Составлена на основе программ:
1
базовых программ Министерства культуры РФ для детских художественных школ и
изобразительных отделений детских школ искусств.
Составитель:
А.П.Шавкунова, преподаватель высшей квалификационной
категории МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент внутренний: О.Г.Кузнецова, преподаватель высшей квалификационной
категории МБОУДО «Катайская ШИ»
Рецензент внешний:
Е.В.Гаврилова, преподаватель высшей квалификационной
категории специальных дисциплин ГБПОУ «Катайский
профессионально- педагогический техникум»
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
2
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы изобразительного искусства» разработана на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с
учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в
детских школах искусств.
Изобразительная
деятельность
имеет
большое
значение
в
решении
задач
эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественно-творческой
и практико-ориентированной.
В целом занятия изобразительным искусством в рамках данной программы помогают
детям осознать связь искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат
принимать посильное участие в создании художественной среды. Дети овладевают языком
искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их
творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития
ребенка, как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой
деятельности в целом.
3
Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность
изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей
работы. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части.
Рекомендуемый для начала освоения программы возраст детей: 6-7 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Основы изобразительного
искусства» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 33
недели в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы изобразительного искусства» при
1-годичном сроке обучения составляет 33 аудиторных часа. Самостоятельная работа
программой не предусмотрена.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки
Всего часов
Затраты учебного времени
Годы обучения
Полугодия
Аудиторные
занятия
Максимальная
учебная нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации
1-й год
1
16
2
17
33
16
17
33
зачет
Недельная нагрузка в часах (академических часах) учебного предмета «Основы
изобразительного искусства» - 1 час неделю.
Продолжительность занятия (академического часа) - 30 минут. Контроль знаний,
умений и навыков детей (диагностика) проводится 1 раз в год (итоговый - в мае).
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в групповой форме, численность учащихся в группе от 11
человек.
Преподаватель
строит
процесс
обучения в соответствии
дифференцированного и индивидуального подхода.
Цель учебного предмета
4
с принципами
Целью
предмета
является
развитие
творческих
способностей,
фантазии,
воображения детей на основе формирования начальных знаний, умений и навыков в
рисовании, декоративно-прикладном искусстве, лепке.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
развитие устойчивого интереса детей к различным видам изобразительной
деятельности;
формирование умений и навыков работы с различными художественными
материалами и техниками;
знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного
искусства;
формирование знаний об основах цветоведения;
формирование знаний о правилах изображения окружающего мира по памяти и с
натуры;
развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в
процессе создания художественного образа;
развитие зрительной и вербальной памяти;
развитие образного мышления и воображения;
формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей
общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики
учебного процесса:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
5
программы
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
игровой.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Учебные
аудитории
должны
быть
просторными,
светлыми,
оснащенными
необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей,
наглядными пособиями.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения
занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с
иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи в народном
творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы,
ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их
детям.
Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:
а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися;
б) слайды, видео-аудио пособия;
в) иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем программы с
указанием распределения учебных часов.
«Основы изобразительного искусства»
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Названия тем выполняемых работ
«Дорожка»
«Радуга»
«Солнышко
«Божьи коровки в траве»
«Заготовка на зиму фруктов»
«Арбуз»
«Осенние листья»
«Осеннее дерево»
6
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
9
«Паучок и паутинка»
10 «Портрет кота»
11 «Красивая рыбка»
12 «Филин»
13 «Букет для Зимушки»
14 «Снежинки»
15 «Снеговик»
16 «Снегурочка»
17 «В лесу родилась елочка»
18 «Снегири»
19 «Чебурашка»
20 «Котенок»
21 «Жираф»
22 «Богатырь»
23 «Портрет мамы»
24 «Весенний букет»
25 «Платок для мамы»
26 «Я рисую мой город»
27 «Курочка с цыплятами»
28 «Рыбки в аквариуме»
29 «Полет на ракете»
30 «Роспись пасхального яйца»
31 «Клоун»
32 «Матрешка»
33 Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке
Итого за год:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33 часа
Программное содержание
Цель: развивать важнейшее для творчества умение видеть, воспринимать и
изображать художественные образы.
Основные задачи:
- ознакомить с приемами рисования красками, мелками, карандашами;
- донести до понимания детей особенности языка искусства;
- научить воспринимать художественные образы и выражать цветом, линией
настроение, состояние.
Предполагаемый результат первого учебного года направлен на формирование у
учащихся:
- представлений о работе художника, о материалах и оборудовании, которое он
использует;
- первоначальных навыков изображения предметов, животных, человека, приемов
украшения, срисовывания;
- понимания языка искусства.
Темы и содержание выполняемых работ
7
1. «Дорожка»
Цель и задачи: создать полосатый коврик для кота. Учить рисовать различные линии,
передавать ритм полосок. Развивать фантазию, творчество.
Содержание: рассматривание ковровой дорожки. Дать понятие о ритме. Зарисовка
различных линий на альбомном листе. Ритм линий на вытянутом листе.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат вытянутой бумаги, палитра, альбом для
зарисовок, карандаш, фломастеры, маркеры.
Индивидуальная помощь в показе рисования различных линий.
2. «Радуга»
Цель и задачи: познакомить детей с цветовым спектром. Научить рисовать радугу.
Продолжать учить работать гуашевыми красками, кистью. Учить располагать рисунок на
всем листе.
Содержание: рассказ «Сказка о теплых и холодных цветах».
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш.
Рисование радуги. Работа по всей поверхности листа широкой кистью. Игра:
«Художники и зрители».
3. «Солнышко»
Цель и задачи: продолжать знакомить с теплыми красками. Научить рисовать
солнышко, используя различные линии для лучиков. Научить получать из основных цветов
(желтый и красный) составной (оранжевый).
Содержание: загадка. Зарисовка различных видов линии (прямая, волнистая, острая).
Придумать и зарисовать свое солнышко, используя различную линию для лучей. Работа от
пятна по всей поверхности листа. Показ создания оранжевой краски на палитре. Заливка
фона.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок,
карандаш.
4. «Божьи коровки в траве»
Цель и задачи: научить рисовать круглых жуков. Продолжать знакомить с теплыми и
холодными цветами. Закреплять навыки рисования кистью. Учить располагать рисунок на
всем листе, подбирать гамму красок, заливать фон.
Содержание: сказка о жуках. Просмотр на фотографиях и репродукциях различных
жуков. Набросок жука карандашом.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш.
Рисование красных, желтых божьих коровок. От пятна, по всей поверхности листа.
5. «Заготовка на зиму фруктов»
8
Цель и задачи: учить работать в технике «оттиска». Учить компоновать на заданном
формате предметы.
Содержание: беседа о заготовках на зиму, которые делает мама. Загадки про фрукты.
Показ, как делается оттиск из половинки яблока на силуэте под стеклянную банку.
Украшение крышки банки (имитация салфетки).
Материал: гуашь, кисти, бумага в виде силуэта стеклянной банки, альбом для
зарисовок, карандаш, половинка яблока.
6. «Арбуз»
Цель и задачи: научить рисовать арбуз. Продолжать учить рисовать круглые
предметы от пятна. Закреплять навыки рисования различных линий, понятие ритма линий.
Содержание: загадка про арбуз. Подбор красок для передачи изображения арбуза.
Показ работы на листе.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш,
половинка яблока.
7. «Осенние листья»
Цель и задачи: научить рисовать осенние листья. Продолжать знакомить с теплыми
красками. Закреплять навыки получения из основных цветов (желтый и красный) составной
(оранжевый).
Содержание: загадка про листопад. Зарисовка формы листьев (лодочка). Работа от
пятна по всей поверхности листа. Показ получения оранжевой краски на палитре. Заливка
фона.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок,
карандаш.
8. «Осеннее дерево»
Цель и задачи: учить передавать образ осеннего дерева, осеннюю окраску листвы.
Обучать правильным способам действия кистью при рисовании кроны дерева (мазки). Учить
работать широкой кистью, рисуя фон. Обращать внимание, как получить различные оттенки
голубого цвета для изображения неба с помощью белой краски. Учить работать мазками.
Продолжать учить работать гуашью.
Содержание: беседа об осеннем дереве. Загадка про осень. Отличие цветовой гаммы
для изображения листвы летом и осенью. Работа широкой кистью, изображение пригорка, на
котором будет стоять дерево и рисование фона (голубое небо). Зарисовка на альбомном
листе дерева с ветками. Физкультурная минутка «Как растет дерево». Этапы рисования
9
широкой кистью дерева (определение нажима на кисть). Рисование веток тонкой кистью.
Показ работы рисования мазками осенней листвы.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок,
карандаш.
Пока высыхает фон, дети делают зарисовки в альбоме. Физкультурная минутка. Затем
на подсохшем фоне рисуют дерево.
9. «Паучок и паутинка».
Цель и задачи: учить проводить прямые и кривые линии фломастером. Продолжать
учить работать гуашевыми красками от пятна. Продолжать учить рисовать насекомых. Учить
располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок.
Содержание: загадка про паука и паутину. Работа над рисованием паутины
фломастером или маркером. Показ рисования от пятна паучка и различных жуков.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш,
фломастеры. Зарисовки паутины и различных жуков. Рисование фломастером паутины и
рисование от пятна гуашевыми красками жуков и паучков.
10. «Портрет кота»
Цель и задачи: знакомство с жанром изобразительного искусства – портрет. Научить
создавать образ кота. Развивать фантазию и творчество.
Содержание: загадка. Зарисовка на альбомном листе головы кота. Этапы работы на
формате от пятна. Прорисовка фломастерами глаз, усов, полосок.
Материал: гуашь, кисти, формат А3, альбом, карандаш, фломастеры.
11. «Красивая рыбка»
Цель и задачи: учить работать в новой технике оттиска фактурной ткани. Учить
передавать образ красивой рыбки через детализацию. Продолжать учить рисовать фон,
работать гуашью. Воспитывать желание доделывать работу до конца.
Содержание: стихотворение про рыбку. Рассматривание различных аквариумных
рыбок на иллюстрациях. Рисование фона холодными цветами. Показ работы над оттиском из
фактурной ткани туловища рыбки. Прорисовка деталей тонкой кистью. Декорирование фона
с помощью кружочков, различных по цвету.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок,
карандаш, фактурная ткань в виде рыбки.
12. «Филин»
Цель и задачи: научить работать черным маркером на тонированном фоне. Учить
передавать в графике образ птицы, работать над мелкими деталями продолжать учить
рисовать фон, используя широкую кисть.
10
Содержание: загадка. Рассматривание репродукций с изображением совы, филина.
Беседа о характерных особенностях этой птицы (чем питается, внешний вид, размер).
Зарисовка на альбомном листе. Этапы изображения филина, совы. Работа над фоном с
последующим рисованием фломастером или маркером совы. Прорисовка мелких деталей.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок,
карандаш, фломастеры, маркеры.
Индивидуальная помощь в показе рисования различных линий.
13. «Букет для Зимушки»
Цель и задачи: учить создавать образ букета для «Зимы». Продолжать знакомить с
холодными цветами и их оттенками. Закреплять умения работать различными линиями для
передачи характера букета. Продолжать учить работать гуашевыми красками.
Содержание: загадка про зиму. Беседа о цвете зимы. Заливка фона различными
оттенками холодных цветов, которые получаются с помощью белил. Создание образа букета
для Зимушки с помощью цвета и линий. Показ рисования цветов.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш.
14. «Снежинки»
Цель и задачи: познакомить с изобразительными и выразительными возможностями
различных художественных материалов – парафина, акварельных красок; с нетрадиционной
техникой рисования. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность.
Содержание: загадка. Зарисовка на альбомном листе симметричной снежинки. Показ
проявления рисунка парафином с помощью акварельных красок. Холодная гамма, вливание
одного цвета в другой.
Материал: королева Кисточка, свеча Парафинка; белая бумага, свечи, акварельные
краски, кисти, музыка.
Выставка работ.
15. «Снеговик»
Цель и задачи: научить работать в технике граттаж. Продолжать учить работать
различными линиями, передавая образ снеговика.
Содержание: загадка. Зарисовка на альбомном листе снеговика. Показ готовой работы
в технике граттаж.
Материалы: «волшебная бумага» формата А4, заостренная палочка, альбом для
зарисовок, карандаш.
16. «Снегурочка»
11
Цель и задачи: учить рисовать фигуру человека. Развивать у детей эмоциональное
отношение к изображению.
Содержание: стихотворение и загадки. Последовательность рисования фигуры
Снегурочки.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
Выставка работ.
17. «В лесу родилась елочка»
Цель и задачи: продолжать знакомить с пейзажем. Развивать у детей эстетическое
восприятие, эмоциональное отношение к изображению ночного неба, елочки, лесных
зверей.
Содержание:
стихотворения
и
загадки.
Зарисовка
различных
животных
конструктивным методом. Показ рисования елки.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
18. «Снегири»
Цель и задачи: продолжать учить рисовать птиц. Учить компоновать на листе.
Передавая характерную окраску и мелкие детали, создавать образ снегирей сидящих на
ветке рябины. Учить рисовать фон ночного неба. Развивать фантазию, творчество.
Содержание:
стихотворение
и
загадки.
Рассматривание
иллюстраций
с
изображением птиц. Зарисовка на альбомном листе. Работа на формате от пятна на фоне
(ночь, холодными цветами) с последующей прорисовкой мелких деталей.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
Самостоятельная работа учащихся.
Выставка работ.
19. «Чебурашка»
Цель и задачи: научить передавать образ пушистой игрушки. Учить работать по
сырому листу. Закреплять навыки рисования кистью. Учить располагать рисунок на всем
листе, подбирать гамму красок, заливать фон.
Содержание: показ репродукций по сказкам Чарушина. Показ последовательности
рисования по сырому листу.
Материал: гуашь, кисти, формат А3.
20. «Котенок»
Цель и задачи: учить передавать образ котенка
в рисунке с помощью масляной
пастели. Продолжать учить рисовать фон акварельными красками. Закреплять навыки
рисования кистью.
12
Содержание:
загадка
или
стихотворение.
Зарисовка
идущего
котенка
(конструктивный способ изображения). Показ работы над изображением котенка с помощью
восковых мелков.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок,
карандаш.
21. «Жираф»
Цель и задачи: учить передавать образ животных жарких стран. Продолжать учить
работать в теплой цветовой гамме. Развивать фантазию и творчество.
Содержание: загадка. Зарисовка в альбоме фигуры животного конструктивным
способом. Компоновка на формате А3. Работа от пятна с последующей прорисовкой
деталей фломастерами.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
22. «Богатырь»
Цель и задачи:
продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить
передавать характерные особенности мужского лица. Развивать художественный вкус,
самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать
в рисунке основные детали костюма богатыря.
Содержание: рассматривание репродукции картин художников-портретистов. Образ
русского богатыря. Особенности пропорций мужской фигуры. Последовательность
рисования.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3.
23. «Портрет мамы»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить
передавать характерные особенности лица, соблюдать пропорцию, форму. Развивать
художественный вкус, самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение к
образу, уметь передавать в рисунке основные детали костюма мамы.
Содержание: рассматривание рисунков, портретов. Последовательность рисования
портрета. Создание женского образа с помощью выразительных средств (линия, пятно).
Материал: бумага, краски гуашь, кисти, простой карандаш, формат бумаги А3.
24. «Весенний букет»
Цель и задачи: учить изображать в вазе букет из тюльпанов, передавать характерные
особенности формы цветков (шесть закругленных лепестков), красиво компоновать вазу и
цветы на удлиненном листе бумаги, чтобы ваза занимала на листе немного меньше
половины листа, а стебли цветов были разного уровня; передавать в окраске тюльпанов их
разный цвет и оттенки; самостоятельно находить способы изображения.
13
Содержание: стихотворение. Показ работы над натюрмортом.Материал:
ваза
с
несколькими тюльпанами и нарциссами, бумага формата А3, краски гуашь, мягкие кисти,
простой карандаш.
25. «Платок для мамы».
Цель и задачи: познакомить с понятием орнамент и ритмом пятен. Учить рисовать
орнамент по кайме квадрата, используя дымковские мотивы. Научить работать
инструментами: растушовками, тычками и тонкой кистью. Учить копировать образец.
Содержание: сказка про дымковские игрушки. Характерный колорит дымковской
росписи. Этапы работы над орнаментом. Копирование образца.
Материал: бумага квадратной формы, краски гуашь, кисти, тычки, растушовки.
26. «Я рисую мой город»
Цель и задачи: учить рисовать городской пейзаж. Передавать в рисунке ночное
состояние природы. Продолжать учить рисовать гуашевыми красками. Развивать творчество
и фантазию.
Содержание:
рассматривание
репродукций
картин
художников-пейзажистов.
Последовательность рисования городского пейзажа. Зарисовка в альбоме.
Материал: гуашь, кисти, формат А3, карандаш, альбом.
27. «Курочка с цыплятами»
Цель и задачи: учить рисовать курочку с цыплятами. Дать понятие о большом и
маленьком. Развивать творчество и фантазию.
Содержание: загадки. Зарисовка курочки с цыплятами на альбомном листе.
Компоновка на формате А3. Работа от пятна с последующим рисованием фона. Прорисовка
деталей курочки и цыплят.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
28. «Рыбки в аквариуме»
Цель и задачи: познакомить с техникой «граттаж». Учить рисовать рыбок. Развивать
фантазию, творчество.
Содержание: загадка про рыбку. Показ работы в технике «граттаж».
Материал: «волшебная бумага» для граттажа, деревянная палочка, альбом, карандаш.
29. «Полет на ракете»
Цель и задачи: продолжать знакомить с техникой рисования восковыми мелками и
акварелью, продолжать знакомить с сюжетным рисованием, учить составлять композицию,
продумывать ее содержание, планировать работу. Учить располагать рисунок на всем
листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, звезды, летящую ракету.
14
Содержание: показ работы жирными мелками и акварелью.
Материал:
бумага
формата А3, краски акварель, кисти.
Иллюстрации о космосе.
30. «Роспись пасхального яйца»
Цель и задачи: продолжать знакомить с дымковской росписью. Развивать точность
движений, мелкую моторику пальцев.
Содержание: рассказ о дымковской игрушке. Зарисовка орнамента в полосе с
элементами дымковской росписи.
Материал: бумага в виде яйца, гуашь, кисти, растушовки, тычки.
31. «Клоун»
Цель и задачи: развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональное
отношение к изображению, намечать содержание и передавать его в рисунке, используя
яркие тона красок. Учить рисовать фигуру человека в движении, выражение лиц.
Содержание: загадка про цирк. Зарисовка фигуры клоуна. Особенности в рисовании
костюма клоуна и рисовании лица. Показ работы от пятна по всей поверхности листа. Фон.
Материал: формат А3, гуашь, кисти, альбом, карандаш.
32. «Матрешка»
Цель и задачи: знакомство с народной игрушкой матрешкой. Продолжать учить
рисовать орнаменты. Развивать точность руки и мелкую моторику.
Содержание: рассматривание иллюстраций с расписными матрешками. Показ
складывания матрешек одну в другую (игра). Зарисовка орнамента в круге.
Материал: бумага в виде силуэта матрешек, гуашь, кисти, альбом, карандаш,
растушовки.
33. Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Основы изобразительного искусства»:
-знание основных понятий и терминологии в области изобразительного искусства;
-первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
-знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
-знания об основах цветоведения;
-умения и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;
-навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и
техник.
15
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление
учебным
процессом
и
выполняет
обучающую,
проверочную,
воспитательную
и
корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную
аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости
обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года.
По окончании освоения учебного предмета обучающиеся должны:
знать:
- виды и жанры изобразительного искусства;
- свойства различных художественных материалов;
- правила изображения предметов с натуры и по памяти;
- основы цветоведения;
уметь:
- работать с различными художественными материалами и техниками;
- раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются
отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, при этом
рисунок выразителен, подход к работе творческий; умеет завершать свою работу
самостоятельно.
• 4 (хорошо) – ставится при способности учащегося рисовать по замыслу, умение
передавать личное отношение к объекту изображения, но делает незначительные ошибки.
• 3 (удовлетворительно) - ставится, если учащийся умеет выполнять задание по
плану педагога, не самостоятелен, не проявляет интереса к выполнению заданий, работа
содержит значительное количество ошибок.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Реализация программы учебного предмета «Основы изобразительного искусства»
основывается на принципах учета индивидуальных способностей ребенка, его возможностей,
уровня подготовки.
16
Основным методом общения педагога с учеником является диалогическое общение.
Диалоги между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение
творческой работы и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним
из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание
творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Программа знакомит учащихся с
различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и
творческой активности обучающихся.
В программе учтен принцип системности и последовательности обучения.
Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения
в изучении нового материала. Содержание программы составляют темы, которые
разработаны исходя из возрастных возможностей детей. Формирование у обучающихся
умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами художественных
материалов, изучения основ изобразительного искусства до самостоятельного составления и
решения работы в материале.
Учебный материал «Основы изобразительного искусства» включает:
-навыки рисования с натуры и по представлению, восприятия предметов, выделения
основных частей, их формы, строения, соотношения частей по величине, цвету и
характерным признакам;
-изображение с натуры цветов, веток, комнатных растений, овощей, фруктов;
-выбор листа бумаги, расположение на нем изображения, подбор материалов для
передачи выразительности образа; создание образов по представлению, воображению;
-рисование сюжетных композиций на темы знакомых сказок, рассказов, отражение
впечатлений об окружающей природе в разное время года и дня;
-передача различий по величине, особенностей одежды и ее украшений, фигуры
человека и животных в движении;
-расположение предметов на полосе (в один ряд), на всем листе и широкой полосе
(ближе, дальше, загораживая один предмет другим);
-выделение в композиции главного (величиной, цветом, расположением, формой и
др.);
-дополнение рисунка в соответствии с содержанием;
-определение темы рисунка, доведение начатого до конца, самостоятельность в
решении намеченных задач;
-развитие воображения, фантазии;
17
-ознакомление детей с цветами спектра - холодными, теплыми, нейтральными и их
оттенками;
-использование цвета как средства выразительности;
-выполнение задания на ограниченное использование цвета, составление оттенков и
новых цветов (гуашь, акварель);
-использование
различных
изобразительных
материалов:
гуаши,
акварели
(различные способы по-сырому), рисование сангиной, углем, пастелью, цветными
восковыми мелками, свечей, фломастерами;
-знакомство с некоторыми способами создания гравюр: печатание по картону, мятой
бумагой, нитками, способом процарапывания по восковой подкладке и др.;
-овладение навыком применения линий (волнистая, отрывистая, острая и др.) для
передачи образа;
-знание различных способов закрашивания больших поверхностей гуашью,
акварелью, карандашом и пр.;
-владение кистями плоскими, круглыми, разной толщины в зависимости от цели
задания;
-умение пользоваться мазком для передачи настроения, формы, фактуры;
-различение видов и жанров изобразительного искусства: живопись, графика,
скульптура, декоративно-прикладное искусство, натюрморт, портрет, пейзаж.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Методическая литература
Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного
искусства [Электронный ресурс] /Ю.Я.Герчук. – М.: РИП-холдинг, - 2013. - 192 с. –Режим
доступа:
http://www.scanbooks.ru/load/draw/osnovy_khudozhestvennoj_gramoty_jazyk_i_smysl_izobrazitel
nogo_iskusstva/19-1-0-32344
Есафьева, Г.П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы [Электронный ресурс]
/Г.П.Есафьева. – Харвест: Академия Развития, - 2012. – 80 с. – Режим доступа:
http://www.aldebarans.ru/izo/118366-shkola-akvareli-valerio-libralato-bazovyj-kurs.html
Катюшкина, К. Супер школа рисования для детей от 1 до 100 лет [Электронный ресурс] /
К.Катюшкин.-М.: Астрель, Сова,-2010.- 100 с. - Режим доступа:
http://www.aldebarans.ru/izo/146453-katyushkina-k-super-shkola-risovaniya-dlya-detej-ot-1-do100-let.html
Кудейко, М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких
фантазеров: Учебное пособие [Электронный ресурс] / М.В.Кудейко.-М.: Содействие.-2007 . 52 с. – Режим доступа:
http://www.scanbooks.ru/load/child/neobychnye_sposoby_risovanija_dlja_bolshikh_i_malenkikh_f
antazerov/4-1-0-5115
18
Либралато, В. Школа акварели Валерио Либралато. Базовый курс [Электронный ресурс]
/ В.Либралато.-М.: Эксмо, -2012 .- 96 с. –Режим доступа:
http://www.scanbooks.ru/load/draw/shkola_akvareli_valerio_libralato_bazovyj_kurs/19-1-0-13198
Линицкий, П. Как нарисовать любую зверюшку за 30 секунд [Электронный ресурс] / П.
Линицкий .-С.-Пб.:Питер Санкт-Петербург, 2012. – 64 с. - Режим доступа:
http://i.booksgid.com/web/online/43255
Марроквин-Барр, К. Учимся рисовать с Angry Birds [Электронный ресурс] / К. Марроквин Барр. – М.: Махаон, 2013 с.- 66 с. - Режим доступа: http://i.booksgid.com/web/online/43275
Учебная литература
Молцмен, С. Рисуем пейзаж. Школа рисования для малышей [Электронный ресурс] /
С.Молцмен. – М.: Попурри, - 2013. – 143 с. – Режим доступа:
http://www.aldebarans.ru/izo/65405-risuem-pejzazh.html
Порте, П. Учимся рисовать [Электронный ресурс] / П. Порте.-М.: Мир книги,-2015.-312 с. –
Режим доступа:
http://www.scanbooks.ru/load/draw/per_porte_uchimsja_risovat_sbornik_6_knig/19-1-0-29953
Савицкая,А. Учимся рисовать [Электронный ресурс] /А. Савицкая.-М.:Клуб семейного
досуга, -2013.-570 с. –Режим доступа:
http://www.scanbooks.ru/load/draw/uchimsja_risovat_sbornik_6_knig/19-1-0-29752
Средства обучения
-
материальные:
учебные
аудитории,
специально
оборудованные
наглядными
пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ
учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные
модели, натюрмортный фонд;
-
электронные
образовательные
ресурсы:
мультимедийные
учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
19