Составлена на основе:
Программы учебного предмета «Народная хореография» дополнительной
общеразвивающей программы в области музыки «Народное пение», г.Хотынец 2014 г.
Составитель: Хомякова Наталья Викторовна, преподаватель МБОУДО «Катайская
школа искусств»
Рецензенты: Зеленин Александр Владимирович, преподаватель МБОУДО
«Катайская ШИ»
Яготина Ирина Владимировна, преподаватель ГБПОУ
«Катайский профессионально-педагогический техникум
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Требования по годам обучения,;
- Календарно-тематические планы по годам обучения (классам).
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы, аудио и
видеоматериалов
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов.
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Народный ансамбль» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Предмет «Народный ансамбль» направлен на получение учащимися
специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования
народной песни и принципах ее воспроизведения.
Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое
освоение музыкально-песенного, танцевального и обрядовогофольклора России.
Программа по данному предмету является частью комплекса предметов
общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Народное пение» и находится в непосредственной связи с такими предметами как:
«Народный вокал», «Сольфеджио».
Программа разработана с учетом обеспечения преемственности
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в
области музыкального искусства «Народное пение» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области музыкального искусства, а также с учетом
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере
культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов
образовательных учреждений.
Программа может послужить задачам возрождения фольклорного
творчества, как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
Таким образом, отдавая должное академическому способу обучения на
классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой
формирования личности, еѐ эстетических потребностей является гармоничное освоение,
начиная с самого юного возраста, художественных ценностей традиционной
национальной культуры своего народа, народов других стран, профессиональных
произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы
традиционной культуры.
2. Срок реализации учебного предмета «Народный ансамбль»
Срок реализации учебного предмета «Народный ансамбль» для
детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с семи лет
до шестнадцати лет, составляет 4 года.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета «Народный ансамбль» составляет 2 часа в
неделю.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Народный ансамбль» может проводиться
в форме групповых занятий (численностью от 11 человек) или мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек).
5. Цель и задачи учебного предмета «Народный ансамбль»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального
фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка
к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях
среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению
специфическими чертами народной музыки;
получение учащимися необходимых знаний о народныхтрадициях и песенной
культуре;
создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах
музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном,
литературном, танцевальном и др.);
развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма,
музыкальной памяти);
обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере
исполнения, а также навыкам импровизации;
освоение учащимися навыков и умений ансамблевого и сольного пения;
развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для
дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях
культуры и искусства.
6.Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Методика работы с народным ансамблем, предложенная в программе,
универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры.
Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые
позволяют в полном объѐме комплексно изучить традиционную культуру, реализовать
методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством народного пения.
Содержание уроков основано на изучении музыкального фольклора.
7. Описание материально-технических условий для реализации учебного
предмета
Минимально необходимый для реализации в рамках образовательной
программы «Народное пение» учебного предмета «Народный ансамбль» перечень
аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения
включает в себя:
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
концертный зал с роялем/фортепиано;
звукотехническое оборудование (проигрыватель компакт
дисков, магнитофон, видеопроектор, персональный компьютер);
библиотеку и помещения для работы со специализированными
материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал/класс).
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Фольклорный ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Класс
1
2
3
4
Продолжительность
учебных занятий (в
неделях)
Количество часов на
аудиторные занятия (в
неделю)
Общее количество часов на
аудиторные занятия
по годам
Количество часов на
внеаудиторные занятия(в
неделю)
Общее количество
внеаудиторных/самостоятельных занятий по
годам
Общее количество учебных
и внеаудиторных часов в
год
33
33
33
33
2
2
2
2
66
66
66
66
1
1,5
1,5
1,5
33
51
51
51
99
117
117
117
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс
имеет свои дидактические задачи и объѐм времени, предусмотренный для освоения
учебного материала.
Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Народный ансамбль»:
вокально-хоровые занятия;
освоение приѐмов игры на шумовых инструментах;
постановка концертных номеров и народных композиций;
аудио/видео демонстрация записей подлинных исполнителей народных
песен и др.
2. Учебно-тематические планы по годам обучения (классам)
Календарно-тематические планы по годам обучения отражают
последовательность изучения разделов и тем программы с указанием
распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.
В репертуар предмета «Народный ансамбль» включаются произведения народной
песенной традиции различных жанров:
• песни календарных праздников (колядки, подблюдные, масленичные,
веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);
• песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические,
плачи);
• материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки,
сказки);
• музыкальные игры;
• хороводы;
• пляски;
• лирические протяжные песни;
1 класс
№
п/п
1.
2.
3.
Тема
Основы вокально-хоровой работы:
певческая установка, навыки пения стоя и сидя.
Постановка дыхания (дыхание перед началом
пения, одновременный вдох и начало пения,
задержка дыхания перед началом пения).
Различный характер дыхания перед началом пения
в зависимости от характера исполняемой песни.
Смена дыхания в процессе пения, развитие
навыков цепного дыхания. Выработка
естественного и свободного звука, отсутствие
форсирования звука. Способы формирования
гласных в различных регистрах. Развитие
дикционных навыков, взаимоотношение гласных и
согласных в пении. Развитие подвижности
артикуляционного аппарата за счѐт активизации
губ и языка. Развитие диапазона и интонационных
навыков. Развитие ансамблевых навыков,
выработка активного унисона, ритмической
устойчивости и динамической ровности в
произнесение текста.
В вокально-хоровой работе может быть
использован следующий музыкальный материал:
фрагменты из простейших народных песен,
имитация зовов животных, специальные
упражнения.
Малые народные формы устной традиции:
игры и считалки, дразнилки, страшилки, загадки,
скороговорки
Музыкальные народные игры (круговые
формы)
Количество
часов
16 часов
8 часа
14 часов
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Прибаутки и потешки в одноголосном изложении
и в сопровождении музыкального инструмента
(баян)
Сказки с элементами музицирования (простейшие
попевки – характеристики героев,
инструментальное сопровождение).
Игровые хороводы в одноголосном изложении и в
сопровождении музыкального инструмента
(баян)
Колыбельные в одноголосном изложении
Частушки, небылицы в одноголосном изложении и
сопровождении музыкального инструмента
(баян)
Игра на ударных инструментах (ложки, трещотки,
шаркунок).
8 часа
Всего:
99 часов
13 часа
14 часов
5 часов
5 часов
16 часов
2 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема
Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона,
интонационные упражнения, постановка дыхания,
освоение народной манеры пения.
Игры/музыкальные игры (повторение пройденных
и разучивание новых образцов).
Материнский фольклор – пестушки, потешки,
прибаутки в одноголосном изложении без
сопровождения.
Материнский фольклор – колыбельные в
одноголосном изложении с элементами
обыгрывания
Частушки и небылицы в одно-двухголосном
изложении (терцовая втора)
Исполнение сказок и музыкальных сказок с
элементами хореографии и распределением по
ролям персонажей
Хороводные и плясовые песни в однодвухголосном изложении (терцовая втора) с
элементами народной хореографии и
музыкальным сопровождением
Зимние календарные песни, колядки в
Количество
часов
14 часов
8 часов
5 часов
6 часа
9 часов
10 часов
10 часов
9 часов
9.
10.
11.
одноголосном изложении, с распределением по
ролям персонажей
Масленичный цикл: песни встречи и проводов
Весенниезаклички в одноголосном изложении
Игра на ударных и духовых (гудочки)
народных инструментах.
Всего:
9 часов
9 часов
10 часов
99 часов
3 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема
Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона,
интонационные упражнения, постановка дыхания,
освоение народной манеры пения
Музыкальные игры (повторение пройденных и
разучивание новых образцов)
Музыкальные сказки с распределением по ролям
персонажей и театрализованной постановкой
Хороводные и хороводно-игровые песни в
двухголосном изложении без сопровождения, с
хореографическими элементами
Шуточные и плясовые песни в двухголосном
изложении без сопровождения, с
хореографическими элементами
Частушки, шуточные припевки, небылицы в
двухголосном изложении с сопровождением и a
cappella, с элементами движения
Песни святочного периода – колядки,
подблюдные, христославия, святочные хороводы в
двухголосном изложении без сопровождения
Масленичный обряд - Проводы Масленицы.
Песни, частушки, прибаутки и пляски.
Театрализованная постановка
Весенние заклички и хороводы в однодвухголосном изложении без сопровождения, с
элементами хореографии
Освоение импровизационных приѐмов на
материале пройденных жанров народной песни
Игра на народных музыкальных инструментах.
Ударные («дрова»), духовые (гудочки)
Всего:
Количество
часов
16 часов
10 часов
10 часов
8 часов
9 часов
9 часов
9 часов
8 часов
8 часов
6 часа
6 часа
99 часов
4 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Тема
Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона,
интонационные упражнения, постановка дыхания,
освоение народной манеры пения. Работа над
навыками двухголосного исполнения
Загадки и дразнилки, музыкальные игры
(повторение пройденных и разучивание новых
образцов)
Частушки, небылицы, шуточные припевки в двухи трѐхголосном изложении с сопровождением
Хороводные и хороводно-игровые песни в двух- и
трѐхголосном изложении без сопровождения, с
постановкой танца. Освоение простого и
переменного шага
Плясовые и шуточные песни в двухголосном изложении без
сопровождения, с
постановкой танца
Святочные календарные песни (колядки,
таусеньки, щедровки). Постановка обряда
колядования
Весенние календарные песни: весенние заклички,
приуроченные хороводы
Песни праздников осеннего календаря (Новолетие,
Кузьминки)
Скоморошины в двухголосном изложении
Солдатские строевые песни в двухголосном изложении с
постановкой движения
Освоение импровизационных приѐмов на
материале пройденных жанров народной песни
Игра на народных музыкальных инструментах.
Ударные (ложки, трещотки, шаркунок, «дрова»),
духовые (гудочки). Освоение исполнения всоставе малых ансамблей
(2-3 человека)
Всего:
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Результат освоения программы «Народный ансамбль» направлен на
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание начальных основ песенного фольклорного искусства, а также
особенностей оформления нотации народной песни;
Количество
часов
16 часов
6 часа
8 часов
7 часов
7 часов
7 часов
10 часа
10 часа
5 часа
10 часа
5 часа
8 часов
99 часов
знание характерных особенностей народного пения, вокальнохоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого
исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального
коллектива;
знание музыкальной терминологии;
умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно,
так и в составах народных коллективов;
умение самостоятельно разучивать вокальные партии;
умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов,
исполнения театрализованных народных композиций;
навыки народной импровизации сольно и в ансамбле;
практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;
навыки концертного исполнения вокальных произведений различных жанров;
навыки публичных выступлений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля
успеваемости являются: систематичность, учѐт индивидуальных особенностей обучаемого
и коллегиальность. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий,
имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль
осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник
учащегося. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии. Промежуточная
аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося,
еѐ корректировку и проводится с целью определения:
качества реализации образовательного процесса;
качества теоретической и практической подготовки по учебному
предмету;
уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на
определенном этапе обучения.
Формы аттестации - контрольный урок, зачѐт, экзамен.
В случае, если по предмету «Народный ансамбль» промежуточная аттестация
проходит в форме академических концертов, они могут быть приравнены к зачетам или
контрольным урокам.
Виды промежуточной аттестации: академические концерты, исполнение концертных
программ, прослушивания, творческие просмотры, творческие показы, театрализованные
выступления.
Итоговая аттестация может проводиться в виде концерта
(театрализованного выступления), исполнения концертных программ,
творческого показа.
Контрольные требования на разных этапах обучения:
Критерии оценки
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, контрольные задания, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств призваны
обеспечивать оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков.
Контрольные задания в рамках текущих аттестаций могут включать в себя
индивидуальную сдачу отдельных песен или партий, индивидуальный показ других форм
работ (элементы хореографии, игра на шумовых инструментах). Методы контроля в
промежуточных и итоговой аттестации должны быть направлены на оценку
сформированных навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия.
Критерии оценки качества исполнения
Критериями оценки качества исполнения могут являться:
- точное знание слов песни;
- точное знание партии;
- стремление к соответствующей стилю манере пения;
- эмоциональность исполнения;
- соответствие художественному образу песни.
По итогам исполнения программы на зачѐте, академическом
прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
Критерии оценивания выступления
Выступление участников ансамбля может
быть названо концертным. Яркое,
экспрессивное выступление, блестящая,
отточенная вокальная техника, безупречные
стилевые признаки, ансамблевая
стройность, выразительность и
убедительность артистического облика в
целом
Хорошее, крепкое исполнение, с ясным
художественно-музыкальным намерением,
но имеется некоторое количество
погрешностей, в том числе вокальных,
стилевых и ансамблевых
Слабое выступление. Текст исполнен
неточно. Удовлетворительные музыкальные
и технические данные, но очевидны
серьѐзные недостатки звуковедения,
вялость или закрепощенность
2 (неудовлетворительно)
артикуляционного
аппарата. Недостаточность
художественного мышления и отсутствие
должного слухового контроля. Ансамблевое
взаимодействие на низком уровне
Очень слабое исполнение, без стремления
петь выразительно. Текст исполнен, но с
большим количеством разного рода
ошибок. Отсутствует ансамблевое
взаимодействие.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок, обычно
включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу
педагога и учащихся над песней, рекомендации педагога относительно способов
самостоятельной работы участников ансамбля. Урок может иметь различную форму:
работа над вокальным и артикуляционным аппаратом;
постановка дыхания;
разбор музыкального материала по партиям;
работа над партитурой;
постановка концертных номеров и т.п.
Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с вокальным показом
необходимых фрагментов музыкального текста, а также прослушиванием
первоисточников. Важнейшие педагогические принципы постепенности и
последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения
различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных,
физических, музыкальных и эмоциональных данных, а также уровня подготовки.
На репетициях народного ансамбля и на индивидуальных занятиях, входящих в
вариативную часть курса, преподавателем должен решаться целый ряд задач:
формирование вокально-исполнительского аппарата учащегося;
воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания;
работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения
(точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации,
ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки).
Правильная организация учебного процесса, успешное всестороннее
развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависятот того, насколько
тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Особенности работы с народным ансамблем, предусмотренные данной
программой, заключаются в подробном изучении подлинных народных традиций.
Освоение материала в первую очередь должно идти через обращение к первоисточникам
(аудио прослушивание, видео-просмотр, непосредственный контакт с носителями
традиции). Важны также навыки работы с нотными и текстовыми песенными
материалами.
Самая главная задача для участников процесса – научиться петь не строго
заученными партиями, а создавать свою, каждый раз новую версию исполняемой песни в
стилевых рамках заданного материала. Необходимо научиться музыкально-поэтической, а
также комплексной импровизации, в рамках жанровых и стилистических особенностей
песенного образца.
Народное пение, как синкретический вид искусства, предполагает одновременное
овладение певческим, инструментальным, хореографическим и драматическим
исполнительством. Такой подход позволит обучающимся по данной программе
качественно усвоить пройденный материал, овладеть необходимыми певческими и
исполнительскими навыками и принимать активное участие в творческой деятельности
коллектива.
VI. Список рекомендуемой и нотной литературы, аудиоматериалов.
1. Бояркина, Л.В. Вокальный букварь: учебное пособие для учащихся музыкальных
школ и детских школ искусств/Л.В.Бояркина, Е.А.Усольцева- Лебяжье, 2014. –
40с.
2. Гаврилов, Ю.В. Обработка русских народных песен Ю. Гаврилова. Выпуск 3. Шадринск, 2013-68с.
3. Демина, Л.В. Фольклорные жемчужины Тюменской области. Составление,
матирование, вступительная статья и комментарии Л.В. Деминой. –Тюмень: ИД
«Титул», 2013.-206 с., илл.4с,:нот.
4. Иванов-Балин, Г. И. Песня-родник моей души: репертуарный сборник/ Г.И. Иванов
– Балин. - Курган, 2015.– 68с.
5. Куцакова, Л.В. При солнышке – тепло, при матушке – добро. Фольклерный
праздник интегрированного характера/ Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова//
Музыкальный руководитель: журнал. - 2011.- №1.-с29 - 57.
Аудиоматериалы:
-Аудиозаписи детского ансамбля «Звонница»
-аудиозаписи «Кубанского ансамбля «Зиронька»,
-аудиозаписи ансамбля «Дикий мед»,
- «Сборник народных песен для детей»,
- аудиозаписи с детского конкурса народной песни «Надежда», г. Челябинск.
Электронные ресурсы:
Сайт для детских музыкальных школ «Асоль». Режим доступа: http://as-sol.net/
http://muzica/ka.ru/ ;
http:/notes tarakanov.net/ .