ДОП ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Составлена на основе: Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября
2013 года №191-01-39/06-ru)

Содержание
1.Пояснительная записка. Содержание и структура дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального
искусства «Исполнительство», срок обучения - 1 год…………………………….……………………………………………………….……..стр.4
2. Требования к минимуму содержания программы «Исполнительство»………………………………………………..……………..….……стр.5
3. Учебный план…………………………………………………………………………………………………………………………...…………стр.6
4. График образовательного процесса………………………………...………………………………………………………………..…..………стр.7
5. Система и критерии оценок…………………………………………………………………………………………...……………………….…стр.8
6. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности.. ……………………………………………………..стр.11
7. Требования к условиям реализации программы ………………………………………………………………………...……………….…….стр.12
8. Программы учебных предметов…………………………………………………………………………………………...………………..……стр.14

I. Пояснительная записка
1.1. Настоящая дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Исполнительство» составлена в соответствии с
Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в
детских школах искусств по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru) и
устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы. Образовательное учреждение (далее по
тексту - Школа) вправе реализовывать дополнительную общеразвивающую программу в области искусств при наличии соответствующей лицензии
на осуществление образовательной деятельности.
1.2. Программа рассчитана на выпускников школы искусств и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- развитие мотивации личности ребѐнка к познанию и творчеству;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку наиболее одарѐнных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы.
1.3. Цели программы:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере искусств после
окончания школы;
- умение осваивать новый материал в общекультурных областях;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование и развитие устойчивого интереса к самообразованию;
-формирование у одарѐнных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные
образовательные программы.
1.4. При реализации Программы Школа устанавливает самостоятельно:
-планируемые результаты освоения образовательной программы;
-график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
-содержание и форму итоговой аттестации;
-систему и критерии оценок.
1.5. Сроки освоения дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Исполнительство» для детей,

поступивших в Школу в возрасте 11-16 лет составляет 1 год по специализациям:
- фортепиано,
- народный вокал.
1.6. Освоение обучающимися дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Исполнительство» завершается
итоговой аттестацией обучающихся, проводимой Школой.
1.7. По окончании освоения дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Исполнительство» обучающимся
выдается академическая справка, форма которой разрабатывается Школой самостоятельно.
1.8. Программа «Исполнительство» адаптирована для групп детей с ОВЗ с нарушениями зрения.
II. Требования к минимуму содержания программы «Исполнительство»
2.1. Минимум содержания общеразвивающей программы в области искусств «Исполнительство» обеспечивает развитие значимых для образования,
социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и
духовных качеств.
2.2. Общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Исполнительство» реализуются посредством:
- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребѐнка, а также воспитания
творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности.
Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Исполнительство» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации;
в области историко-теоретической подготовки:
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
III. Учебный план
3.1. Учебный план является частью Программы и отражает структуру программы, определяет содержание и организацию образовательного
процесса в Школе. Учебный план разработан Школой самостоятельно.
Учебный план определяет перечень, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку
учащихся).
В учебном плане, предусматриваются разделы – промежуточная аттестация и итоговая аттестация.
3.2. Постижение основ музыкального искусства требует предусматривать при реализации общеразвивающих программ аудиторные и
внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия проводятся индивидуально.

3.3. Продолжительность академического часа установлена Уставом Школы и составляет 40 минут.
3.4. Объем самостоятельной (домашней) работы учащихся в неделю по учебным предметам определяется Школой самостоятельно с учетом
параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования).
Фортепиано
№№

Наименование предмета

Классы
Количество часов в неделю

ПО.01. Исполнительская подготовка:

Количество
учебных
недель

Всего
часов по
основном
у сроку
обучения

Промежут
очная
аттестация

Итоговая
аттестация

66

66

-

1

Фортепиано

2
2

66

66

-

1

Всего аудиторной нагрузки:

2

66

66

-

-

Самостоятельная работа:

2

66

66

-

-

Максимальная нагрузка с учѐтом самостоятельной работы:

4

132

132

-

1

Классы
Количество часов в неделю

Количество
учебных
недель

Всего
часов по
основном
у сроку
обучения

Промежут
очная
аттестация

Итоговая
аттестация

33

33

-

1

1
1

33

33

-

1

Всего аудиторной нагрузки:

1

33

33

-

-

Самостоятельная работа:

1

33

33

-

-

Максимальная нагрузка с учѐтом самостоятельной работы:

2

66

66

-

1

ПО.01.УП.01.

Народный вокал
№№

Наименование предмета

ПО.01. Исполнительская подготовка:
ПО.01.УП.01.

Народный вокал

Хореографическое творчество
№№
Наименование предмета

Классы
Количество часов в неделю

Количество
учебных
недель

Всего
часов по
основном
у сроку
обучения

Промежут
очная
аттестация

Итоговая
аттестация

2

66

66

-

1

-

1

ПО.01. Исполнительская подготовка:
ПО.01.УП.01.

Современный танец

2

66

66

ПО.01.УП.01.

Народно-сценический танец

2

66

66

ПО.01.УП.01.

Подготовка концертных номеров

2

66

66

66

66

-

Всего аудиторной нагрузки:
Самостоятельная работа:

1

66

66

-

Максимальная нагрузка с учѐтом самостоятельной работы:

2

132

132

1

IV. График учебного процесса

=

Р э

= = = = = = = = = = = = = 33
ИТОГО 33

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая
аттестация

24 – 31

17 – 23

3–9

10 – 16

20 – 26

Август

27.07 – 2.08

6 – 12

13 – 19

22 – 28

Июль

29.06 – 5.07

15 – 21

1–7

8 – 14

Июнь

25 – 31

18 – 24

4 – 10

11 – 17

20 – 26

Май

27.04. – 3.05

6 – 12

13 – 19

23 – 29

Апрель

30.03 – 5.04

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

Март

23.02 – 1.03

2 –8

9 – 15

19 – 25

Февраль

26.01 – 1.02

5 – 11

= =

12 – 18

22 – 28

Январь

29.12 – 4.01

15 – 21

1–7

8 – 14

24 – 30

17 – 23

3–9

Декабрь

-

1
1

1
1

Всего

=

10 – 16

20 – 26

Ноябрь

27.10 – 2.11

6 – 12

13 – 19

22 – 28

29.09 – 5.10

15 – 21

8 – 14

Октябрь

Каникулы

1

1–7

Классы

Сентябрь

2. Сводные данные по бюджету
времени в неделях
Аудиторные занятия

График образовательного процесса

4
4

39
39

Обозначения:

Аудиторные
занятия

Резерв
учебного
времени

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Р

-

э

Каникулы

=

Сроки по продолжительности учебного года и каникулярного времени:
- продолжительность учебного года в объеме 39 недель,
- продолжительность учебных занятий 33 недели,
- в течение учебного года продолжительность каникул - не менее 4-х недель,
- итоговая аттестация проходит в форме контрольных уроков.
V. Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения
обучающимися общеразвивающих программ «Исполнительство»
5.1. Содержание и форма итоговой аттестации определяется Положением о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации
обучающихся.
5.2. В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году устанавливается в форме зачета. Проведение промежуточной аттестации в
форме экзамена при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств не рекомендуется.
5.3. В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Школа использует зачеты, контрольные работы,
устные опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления, театральные
представления. Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
5.4. Школой разработаны критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации. С этой
целью созданы фонды оценочных средств, которые разрабатываются и утверждаются Школой самостоятельно.
5.5. Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам общеразвивающей программы в области музыкального искусства и ее учебному
плану.
5.6. Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибальную шкалу в абсолютном значении:
«5» - отлично;
«4» - хорошо;
«3» - удовлетворительно;
«2» - неудовлетворительно.
Предметная область: Исполнительская подготовка
«Фортепиано», «Народный вокал» «Хореографическое творчество»
При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом
исполнительстве, подборе аккомпанемента;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
Оценка «5» («отлично»): технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе
обучения;
Оценка «4» («хорошо»): грамотное исполнение с небольшими недочѐтами (техническими, метроритмическими, интонационными,
художественными);
Оценка «3» («удовлетворительно»): исполнение с существенными недочѐтами, а именно недоученный текст, малохудожественная игра, слабая
техническая подготовка;
Оценка «2» («неудовлетворительно»): комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных домашних занятий, плохой посещаемостью
аудиторных занятий.
«Зачѐт» (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
VI. Программа творческой, методической и культурно - просветительской деятельности
6.1. Основными целями деятельности Школы являются:
- реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ и дополнительных общеразвивающих программ в области
искусств в интересах личности, общества и государства;
- удовлетворение образовательных потребностей граждан в области начального художественного образования, эстетического воспитания и
развития;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- выявление одарѐнных детей в раннем детском возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания,
приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их
подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства «Исполнительство».
6.2.Задачами являются:
- обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности, всемерного раскрытия еѐ способностей;
- создание основы для осознанного выбора будущей профессии в области культуры и искусства.
6.3.Предметом деятельности школы являются:
- реализация государственных или иных утверждѐнных в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и иными
нормативными актами программ и учебных планов по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам и
дополнительным общеразвивающим программам в области искусств, в соответствии с лицензией на образовательную деятельность;
- отбор и подготовка наиболее одарѐнных учащихся к получению профессионального образования;
- обучение навыкам художественного творчества для участия в любительской творческой деятельности;
- осуществление концертно-просветительной деятельности, пропаганда художественного творчества;
- оказание методической и практической помощи в области художественного образования культурно-просветительным учреждениям;
- организация и проведение научно-методических семинаров, совещаний, конференций, олимпиад, смотров, фестивалей, конкурсов, а также

творческих отчѐтов, вечеров и проектов по вопросам художественного образования;
- организация методических мероприятий различного уровня;
-создание и апробирование новых учебных программ и планов, форм организации учебного процесса.
6.4.Направления реализации программы творческой, методической и концертно-просветительской деятельности:
- учебная деятельность;
- методическая работа;
- повышение квалификации педагогического и административного состава;
- инновационная деятельность;
- концертно-просветительская и внеклассно-воспитательная деятельность.
Реализация программы творческой, методической и концертно-просветительской деятельности должна положительно отразиться на
повышении качества учебно-воспитательного процесса, повышении уровня мотивации учащихся к образованию, способствовать формированию
устойчивой потребности учащихся к художественному творчеству, к общению с искусством. За годы обучения в школе у обучающихся
сформировано чувство уверенности в достижении положительного результата.
Выпускник школы - это эстетически развитая, эмоциональная, интересная, креативная личность. Он умеет и любит музицировать, может
на практике применить полученные знания, умения, навыки; имеет устойчивый интерес к общению с искусством и приобретению новых знаний,
способен нестандартно мыслить и принимать самостоятельные решения, готов к творческой деятельности и осознанному выбору будущей
профессии, в том числе и в области музыкального искусства.
VII.Условия реализации дополнительной общеразвивающей образовательной
программы в области музыкального искусства «Исполнительство»
7.1. Качество реализации общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Исполнительство» обеспечивается за счет:
-доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания общеразвивающей программы в
области искусств;
-наличия комфортной развивающей образовательной среды;
-наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемого учебного предмета.
7.2. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 10 процентов в общем числе преподавателей,
обеспечивающих образовательный процесс по общеразвивающим программам в области искусств.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели , из которых 33 - 34 недели - реализация аудиторных занятий. В остальное
время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а
также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.
7.3. Школа взаимодействует с другими образовательными организациями, реализующими образовательные программы в области искусств, с
целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, использования
передовых педагогических технологий.
7.4. Финансирование реализации общеразвивающих программ в области музыкального искусства осуществляется в объеме, позволяющем
обеспечивать качество образования.Нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере образования для

реализации общеразвивающих программ в области музыкального искусства обеспечиваются учредителем Школы с учетом следующих
параметров:
1) соотношения численности преподавателей и обучающихся - не менее 1:8;
2) содержания специального учебного оборудования и использования специализированных материальных запасов;
3) соотношения численности учебно-вспомогательного персонала и преподавателей - не менее 4:10;
4) при реализации общеразвивающих программ в области музыкального искусства финансирования работы концертмейстеров из расчета до 100
процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по соответствующим учебным предметам;
7.5. Реализация общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Исполнительство» обеспечивается учебно-методической
документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, аудио и видео материалами).
Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся также сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на
ее выполнение.
7.6. Внеаудиторная работа может быть использована обучающимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов, посещение
учреждений культуры (театров, филармоний, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, проводимых
образовательной организацией.
Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и родителями обучающегося.
7.7. Реализация общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Исполнительство» обеспечивается доступом каждого
обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов
учебного плана.
Во время самостоятельной работы обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.
7.8. Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Школа предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными организациями,
учреждениями и организациями культуры, а также доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети
Интернет.
7.9. Материально-технические условия Школы обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных
общеразвивающей программой в области музыкального искусства «Исполнительство», разработанной Школой.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает
своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
Минимально необходимый для реализации общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Исполнительство» перечень
учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения соответствует профилю программы. При этом в
Школе имеется наличие:
- концертного зала со специальным оборудованием согласно профильной направленности образовательной программы;
- библиотеки;
- помещений для работы со специализированными материалами (фонотеки, видеотеки, фильмотеки);
- учебных аудиторий для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями,

шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой и др.).
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют
площадь не менее 6 кв.м.
В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.
VIII. Программы учебных предметов
8.1. Содержание общеразвивающих программ в области музыкального искусства основываются на реализации учебных предметов как в области
художественно-творческой деятельности, так и в области историко-теоретических знаний о музыкальном искусстве.
Рабочие учебные планы Школы группируются по следующим предметным областям: учебные предметы исполнительской подготовки, учебные
предметы историко-теоретической подготовки, а также предметы по выбору, формируемые с участием родителей (законных представителей)
обучающихся.
8.2. Содержание учебных предметов направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и
технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в области музыкального искусства.
8.3.Программы учебных предметов выполняют следующие функции:
-нормативную, является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
-процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и
методы, средства и условия обучения;
-оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня
приобретенных знаний, умений и навыков.
8.4. Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат:
- титульный лист;
- пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации
учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
(с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу учащихся и аудиторные занятия),
формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета,
межпредметные связи, краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально-технических условий реализации
учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты;
- учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов);
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, систему оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения.
- список литературы и средств обучения, необходимый для реализации программы учебного предмета
8.5. Перечень программ учебных предметов:
Учебные предметы исполнительской подготовки:
- «Фортепиано»;
- «Народный вокал».

- «Хореография»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».