1 Настоящая дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» разработана на основе «Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной й предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе»(Утверждены приказами Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 163). Содержание 2 I. Пояснительная записка………………………….……………..………………4 II. Требования к минимуму содержания программы «Фортепиано»…………….………………………………………..5 III. Учебный план …………………………………………………………………..9 IV. График образовательного процесса ……………………...…………………...14 V. Система и критерий оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения учащимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» …………………..……………………16 VI. Программа творческой, методической и культурно – просветительской деятельности …………………………………………….……………….………21 VII. Требования к условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» ………………………..……..………24 VIII. Программы учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»…………………………………….………………………………28 3 I. Пояснительная записка 1.1 Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – программа ДПОП «Фортепиано») определяет содержание и организацию образовательного процесса МБОУДО «Катайская ШИ» (далее ШИ) в области музыкального искусства. 1.2. Настоящая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – программа «Фортепиано»)составлена на основе федеральных государственных требований (далее – ФГТ),которые устанавливают обязательные требования к минимуму ее содержания, структуре, условиям реализации и сроку обучения по этой программе. 1.3. Программа «Фортепиано» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: - выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; - воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования; - приобретение детьми опыта творческой деятельности; - овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; -подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. 1.4. Программа разработана с учетом: - обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства; -сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства. 1.5. Программа ориентирована на: - воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; - формирование умения у учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; -воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; - формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства; - выработка у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, 4 пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. 1.6. Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано» для детей, поступивших в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год. 1.7.ШИ имеет право реализовывать образовательную программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ. 1.8. При приеме на обучение по программе «Фортепиано» ШИ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей слуха, ритма, музыкальной памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано). 1.9. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение учащимися программы «Фортепиано», разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией учащихся, проводимой образовательным учреждением. 1.10. Программа адаптирована для обучения детей с нарушениями зрения. II. Требования к минимуму содержания программы «Фортепиано» 2.1. Минимум содержания программы «Фортепиано» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. 2.2. Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области музыкального исполнительства: - знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений; - знания музыкальной терминологии; - умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле; - умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; - умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; - умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения; - умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений; - навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений; - навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах; - первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; - навыков публичных выступлений; в области теории и истории музыки: - знания музыкальной грамоты; 5 - знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений; - первичные знания в области строения классических музыкальных форм; - умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; - умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий; - навыков восприятия элементов музыкального языка; - сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства; - навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа; - навыков анализа музыкального произведения; - навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды; - навыков записи музыкального текста по слуху; - первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста. 2.3. Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 2.2. ФГТ предметных областей, является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области музыкального исполнительства: - знания основного фортепианного репертуара; - знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений; - умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями; в области теории и истории музыки: - первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства; - первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала); - умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения; - наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур); - навыков сочинения и импровизации музыкального текста; - навыков восприятия современной музыки. 2.4. Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны отражать: 2.4.1.Специальность и чтение с листа: -наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; -сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; -знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры); 6 -знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано; -знание профессиональной терминологии; -наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм; -навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; -навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов; -наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; -наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха; -наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста. 2.4.2. Ансамбль: -сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; -знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе; -знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века; -навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. 2.4.3. Концертмейстерский класс: -сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе: -знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту; -умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием; -умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии; -навыки по разучиванию с солистом его репертуара; -наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера. 2.4.4. Хоровой класс: -знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива; знание профессиональной терминологии; -умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; 7 -навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом; -сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей; -наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива. 2.4.5.Сольфеджио: -сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у учащегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: -первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии; -умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; -умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения; навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.). 2.4.6. Слушание музыки: -наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах; -способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения; -умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств. 2.4.7.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная): -первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; -знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям; -знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности; -умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений; -навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей; -знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры; -знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки; -знание профессиональной музыкальной терминологии; -сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; -умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; 8 -умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения; -навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств. 2.4.8.Элементарная теория музыки: -знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция); -первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала; -умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения; -наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур). III.Учебный план 3.1. Программа «Фортепиано» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ШИ. Программа «Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства. 3.2. Программа ДПОП «Фортепиано» включает учебный план, который предусматривает следующие предметные области: -музыкальное исполнительство; -теория и история музыки и разделы: -консультации; -промежуточная аттестация; -итоговая аттестация. 3.3. Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов. 3.4.При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1776,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП): ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность и чтение с листа – 592 часа, УП.02.Ансамбль – 132 часа, УП.03.Концертмейстерский класс – 49 часов, УП.04.Хоровой класс – 345,5 часа; ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио – 378,5 часа, УП.02.Слушание музыки – 98 часов, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 181,5 часа. 3.5.При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2073,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП): ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность и чтение с листа – 691 час, УП.02.Ансамбль – 198 часов, УП.03.Концертмейстерский класс – 49 часов, УП.04.Хоровой класс – 345,5 часа; ПО.02.Теория и история музыки: Сольфеджио – 428 часов, Слушание музыки – 98 часов, Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 231 час. 3.6.Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки учащихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются ШИ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ШИ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может 9 составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. При формировании ШИ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников. Элементарная теория музыки – 33 часа. 3.7.При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу учащихся. Объем времени на самостоятельную работу учащихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. 3.8. Объем максимальной учебной нагрузки учащихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ШИ). 10 8й класс 7-й класс 6-й класс 9 5-й класс 8 4-й класс 7 3-й класс 6 1934,5-2180,5 2-й класс 5 1-й класс Экзамены Распределение по годам обучения Зачеты, контрольные уроки 4 20652246 Промежуточная аттестация (по полугодиям)(2) Индивидуальные занятия 3 3999,54426,5(1) Аудиторные занятия (в часах) Мелкогрупповые занятия 2 Структура и объем ОП Самостоятельная работа Трудоемкость в часах Максимальн ая учебная нагрузка Групповые занятия 1 Наименование частей, предметных областей, учебных предметов и разделов Трудоемкость в часах Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов Количество недель аудиторных занятий 10 32 11 33 12 33 13 33 14 33 15 33 16 33 17 33 2,5 1/0 1,5 Недельная нагрузка в часах ПО.01 ПО.01.УП.01. ПО.01.УП.02. ПО.01.УП.03. ПО.01.УП.04 ОП.02. ПО.02.УП.01. ПО.02.УП.02. ПО.02.УП.03. Обязательная часть Музыкальное исполнительство Специальность и чтение с листа (3) Ансамбль Концертмейстерский класс (4) Хоровой класс (4) Теория и история музыки Сольфеджио Слушание музыки Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: Максимальная нагрузка по двум предметным областям: Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по трем предметным областям: Вариативная часть (5) В.00. В.01.УП.01 Элементарная теория музыки Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части: (7) Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: Консультации (8) К.03.00. К.03.01. Специальность К.03.02. Сольфеджио К.03.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) К.03.04. Ансамбль/концертмейстерский класс К.03.05. Сводный хор К.04.00. Аттестация ПА.04.01. Промежуточная (экзаменационная) 3999,5 2706,5 1777 330 122,5 477 1135 641,5 2065 1588 1185 198 73,5 131,5 477 263 1934,5 1118,5 147 346,5 49 165 98 181,5 3841,5 2065 1776,5 1776,5 592 132 49 345,5 1,3,5…-15 8,10,14 12-15 12,14,16 2,4,6…-14 2,4…10,14,15 6 9-13,15 12 658 378,5 32 49,5 49,5 3891 16,5 16,5 33 33 2137,5 2081,5 2 2 2 1 2,5 1 2,5 1 1 1 1 1,5 1,5 1,5 2,5 1 1 1,5 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1 1 1 1 1 1 1,5 8/7 18/ 15,5 14 5 10 5,5 10,5 5,5 11, 5 7 15 7,5 16,5 7,5 16,5 8,5 20 5 5,5 5,5 7 7,5 7,5 8,5 11 11,5 12 15,5 17 18 21,5 26/ 21 6 8 2 8 4 2 8 4 4 4 8 8 8 2 8 2 8 2 8 8 1 1 1 1 1 1 1 - 9 16 1809,5 37 158 2 9 158 62 20 10 Годовая нагрузка в часах 8 8 8 8 2 2 2 4 2 2 6 60 1 8/79 Годовой объем в неделях 7 11 ИА.04.02. ИА.04.02.01. ИА.05.02.02. ИА.05,02.03. Итоговая аттестация Специальность Сольфеджио Музыкальная литература (отечественная, зарубежная) Резерв учебного времени (8) 2 1 0,5 0,5 2 8 ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН на дополнительный год обучения (9 класс) Структура и объем ОП Обязательная часть ПО.01. ПО.01.УП.01 ПО.01.УП.02 ПО.02. ПО.02.УП.01 ПО.02.УП.02 ПО.02.УП.03 Музыкальное исполнительство Специальность и чтение с листа Ансамбль2) Теория и история музыки Сольфеджио Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) Элементарная теория музыки 6 7 8 9 363379,5 323-372,5 686 363 323 429 264 297 198 132 231 82,5 66 99 33 82,5 33 66 33 686-7521) 2-е полугодие Экзамены по полугодиям 5 Распределение по учебным полугодиям 1-е полугодие Зачеты, контрольные уроки по полугодиям 4 Индивидуальн ые занятия 3 Мелкогруппов ые занятия 2 Аудиторные занятия (в часах) Промежуточная аттестация (по учебным полугодиям) Групповые занятия 1 Самост. работа Трудоемкость в часах Наименование частей, предметных областей, разделов, учебных предметов Трудоемкость в часах Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов Максимальна я учебная нагрузка 10 11 Количество недель аудиторных занятий 16 - 66 Недельная нагрузка в часах 99 99 - 17 17 3 3 18 2 17 1,5 1,5 49,5 17 1,5 1,5 33 17,18 1 66 132 49,5 - 1 12 Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: Максимальная нагрузка по двум предметным областям: Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов В.00. Вариативная часть3) В.01.УП.01 Хоровой класс4) Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:5) Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:5) Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: К.03.00. К.03.01. К.03.02. К.03.03 К.03.04. К.03.05. А.04.00. ИА.04.01. ИА.04.01.01. ИА.04.01.02. Консультации6) Специальность Сольфеджио Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) Ансамбль Сводный хор4) Аттестация Итоговая аттестация Специальность Сольфеджио Музыкальная литература ИА.04.01.03. (зарубежная, отечественная) Резерв учебного времени6) 660 363 297 9 297 19,5 6 66 66 726 16,5 16,5 1,5 346,5 10,5 10,5 346,5 21,5 21,5 49,5 379,5 - 1,5 49,5 18 7 26 - - 4 Годовая нагрузка в часах 8 4 4 4 2 2 8 26 8 8 Годовой объем в неделях 2 2 1 0,5 0,5 1 1 13 Примечание к учебному плану 1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность учащихся: групповые занятия – от 11 человек, мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия. 2. При реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься учащиеся по другим ОП в области музыкального искусства. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из учащихся первых классов; хор из учащихся 24-х классов; хор из учащихся 5-8-х классов. В зависимости от количества учащихся возможно перераспределение хоровых групп. 3. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как учащиеся по данной ОП, так и по другим ОП в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме современного исполнения музыкальных произведений учащегося с преподавателем. 4. Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстратора могут выступать обучающиеся ОУ или, в случае недостаточности, работники ОУ. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника ОУ планируются концертмейстерские часы в объеме 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету. 5. «Сольфеджио» - 1 класс по 1 часу в неделю, 2-8 классы по 0,5 часа в неделю. «Хоровой класс» - 1-3 классы по 1 часу в неделю, 4-8 классы по 0,5 часа в неделю. «Элементарная теория музыки» - 8 класс по 1 часу в неделю. 5. Объем самостоятельной работы учащихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки учащихся планируется таким образом: «Специальность и чтение с листа» –1-2 классы - по 3 часа в неделю; 3-4 классы – по 4 часа; 5-6 классы – по 5 часов; 7-8 классы – по 6 часов. «Ансамбль» – 1,5 часа в неделю; «Концертмейстерский класс» –1,5 часа в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» –1 час в неделю; «Слушание музыки»– 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю. 14 IV. График образовательного процесса 1. График образовательного процесса Нормативный срок обучения - 8 лет Всего Каникулы Итоговая аттестация Аудиторные занятия Промежуточная аттестация Резерв учебного времени 24 – 31 17 – 23 10 – 16 27.07 – 2.08 Август 3–9 20 – 26 13 – 19 29.06 – 5.07 6 – 12 Июль 22 – 28 15 – 21 1–7 8 – 14 Июнь 25 – 31 18 – 24 11 – 17 27.04. – 3.05 Май 4 – 10 20 – 26 13 – 19 30.03 – 5.04 6 – 12 Апрель 23 – 29 16 – 22 2 –8 9 – 15 Март 23.02 – 1.03 16 – 22 2 –8 9 – 15 Февраль 26.01 – 1.02 19 – 25 12 – 18 29.12 – 4.01 Январь 5 – 11 22 – 28 15 – 21 1–7 Декабрь 8 – 14 24 – 30 17 – 23 10 – 16 27.10 – 2.11 Ноябрь 3–9 20 – 26 6 – 12 13 – 19 29.09 – 5.10 Октябрь 22 – 28 15 – 21 8 – 14 1–7 Классы Сентябрь 2. Сводные данные по бюджету времени в неделях 1 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 32 1 1 - 18 52 2 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 3 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 4 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 5 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 6 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 7 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 8 = = = = Р 33 - 1 2 4 40 263 7 8 2 124 404 III III ИТОГО 15 Промежуточная аттестация Итоговая аттестация э III Каникулы = 1. График образовательного процесса. Нормативный срок обучения – 9 лет (8 лет с дополнительным годом обучения (9 класс) Всего Каникулы Аудиторные занятия Промежуточная аттестация Резерв учебного времени 24 – 31 17 – 23 10 – 16 27.07 – 2.08 Август 3–9 20 – 26 13 – 19 6 – 12 29.06 – 5.07 Июль 22 – 28 1–7 8 – 14 15 – 21 Июнь 25 – 31 18 – 24 11 – 17 27.04. – 3.05 Май 4 – 10 20 – 26 13 – 19 30.03 – 5.04 6 – 12 Апрель 23 – 29 16 – 22 2 –8 9 – 15 Март 23.02 – 1.03 16 – 22 2 –8 9 – 15 Февраль 26.01 – 1.02 19 – 25 12 – 18 29.12 – 4.01 Январь 5 – 11 22 – 28 15 – 21 1–7 Декабрь 8 – 14 24 – 30 17 – 23 10 – 16 27.10 – 2.11 Ноябрь 3–9 20 – 26 13 – 19 29.09 – 5.10 6 – 12 Октябрь 22 – 28 8 – 14 15 – 21 1–7 Классы Сентябрь 2. Сводные данные по бюджету времени в неделях Итоговая аттестация Аудиторные занятия Обозначения: = р э = = = = = = = = = = = = = 32 1 1 - 18 52 = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 4 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 5 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 6 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 7 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 8 = = = = Р Э = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 9 = = = = Р III III 33 - 1 2 4 40 296 8 9 2 141 456 1 = = = 2 = 3 = = = = = ИТОГО 16 4.1.График образовательного процесса отражает бюджет времени реализации ДПОП «Фортепиано» и утверждается в ШИ ежегодно. 4.2.Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмойклассы 33 недели. При реализации программы «Фортепиано» с дополнительнымгодом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели 4.3.С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. 4.4.Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП. V. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения учащимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себятекущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. В качестве средств текущего контроляуспеваемости ШИ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольныхуроков, зач етов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполненияконцертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, котораязаносится в свидетельство об окончании ШИ. Система оценок в рамках промежуточной аттестации и итоговой аттестации предполагает пятибальную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно. Специальность и чтение с листа Оценка 5 «отлично» - грамотное прочтение нотного текста; - соблюдение стилистических требований и средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения; - слуховой контроль собственного исполнения; - свободное владение специфическими технологическими видами исполнения; 17 - убедительное понимание стиля и формы музыкального произведения; - выразительность интонирования; - единство темпа и ясность ритмической пульсации; - яркое динамическое разнообразие. Оценка 4 «хорошо» - незначительная нестабильность психологического поведения на сцене; - грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности; - недостаточный слуховой контроль собственного исполнения; - стабильность воспроизведения нотного текста; - выразительность интонирования; - попытка передачи динамического разнообразия; - единство темпа. Оценка 3 «удовлетворительно» - неустойчивое психологическое состояние на сцене; - формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки; - слабый слуховой контроль собственного исполнения; - ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач; - темпо-ритмическая неорганизованность; - слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов; - однообразие и монотонность звучания. Оценка 2 «неудовлетворительно» - частые «срывы» и остановки при исполнении; - отсутствие слухового контроля собственного исполнения; - ошибки в воспроизведении нотного текста; - низкое качество звукоизвлечения и звуковедения; - отсутствие выразительного интонирования; - метро-ритмическая неустойчивость. Ансамбль Оценка 5 «отлично» -технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Оценка 4 «хорошо» -оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле). Оценка 3 «удовлетворительно» -исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. Оценка 2 «неудовлетворительно» -комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий «Зачет» (без отметки) -отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Концертмейстерский класс Оценка 5 «отлично» -технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всемтребованиямнаданномэтапеобучения Оценка 4 «хорошо» отметка отражает грамотное исполнение снебольшими недочетами (как в тех ническом плане,такивхудожественном) 18 Оценка 3 «удовлетворительно» исполнениесбольшимколичествомнедочетов,аименно:недоученныйтекст,слабаятехническ ая подготовка,малохудожественнаяигра,отсутствиесвободыигровогоаппаратаит.д. Оценка 2 «неудовлетворительно» - комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий. «Зачет» (без отметки) -отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Сольфеджио Музыкальный диктант Оценка «5» (отлично): -музыкальный диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний, возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей или записи хроматических звуков. Оценка «4» (хорошо): -музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено 2 -3 ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо небольшое количество недочетов. Оценка «3» (удовлетворительно): -музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество ошибок (4 -8) в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины) Оценка «2» (неудовлетворительно): музыкальный диктант записан в пределах отведенного времени иколичествапроигрыв аний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем наполовину. Чтение номера с листа, пение выученного заранее номера Оценка «5» (отлично): - точное интонирование, осмысленность исполнения, легкийдирижерский жест. Оценка «4» (хорошо): - номер спет в целом хорошо, но имеется ряд неточностей винтонировании, а также в дирижировании. Оценка «3» (удовлетворительно): слабое интонирование; отсутствует всякая осмысленность исполнения; отсутствует четкость в дирижерском жесте. Слуховой анализ Оценка «5» (отлично): - определены все отклонения и модуляции (тональный план) - для старших классов; - выявлены все гармонические обороты - в целом и (отдельные) аккорды (интервалы) - в частности; - осмыслена форма музыкального отрывка, его характера. Оценка «4» (хорошо): - определен тональный план в общих чертах; - выявлены практически все гармонические обороты, ряд аккордов(интервалов). Оценка «3» (удовлетворительно): - непонимание формы музыкального произведения, его характера; - не определен тональный план, не выявлены отклонения и модуляции. - выявлены несколько гармонических оборотов, отдельные аккорды (интервалы). 19 Сольфеджирование, интонационные упражнения. Оценка «5» («отлично»): -чистота интонирования, ритмическая точность, хороший темп ответа, правильноедирижирование, демонстрация основных теоретических знаний. Оценка «4» («хорошо»): -недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, не достаточная ритмическая точность, нарушения в темпе ответа, ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях. Оценка «3» («удовлетворительно»): -ошибки, плохое владение интонацией, не достаточная ритмическая точность, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях. Оценка «2» («неудовлетворительно»): -грубые ошибки, не владение интонацией, ритмическая неточность, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний. Ритмические навыки Оценка «5» («отлично»): -владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; Оценка «4» («хорошо»): -владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; Оценка «3» («удовлетворительно»): -слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; Оценка «2» («неудовлетворительно»): -не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; Творческие навыки Оценка «5» («отлично»): -умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; Оценка «4» («хорошо»): -умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; Оценка «3» («удовлетворительно»): -не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; Оценка «2» («неудовлетворительно»): -не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; Теоретические сведения Оценка «5» (отлично): -свободное владение теоретическими сведениями, умение безошибочно и быстро выполнить предложенное педагогом задание. Оценка «4» (хорошо): -некоторые ошибки в теоретических знаниях, неточное выполнение предложенного педагогом задания. Оценка «3» (удовлетворительно): -плохая ориентация в элементарной теории, неумение выполнить в полном объеме предложенное задание. Оценка «2»(«неудовлетворительно»): -незнание элементарной теории, неумение выполнить предложенное задание. Музыкальная литература Оценка «5» (отлично): - знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; 20 - владение музыкальной терминологией; - умение охарактеризовать содержание и выразительные средствамузыки. Оценка «4» (хорошо): - знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; - владение музыкальной терминологией; - не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки; - неточности в узнавании музыкального материала. Оценка «3» (удовлетворительно): - не полные знания музыкального, исторического и теоретического материала; - неуверенное владение музыкальной терминологией; - слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки; - плохое владение музыкальным материалом. Оценка «2» («неудовлетворительно»): - незнание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; - не владение музыкальной терминологией; - не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Слушание музыки Оценка «5» (отлично): - умение определить характер и образный строй произведения; - умение выявить выразительные средства музыки; - узнавать тембры музыкальных инструментов; - понимать стиль музыки и знать основные музыкальные жанры; - различать основные типы музыкальной фактуры и музыкальной формы (от периода до сложной трехчастной формы). Оценка «4» (хорошо): - нечеткое определение характера и образного строя произведения; - неполное выявление выразительных средств музыки; - знание основных музыкальных жанров не в полной мере; - недостаточное представление о звучании того или иного тембра музыкального инструмента. Оценка «3» (удовлетворительно): - плохое выявление выразительных средств музыки; - плохое узнавание тембров музыкальных инструментов; -отсутствие навыка в понимании стиля музыки и узнавании основных музыкальных жанров; - слабое выявление основных типов музыкальной фактуры и музыкальной формы. Хоровой класс Оценка «5» (отлично): регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива. Оценка «4» (хорошо): регулярное посещение хора, отсутствиепропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора. Оценка «3» (удовлетворительно): 21 нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа вклассе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий. Оценка «2» («неудовлетворительно»): пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий вбольшинстве партитур всей программы,недопуск к выступлению на отчетный концерт VI. Программа творческой, методической и культурно - просветительской деятельности МБОУДО «Катайская ШИ» 6.1. Педагогические работники ШИосуществляюттворческую, культурно просветительскую и методическую работу. С цельюобеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей)и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания их художественного становления личности ШИ создает комфортнуюразвивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность: - выявления и развития одаренных детей в области музыкальногоискусства; - организации творческой деятельности учащихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений идр.); -организации посещений учащимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.); - организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства; - использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования; - эффективной самостоятельной работы учащихся приподдержке педагогических работников и родителей (законных представителей)обучающихся; - построения содержания программы "Фортепиано" с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации; - эффективного управления ШИ. 6.2. Программа творческой и культурно –просветительскойдеятельности. 6.2.1. Целями творческой и культурно-просветительской деятельности ШИ является развитие творческих способностей учащихся, приобщение их к культурным традициям Российской Федерации, лучшим мировым культурным образцам отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоев населения, приобщение их к духовным ценностям. Задачи: -обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей; - апробация и овладение новыми музыкальными технологиями в концертной деятельности; - поддержка высокого уровня исполнительского мастерства детских и педагогических творческих коллективов; - пропаганда лучших образцов мировой музыкальной классики, народного и эстрадного искусства средствами детско - юношеского концертного исполнительства; - организация содержательного досуга учащихся ШИ, детей и подростков города; 22 - социальное партнерство с образовательными учреждениями города, района, края. 6.2.2. Содержание программы творческой и культурно -просветительской деятельности направлено на: - развитие мотивации личности учащегося к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия учащегося; - приобщение учащихся к общечеловеческим и культурным ценностям; - совершенствование исполнительского мастерства учащихся, посредством участия в конкурных и концертных мероприятиях; - профилактику асоциального поведения; - взаимодействие преподавателя с семьей. 6.2.3. Основные направления творческой и культурно-просветительскойдеятельности: - общешкольные, зональные, областные мероприятия - участие в тематических вечерах, благотворительных акциях, концертах отделений, отчетных концертах школы; - участие в конкурсах и фестивалях различного уровня; - участие вмастер – классах, творческих проектах; - участие во внеклассных мероприятиях. Праздничные мероприятия участие в концертных, развлекательных программах, таких как«День музыки», «Посвящение в первоклассники», « 8 Марта» и др. Работа с родителями -просветительская работа среди родителей по вопросам художественно-эстетического образования и воспитания детей в форме родительских собраний,тематических бесед, встреч с интересными людьми, концертных мероприятий школы. Информационная работа - разработка сценариев музыкальных праздников, концертов; - публикации в средствах массовой информации, на сайте школы; - оформление кабинетных и школьных стендов с фотографиями и итогами проведенных мероприятий; - работа по повышению статуса и имиджа образовательногоучреждения; - социальное партнерство. 6.2.4 ВШИ создана ситуация успеха для развития способностей каждого учащегося, условий для творческой самореализации преподавателей. 6.3. Программа методической деятельности 6.3.1. Методическая работа - основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий проводимых администрацией школы, преподавателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспеченияобразовательного процесса. Цель методической работы - создание единого образовательного пространства, обеспечивающего «сквозное» решение педагогических задач ииндивидуализирующееобразовательный путь обучающегося в условиях обучения по предпрофессиональным программам. Задачи: - обеспечение качественных изменений в организации и содержании методической работы; - предоставление каждому участнику образовательного процесса возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах, обеспечение личного роста; - повышение педагогического мастерства, распространение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта; - повышение педагогической квалификации работников учреждения; - формирование у преподавателей потребности к занятию самообразованием через участие в творческих группах, аттестацию, проведение творческих отчетов, открытых уроков; 23 - повышение качества образования посредством использования в работе новых информационных, музыкально -педагогических технологий; - создание условий для раскрытия способностей и творческого потенциала учащихся; - внедрение в практику альтернативных и инновационных форм взаимодействия со школами, ДОУ и т.д.; - оптимизация форм распространения опыта школы (публикации, презентации, СМИ и т.д.); - обновление содержания образования и технологии обучения, в том числе развивающих, здоровьесберегающих, информационных, в условияхсовременного социального заказа. 6.3.2. Основные направления: 1 направление - аналитическое, с целью подготовки педагогического коллектива к эффективной деятельности, включает в себя: - изучение потребностей педагогических кадров в повышении квалификации; - анализ информации о результатах диагностических и мониторинговых исследований учебно-воспитательного процесса; - анализ эффективности повышения квалификации педагогов. 2 направление - организационно-педагогическое, направлено наобеспечение непрерывности профессионального образования преподавателей,состоящее из следующих компонентов: - планирование и проведение методических мероприятий на школьном, зональном, областном уровнях; - организация и координация работы методического совета; - формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научнометодической, методической и др.); - организация взаимодействия с ССУЗами, ВУЗами. - подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров-практикумов, презентации опытов, направленные на трансляцию иобмен практическим опытом педагогических работников в аспекте решения актуальных проблем в музыкальном образовании. 3 направление - учебно-методическое,направленное на методическое сопровождение деятельности преподавателей по созданию условий эффективной педагогической деятельности: - прогнозирование; - выявление и распространение образцов педагогической деятельности; - составление учебных, учебно-тематических планов и программ по предметам; - участие в аттестации педагогических работников. - вся методическая работа ведется по планам и направлена на качественное обеспечение образовательного процесса и успешнуюегореализацию, а также на повышение квалификации и профессионализма преподавателей. 6.4. Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников. Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала ШИ является обеспечениев соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватнос тисистемы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом. Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Обеспечение непрерывности профессионального роста преподавателей, состоит из следующих компонентов: - участие в методических мероприятиях на школьном, зональном уровнях; - участие в зональных и областных семинарах и конференциях; - организация и координация работы Методического совета; 24 - формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научнометодической, методической и др.); - организация взаимодействия с ССУЗами, ВУЗами, участие вмастер - классах; - подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров-практикумов, презентации опытов, направленные на трансляцию и обмен практическим опытом педагогических работников в аспекте решения актуальных проблем в музыкальном образовании; - систематичность повышения квалификации в централизованных формах; - аттестация педагогических работников; - творческая деятельность преподавателей. 6.5. Прогнозируемый результат: Создание в ШИ ситуации успеха для развития способностей каждого учащегося, условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности преподавателей и совершенствования их творческой и педагогической деятельности, внедрение новых образовательных технологий, в том числе развивающих, здоровьесберегающих, информационных приведут к обновлению содержания образования и технологии обучения в условиях современного социального заказа, повысят качество образования и авторитет школы. Разработанная ШИ программа "Фортепиано" обеспечит достижение учащимися результатов освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Фортепиано" в соответствии с ФГТ. VII. Требования к условиям реализации программы «Фортепиано» 7.1.Требования к условиям реализации программы «Фортепиано» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы «Фортепиано» с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП. 7.2.Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели. 7.3.С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. 7.4. Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек). 7.5. Учащиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы «Фортепиано» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление учащихся не предусмотрено. 7.6. ШИ обеспечивает реализацию учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор. Хоровые учебные коллективы участвуют в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ШИ. 7.7. Программа «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. 25 7.8. Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания учащимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности ШИ. Выполнение учащимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету. 7.9. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями для учащихся, которые проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 158 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 184 часов при реализации ОП с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливаетсяШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу учащихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой учащихся на период летних каникул. 7.10. Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости ШИ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачѐты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации учащимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ШИ. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ШИ самостоятельно на основании ФГТ. ШИ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ШИ самостоятельно. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Фортепиано» и еѐ учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. 26 По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки учащимся могут выставляться и по окончании триместра(четверти). Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся определяются ШИ на основании ФГТ. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов: 1) Специальность; 2) Сольфеджио; 3) Музыкальная литература. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней. Требования к выпускным экзаменам определяются ШИ самостоятельно. ШИ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с ФГТ. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе: -знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств; -знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого; -достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов; -умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения; наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры. 7.11. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы учащиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет. Библиотечный фонд ШИ укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 учащихся. 7.12. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 30 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП. До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее 27 профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП. Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ШИ должны осуществлять творческую и методическую работу. ШИ создает условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано», использования передовых педагогических технологий. 7.13. Финансовые условия реализации программы «Фортепиано» обеспечивают ШИ исполнение ФГТ. При реализации программы «Фортепиано» работа концертмейстеров планируется с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности: -по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени; -по учебным предметам «Концертмейстерский класс» и «Ансамбль» - от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени. 7.14. Материально-технические условия реализации программы «Фортепиано» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ. Материально-техническая база ШИсоответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ШИ соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Для реализации программы «Фортепиано» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя: концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием, библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал), учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино). Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа», оснащаются роялями или пианино. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» - не менее 12 кв.м. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Учебные аудитории имеют звукоизоляцию. В ШИ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. 28 VIII. Программы учебных предметов по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» 8.1.Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются неотъемлемой частью программы «Фортепиано», разработанной педагогическим коллективом ШИ. Все программы учебных предметов разработаны преподавателями по каждому учебному предмету самостоятельно, в соответствии с учебным планом программы «Фортепиано» срок обучения – 8 (9) лет, прошли обсуждение на заседании методического совета ШИ, имеют рецензии. 8.2.Программы учебных предметов выполняют следующие функции: -нормативную, является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; -процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; -оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков. 8.3. Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат: - титульный лист; - пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета, межпредметные связи, краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты; - учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов); - содержание учебного предмета; - требования к уровню подготовки учащихся; - формы и методы контроля, систему оценок; - методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения. - список литературы и средств обучения, необходимый для реализации программы учебного предмета В программах учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано» отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания. 8.4. Перечень программ учебных предметов по предметным областям обязательной части: ПО.01. Музыкальное исполнительство: ПО.01. УП.01. Специальность и чтение с листа ПО.01. УП.02. Ансамбль ПО.01. УП.03. Концертмейстерский класс ПО.01. УП.04. Хоровой класс ПО.02. Теория и история музыки: ПО.02. УП.01. Сольфеджио ПО.02. УП.02. Слушание музыки ПО.02. УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) вариативной части В.01.УП.01 «Элементарная теория музыки» 29