1
Составлена основе:
Базовых программ Министерства культуры РФ «Баян, аккордеон».
Разработчик: А.В.Зеленин, преподаватель МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент: Л.А.Стышных, преподаватель МБОУДО «Катайская ШИ»
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
I.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
-
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
2
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Список учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
-Список рекомендуемой методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян,
аккордеон)» разработана на основе
образовательной
и
методической
«Рекомендаций по организации
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на баяне и аккордеоне в детских школах искусств.
Обучение игре на баяне или аккордеонезанимаетособое место в
музыкальном образовании ребенка. Познание мира на основе формирования
собственного опыта деятельности в области музыкального искусства
позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его
эстетические чувства. При этом освоениебаянной, либо аккордеонной
3
техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во
многом обучение представляется ему как новая интересная игра.Обширный и
разнообразный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том
числе, классическую, популярную, джазовую.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не
ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих
получить навыки музицирования.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей,
обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый
интерес к творческой деятельности.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы
учебного предмета «Музыкальный
инструмент (баян, аккордеон)» со сроком обучения 4 года.Рекомендуемый
возраст детей, приступающих к освоению программы - 7 – 12 лет.
Сведения о затратах учебного времени
Классы
Недельный объем аудиторной нагрузки
Недельный объем самостоятельной работы
Год обучения
1-й
2-й
3-й
4-й
Итого
часов
Форма занятий
Аудиторная
(в часах)
1-4
2 часа
2
66
66
66
4
66
264
Внеаудиторная
66
66
66
66
264
(самостоятельная,
в часах)
Итого:
132
132
132
132
528
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент
(баян, аккордеон)», при 4-летнем сроке обучения, составляет - 528часа. Из
них: 264 часа - аудиторные занятия, 264 часа - самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1- 4 классы – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1-4 классы – по 2 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Форма
проведения
учебных
аудиторных
занятий:
индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная
форма
занятий
позволяет
преподавателю
построить
содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого
ученика.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями
о
баянном
или
аккордеонном
исполнительстве,
формирование практических умений и навыков игры на инструменте,
устойчивого
интереса
к
самостоятельной
музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
5
деятельности
в
области
привитие интереса и любви к музыкальному искусству;
развитие художественного вкуса, умение чувствовать и переживать
прекрасное;
развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков.
исполнение доступных музыкальных произведений различных
жанров;
приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств
выразительности,
используемых
в
музыкальном
искусстве,
наиболее
употребляемой музыкальной терминологии;
воспитание
у
детей
культуры
сольного
музицирования
на
инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных
знаний, умений и навыков игры на инструменте.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоениеучебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
6
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент
(баян, аккордеон)» обеспечивается:
доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам
фонотеки, аудио и видеозаписей;
учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не
менее 6 кв.м., оснащеннымиготовым и выборным (либо готово-выборным)
баяном или аккордеоном.
В образовательной организациидолжны быть созданы условия для
содержания,
своевременного
обслуживания
и
ремонта
музыкальных
инструментов.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (баян,
аккордеон)» рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по
годам обучения учтен принцип систематического и последовательного
обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять
полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у
учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства
с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и
исполнения музыкального произведения.
7
Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян,
аккордеон)» соответствует направленности общеразвивающей программы
на приобщение учащихся к любительскому музицированию.
Годовые
требования
разработаны
с
учетом
индивидуальных
ивозрастных возможностей, интересов учащихся.
Для способных учащихся, а также с учетом их возрастных
возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий
уровень сложности программных требований.
Первый год обучения
Ознакомление с инструментом,основными приемами игры, знакомство
со штрихами nonlegato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой,
музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок.
Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов
звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-15 разнохарактерных произведений.
«Баян» подготовительная группа (учебный репертуар для детских
музыкальных школ) , издание 11 под редакцией О.Денисова и В.Угриновича,
или Хрестоматии для 1 класса и других сборников для первого года обучения
игре на баяне, аккордеоне.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
«Крохе - музыканту» Королькова И. «Феникс» 2007г., «Мой друг
баян»А.Таланкин «Советский композитор» 1978г., «Баян» подготовительная
группа (учебный репертуар для детских музыкальных школ) 11 издание,
Киев, «Музична Украина», 1990г.
Примерные репертуарные списки
Этюды
Гнесина Е. "Маленькие этюды для начинающих"
Шитте. 25 легких этюдов. Соч. 160
Этюды для баяна на разные виды техники 1 класс ДМШ, «Музична
Украина», Киев, 1975г.
Пьесы
8
«Василѐк» рнп.
«Лошадка» рнп.
«Две тетери» рнп.
«Зайчик» украинская народная песня
«Ёлочка»М.Раухвергер
«Веснянка»А.Филипенко
«Волк» украинская народная песня
«Припевка» рнп.
«Барашечки»рнп.
«Колыбельная» белорусская народная песня
«Картошка» рнп.
«Солнышко» рнп.
Лоншан – Друшкевичова «Марш», «Марш дошколят»
«Воробей»М.Раухвергер
«Я пришѐл на этот праздник» И.Шестериков
«Я гуляю во дворе» рнп.
«Качи» рнп.
«Скок – скок» рнп.
«Ой, лопнув обруч»украинская народная песня
Второй год обучения
Продолжение работынад совершенствованием технических приемов
игры, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими
правильные игровые навыки. Чтение с листа.Знакомство со строением
мажорной и минорной гамм, строением тонического трезвучия. Знание
понятий:скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная,
минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.
Гаммы до, соль, ре мажор отдельно каждой рукой в одну октаву.
Аккорд- тоническое трезвучие с обращениями - отдельно каждой рукой.
Изучение
полифонических
произведений.
Развитие
слуха
и
полифонического мышления ученика. Изучение произведений малой формы
9
и произведений крупной формы. Воспитание внимания ученика к качеству
звуковой, ритмической и динамической стороны исполнения. Сочетание
навыков, полученных
в результате
работы
над
пьесами, этюдами,
полифоническими произведениями.
За год учащийся изучает:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2-3 произведения полифонического стиля,
1-2 произведения крупной формы
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арман Ж.
Пьеса ля минор
Аглинцова Е.
Русская песня
Кригер И.
Менуэт
Курочкин Д.
Пьеса
Левидова Д.
Пьеса
Гайдн Й.
Менуэт Соль мажор
Дебюк А.
Русская песня
Украинская народная песня «На горе, горе»
Юцевич Е.
Колыбельная
Телеман Г.Ф.
Гавот
Чайкин Н.
Наигрыш
Этюды
Гедике А.
40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.
Беркович И.
Этюд №23
Гурлит М.
Этюд №7
Майкапар А.
Этюд №4
Лекуппэ Ф.
Этюд №5
Черни-Гермер
Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)
10
Шитте Л.
Этюд № 18
Пьесы
«Во саду ли, в огороде» рнп.
«Уж ты, Ванька, пригнись» рнп.
«Я на горку шла» рнп.
«По дороге жук»украинская народная песня
«Перепѐлочка»»белорусская народная песня
«Полька» Аз.Иванов
«Во поле берѐза стояла» рнп.
«Лендер» Ф.Шуберт
«Пойду ль я, выйду ль я» рнп.
«Анданте»С.Майкопар
«Праздничный вальс» А.Филиппенко
«Марш»Е.Юцевич
«Колыбельная»Й.Брамс
«По малину в сад пойдѐм»А.Филипенко
«Добрый жук»А.Спадавеккиа
Третий год обучения
В 3 классе можно продолжать работу над гаммами. В течение года
ученик должен пройти 5-6 мажорных и 2 минорных гаммы в прямом и
противоположном
движении
в
две
октавы
отдельными
руками.
Хроматические гаммы каждой рукой отдельно от нескольких звуков.
Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука каждой рукой
отдельно
в
пройденных
тональностях.
исполняемого репертуара. Чтение с листа.
За год учащийся должен освоить:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2 полифонических произведения,
11
Расширять
образный
строй
1 часть произведения крупной формы,
гаммы ля, ре, ми, соль минор в прямом движении двумя руками,
аккорды и арпеджио к ним отдельными руками в 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Нотная тетрадь А.-М. Бах:
Менуэт соль минор №4
Менуэт соль минор №5
Полонез соль минор №10
Волынка Ре мажор №2
Моцарт Л. Менуэт ре минор, Бурре ми минор
Арнэ Т. Полифонический эскиз
Бах Ф.Э. Маленькая фантазия
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:
До мажор, ре минор, Фа мажор;
Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор
Бѐм Г. Менуэт
Гедике А. Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор
Гендель Г.Ф. Ария
Пѐрселл Г. Сарабанда
Этюды
Бертини А.
Этюд Соль мажор
Гедике А.
40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32
Лешгорн А.
Соч. 65 №№ 4-8,11,12,15
Лемуан А.
Этюды соч.37 №№1,2
Черни-Гермер
1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2
Шитте Л.
Соч. 108 №№ 14-19
12
Крупная форма
Диабелли А.
Сонатина
Кулау Ф.
Сонатина До мажор
ХаслингерТ.СонатинаДомажор 1 ч.
Пьесы
Л.Шульгин
Марш октябрят
Ю.Шишаков
Песенка
Я.Степовой
Колыбельная
Александров А. Новогодняя полька
Гайдн Й.
Анданте
«Вышли в поле косари»украинская народная песня
Ф.Шуберт
Экосез
М.Робер
Марш
Григ Э.
Вальс ми минор
С.Гулак-Артемовский «Песня Карася»из оперы «Запорожец за Дунаем»
«Как под яблонькой» рнп.
Майкапар А.
Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка
И.Дунаевский
Колыбельная
Сигмейстер Э.
Блюз
Чайковский П.
Марш деревянных солдатиков
Шуман Р.
Соч. 68 «Марш», «Смелый наездник»
Островский А.
«Спят усталые игрушки»
Й.Гайдн
Военный марш
В.Моцарт
Вальс
«Королѐк» украинская народная песня
К.Мясков
Прогулка на автомобиле
Четвертый год обучения
Дальнейшая работа над развитием и увеличением количества
приемов
звукоизвлечения.
Развитие
беглости
пальцев.
осмысленной игры, анализируя исполняемое произведение.
13
Добиваться
В течение года ученик должен пройти мажорные гаммы: До, Соль, Ре,
Ля, Ми, Фа, Си бемоль, Ми бемоль мажор – в прямом движении (все гаммы с
симметричной аппликатурой в противоположном движении) в две октавы
двумя
руками.
Минорные
гаммы
(натуральные,
гармонические,
мелодические): ля, ми, соль, ре минор – в прямом движении двумя руками в
две октавы. Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками в
заданных тональностях. Тонические трезвучия аккордами с обращениями по
три звука двумя руками. Арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой
отдельно.
За год учащийся должен освоить:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2 полифонических произведения,
1 произведение крупной формы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
И.С. Бах Маленькие прелюдии и фуги. 1 тетрадь:
Прелюдия до минор №3
Прелюдия ре минор №5
Прелюдия ре минор №6
Прелюдия ля минор №12
Прелюдия До мажор № 13
Прелюдия до минор №14
Прелюдия ми минор №18
Скарлатти Д. Ария
Циполи Д. Фугетта Фа мажор
Альбинони Т. Адажио
Этюды
Гедике А. Этюд Соль мажор
Беренс Г. Этюд До мажор
14
Лешгорн К. Этюд Соль мажор
Беркович И. Два маленьких этюда на тему Паганини
Шитте Л. Этюд ля минор
Бертини А. Этюд ля минор
Крупная форма
Кулау Ф. Вариации Соль мажор
Шмит Ж. Сонатина Ля мажор
Ванхаль Я. Сонатина Фа мажор
Кабалевский Д. Сонатина ля минор
Глиэр Р. Рондо Соль мажор
Пьесы
Хачатурян А. «Андантино»
Косенко В. Вальс
Кабалевский Д. «Клоуны», «Медленный вальс», «Токкатина»
Чайковский П. «Камаринская», «В церкви», «Песня жаворонка»
И.Иванов «Юмореска»
Л.Бетховен «Контрданс».
15
«Кукушка» Швейцарская народная песня
Григ Э. «Танец эльфов»
«На улице скрипка играет» украинская народная песня
А.Рубинштейн «Трепак»
Н.Руднев «Щебетала пташечка»
«Соседка»украинская народная песня
«Катенька» рнп.
«Ехал казак за Дунай»украинская народная песня
Л.Делиб «Вальс» из балета «Копелия»
В.Моцарт «Весенняя песня»
М.Глинка «Каватина Людмилы» из оперы «Руслан и Людмила»
Г.Штоцель «Менуэт»
Л.Бетховен «Экосез»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом
освоения
программы
по
«Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)»
учебному
предмету
является приобретение
учащимися следующих знаний, умений и навыков:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение);
умений
использовать
выразительные
средства
разучивать
музыкальные
для
создания
художественного образа;
умений
самостоятельно
произведения
различных жанров и стилей;
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном
искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации.
16
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
За год учащийся может выступать на классных и академических
вечерах. Оценки за работу в классе и дома,а также по результатам публичных
выступлениймогут выставляться педагогом по триместрам.
Контроль
знаний,
умений,
навыков
учащихся
обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные
формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить
успешность и качество образовательного процесса.
Основными
видами
контроля
успеваемости
по
предмету
«Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» являются:
текущий контроль успеваемости учащихся,
промежуточная аттестация,
итоговая аттестация.
Текущая аттестация
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них
учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке,
так и во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся оценки за
триместр.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития
учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе в форме
зачета, академического концерта.
1 полугодие:
17
зачет (октябрь) - чтение с листа, пьеса
академический концерт (декабрь) – этюд, пьеса
2 полугодие:
зачет (февраль) – чтение с листа, пьеса
академический концерт – пьеса, ансамбль (см. «Музицирование» )
Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом
концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на
оценку за триместр, годовую и итоговую оценки.
Итоговая аттестация
При
прохождении
продемонстрировать
итоговой
знания,
умения
аттестации
и
выпускник
навыки
в
должен
соответствии
с
программными требованиями.
Итоговая аттестация по учебному предмету «Музыкальный инструмент
(баян, аккордеон)»
должен
проходит в форме выпускного экзамена. Учащийся
исполнить
2
разнохарактерных
пьесы
и
ансамбль
(см.«Музицирование»)
Критерии оценки
Критерии
определить
оценки
уровень
качества
освоения
подготовки
материала,
программой. Основным критерием оценок
учащегося
позволяют
предусмотренного
учащегося,
учебной
осваивающего
общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского
текста, художественная выразительность, владение техническими приемами
игры на инструменте.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую
программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
наличие
исполнительской
культуры,
мышления;
18
развитие
музыкального
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской деятельности.
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По
итогам
исполнения
программы
на
зачете,
академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
предусматривает
исполнение
программы,
соответствующей году обучения, наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми
техническими
приемами,
штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание
стиля исполняемого произведения; использование
художественно
оправданных
технических
приемов,
позволяющих
создавать
художественный
образ,
соответствующий
авторскому замыслу
4 («хорошо»)
программа
соответствует
году
обучения,
грамотное исполнение с наличием мелких
технических
недочетов,
небольшое
несоответствие темпа, недостаточно убедительное
донесение образа исполняемого произведения
3 («удовлетворительно») программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание нотного
текста,
технические
ошибки,
характер
произведения не выявлен
2
незнание наизусть нотного текста, слабое
(«неудовлетворительно») владение навыками игры на инструменте,
подразумевающее плохую посещаемость занятий
и слабую самостоятельную работу
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.
19
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета
позволяет: перейти на
обучение по предпрофессиональной программе,
продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому
сольному музицированию.
Важнейшие
педагогические
принципы
постепенности
и
последовательности в изучении материала требуют от преподавателя
применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их
интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных,
уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и
личностные
особенности
ребенка
позволяют
следующие
методы
дифференциации и индивидуализации:
разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
вариативность темпа освоения учебного материала;
индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной
задачей
применения
принципов
дифференциации
и
индивидуализации при объяснении материала является актуализация
полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет
необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения
нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной
информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую
может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности,
поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
20
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие
музыкально-исполнительских
данных
ученика
зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко
продуман
выбор
репертуара.
Целесообразно
составленный
индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и
рационально подобранный учебный материал, существенным образом
влияют на успешность развития ученика.
Предлагаемые репертуарные списки, включающие художественный и
учебный материал различной степени трудности, являются примерными,
предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими
намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается,
что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности
исполнения:
некоторые
произведения
должны
быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание
индивидуального учебного плана учащегося.
На
заключительном
произведений
этапе
классической
и
ученики
имеют
современной
опыт
музыки,
исполнения
опыт
сольного
музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания,
умения
и
навыки
в
исполнительской
практике.
Параллельно
с
формированием практических умений и навыков учащийся получает знания
музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе,
при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального
слуха и музыкально-игровых навыков.
21
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений .
VI.
СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И
МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Школы и учебные пособия:
Антология литературы для баяна / Сост. Ф.Р. Липс. – Режим доступа:
knigi.tr200.biz Антология литературы для баяна
Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. – Режим доступа: ale07.ru
Самоучитель игры на баяне А. Басурманов Нотная грамота в pdf
Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства: Сб. тр.
Вып. 178 / Рос. Академия музыки им. Гнесиных. – М., 2010. – 256 с.
Дмитриев А.И. Позиционная аппликатура на баяне – Режим доступа:
mirknig.com/file-space.orgdepositfiles.com
Жмаев, А.Б. Методика обучения игре на баяне, аккордеоне: учебнометодическое пособие / А.Б.Жмаев. – Сургут: Издательство ООО «Винчера»,
2013. -123 с.
Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. –
Режим доступа: www.twirpx.comИмханицкий М.И. История баянного и
аккордеонного искусства
Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне – Режим доступа: www/foliants.ru
Искусство игры на баяне
Сборники:
Агафонов О., Лондонов П., Соловьѐв Ю. Самоучитель игры на баяне –
Режим доступа: www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 112 с.
Азбука баяниста для готово-выборного баяна /сост. Кузовлев В.В.,
Самойлов Д.А. – Режим доступа: www.youplaymusic.ru/нотыдля баяна - 160 с.
Аккордеон плюс. Выпуск 1. Концертные пьесы для аккордеона и баяна:
учебно-методическое пособие / сост. и иполнит. ред. Ю. Шишкина, Е.
Лѐвина. – Изд. 2-е., доп. – Ростов н /Д: Феникс, 2014. – 54 с.
Аккордеон плюс. Выпуск 2. Концертные пьесы для аккордеона и баяна:
учебно-методическое пособие / сост. и иполнит. ред. С. Мажукина, Е.
Лѐвина. – Изд. 2-е., доп. – Ростов н /Д: Феникс, 2014. – 64 с.
Архипова Л. Мы – музыканты, яркие таланты: сборник пьес для баяна
(аккордеона). 1-3 классы ДМШ – Режим доступа: www.youplaymusic.ru/ноты
для баяна - 118 с.
22
Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне) – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 112 с.
Бажилин Р. Самоучитель игры на двухрядной хроматической
гармонике – Режим доступа: www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 112 с.
Бажилин Р. Вальсирующий аккордеон. Выпуск 1. – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 36 с.
Бажилин Р. Вальсирующий аккордеон. Выпуск 2. – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 44 с.
Бажилин Р. Волшебные звуки Парижа: пьесы для аккордеона (баяна) в
стиле мюзет – Режим доступа: www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 44 с.
Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 1.: пьесы для
начальных классов ДМШ – Режим доступа: www.youplaymusic.ru/ноты для
баяна - 32 с.
Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 2.: пьесы для
начальных классов ДМШ – Режим доступа: www.youplaymusic.ru/ноты для
баяна - 32 с.
Бажилин Р. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона
(баяна). Произведения крупной формы – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 56 с.
Бажилин Р. Эстрадные композиции для аккордеона – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 56 с.
Бажилин Р. Юному аккордеонисту – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 44 с.
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-5 классов ДМШ: Нотное
учебное пособие. Вы пуски 1-58 – Режим доступа: ale07.ru Баян в
музыкальной школе Пьесы для 1-5 классов ДМШ Нотное
учебное пособие pdf
Баканов В. Альбом баяниста и аккордеониста. Пьесы для детей и
юношества – Режим доступа: www.youplaymusic.ru/нотыдля баяна - 84 с.
Баян. Хрестоматия. 1-3 классы ДМШ: Пьесы. Этюды. Ансамбли.
Народные песни. Сонаты и вариации. Полифонические пьесы /сост.
Самойлов Д.А. – Режим доступа: www.youplaymusic.ru/нотыдля баяна - 160 с.
Баян. Хрестоматия. 5-7 классы ДМШ: Пьесы. Этюды. Ансамбли.
Народные песни. Сонаты и вариации. Полифонические пьесы /сост.
Самойлов Д.А. – Режим доступа: www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 160
с.
Бланк С.И. Двенадцать пьес и одна сюита: учебное пособие для ДМШ /
С.Бланк. – Ростов н /Д: Феникс, 2011. – 42 с.
Бразильский карнавал: Популярные мелодии Латинской Америки в
переложении для баяна и аккордеона /сост. Баканов В.В. – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 96 с.
Думенко А. Обработки народных песен и танцев для баяна или
аккордеона для музыкальных школ. 2-5 классы ДМШ – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 84 с.
23
Европейские каникулы: пьесы и переложения популярных мелодий для
баяна и аккордеона /сост. Баканов В.В. – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 96 с.
Избранный репертуар для четырѐхрядного готово-выборного баяна
«Юпитер». Часть I. Введение. Этюды. Пьесы. /Сост. А. Евдокимов. – М.:
ПРОБЕЛ-2000, 2013. – 72 с.
Избранный репертуар для четырѐхрядного готово-выборного баяна
«Юпитер». Часть II. Пьесы. /Сост. А. Евдокимов. – М.: ПРОБЕЛ-2000, 2013.
– 80 с.
Коровицын В. Галантный кавалер: Сборник пьес и переложений для
аккордеона – Режим доступа: www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 64 с.
Карнавал в Венеции: Пьесы и популярные итальянские мелодии в
переложении для баяна и аккордеона /сост. Баканов В.В. – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 96 с.
Лѐвин, Е.В. И в праздники, и в будни: народные песни, романсы и
танцы в сопровождении баяна (аккордеона), учебное издание, сборник
рассчитан по уровню 2-3 класса музыкальной школы по классу баяна /
Е.В.Лѐвин – Изд. 5-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 129 с.
Лунная река: Популярная музыка зарубежных композиторов в
облегчѐнном переложении для баяна и аккордеона /сост. Кузовлев В.В. –
Режим доступа: www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 36 с.
Любимые мелодии. Репертуар баяниста (аккордеониста). Вып. 1 / сост.
В.И.Астахова. Под общ. ред. А.П.Астахова. – Минск: Современная школа,
2010. – 48 с.
Любимые мелодии. Репертуар баяниста (аккордеониста). Вып. 2 / сост.
В.И.Астахова. Под общ. ред. А.П.Астахова. – Минск: Современная школа,
2010. – 48 с.
Мелодии Монмартра. Выпуск 1.: Мюзеты и эстрадные пьесы для баяна
и аккордеона /сост. Баканов В.В. – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 64 с.
Мелодии Монмартра. Выпуск 2.: Мюзеты и эстрадные пьесы для баяна
и аккордеона /сост. Баканов В.В. – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 64 с.
Мир восторга. Популярные танго для баяна или аккордеона /сост.
Куликов В. – Режим доступа: www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 32 с.
Нотная папка баяниста и аккордеониста № 1. Младшие и средние
классы ДМШ: 5 тетрадей /сост. Баканов В.В. – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 256 с.
Нотная папка баяниста и аккордеониста № 2. Средние и старшие
классы ДМШ: 5 тетрадей /сост. Баканов В.В. – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 300 с.
Нотная папка баяниста и аккордеониста № 3. Концертный репертуар
для ДМШ и училищ: 3 тетради/сост. Баканов В.В., Баканова С.Н. – Режим
доступа: www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 250 с.
24
Салют, аккордеон! Выпуск 1: Эстрадные пьесы зарубежных авторов
для аккордеона, баяна /сост. Черничка Г.П. – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/нотыдля баяна - 70 с.
Салют, аккордеон! Выпуск 2: Эстрадные пьесы зарубежных авторов
для аккордеона, баяна /сост. Черничка Г.П. – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/нотыдля баяна - 28 с.
Jazz и не только...: Популярные и джазовые мелодии в переложении
для баяна и аккордеона /сост. Басанов В.В. – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/нотыдля баяна - 80 с.
NuevoTango: репертуарный сборник /сост. Войченко П., Рупев В. –
Режим доступа: www.youplaymusic.ru/нотыдля баяна - 76 с.
Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне – Режим доступа:
rutracker.org (баян /Учебное пособие) А. Онегин – Школа игры на готововыборном баяне: Rutracker.org – 193 с.
Репертуар начинающего баяниста. Выпуск 1/сост. Астахова В.И. –
Режим доступа: www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 48 с.
Семѐнов В.А. Современная школа игры на баяне – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 216 с.
Французский сувенир: популярные мелодии французской эстрады в
переложении для баяна и аккордеона /сост. Баканов В.В. – Режим доступа:
www.youplaymusic.ru/ноты для баяна - 96 с.
Педагогический репертуар баяниста I-V классы ДМШ. Вып.14 /под
ред. С. Павин – Режим доступа: rutracker.org (Баян /Педагогический
репертуар) педагогический репертуар баяниста I-V классы ДМШ. Выпуск 14
(педагогический репертуар баяниста): Rutracker.org – 58 с.
Этюды для баяна. Вып.10, 13, 15, Готово-выборный баян Выпуск 2 –
Режим доступа: ale07.ru Этюды для баяна аккордеона Сборники выпуски pdf
Обучение игре на инструментах
25