дону
«Феникс», 2007. – 56с.
7. Крит, К. Джазовые игрушки – 2: Пьесы для фортепиано для средних и
старших классов ДМШ / К. Крит. - Ростов – на – Дону «Феникс», 2007.
– 55с.
8. «Музыкальная коллекция» сборник пьес для фортепиано для учащихся
4-5 классов ДМШ :учебно – методическое пособие / под редакцией
О.Ю. Гавриш, С.А. Барсуковой - Ростов – на – Дону «Феникс», 2008. –
107с.
9. Парфенов, И.А. «Домик в Клину» : сборник фортепьянных пьес / И.А.
Парфенов. - Учебно – методический центр по художественному
образованию г.Курган, 2008. – 43с.
10.«Фортепианная техника в удовольствие» сборник этюдов и пьес 5
класс: учебно – методическое пособие / под редакцией О.Катаргина. –
Челябинск: MPI, 2009. – 64с.
11.Цыганова, Г.Г.Альбом ученика пианиста подготовительный класс:
учебно – методическое пособие / Г.Г. Цыганова. – Ростов –на –Дону
«Феникс», 2006. – 64с.
12.Цыганова, Г.Г. Юному музыканту пианисту 3 класс :учебно –
методическое пособие. Хрестоматия педагогического репертуара / Г.Г.
Цыганова, И.С. Королькова. – Ростов – на – Дону «Феникс», 2008. –
96с.
13.Цыганова, Г.Г. Альбом ученика пианиста 3 класс :учебно –
методическое пособие / Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова. – Ростов – на
– Дону «Феникс», 2009. – 112с.
14.Цыганова, Г.Г. Юному музыканту пианисту 5 класс :учебно –
методическое пособие / Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова. – Ростов – на
– Дону «Феникс», 2008. – 152 с.
17
15.Цыганова, Г.Г. Юному музыканту пиансту 4 класс: учебно –
методическое пособие. Хрестоматия для учащихся детской
музыкальной школы / Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова. – Ростов – на –
Дону «Феникс», 2008. – 100с.
16.Российский нотный архив(Электронный ресурс) .- Режим
доступа:http://www.notarhiv.ru/
17.Нотный архив Бориса Тараканова (Электронный ресурс).- Режим
доступа: http://notes.tarakanov.net/
18.Крупнейшая учебная нотная библиотека (Электронный ресурс). –
Режим доступа: http://classon.ru/
19.Нотная библиотека для преподавателей музыкальных школ и школ
искусств (Электронный ресурс). – Режим доступа:http:// muzicalka.ru/
1.
18