Составлена на основе программ:
на основе базовых программ Министерства культуры СССР и РФ
Составитель:И.В.Яготина, преподаватель первой квалификационной категории
МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент: Ю.Н.Воробьева, преподаватель первой квалификационной категории
МБОУДО «Катайская ШИ»
.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………...стр.4
2. Содержание учебного материала……………………………………...стр.7
3. Требования к уровню подготовки учащихся………………………….стр.16
4. Формы и методы контроля, система оценок …………………………стр.17
5. Методическое обеспечение учебного процесса ……………………...стр.20
6. Список литературы и средств обучения ……………………………...стр.25
2
1. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль
вобразовательном процессе.
Учебный предмет «Музыкальный инструмент» направлен на приобретение
обучающимися знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение
ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и
духовно- нравственное развитие обучающегося.
Учебный
предмет
«Музыкальный
инструмент»
расширяет
представления обучающихся об исполнительском искусстве, формирует
специальные исполнительские умения и навыки.
Обучение
игре
на
фортепиано
включает
в
себя
музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры и
необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе,
обучающиеся приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся
с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Наряду с
3
другими дисциплинами учебного плана, предмет является одним из звеньев
музыкального воспитания. Фортепиано является базовым инструментом для
изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в
детской школе искусств обучающимся, необходим курс ознакомления с этим
инструментом.
2. Срок реализации учебного предмета.
Срок реализации учебного предмета 4 года, по 1 часу в неделю.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию предмета «Музыкальный инструмент».
Программа предусматривает обязательную самостоятельную работу
учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора.
Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями
педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом
уроке.
На самостоятельную работу отводится 1 час в неделю в течение всех
лет обучения.
Недельная нагрузка
Максимальная учебная нагрузка
231
Количество часов на аудиторные занятия
132
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
99
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
продолжительность урока -40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика,
его музыкальные возможности, способности, эмоциональнопсихологическиеособенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Музыкальный инструмент»
Цель:
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на
основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в
области фортепианного исполнительства.
Задачи:
– развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и расширение
его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к
классической музыке и музыкальному творчеству;
–
владение
основными
видами
фортепианной
техники
для
создания художественного образа, соответствующего замыслу автора
музыкального произведения;
– формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры
на фортепиано с учетом возможностей и способностей обучающегося;
овладение основными видами штрихов - nonlegato, legato, staccato;
–
развитие
музыкальных
способностей:
ритма,
слуха,
памяти, музыкальности, эмоциональности;
4
– овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения
инструментом фортепиано в рамках программных требований;
– обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом,
чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
– владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением,
штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
– приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса
к музицированию.
7. Методы обучения
При работе с обучающимися преподаватель использует следующие методы:
– словесные (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов,
наблюдение);
– эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
– практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями,
чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс
для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также
доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещение
для
занятий
должно
быть
со
звукоизоляцией,
соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные
инструменты должны быть настроены.
2. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоениеучебного предмета «Музыкальный инструмент», на максимальную,
самостоятельнуюнагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному
предмету «Музыкальный инструмент» определяется с учетом сложившихся
педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы:
– выполнение домашнего задания;
– посещение учреждений культуры;
– участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности и др.
2. Требования по годам обучения
5
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Общее фортепиано»
распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с
дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
Изучение учебного предмета "Общее фортепиано" рекомендовано начинать
не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной
программе по годам обучения.
1 год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами
игры, знакомство со штрихами nonlegato, legato,staccato. Подбор по слуху
музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие
пальцевой техники, приемов звуко - извлечения, владения основными видами
штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из
«Школы игры на фортепиано» под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1
класса (сост. Б.Милич) и других сборников для 1-го года обучения игре на
фортепиано.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического
трезвучия. Знание понятий «квинтовый круг», «лад», «тональность».
Гаммы: До, Соль, Ре, -мажор отдельно каждой рукой на одну октаву.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений, выставляются педагогом по триместрам. В 1 классе проводится
зачѐт по ансамблю, академический концерт (исполнение пьесы и этюда).
Примерный репертуарный список:
Этюды:
Гнесина Е. Пять этюдов
Гнесина Е. Фортепианная азбука;
Маленькие этюды для начинающих;
Гумберт Г. Этюд
Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих соч.65;
Школа игры на фортепиано под общ.ред. А.Николаева: этюды.
Пьесы:
Тиличеева Е. Восьмое марта;
Р.н.п. Заинька;
Украинская народная песня;
Грузинская народная песня Сулико
Берлин Б. Пони звѐздочка;
Мендельсон А. Тик – так;
ПахульскийФугетта;
Степанов А. Лакомка;
Берлин П. Марширующие поросята;
Белорусская полька Янка;
Хренников Т. Колыбельная;
Моцарт В. Бурре ми минор;
Моцарт В. Менуэт;
Корелли А. Сарабанда ре минор;
Моцарт В. Менуэт фа мажор;
6
Моцарт Л. Бурре ре минор;
Перселл Г. Ария.
Гречанинов А. Соч.98: В разлуке, Мазурка;
Гедике А. Танец;
Глинка М. Полька;
Кабалевский Д. Маленькая полька;
Майкапар А. Соч.28: Бирюльки, В садике, Пастушок;
Мотылек;
Хачатурян А. Андантино;
Штейбельт Д. Адажио.
Ансамбли:
Блага В. Чудак;
Попатенко Т. По грибы;
Филиппенко А. Цыплята;
Моцарт В. Тема вариаций;
Томпсон Д. Вальс гномов;
Соколова Н. Земляника и лягушка;
Уотт Д. Три поросѐнка;
Бахмацкая О. Мой конѐк;
2 год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов
игры на фортепиано, звуко-извлечением. Работа над упражнениями,
формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.
Аттестация проводится в конце каждоготриместра: в виде контрольного
урока или дифференцированного зачета, проводимого в присутствии
комиссии. Учащиеся сдают зачѐт по творческим навыкам (подбор
аккомпанемента, чтение с листа), зачѐт по ансамблю, академический концерт
(исполнение пьесы и полифонии).
За год учащийся должен изучить:
4 этюда,4 разнохарактерные пьесы, 1-2 произведения полифонического
стиля, 1-2 ансамбля, гаммы: До, Ре, Соль -мажор каждой рукой отдельно на 2
октавы, аккорды.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада:
«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева);
Арман Ж. Пьеса ля минор;
Аглинцова Е. Русская песня;
Кригер И. Менуэт;
Левидова Д. Пьеса;
Бах И.С. Полонез соль минор; Бурре;
Моцарт Л. Волынка; Бурре; Менуэт;
Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор;
Гедике А. Ригодон;
Телеман Г.Ф. Гавот.
Этюды:
7
Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.
Гнесина Е. Фортепианная азбука
Беркович И. Этюд Фа мажор
Гурлит М. Этюд ля минор
Майкапар А. Этюд ля минор
Лекуппэ Ф. Этюд До мажор
Черни-Гермер Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)
Пьесы:
Арман Ж. Пьеса
Абелев Ю. В степи;
Друшкевич К. Полька;
Филипп И. Колыбельная;
Беркович И. 25 легких пьес: Сказка, Осенью в лесу;
Обр. Салютринской Т. Белорусская народная песня
Гедике А. Русская песня, соч. 36;
Майкапар А. Пастушок, В садике, соч. 28;
Руббах А. Воробей;
Фрид Г. Грустно;
Чайковский П. Мой Лизочек, В церкви;
Шостакович Д. Марш;
Штейбельт Д. Адажио.
Ансамбли в 4 руки:
Шаинский В. Кузнечик;
Игнатьев В. Большой олень;
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы Кармен;
Глинка М. Хор Славься;
Металлиди Ж. Дом с колокольчиком;
Шаинский В. Пусть бегут неуклюже.
3 год обучения
Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются
усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к
качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков
чтения с листа. Учащиеся сдают зачѐт по творческим навыкам (подбор
аккомпанемента, чтение с листа), зачѐт по ансамблю, академический концерт
(исполнение пьесы и полифонии).
За год учащийся должен освоить:
2 этюда,4 разнохарактерные пьесы, 1-2 полифонических произведения,
4 ансамбль, гаммы ля, ре -минор, аккорды и арпеджио к ним отдельно
каждой рукой в 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада:
Арнэ Т. Полифонический эскиз;
Бах Ф.Э. Маленькая фантазия;
Бѐм Г. Менуэт;
8
Гедике А. Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор;
Гендель Г.Ф Ария;
Пѐрселл Г. Сарабанда;
Сен-Люк Ж. Бурре;
Павлюченко С. Фугетта.
Этюды:
Бертини А. Этюд Соль мажор;
Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32;
Гедике А. Соч. 58. Ровность и беглость;
Лешгорн А. Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15;
Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 1,2;
Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2.
Пьесы:
Галынин Г. Зайчик
Александров Ан. Когда я был маленьким;
Тюрк Д.Г. Песенка;
Гедике А. Русская песня;
Кессельман В. Маленький вальс;
Александров А. Новогодняя полька;
Гайдн Й. Анданте;
Волков В. 30 пьес для фортепиано: По волнам, Вечер,Песня;
Гедике А. Соч. 36: №№ 21,23,31;
Гречанинов А. На лужайке, Вальс;
Григ Э. Вальс ми минор;
Дварионас Б. Прелюдия;
Лоншан-Друшкевич К. Полька;
Моцарт В. 14 пьес: № 8;
Майкапар А. Избранные пьесы: Утром, Гавот, Песенка;
Сигмейстер Э. Блюз;
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков;
Ансамбли в 4 руки:
Родригес А. Жаворонок;
Савельев Б. Песенка кота Леопольда;
Векерлен Ж.Б. Пастораль;
Бетховен Л. Афинские развалины;
Моцарт В. Менуэт из оперы Дон-Жуан;
Шуберт Ф. Немецкий танец;
Чайковский П. Танец феи Драже;
Моцарт В. Ария Папагено.
4 год обучения
Годовые требования:
2-3этюда, 2-3 пьесы,1-2 полифонических произведения,4-5 ансамблей,
продолжение формирования навыков чтения с листа, гаммы Д, А, F, D,
аккорды и арпеджио кним, хроматические гаммы от белых клавиш двумя
руками в 2 октавы. Учащиеся сдают зачѐт по творческим навыкам (подбор
9
аккомпанемента, чтение с листа), зачѐт по ансамблю, академический концерт
(исполнение пьесы и полифонии).
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада:
Арман Ж. Фугетта;
Маленькие прелюдии до минор, ми минор;
Бах Ф.Э. Анданте;
Гендель Г. 3 менуэта;
Кирнбергер И.Ф. Сарабанда;
Корелли А. Сарабанда;
Циполи Д. Фугетта;
Перселл Г. Ария, Менуэт Соль мажор;
Гедике А. Инвенция ре минор.
Этюды:
Гурлит К. Этюд Ля мажор;
Гедике А. Этюд ми минор;
Шитте Л. Этюды соч.160: №10,14,15,18;
Геллер С. Этюды;
Гнесина Е. Маленький этюд на трели;
Гозенпуд М. Игра (Музыкальный альбом для фортепиано, вып.1, сост.
Руббах);
Лешгорн А. Соч. 65;
Лемуан А. Соч. 37: №№ 10-13, 20;
Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35.
Крупная форма:
Андрэ А. Сонатина Соль мажор;
Бенда Я. Сонатина ля минор;
Вебер К. Сонатина До мажор;
Кулау А. Сонатина № 4;
Клементи М. Сонатины До мажор, Фа мажор;
Моцарт В. Сонатина Ля мажор, Си-бемоль мажор;
Мюллер А. Сонатина, 1 ч.;
Плейель Р. Сонатина;
Моцарт В. Легкие вариации;
Кикта В. Вариации на старинную украинскую песню.
Пьесы:
Ляховицкая С. Старинная французская песня;
Александров А. Новогодняя полька;
Алябьев А. Пьеса соль минор;
Мясковский Н. Беззаботная песенка;
Дварионас Б. Прелюдия;
Гедике А. Скерцо;
Гречанинов А. Соч. 98, № 1;
Лядов А. Колыбельная;
Кюи Ц. Испанские марионетки;
Кабалевский Д. Токкатина;
10
Майкапар А. Мимолетное видение, Пастушок, Мотылек;
Моцарт В. Аллегретто Си-бемоль мажор;
Николаева Т. Детский альбом: Сказочка;
Роули А. Акробаты;
Чайковский П. Детский альбом: Болезнь куклы, ИтальянскаяПолька;
Шуман Р. Первая утрата, Смелый наездник;
Хачатурян А. Андантино.
Ансамбли в 4 руки:
Бетховен Л. Немецкие танцы (в 4 руки);
Беркович И. Соч. 90: фортепианные ансамбли;
Градески Э. Мороженое;
Металлиди Ж. Цикл пьес в 4 руки;
Чайковский П. 50 русских народных песен в 4 руки: №№ 1,2,6;
Шмитц М. Веселый разговор.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы учебного предмета «Музыкальный инструмент» и включает
следующие знания, умения, навыки:
● знание инструментальных и художественных особенностей и
возможностей фортепиано;
● знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными
композиторами;
● владение основными видами фортепианной техники, использование
художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
● знания музыкальной терминологии;
● умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано
несложного музыкального произведения;
● умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
11
● навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах,
открытых уроках и т.п.;
● навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
● навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном
инструментальном ансамбле;
● первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых
произведений.
4. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Музыкальный инструмент»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную
аттестациюобучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на
ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию
самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий
характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет
преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его
продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п.
Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без
присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а
также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке,
выставляется отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени
аудиторных занятий на всем протяжении обучения.
Промежуточная аттестацияпроводится в конце каждого триместра также за
счет аудиторного времени. Форма ее проведения –в одном полугодии
контрольный урок, в другом зачет с приглашением комиссии и выставлением
оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение
результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический,
рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития
ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за
данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося
на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут
быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки
успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость,
индивидуальный план, дневник учащегося.
Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений,
включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в
течение года должны быть представлены различные формы исполняемых
произведений.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а
также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка
навыков чтения с листа нетрудного нотного текста.
2. Критерии оценок
12
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления
5
предусматривает
исполнение
программы,
отлично
соответствующей
году
обучения,
наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми техническими приемами, штрихами;
хорошее
звукоизвлечение,
понимание
стиля
исполняемого
произведения;
использование
художественно оправданных технических приемов,
позволяющих создавать художественный образ,
соответствующий авторскому замыслу .
4
программа соответствует году обучения, грамотное
хорошо
исполнение с наличием мелких технических
недочетов, небольшое несоответствие темпа.
3
удовлетворительно
2
неудовлетворительно
зачет (без отметки)
программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание нотного
текста, технические ошибки, характер произведения
не выявлен
незнание наизусть нотного текста, слабое владение
навыками игры на инструменте, подразумевающее
плохую
посещаемость
занятий
и
слабую
самостоятельную работу
отражает достаточный уровень подготовки
исполнения на данном этапе обучения.
и
Данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и
с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть
дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие
составляющие:
- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
- художественная трактовка произведения;
- стабильность исполнения;
- выразительность исполнения.
13
Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся
несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции,
обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике,
программы контрольных уроков являются примерными, предполагают
дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их
методическими установками, а также с возможностями и способностями
конкретного ученика.
В зависимости от желания педагога и способностей учащегося
репертуар может изменяться и дополняться.
Большинство разучиваемых произведений предназначено для
публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но,
если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для
работы в классе или ознакомления с новым произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют
возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный
год).
В работе с учащимися используется основная форма учебной и
воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он
включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным
материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению
дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся
наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока
зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и
преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с
показом
на
инструменте
фрагментов
изучаемого
музыкального
произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над
качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
1. Решение технических учебных задач - координация рук, пальцев,
наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов
педализации;
2. Работа над приемами звукоизвлечения;
3. Тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над
фразировкой, динамикой, нюансировкой;
4. Формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью,
гармонией, интервалами и др.;
5. Разъяснение
учащемуся
принципов
оптимально
продуктивной
самостоятельной работы над музыкальным произведением.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться
основных принципов обучения: последовательности, постепенности,
14
доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно
учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его
музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации
учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и
успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося
является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара.
Основная
форма
планирования
составление
преподавателем
индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в
начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются
разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и
зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики
преподавания предмета фортепиано для учащихся оркестровых отделений.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных
эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора
ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной
принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать
возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно
сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные
технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого
числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания,
закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе
музицирования.
Важность работы над полифоническими произведениями заключается
в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести
одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.
Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными
построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть
разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального
произведения.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо
пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать
эмоциональную сферу его восприятия музыки.
В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к
рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры,
создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать
планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов.
Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает
хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному
обеспечению технических задач.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с
листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в
незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические
способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более
свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно
изучить новый материал.
15
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под
контролем педагога.
Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение
штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной
интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах
ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем
исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы
голосу.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
учащихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при
наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть
осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего
образования.
Рекомендуемый
объем
времени
на
выполнение
самостоятельной работы учащимися - 1 час в неделю. Для организации
домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика
музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю).
Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося,
занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для
здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она
заключается в необходимости обучения ребенка эффективному
использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует
разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми
произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее
проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их
отработки.
Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают
продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в
классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это
работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями,
педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также
запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и
результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить
точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое
будет записано педагогом в дневник учащегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней
работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и
дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого
музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на
постановку рук, показанных педагогом и т. п.
При работе над этюдами следует добиваться технической свободы
исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом.
16
Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей
в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.
Работа над произведениями полифонического склада заключается в
игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая
соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных
произведениях петь один из голосов, играя при этом другие. Заниматься дома
следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов,
аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или
педагога.
Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в
многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных
мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны
быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее
пройденного репертуара. Результаты домашней работы проверяются,
корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка
результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться
педагогом регулярно.
6. Списки литературы и средств обучения
1. Список рекомендуемой нотной литературы:
1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1
классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М.: Композитор, 2003.
2. Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.:
Российское музыкальное издательство, 1996.
3. Бах, И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012.
4. Бах, И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо.
– СПб.: Композитор, 1997.
5. Беренс, Г. Этюды. М.: Музыка, 2005.
6. Беренс, Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88).
7. Бетховен, Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011.
8. Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы
ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.:1991.
9. Ветлугина, Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 1987.
10.Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебнометод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11.Гайдн, Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.М.:1993.
12.Гедике, А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32.
13.Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская, Н.- М.: Музыка, 2006.
14.Григ, Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1, 2. - М.:
Музыка, 2011.
15.Казановский, Е. Дюжина джазовых крохотулечек: учеб. пособие – СПб:
Союз художников, 2008.
16.Лемуан, А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.:
Музыка, 2010.
17.Лекуппе, Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17.
18.Лещинская,И.Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994.
17
19.Лешгорн, А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66.
20.Металлиди, Ж. Дом с колокольчиком. Изд. Композитор, СПб. 1994.
21. Иду, гляжу по сторонам, ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,
1999.
22.Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997.
23.Милич, Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006.
24.Милич, Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001.
25.Милич, Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002.
26.Музицирование для детей и взрослых, вып.2: учебное пособие/ сост.
Барахтин, Ю.В. – Н.: Окарина, 2008.
27.Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост.
К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986.
28.Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для фно./учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш, О.Ю., Барсукова, С.А. –
Ростов н/Д: Феникс, 2008.
29.Музыкальная азбука для самых маленьких: учебно-метод. пособие.
Сост. Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
30.Путешествие в мир музыки: уч. Пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.:
Советский композитор, 1990.
31.Парцхаладзе, М. Детский альбом:учебное пособие. Педагогическая
редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор,
1993.
32.Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для
фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М.:
1993.
33. Пьесы в форме старинных танцев / М. Соколов. – М.: 1992.
34.Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных
композиторов/ Н. Семенова. СПб.:1993.
35.Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ю.
Холопова. - М.:1996.
36.Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.
Ляховицкая, Л. Баренбойм. М.: 1992.
37.Свиридов, Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор: 1993.
38.Старинная клавирная музыка: сборник/ Н.Голубовской, Ф.Розенблюм М.: Музыка, 1998.
39.Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков,
вып.2.:учеб. пособие/ А.Юровский. – М.: Государственное
музыкальное издательство, 1992.
40.Смирнова, Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11.
Музыка - 1993.
41.Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая М.: 1991.
42.Таривердиев, М. Настроения. 24 простые пьесы для фортепиано. Изд.
Классика XXI век - М.: 2002.
43.Фортепианная
игра,
1,
2
кл.
ДМШ:
учеб.
пособие/
В.Натансон,Л.Рощина. – М.: Музыка, 1988.
18
44.Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: учебник/ Н.А.Любомудров,
К.С.Сорокин, А.А.Туманян, С.Диденко. – М.: Музыка, 1983.
45.Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: учебник /сост. А.Бакулов,
К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989.
46.Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: учебник /сост. А.Бакулов,
К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989.
47.Хромушин, О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд.
Северный олень, СПб.: 1994.
48.Чайковский, П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка, 2006.
49.Черни, К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост.
А.Бакулов, 1992.
50.Черни, К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.
51.Шитте, А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160.
52.Шуман, Р. Альбом для юношества /М.: Музыка, 2011.
53.Школа игры на ф-но: учебник/ А.Николаев, В.Натансон. – М.: Музыка,
2011.
54.Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып.
II.:учеб. пособие/ Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона – М.: Советский
композитор, 1997.
2. Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев, А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1998.
2. Асафьев, Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.
М.-Л., 1995.
3. Баренбойм, Л. Путь к музицированию. 2- е изд. Ленинград, 1999.
4. Корто, А. О фортепианном искусстве. Москва, 1995
5. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве, М.:
1996.
6. Гофман, И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре.
М.:, 1991.
7. Коган, Г. Работа пианиста. М.: 1993.
8. Маккинон, Л. Игра наизусть, Ленинград: 1997.
9. Метнер, Н. Повседневная работа пианиста и композитора, Москва, 1993.
10. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. М.:, 1997.
11. Петрушин, В. Музыкальная психология. Москва: 1997.
12. Смирнова, Т. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом.
Москва:1997.
13. Цыпин, Г. Обучение игре на фортепиано. Москва, 1994.
14. Шуман, Р. О музыке и о музыкантах. Москва: 1983.
15. Шуман, Р. Жизненные правила для музыканта, Москва, 1989.
(Данные списки нотной литературы являются примерными и могут
изменяться на усмотрение педагога)
19