2 Настоящая дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хореографическое творчество» разработана на основе «Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе»(утверждены приказами Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 158). Содержание I. Пояснительная записка………………………….………………..………………4 II. Требования к минимуму содержания программы «Хореографическое творчество»………………………………………………………………………..5 III. Учебный план ……………………………………………………………………..8 IV. График образовательного процесса ……………………...……..……………...10 V. Система и критерий оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения учащимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» …….…..……21 VI. Программа творческой, методической и культурно – просветительской деятельности …………………………………………….……………….…...……22 3 VII. Требования к условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»…….…..……26 VIII. Программы учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»….…………….……………..…………………27 4 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (далее – программа ДПОП «Хореографическое творчество») определяет содержание и организацию образовательного процесса МБОУДО «Катайская ШИ» (далее ШИ) в области хореографического искусства. 1.2. Настоящая общеобразовательная программа в областихореографического искусства «Хореографическое творчество» (далее – программа ДПОП «Хореографическое творчество»)составлена на основе федеральных государственных требований (далее – ФГТ),которые устанавливают обязательные требования к минимуму ее содержания, структуре, условиям реализации и сроку обучения по этой программе. 1.3. Программа «Хореографическое творчество» составлена с учетом возрастных индивидуальных особенностей учащихся и направлена на: -выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей; -приобретение детьми знаний, умений и навыков области хореографического исполнительства; -приобретение детьми опыта творческой деятельности; -овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; -подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства. 1.4. Программа разработана с учетом: -обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области хореографического искусства; -сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства. 1.5. Программа ориентирована на: - воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; - формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; - формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; - формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства; - выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. 5 1.6. Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс с шести лет и шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, может быть увеличен на 1 год. 1.7. ШИ имеет право реализовывать образовательную программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ. 1.8. При приеме на обучение по программе «Хореографическое творчество» проводится отбор детей с целью выявления их творческих способностей в форме творческих заданий, позволяющих определить музыкально-ритмические и координационные способности ребенка. А также его физические и пластические данные. 1.9. Оценкой для качества образования являются федеральные государственные требования. Освоение программы завершается итоговой аттестацией учащихся, проводимой образовательным учреждением. II. Требования к минимуму содержания программы «Хореографическое творчество» 2.1. Минимум содержания программы «Хореографическое творчество» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП танцевально- исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. 2.2. Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области хореографического исполнительства: - знания профессиональной терминологии; - умения исполнять различные виды танца: классический, народно- сценический; - умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа; - умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; - умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; - умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения; - навыков музыкально-пластического интонирования; - навыков сохранения и поддержки собственной физической формы; - навыков публичных выступлений; в области теории и истории искусств: - знания музыкальной грамоты; - знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов; - знания и слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства; - знания основных элементов музыкального языка; - первичных знаний в области строения классических музыкальных форм; - навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды; - знания основных этапов развития хореографического искусства; - знания основных этапов становления и развития искусства балета; 6 - знания основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений; - навыков восприятия элементов музыкального языка; - навыков анализа музыкального произведения. 2.3. Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. ФГТ предметных областей, является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области хореографического исполнительства: - знания требований к физической подготовленности учащегося; - знания основ формирования специальных упражнений для развития профессионально необходимых физических качеств; - умения разучивать поручаемые партии под руководством преподавателя; - умения исполнять хореографические произведения на разных сценических площадках; в области теории и истории искусств: - знания балетной терминологии; - знания средств создания образа в хореографии; - знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; - знания образцов классического наследия балетного репертуара. 2.4. Результаты освоения программы «Хореографическое творчество» по учебным предметам обязательной части должны отражать: 2.4.1. Танец: -знание основных элементов классического, народного танцев; - знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца; - умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы; - умение ориентироваться на сценической площадке; - умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; -владение различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных; -навыки перестраивания из одной фигуры в другую; - владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы; - навыки комбинирования движений; - навыки ансамблевого исполнения, сценической практики. 2.4.2. Ритмика: -знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке; -знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ладовую окраску в танцевальных движениях; - первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах; -представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами; -умение согласовывать движения со строением музыкального произведения; -навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков; -навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями. 2.4.3. Гимнастика: - знание анатомического строения тела; знание приемов правильного дыхания; -знание правил безопасности при выполнении физических упражнений; -знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни; -умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма; -умение сознательно управлять своим телом; умение распределять движения во времени и пространстве; -владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса; 7 -навыки координации движений. 2.4.4. Классический танец: -знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене; -знание балетной терминологии; -знание элементов и основных комбинаций классического танца; -знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций; -знание средств создания образа в хореографии; -знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; -умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара; -умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца; -умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца; -умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения; -навыки музыкально-пластического интонирования. 2.4.5. Народно-сценический танец: -знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене; -знание балетной терминологии; -знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца; -знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций; -знание средств создания образа в хореографии; -знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; -умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара; - умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках; -умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народносценических танцев; -умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца; -умение понимать и исполнять указания преподавателя; -умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев; навыки музыкально-пластического интонирования. 2.4.6. Подготовка концертных номеров: -умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством преподавателя; -умение работы в танцевальном коллективе; -умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения; -умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции; -навыки участия в репетиционной работе. 2.4.7. Слушание музыки и музыкальная грамота: -знание специфики музыки как вида искусства; -знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства; -знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения); -умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; 8 -умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства; -умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов; - умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений. 2.4.8. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная): -знание основных исторических периодов развития музыкальной культуры, основных направлений, стилей и жанров; -знание особенностей традиций отечественной музыкальной культуры, фольклорных истоков музыки; -знание творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; -знание основных музыкальных терминов; -знание основных элементов музыкального языка и принципов формообразования; -умение ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и стилей; -умение характеризовать жанровые особенности, образное содержание и форму музыкальных произведений; -навыки по восприятию музыкального произведения, умению выражать к нему свое отношение. 2.4.9. История хореографического искусства: -знание основных этапов развития хореографического искусства; -знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений; знание имен выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох; -знание основных этапов становления и развития русского балета; -умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержательности, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов. III.Учебный план 3.1. Программа «Хореографическое творчество» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ШИ. Программа «Хореографическое творчество» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащегося, создание основы для приобретения им опыта танцевально-исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению хореографического искусства. Разработанная ШИ программа «Хореографическое творчество» должна обеспечивать достижение учащимися результатов освоения программы «Хореографическое творчество» в соответствии с ФГТ. 3.2. Программа ДПОП «Хореографическое творчество» включает учебный план, который предусматривает следующие предметные области: -хореографическое исполнительство; -теория и история искусств и разделы: -консультаций; -промежуточной аттестации; -итоговой аттестации. 3.3.Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов. 3.4.При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2336 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП): ПО.01.Хореографическое исполнительство: УП.01.Танец – 130 часов, УП.02.Ритмика – 130 часов, УП.03.Гимнастика – 65 часов, УП.04.Классический танец – 1023 часа, УП.05.Народносценический танец – 330 часов, УП.06.Подготовка концертных номеров – 658 часов; 9 ПО.02.Теория и история искусств: УП.01. – Слушание музыки и музыкальная грамота – 131 час, УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 66 часов, УП.02.История хореографического искусства – 66 часов. 3.5. При реализации программы «Хореографическое творчество» с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 3170,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП): ПО.01.Хореографическое исполнительство: УП.01.Танец – 130 часов, УП.02.Ритмика – 130 часов, УП.03.Гимнастика – 65 часов, УП.04.Классический танец – 1188 часов, УП.05.Народно-сценический танец – 396 часов, УП.06.Подготовка концертных номеров – 757 часов; ПО.02.Теория и история искусств: УП.01. – Слушание музыки и музыкальная грамота – 131 час, УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 66 часов, УП.02.История хореографического искусства – 115,5 часа. 3.6. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются образовательным учреждением самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ШИ на занятия учащихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени 14 предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. При формировании ШИ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области хореографического искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников. 3.7. При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу учащихся. Объем времени на самостоятельную работу учащихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. 3.8. Объем максимальной нагрузки учащихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия учащихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ШИ). УЧЕБНЫЙ ПЛАН по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» 11 12 13 14 15 16 8-й класс 7-й класс 10 6-й класс 9 5-й класс 8 4-й класс 7 3-й класс 6 2-й класс 5 1-й класс 4 Экзамены 3 Распределение по годам обучения (по учебным 2) полугодиям) Зачеты, контрольные уроки 2 Промежуточна я аттестация Аудиторные занятия (в часах) Мелкогрупповые занятия Индивидуальные занятия 1 Групповые занятия Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов Самост. работа Трудоемкость в часах Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов Максимальная учебная нагрузка Трудоемкость в часах Нормативный срок обучения – 8лет 17 Количество недель аудиторных занятий 32 ПО.01. ПО.01.УП.01. ПО.01.УП.02. ПО.01.УП.03. ПО.01.УП.04. Структура и объем ОП Обязательная часть Хореографическое исполнительство3) Танец Ритмика Гимнастика Классический танец 309338191) 3093 328559 328 2765-3260 2765 2401 65 2336 130 130 130 1023 65 130 130 65 1023 33 33 33 33 33 33 33 Недельная нагрузка в часах 2,4 2,4 2,4 5… 2 1 6… 2 2 1 5 11 ПО.01.УП.05. ПО.01.УП.06. ПО.02. ПО.02.УП.01. ПО.02.УП.02. ПО.02.УП.03. Народно-сценический танец Подготовка концертных номеров Теория и история искусств Слушание музыки и музыкальная грамота Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) История хореографического искусства Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: Максимальная нагрузка по двум предметным областям: Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям: В.00. Вариативная часть4) В.01. Современный танец Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:5) Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: К.03.00. Консультации6) 330 330 658 658 -15 7… -13 2,4… -14 -14 15 2 2 3 3 3 3 1 1 1 1 2 2 1 1 262 131 131 2,4,6 8 1 1 132 66 66 10 12 132 66 66 14 263 2599 8 8 11 11 11 11 2599 1 0 10 12 12 12 12 2 2 2 2 2 28 264 264 2 2 263 328 2 2 526 2927 2 264 264 15 2863 30 3191 328 2863 166 - 166 8 8 8 9 10 13 14 14 14 14 1 0 12 12 15 16 16 16 16 Годовая нагрузка в часах 12 К.03.01. К.03.02. К.03.03. К.03.04. К.03.05. К.03.06. К.03.07. К.03.08. К.03.09. А.04.00. Танец Ритмика Гимнастика Классический танец Народно-сценический танец Подготовка концертных номеров Слушание музыки и музыкальная грамота Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) История хореографического искусства 4 4 4 48 8 2 8 8 8 8 8 6 6 6 6 8 8 8 4 4 1 - 8 8 8 2 2 2 4 2 8 Аттестация Годовой объем в неделях 7 ИА.04.02. Итоговая аттестация 2 Классический танец Народно-сценический танец История хореографического искусства 1 ИА.04.02.03. 8 56 Промежуточная (экзаменационная) ИА.04.02.02. 2 2 2 30 ПА.04.01. ИА.04.02.01. 2 2 2 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 2 13 1) В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ШИ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ШИ на занятия преподавателя с учащимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ШИ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области хореографического искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников. 2) В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация учащихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5…-15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9-12» – и четные и нечетные полугодия с 9-го по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока учащимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ШИ.По усмотрению ШИ оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании четверти. 3) Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореографическое исполнительство» и консультациям по этим учебным предметам в объеме до 100% аудиторного времени. 4) В данном примерном учебном плане ШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.03.-В.07.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий. 5) Объем максимальной нагрузки учащихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов. 6) Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено. Примечание к учебному плану 1. Занятия по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» проводятся раздельно с мальчиками и девочками. 14 2. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность учащихся: групповые занятия — от 11 человек, мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек (по учебному предмету «Подготовка концертных номеров» – от 2-х человек, занятия с мальчиками по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» - от 3-х человек); индивидуальные занятия. 3. Объем самостоятельной работы учащихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом: «Гимнастика» - по 1 часу в неделю; «Слушание музыки и музыкальная грамота» - по 1 часу в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - по 1 часу в неделю; «История хореографического искусства» - по 1 часу в неделю. 15 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО.01. ПО.01.УП.01. ПО.01.УП.02. ПО.01.УП.03. ПО.01.УП.04. ПО.01.УП.05. 3 4 5 6 7 Структура и объем ОП 438,5471,51) 33 405,5-438,5 Обязательная часть 438,5 33 405,5 Хореографическое исполнительство3) Танец Ритмика Гимнастика Классический танец Народно-сценический танец 330 165 66 2-е полугодие 2 Распределение по учебным полугодиям 1-е полугодие Экзамены 9 Индивидуальные занятия 8 Мелкогрупповые занятия Промежуточная аттестация (по учебным полугодиям)2) Групповые занятия Аудиторные занятия (в часах) Трудоемкость в часах 1 Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов Самост. работа Трудоемкость в часах Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов Максимальная учебная нагрузка Зачеты, контрольные уроки на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Количество недель аудиторных занятий 17 18 10 11 Недельная нагрузка в часах 330 - 165 66 17 17 5 2 5 2 16 ПО.01.УП.06. ПО.02. ПО.02.УП.01. ПО.02.УП.02. ПО.02.УП.03. Подготовка концертных номеров Теория и история искусств Слушание музыки и музыкальная грамота Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) История хореографического искусства Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: Максимальная нагрузка по двум предметным областям: Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов В.00. Вариативная часть4) В.01. Современный танец Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:5) Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:5) Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: К.03.00. К.03.01. К.03.02. К.03.03 К.03.04. 99 99 18 3 3 82,5 33 49,5 - - - - - - - - - - 82,5 33 49,5 1,5 1,5 379,5 11,5 379,5 12,5 412,5 33 33 33 445,5 4 18 2 2 412,5 13,5 13,5 412,5 13,5 13,5 33 33 33 17 5 Консультации6) 26 Классический танец Народно-сценический танец Подготовка концертных номеров История хореографического искусства 8 8 8 8 Годовая нагрузка в часах 8 8 8 8 8 2 2 2 26 17 А.04.00. ИА.04.01. ИА.04.01.01. ИА.04.01.02. ИА.04.01.03. 1) 2) 3) 4) Аттестация Итоговая аттестация Классический танец Народно-сценический танец История хореографического искусства Годовой объем в неделях 2 1 0,5 2 0,5 В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ШИ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ШИ на занятия преподавателя с учащимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ШИ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области хореографического искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников. Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореографическое исполнительство» и консультациям по этим учебным предметам в объеме до 100% аудиторного времени. В данном примерном учебном плане ШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.02.-В.07.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий. Объем максимальной нагрузки учащихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов. 18 5) Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено. Примечание к учебному плану 1. Объем самостоятельной работы учащихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется в 9 классе следующим образом: «История хореографического искусства» - по 1 часу в неделю. График образовательного процесса 1. График образовательного процесса Нормативный срок обучения - 8 лет Всего Каникулы Аудиторные занятия Промежуточная аттестация Резерв учебного времени 24 – 31 17 – 23 10 – 16 27.07-2.08 Август 3–9 20 – 26 13 – 19 29.06-5.07 6 – 12 Июль 22 – 28 15 – 21 1–7 8 – 14 Июнь 25 – 31 18 – 24 11 – 17 27.04-3.05 Май 4 – 10 20 – 26 13 – 19 30.03-5.04 6 – 12 Апрель 23 – 29 9 – 15 16 – 22 23.02-1.03 Март 2 –8 9 – 15 16 – 22 26.01-1.02 Февраль 2 –8 19 – 25 12 – 18 29.12-4.01 Январь 5 – 11 22 – 28 15 – 21 1–7 Декабрь 8 – 14 24 – 30 17 – 23 10 – 16 7.10-2.11 Ноябрь 3–9 20 – 26 6 – 12 13 – 19 29.09– 5.10 Октябрь 22 – 28 15 – 21 8 – 14 1–7 Классы Сентябрь 2. Сводные данные по бюджету времени в неделях Итоговая аттестация IV. = р э = = = = = = = = = = = = = 32 1 1 - 18 52 = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 4 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 5 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 6 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 7 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 8 = = = = р 33 - 1 2 4 40 263 7 8 2 124 404 1 = = = 2 = 3 = III III ИТОГО 20 Промежуточная аттестация Итоговая аттестация э III Каникулы = 2. График образовательного процесса. Нормативный срок обучения – 9 лет (8 лет с дополнительным годом обучения (9 класс) Всего Каникулы Аудиторные занятия Промежуточная аттестация Резерв учебного времени 24 – 31 17 – 23 10 – 16 27.07 – 2.08 Август 3–9 20 – 26 13 – 19 6 – 12 29.06 – 5.07 Июль 22 – 28 1–7 8 – 14 15 – 21 Июнь 25 – 31 18 – 24 11 – 17 27.04. – 3.05 Май 4 – 10 20 – 26 13 – 19 30.03 – 5.04 6 – 12 Апрель 23 – 29 16 – 22 2 –8 9 – 15 Март 23.02 – 1.03 16 – 22 2 –8 9 – 15 Февраль 26.01 – 1.02 19 – 25 12 – 18 29.12 – 4.01 Январь 5 – 11 22 – 28 15 – 21 1–7 Декабрь 8 – 14 24 – 30 17 – 23 10 – 16 27.10 – 2.11 Ноябрь 3–9 20 – 26 13 – 19 29.09 – 5.10 6 – 12 Октябрь 22 – 28 8 – 14 15 – 21 1–7 Классы Сентябрь 2. Сводные данные по бюджету времени в неделях Итоговая аттестация Аудиторные занятия Обозначения: = р э = = = = = = = = = = = = = 32 1 1 - 18 52 = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 - 17 52 4 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 5 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 6 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 7 = = = = Р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 8 = = = = Р Э = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 9 = = = = Р Ш Ш 33 - 1 2 4 40 296 8 8 2 141 456 1 = = = 2 = 3 = = = = = ИТОГО 1 4.1.График образовательного процесса отражает бюджет времени реализации ДПОП «Хореографическое творчество» и утверждается в ШИ ежегодно. 4.2.Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Хореографическое творчество» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели 4.3.С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. 4.4.Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП. V. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения учащимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости используются такие формы, как контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, концерты, просмотры. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетной ведомости словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета или контрольной работы качество подготовки учащегося оценивается по пятибалльной шкале: «отлично»; «хорошо»; «удовлетворительно»; «неудовлетворительно». По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации учащимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании детской школы искусств. По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому изучаемому предмету. Оценки учащимся могут выставляться и по окончании четверти. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов: 1) Классический танец; 2) Народно-сценический танец; 3) История хореографического искусства. 22 По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами не менее трех календарных дней. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе: - знание основных исторических периодов развития хореографического искусства во взаимосвязи с другими видами искусств; - знание профессиональной терминологии, хореографического репертуара; - умение исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический; - навыки музыкально-пластического интонирования; - навыки публичных выступлений; - наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры. Критерии оценки для различных форм аттестации: Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено индивидуальное отношение к материалу для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Выявлено свободное владение материалом, объѐм знаний соответствует программным требованиям, высокий технический уровень. Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Учащийся в целом обнаружил понимание материала, имеет хороший технический уровень. Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение, учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами. Выявлен неполный объѐм знаний, пробелы в усвоении отдельных тем Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки и плохое владение материалом. Выявлены значительные пробелы в усвоении темы. Зачет (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям. VI. Программа творческой, методической и культурно - просветительской деятельности МБОУДО «Катайская ШИ» 6.1. Педагогические работники ШИ осуществляют творческую, культурно просветительскую и методическую работу. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей)и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ШИ создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность: - выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства; - организации творческой деятельности учащихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.); 23 -организации посещений учащимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.); - организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства; - использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования; - эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей)учащихся; - построения содержания программы "Хореографическое творчество" с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации; - эффективного управления ШИ. 6.2. Программа творческой и культурно – просветительской деятельности. 6.2.1. Целями творческой и культурно-просветительской деятельности ШИ является развитие творческих способностей учащихся, приобщение их к культурным традициям Российской Федерации, лучшим мировым культурным образцам отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоев населения, приобщение их к духовным ценностям. Задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей; - апробация и овладение новыми музыкальными технологиями в концертной деятельности; - поддержка высокого уровня исполнительского мастерства детских и педагогических творческих коллективов; - пропаганда лучших образцов мировой музыкальной классики, народного и эстрадного искусства средствами детско - юношеского концертного исполнительства; - организация содержательного досуга учащихся ШИ, детей и подростков города; - социальное партнерство с образовательными учреждениями города, района, края. 6.2.2. Содержание программы творческой и культурно -просветительской деятельности направлено на: - развитие мотивации личности учащегося к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия учащегося; - приобщение учащихся к общечеловеческим и культурным ценностям; - совершенствование исполнительского мастерства учащихся, посредством участия в конкурных и концертных мероприятиях; - профилактику асоциального поведения; - взаимодействие преподавателя с семьей. 6.2.3. Основные направления творческой и культурно-просветительской деятельности: - общешкольные, зональные, областные мероприятия - участие в тематических вечерах, благотворительных акциях, концертах отделений, отчетных концертах школы; - участие в конкурсах и фестивалях различного уровня; - участие в мастер – классах, творческих проектах; - участие во внеклассных мероприятиях. Праздничные мероприятия участие в концертных, развлекательных программах, таких как «День музыки», «Посвящение в первоклассники», « 8 Марта» и др. 24 Работа с родителями -просветительская работа среди родителей по вопросам художественно-эстетического образования и воспитания детей в форме родительских собраний, тематических бесед, встреч с интересными людьми, концертных мероприятий школы. Информационная работа - разработка сценариев музыкальных праздников, концертов; - публикации в средствах массовой информации, на сайте школы; - оформление кабинетных и школьных стендов с фотографиями и итогами проведенных мероприятий; - работа по повышению статуса и имиджа образовательного учреждения; - социальное партнерство. 6.2.4 ВШИ создана ситуация успеха для развития способностей каждого учащегося, условий для творческой самореализации преподавателей. 6.3. Программа методической деятельности: 6.3.1. Методическая работа - основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий проводимых администрацией школы, преподавателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса. Цель методической работы создание единого образовательного пространства, обеспечивающего «сквозное» решение педагогических задач индивидуализирующее образовательный путь учащегося в условиях обучения по предпрофессиональным программам. Задачи: - обеспечение качественных изменений в организации и содержании методической работы; - предоставление каждому участнику образовательного процесса возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах, обеспечение личного роста; - повышение педагогического мастерства, распространение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта; - повышение педагогической квалификации работников учреждения; - формирование у преподавателей потребности к занятию самообразованием через участие в творческих группах, аттестацию, проведение творческих отчетов, открытых уроков; - повышение качества образования посредством использования в работе новых информационных, музыкально -педагогических технологий; - создание условий для раскрытия способностей и творческого потенциала учащихся; - внедрение в практику альтернативных и инновационных форм взаимодействия со школами, ДОУ и т.д.; - оптимизация форм распространения опыта школы (публикации, презентации, СМИ и т.д.); - обновление содержания образования и технологии обучения, в том числе развивающих, здоровьесберегающих, информационных, в условиях современного социального заказа. 6.3.2. Основные направления: 1 направление - аналитическое, с целью подготовки педагогического коллектива к эффективной деятельности, включает в себя: - изучение потребностей педагогических кадров в повышении квалификации; - анализ информации о результатах диагностических и мониторинговых исследований учебно-воспитательного процесса; - анализ эффективности повышения квалификации педагогов. 2 направление - организационно-педагогическое, направлено на обеспечение непрерывности профессионального образования преподавателей, состоящее из следующих компонентов: - планирование и проведение методических мероприятий на школьном, зональном, областном уровнях; - организация и координация работы методического совета; 25 - формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научнометодической, методической и др.); - организация взаимодействия с ССУЗами, ВУЗами. - подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров-практикумов, презентации опытов, направленные на трансляцию и обмен практическим опытом педагогических работников в аспекте решения актуальных проблем в музыкальном образовании. 3 направление - учебно-методическое, направленное на методическое сопровождение деятельности преподавателей по созданию условий эффективной педагогической деятельности: - прогнозирование; - выявление и распространение образцов педагогической деятельности; - составление учебных, учебно-тематических планов и программ по предметам; - участие в аттестации педагогических работников. - вся методическая работа ведется по планам и направлена на качественное обеспечение образовательного процесса и успешную его реализацию, а также на повышение квалификации и профессионализма преподавателей. 6.4. Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников. Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала ШИ является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом. Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Обеспечение непрерывности профессионального роста преподавателей, состоит из следующих компонентов: - участие в методических мероприятиях на школьном, зональном уровнях; - участие в зональных и областных семинарах и конференциях; - организация и координация работы Методического совета; - формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научнометодической, методической и др.); - организация взаимодействия с ССУЗами, ВУЗами, участие в мастер - классах; - подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров-практикумов, презентации опытов, направленные на трансляцию и обмен практическим опытом педагогических работников в аспекте решения актуальных проблем в музыкальном образовании; - систематичность повышения квалификации в централизованных формах; - аттестация педагогических работников; - творческая деятельность преподавателей. 6.5. Прогнозируемый результат: Создание в ШИ ситуации успеха для развития способностей каждого учащегося, условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности преподавателей и совершенствования их творческой и педагогической деятельности, внедрение новых образовательных технологий, в том числе развивающих, здоровьесберегающих, информационных приведут к обновлению содержания образования и технологии обучения в условиях современного социального заказа, повысят качество образования и авторитет школы. Разработанная ШИ программа "Хореографическое творчество" обеспечит достижение учащимися результатов освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Хореографическое творчество" в соответствии с ФГТ. 26 VII. Условия реализации образовательной программы 7.1.Условия реализации программы «Хореографическое творчество» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения Программы. 7.2.С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности детская школа искусств создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность: -выявления и развития одаренных детей в области хореографического искусства; -организации творческой деятельности учащихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.); -организации посещений учащимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.); -организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства; -использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития хореографического искусства и образования; -эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся; -построения содержания программы «Хореографическое творчество» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации; -эффективного управления образовательным учреждением. 7.3.Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. 7.4.Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания учащимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения. Выполнение учащимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету. 7.5.Реализация Программы обеспечивается консультациями для учащихся, которые проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. 7.6.Реализация Программы обеспечивается доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы учащиеся обеспечены доступом к сети Интернет. Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений и балетной литературы, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами хореографических произведений в объеме, соответствующем требованиям 27 программы «Хореографическое творчество». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история искусств» обеспечивается каждый учащийся. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 учащихся. 7.7.Реализация Программы обеспечивается педагогическими кадрами. 7.8.Материально-техническая база детской школы искусств соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. 7.9.Для реализации Программы имеется необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения, который включает в себя: -театрально-концертный зал с роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием, -библиотеку, -помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал), -учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, -костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений; -балетные залы площадью от 40 кв.м. (на 12-14 учащихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трѐх стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене; -раздевалки и душевые для учащихся и преподавателей. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «История хореографического искусства» оснащены пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории имеют звукоизоляцию. 7.10.В ШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной. VIII. Программы учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» 8.1.Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются неотъемлемой частью программы «Хореографическое творчество», разработанной педагогическим коллективом ШИ. Все программы учебных предметов разработаны преподавателями по каждому учебному предмету самостоятельно, в соответствии с учебным планом программы «Хореографическое творчество» срок обучения – 8 (9) лет, прошли обсуждение на заседании методического совета ШИ, имеют рецензии. 8.2.Программы учебных предметов выполняют следующие функции: -нормативную, является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; -процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; -оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков. 28 8.3. Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат: - титульный лист - пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу учащихся и аудиторные занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета, межпредметные связи, краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты; - учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов); - содержание учебного предмета; - требования к уровню подготовки учащихся; - формы и методы контроля, систему оценок; - методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения. - список литературы и средств обучения, необходимый для реализации программы учебного предмета В программах учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хореографическое творчество» отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания. 8.4. Перечень программ учебных предметов по предметным областям: обязательной части: ПО.01.УП.01.Танец ПО.01.УП.02.Ритмика ПО.01.УП.03.Гимнастика ПО.01.УП.04.Классический танец ПО.01.УП.05.Народно-сценический танец ПО.01.УП.06.Подготовка концертных номеров ПО.02.УП.01.Слушание музыки и музыкальная грамота ПО.02.УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) ПО.02.УП.02.История хореографического искусства вариативной части В.01.Современныйтанец