Программа учебного предмета. Народный вокал

1

2

Составлена на основе:
Программы учебного предмета «Народный вокал» дополнительной общеразвивающей
программы в области музыки «Народное пение», г.Хотынец 2014 г.
Составитель: Хомякова Наталья Викторовна, преподаватель МБОУДО
«Катайская школа искусств»
Рецензенты: Зеленин Александр Владимирович, преподаватель МБОУДО
«Катайская ШИ»
Яготина Ирина Владимировна, преподаватель ГБПОУ
«Катайский профессионально-педагогический техникум

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе

3

- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература

I.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Народный вокал» разработана на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области

4

искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего
педагогического опыта в области музыкального фольклора в детских школах
искусств.
Музыкальное воспитание в нашей стране осуществляется главным
образом через детские музыкальные школы, школы искусств, детские
хоровые студии, самодеятельные певческие коллективы во внешкольных
учреждениях культуры.
Сольное народное пение является распространенным видом
музыкального искусства, как в профессиональной, так и в любительской
исполнительской практике. Разнообразный вокальный репертуар включает
музыку различный жанров и стилей.
Работа на занятиях по дисциплине основывается на целом ряде
принципов обучения, таких как:
• Доступность, посильность (в освоении певческого материала идти от
простого к сложному);
• Последовательность (повторять, усложнять);
• Системность (от конкретного факта или набора фактов к системе знаний, от
отдельных приѐмов исполнительства к созданию художественного образа);
• Востребованность материала (он должен быть технически доступен,
образно интересен, сценичен);
• Творческий подход (искать пути и формы реализации каждого ученика).
Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения. Возраст
детей, приступающих к освоению программы, 11-16 лет.
Недельная нагрузка по предмету «Народный вокал» составляет 1 час в
неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Народный вокал» со
сроком обучения 1 год, составляет 33 недели.

Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Годы обучения

Затраты учебного времени
1-й год

Всего часов

5

Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка

1
16

2
17

33

16

17

33

16

17

33

32

34

66

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Народный вокал» при 1летнем сроке обучения составляет 66 часов. Из них: 33 часа – аудиторные
занятия, 33 часа – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями о сольном исполнительстве народной песни, формирование
практических умений и навыков народного вокала, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Народный вокал» являются формирование умений
и навыков:
- выработка навыков певческого дыхания (цепного, цезурированного);
- формирование чистого пения и хорошего слуха;
- формирование свободной артикуляции, четкой дикции;
- формирование объемного вокального звука, ровного голосоведения;
- формирование специфических вокальных приемов;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование вокальных навыков и приемов,
становление исполнительского аппарата. Второе – развитие вокального
мастерства.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:

6

 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала за 1 год обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация вокальных приемов работы);
- практический (освоение вокальных приемов);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд
укомплектовывается
печатными,
учебно-методической
и
нотной
литературой.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
В течение учебного года осуществляется совершенствование вокальной
техники и исполнительского мастерства. Особое место в учебном репертуаре
занимают произведения традиционного фольклора.
Вокально-педагогическая работа предусматривает:
- расширение диапазона голоса обучающегося (за счет освоения
навыков пения в головном и смешанном регистрах);
- выравнивание регистров голоса;
- выработку навыков пения на пиано;
- освоение приемов «прикрывания» звука;
- освоение специфических приемов народного исполнительства на
материале традиционного фольклора.
Работа в классе сольного пения должна идти по пути стабилизации
вокально-исполнительской техники, углубления знаний в области народнопесенного исполнительства. Особое внимание обращается на осмысленность
интонирования музыкально-поэтического текста, на выразительность и
образность исполнения.

7

К концу учебного года учащиеся также должны подготовить два
разнохарактерных произведения.
На итоговую аттестацию выносится два разнохарактерных
произведения и выставляется оценка в аттестат учащегося.
III. Требования к уровню подготовки учащегося
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- соблюдает постановку певческого аппарата;
- умеет комбинировать гласные буквы;
- умеет петь чисто в унисон;
- умеет исполнять различные по стилю, жанру произведения;
- умеет сценически и раскрепощено исполнять произведения;
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
- владеет четкой дикцией;
- владеет цепным дыханием;
- владеет основными приемами звукоизвлечения;
- знает жанры народного творчества;
- знает профессиональные понятия: жанр, дикция, унисон, комбинированная
гласная, диалект, распев, цепное дыхание.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и
итоговую аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются:
контрольный урок, зачѐт, участие в тематических вечерах, классных
концертах,
мероприятиях
культурно-просветительской,
творческой
деятельности школы.
При проведении итоговой аттестации может применяться форма
экзамена.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую
программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального
мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской деятельности: сольном (могут быть сольные
запевы в произведениях), ансамблевом;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных
достижений.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую
программу, следует учитывать:

8

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального
мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской деятельности: сольном (могут быт сольные
запевы в произведениях), ансамблевом;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных
достижений.
По результатам промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком
уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным
исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами,
но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть
незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые
ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы
необходима постоянная помощь преподавателя.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Детский певческий голос уже с первых своих проявлений сориентирован на
народную манеру звукообразования, поскольку ребенок поет также
естественно, как и говорит. Если мы встречаем у детей какие-либо иные
манеры звукообразования, то они, как правило, связаны с тем, что ребенок
подражает тем или иным модным течениям. В некоторых случаях это
приводит
к
неестественности
звукообразования,
разрушению
индивидуальных певческих данных ребенка.
Одним из способов устранения неестественности звукообразования
является применение речевых упражнений или скороговорок. Произнесение
их сопровождается внимательным вслушиванием учащегося и педагога в
звучание. Педагог должен при этом обращать внимание ученика на удачно и
естественно звучащие гласные, вести своего подопечного от произнесения
простых, коротких до более сложных, продолжительных звуков.
Пропевание упражнений и произнесение скороговорок в быстром
темпе способствует выявлению индивидуальных природных качеств тембра
голоса, естественности работы мышц голосовых связок, гортани, мягкого
нѐба, укладки языка, губ. Это связано с тем, что в быстром темпе у учащегося
не успевает срабатывать подражательный рефлекс и проявляются его

9

индивидуальные природные задатки. Особое внимание следует обращать на
то, чтобы работа голосового аппарата осуществлялась без особого
напряжения мышц связок и гортани. Не следует искусственно добиваться
громкого звучания. Необходимо стараться найти близкий, полетный светлый
звук. Для этого не рекомендуется при работе со скороговорками широко
открывать рот или делать купол во рту, поднимая мягкое нѐбо, так как при
этом звук не концентрируется на верхних передних зубах, а «расплывается» в
большой полости рта. «Осветленности» звука способствует также и
осветленное выражение лица, близкое к улыбке состояние губ.
От правильного определения типа голоса зависит очень многое:
естественность режима работы голосовых связок, здоровье голосового
аппарата и выносливость певца при больших нагрузках и, главное –
перспектива развития голоса.
В начале учебной работы наибольшие усилия должны быть
направлены на усвоение основных навыков: закрепление в сознании и
нервно-мышечном аппарате учащегося правильной певческой установки,
координации слова и звука, развитию слухового внимания (главного средства
самоконтроля), нахождению высокой певческой форманты и закреплению
высокой позиции и опоры звука на освоенном участке диапазона. Особое
внимание необходимо уделять развития певческой воли. Певческая воля
возбуждает эмоциональный тонус и темперамент певца, придает ему
уверенность в своих силах и помогает руководить процессом пения через
осознанные волевые приказы.
Характеристика народной (бытовой) манеры пения:
 Открытый способ голосообразования:
 Речевая манера голосоведения;
 Вибрато, как следствие естественного (в речи) колебания голосовых
складок в процессе безусловно-рефлекторного речепения;
 Артикуляция речевая;
 Выразительные приемы устной традиции;
 Одно регистровое пение в диапазоне приблизительно октавы;
 Пение на местном наречии.
При обучении народному пению, необходимо осознать, что
современное профессиональное народное пение, по отношению к
аутентичному, вторично и имеет свою художественную природу,
соответствующую жизненным задачам, которые оно выполняет.

Приложение

10

Упражнения певческого дыхания
1. «Надуй свой шарик»
2. «Понюхай цветок»
3. «Сдуваем пушинки с одуванчика» или «Сдуваем снежинки с
рукавички»
4. «Шарик лопнул»
Работа над дикцией и выразительностью разговорной речи
Часть 1.
1. Проговорить несколько раз, плотно сжимая губы мышц:
П – Б, П –Б, П – Б, П – Б и т.д.
2. Активно работая кончиком языка сказать:
Т – Д, Т – Д, Т – Д, Т – Д и т.д.
3. Работает корешок языка, проговорить несколько раз:
К – Г, К – Г, К – Г, К – Г и т.д.
4. «Сорока сплетница» - передается услышанный разговор:
«Трррррррррррр, трррррррррррр!»
5. «Звонок» (дыхание толчками)
«Рь – рь – рь – рь»
6. Говорим:
Сссссссссссссс – представляем, что дует ветер;
Шшшшшшш – шумит лес;
Жжжжжжжж – жужжит пчела;
Жь –жь –жьжь – прилетел шмель.
Часть 2.
Тренировка согласных: П – Б, Т – Д
- Пес Полкан попал в капкан ;
- Бобр добр на бобра;
- Трактор всюду поспевает – пашет, сеет, убирает,
Пилит лес, корчует пни – только делай, что смотри;
- Дед Данила делил дыню – дольку Дине, дольку Диме.
Тренировка согласных: В – Ф, С – Ш, Ж – Ч, Ц – Щ
- Подарили Вареньке варежки, да валенки;
- Наш Филат не виноват, у Филата мама виновата;
- У Сени и Сани в сетях сом с усами;
- Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей,
А мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши;
- У еже – ежата, у ужа – ужата;
- Чешуя у щучки, щетинка у чушки;
- Ценит цепь косей на косовице;
- Щипцы да клещи – вот наши вещи.

11

Тренировка согласных: К, Г, Л, М, Р
- Кукушка кукует, кукует в лесу:
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку.
- В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка;
- Королева Клара строго ругала Карла за кражу коралла;
- Маланья-болтунья молоко болтала, выболтовала, да не
выболтала.
VI. Рекомендуемые репертуарные сборники
1. Аксенов, М.Н. Народные песни деревни ОрменкиВыгоничнского
района Брянской области / М.Н. Аксенов. – Брянск, 2005.
2. Веретенников, И.И. Русская народная песня в школе / И.И.
Веретенников. – Белгород, 1994.
3. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем /
Белгородский государственный колледж культуры и искусств.
4. Гольцов, Р.Н. Из-под камушка речка течет. Народные песни
Орловской области / Р.Н. Гольцов. – Орел, 2009.
5. Заволокин Александр, Заволокин Геннадий. Это звонкое чудо –
частушка / А. Заволокин, Г. Заволокин. - М., 1989.
6. Золотые ворота: репертуарно-методический сборник / сост. Н.А.
Цитцер. – Ярославль, 2008.
7. Золотые россыпи. Русские народные песни в сопровождении баяна.
Обработка Панайкина Е.А. – Пенза, 2009.
8. Изумрудные россыпи: сборник репертуарно-методических
материалов / ответс. за редак. и выпуск И.И. Золотова. – Екатеренбург, 2007.
9. Каргин, А.С. Традиционная культура Орловщины: экспедиционные,
архивные, аналитические материалы. Т.2. – М., 2012.
10. Костякова, М.В. В огороде верба рясна. Народные песни
Веховского района Орловской области / М.В. Костякова. – Орел, 2005.
11.Мельникова. Л.И. Зимина, А.Н. Детский музыкальный фольклор /
Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина. – М., 2000.
12.Музыкальный фольклор и дети: учебное пособие / сост. О.С.
Щербакова. – М., 1997.
13.Народное музыкальное творчество: хрестоматия, 2-е изд. / ответ.
редак. О.А. Пашина. – СПб, 2008.

12

14.Науменко, Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе /
Г.М. Науменко. – М., 2000.
15.Песенные узоры: нотное издание, вып.4 / сост. П.А. Сорокин. – М.,
1990.
16.Песни Аграфены Оленичевой / сост. Н. Калугина. – М., 1983.
17.Репертуар народного певца: нотное издание. вып.2 / сост. Л.В.
Шамина. – М., 1998.
18.Ставропольские напевы: сборник фольклорных песен / сост. Л.А.
Якоби. – Ставрополь, 1998.
19.Тищенкова, Т.В. На привольной сторонке родной. Традиционные
народные песни западнорусской традиции / Т.В. Тищенкова. – Орел, 2009.
20.Тищенкова, Т.В., Тищенкова, Н.В. Народные песни Смоленской
области: учебное пособие для студентов средних и высших учебных
заведений / Т.В. Тищенкова, Н.В. Тищенкова. – Орел, 2008.
21.Щуров, В.М. Жанры русского музыкального фольклора: учебное
пособие для музыкальных вузов и училищ, ч.2 / В.М. Щуров. – М., 2007.
22.Я по травкам шла: сборник произведений / сост.В.Ф. Виноградов. –
Екатеринбург, 2008.
Список рекомендуемой и нотной литературы, аудиоматериалов.
1. Бояркина, Л.В. Вокальный букварь: учебное пособие для учащихся
музыкальных школ и детских школ искусств/Л.В.Бояркина,
Е.А.Усольцева- Лебяжье, 2014. – 40с.
2. Гаврилов, Ю.В. Обработка русских народных песен Ю. Гаврилова.
Выпуск 3. -Шадринск, 2013-68с.
3. Демина, Л.В. Фольклорные жемчужины Тюменской области.
Составление, матирование, вступительная статья и комментарии Л.В.
Деминой. –Тюмень: ИД «Титул», 2013.-206с., илл.4с,:нот.
4. Иванов-Балин, Г. И. Песня-родник моей души: репертуарный сборник/
Г.И. Иванов – Балин. - Курган, 2015.– 68с.
5. Куцакова, Л.В. При солнышке – тепло, при матушке – добро.
Фольклерный праздник интегрированного характера/ Л.В. Куцакова,
С.И. Мерзлякова// Музыкальный руководитель: журнал. - 2011.- №1.с29_57.
Аудиоматериалы:
-Аудиозаписи детского ансамбля «Звонница»
-аудиозаписи «Кубанского ансамбля «Зиронька»,
-аудиозаписи ансамбля «Дикий мед»,
- «Сборник народных песен для детей»,

13

- аудиозаписи с детского конкурса народной песни «Надежда», г.
Челябинск.
Электронные ресурсы:
Сайт для детских музыкальных школ «Асоль». Режим доступа:
http://as-sol.net/
http://muzica/ka.ru/;
http:/notestarakanov.net/ .


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».