Составлена на основе: Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru) Содержание 1.Пояснительная записка. Содержание и структура дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Музицирование », срок обучения -4 года……………………………….……………………………………………………….……..стр.4 2. Требования к минимуму содержания программы «Музицирование»…………………………………………………..……………..….……стр.5 3. Учебный план…………………………………………………………………………………………………………………………...…………стр.6 4. График образовательного процесса………………………………...………………………………………………………………..…..………стр.7 5. Система и критерии оценок…………………………………………………………………………………………...……………………….…стр.8 6. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности.. ……………………………………………………..стр.11 7. Требования к условиям реализации программы ………………………………………………………………………...……………….…….стр.12 8. Программы учебных предметов…………………………………………………………………………………………...………………..……стр.14 I. Пояснительная записка 1.1. Настоящая дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музицирование» составлена в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru) и устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы. Образовательное учреждение (далее по тексту - Школа) вправе реализовывать дополнительную общеразвивающую программу в области искусств при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности. 1.2. Программа составлена с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, и направлена на: - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - развитие мотивации личности ребѐнка к познанию и творчеству; - приобретение детьми опыта творческой деятельности; - овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; - подготовку наиболее одарѐнных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы. 1.3. Цели программы: - воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости; - овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере искусств после окончания школы; - умение осваивать новый материал в общекультурных областях; - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; - формирование и развитие устойчивого интереса к самообразованию; -формирование у одарѐнных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы. 1.4. При реализации Программы Школа устанавливает самостоятельно: -планируемые результаты освоения образовательной программы; -график образовательного процесса и промежуточной аттестации; -содержание и форму итоговой аттестации; -систему и критерии оценок. 1.5. Сроки освоения дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музицирование» для детей, поступивших в первый класс Школы в возрасте с 7 до 12 лет составляет 4 года по специализациям: - фортепиано, - аккордеон, - баян. 1.6. Освоение обучающимися дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музицирование» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой Школой. 1.7. Выпускники 4 класса считаются окончившими полный курс школы искусств. 1.8. По окончании освоения дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музицирование» выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается Школой самостоятельно. 1.9. Программа адаптирована для обучения детей с нарушениями зрения. II. Требования к минимуму содержания программы «Музицирование» 2.1. Минимум содержания общеразвивающей программы в области искусств «Музицирование» обеспечивает развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств. 2.2. Общеразвивающие программы в области искусств «Музицирование» реализуются посредством: - личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребѐнка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира; - вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности; - обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребѐнка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств «Фортепиано» на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств. Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музицирование» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: в области исполнительской подготовки: - навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение); - умений использовать выразительные средства для создания художественного образа; - умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; - навыков публичных выступлений; - навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации; в области историко-теоретической подготовки: - знаний основ музыкальной грамоты; - знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве; - знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии. III. Учебный план 3.1. Учебный план является частью Программы и отражает структуру программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса в Школе. Учебный план разработан Школой самостоятельно. Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку учащихся). В учебном плане, предусматриваются разделы – промежуточная аттестация и итоговая аттестация. 3.2. Постижение основ музыкального искусства требует предусматривать при реализации общеразвивающих программ аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия проводятся по группам (групповые и мелкогрупповые занятия) и индивидуально. 3.3. Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 11 человек, мелкогрупповой форме - от 4-х до 10 человек. По решению администрации и педагогического Совета Школы в исключительных случаях возможно формирование отдельных групп по музыкальнотеоретическим предметам от 2-х человек. 3.4. Продолжительность академического часа установлена Уставом Школы и составляет 40 минут, в 1классе – 30 минут. 3.5. Объем самостоятельной (домашней) работы учащихся в неделю по учебным предметам определяется Школой самостоятельно с учетом параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования). Фортепиано, аккордеон, баян №№ Наименование предмета ПО.01. Исполнительская подготовка: ПО.01.УП.01. Музыкальный инструмент (фортепиано, баян, аккордеон) ПО.01.УП.02. Музицирование Самостоятельная работа по ПО.01. Исполнительская подготовка: ПО.02. Историко-теоретическая подготовка: ПО.02.УП.01. Музыкальная грамота и сольфеджио Нормативный срок обучения - 4 года Количество Всего Промежут Итоговая учебных часов по очная аттестация недель основном аттестация (класс) у сроку (класс) обучения Классы Количество часов в неделю 1 2 3 4 2,5 2,5 2,5 2,5 33 330 2 2 2 2 33 264 0,5 0,5 0,5 0,5 33 66 2,5 2,5 2,5 2,5 33 330 2 2 2 2 33 264 1 1 1 1 33 132 1,2,3 4 1,2,3 4 ПО.02.УП.02. Музыкальная литература - 1 1 1 33 99 2,3,4 ПО.02.УП.03. Слушание музыки 1 - - - 33 33 1 Самостоятельная работа поПО.02. Историко-теоретическая подготовка: В.00. Вариативная часть 2 2 2 2 33 264 1 1 1 1 33 132 1 1 1 1 33 132 1 1 1 1 33 132 Всего аудиторной нагрузки по трем предметным областям: 5,5 5,5 5,5 5,5 33 726 Максимальная нагрузка по трем предметным областям с учѐтом самостоятельной работы: 11 11 11 11 33 1452 Хоровое пение В.01. Самостоятельная работа поВ.00 Вариативная часть 1,2,3,4 IV. График учебного процесса Обозначения: Аудиторные занятия = = = = Резерв учебного времени Промежуточная аттестация Р Э Сроки по продолжительности учебного года и каникулярного времени: - продолжительность учебного года в объеме 39 недель, - продолжительность учебных занятий 33(34) недели, - в течение учебного года продолжительность каникул - не менее 4-х недель. Р Р р р э = = = = = = = = = = = = = 33 э = = = = = = = = = = = = = 33 э = = = = = = = = = = = = = 33 ШШ 33 ИТОГО 132 Итоговая аттестация III Промежуточная аттестация Резерв учебного времени Итоговая аттестация 24 – 31 17 – 23 3–9 10 – 16 20 – 26 Август 27.07 – 2.08 6 – 12 13 – 19 22 – 28 Июль 29.06 – 5.07 15 – 21 1–7 8 – 14 Июнь 25 – 31 18 – 24 4 – 10 11 – 17 20 – 26 27.04. – 3.05 6 – 12 13 – 19 23 – 29 Май 1 1 1 3 1 1 1 1 4 Каникулы = 2 2 Всего = = = = Апрель 30.03 – 5.04 16 – 22 2 –8 9 – 15 16 – 22 Март 23.02 – 1.03 2 –8 9 – 15 19 – 25 26.01 – 1.02 5 – 11 = = = = Февраль Каникулы = = = = 1 2 3 4 12 – 18 22 – 28 Январь 29.12 – 4.01 15 – 21 1–7 8 – 14 Декабрь 24 – 30 17 – 23 3–9 10 – 16 20 – 26 Ноябрь 27.10 – 2.11 6 – 12 13 – 19 22 – 28 Октябрь 29.09 – 5.10 15 – 21 8 – 14 1–7 Классы Сентябрь 2. Сводные данные по бюджету времени в неделях Аудиторные занятия График образовательного процесса 17 17 17 4 55 52 52 52 40 196 - продолжительность летних каникул - не менее 13 недель. V. Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися общеразвивающих программ «Музицирование» 5.1. Содержание и форма итоговой аттестации определяется Положением о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся. 5.2. В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году устанавливается не более четырех зачетов. Проведение промежуточной аттестации в форме экзаменов при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств не рекомендуется. 5.3. В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Школа использует зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления, театральные представления. Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. 5.4. Школой разработаны критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации. С этой целью созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются Школой самостоятельно. 5.5. Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам общеразвивающей программы в области музыкального искусства и ее учебному плану. 5.6. Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибальную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно. Предметная область: Исполнительская подготовка Музыкальный инструмент (фортепиано, аккордеон, баян), Музицирование При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: - формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; - наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента; - степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. Оценка «5» («отлично»): технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; Оценка «4» («хорошо»): грамотное исполнение с небольшими недочѐтами (техническими, метроритмическими, интонационными, художественными); Оценка «3» («удовлетворительно»): исполнение с существенными недочѐтами, а именно недоученный текст, малохудожественная игра, слабая техническая подготовка; Оценка «2» («неудовлетворительно»): комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных домашних занятий, плохой посещаемостью аудиторных занятий. «Зачѐт» (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Предметная область:Историко-теоретическая подготовка Музыкальная грамота и сольфеджио Для устного экзамена Оценка «5» («отлично»):выставляется за безупречное исполнение музыкальных упражнений, выполнение всех заданий по всем формам работы на уроке сольфеджио. Продемонстрировано уверенное использование изученного материала в практике. Оценка «4» («хорошо»): выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого упражнения,…но допущены ритмические, интонационные неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении других форм работы. Оценка «3» («удовлетворительно»): выставляется, если учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неточное исполнение музыкальных упражнений; показывает недостаточное владение знаниями, требуемыми по программе. Неудовлетворительно (2) выставляется за отсутствие исполнения музыкальных упражнений, грубые интонационные, ритмические ошибки при исполнении; невыполнение заданий, предложенных преподавателем, предусмотренных программой; отсутствие знаний терминологии. Для письменного экзамена: Оценка «5» («отлично»):Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Оценка «4» («хорошо»): Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов.некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Оценка «3» («удовлетворительно»): Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки. Оценка «2» («неудовлетворительно»): Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий. Слушание музыки Оценка «5» («отлично»): - владение музыкальной терминологией; - умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки в прослушанном произведении. Оценка «4» («хорошо»): - владение музыкальной терминологией с некоторыми неточностями; - не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки в прослушанном произведении. Оценка «3» («удовлетворительно»): - не уверенное владение музыкальной терминологией; - слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки в прослушанном произведении. Оценка «2» («неудовлетворительно»): - не владение музыкальной терминологией; - не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки в прослушанном произведении. Музыкальная литература Оценка «5» («отлично»): - свободное владение историческими сведениями и теоретическими знаниями на уровне требований программы: - биография композитора; - характеристика эпохи; - музыкальные термины; - принципы строения формы; - содержание и выразительные средства музыки; - знание музыкального материала на уровне программных требований. Оценка «4» («хорошо»): - не полное владение сведениями о жизненном и творческом пути композитора; - неточная характеристика эпохи; - неточности в использовании музыкальных терминов; - некоторые ошибки в определении музыкальной формы; - недостаточное использование выразительных средств музыки при выявлении содержания; - не полное знание музыкального материала на уровне программных требований. Оценка «3» («удовлетворительно»): - обрывочные сведения о жизненном и творческом пути композитора; - отсутствие чѐткого представления об эпохе; - неправильное применение музыкальных терминов; - частые ошибки в определении музыкальной формы и еѐ разделов; - слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки; - слабое знание музыкального материала на уровне программных требований. Оценка «2» («неудовлетворительно»): - отсутствие знаний о жизненном и творческом пути композитора; - отсутствие какого-либо представления об эпохе; - незнание музыкальных терминов; - незнание принципов строения музыкальной формы; - не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки; - не знание музыкального материала на уровне программных требований. Предметная область: Учебный предмет по выбору Хоровое пение Оценка «5» («отлично»): регулярное посещение хора, знание своей партии во всех произведениях, активная эмоциональная работа на занятиях, участие во всех хоровых концертах коллектива. Оценка «4» («хорошо»): регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партий всей хоровой программы принедостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора. Оценка «3» («удовлетворительно»): нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт. Оценка «2» («неудовлетворительно»): пропуски хоровых занятий без уважительных причин,неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт. Требования к зачету по хоровым партиям: - знание всего изучаемого репертуара; - умение сольфеджировать свою партию; - владение навыком пения без сопровождения; - выполнение всех требований преподавателя к исполняемому произведению VI. Программа творческой, методической и культурно - просветительской деятельности 6.1. Основными целями деятельности Школы являются: - реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ и дополнительных общеразвивающих программ в области искусств в интересах личности, общества и государства; - удовлетворение образовательных потребностей граждан в области начального художественного образования, эстетического воспитания и развития; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - выявление одарѐнных детей в раннем детском возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства «Музицирование». 6.2.Задачами являются: - обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности, всемерного раскрытия еѐ способностей; - создание основы для осознанного выбора будущей профессии в области культуры и искусства. 6.3.Предметом деятельности школы являются: - реализация государственных или иных утверждѐнных в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и иными нормативными актами программ и учебных планов по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам и дополнительным общеразвивающим программам в области искусств, в соответствии с лицензией на образовательную деятельность; - отбор и подготовка наиболее одарѐнных учащихся к получению профессионального образования; - обучение навыкам художественного творчества для участия в любительской творческой деятельности; - осуществление концертно-просветительной деятельности, пропаганда художественного творчества; - оказание методической и практической помощи в области художественного образования культурно-просветительным учреждениям; - организация и проведение научно-методических семинаров, совещаний, конференций, олимпиад, смотров, фестивалей, конкурсов, а также творческих отчѐтов, вечеров и проектов по вопросам художественного образования; - организация методических мероприятий различного уровня; -создание и апробирование новых учебных программ и планов, форм организации учебного процесса. 6.4.Направления реализации программы творческой, методической и концертно-просветительской деятельности: - учебная деятельность; - методическая работа; - повышение квалификации педагогического и административного состава; - инновационная деятельность; - концертно-просветительская и внеклассно-воспитательная деятельность. Реализация программы творческой, методической и концертно-просветительской деятельности должна положительно отразиться на повышении качества учебно-воспитательного процесса, повышении уровня мотивации учащихся к образованию, способствовать формированию устойчивой потребности учащихся к художественному творчеству, к общению с искусством. За годы обучения в школе у обучающихся сформировано чувство уверенности в достижении положительного результата. Выпускник школы - это эстетически развитая, эмоциональная, интересная, креативная личность. Он умеет и любит музицировать, может на практике применить полученные знания, умения, навыки; имеет устойчивый интерес к общению с искусством и приобретению новых знаний, способен нестандартно мыслить и принимать самостоятельные решения, готов к творческой деятельности и осознанному выбору будущей профессии, в том числе и в области музыкального искусства. VII.Условия реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Музицирование» 7.1. Качество реализации общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музицирование» обеспечивается за счет: -доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания общеразвивающей программы в области искусств; -наличия комфортной развивающей образовательной среды; -наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. 7.2. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составлет не менее 10 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по общеразвивающим программам в области искусств. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели , из которых 33 - 34 недели - реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурнопросветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ. 7.3. Школа взаимодействует с другими образовательными организациями, реализующими образовательные программы в области искусств, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, использования передовых педагогических технологий. 7.4. Финансирование реализации общеразвивающих программ в области музыкального искусства осуществляется в объеме, позволяющем обеспечивать качество образования. Нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере образования для реализации общеразвивающих программ в области музыкального искусства обеспечиваются учредителем Школы с учетом следующих параметров: 1) соотношения численности преподавателей и обучающихся - не менее 1:8; 2) содержания специального учебного оборудования и использования специализированных материальных запасов; 3) соотношения численности учебно-вспомогательного персонала и преподавателей - не менее 4:10; 4) при реализации общеразвивающих программ в области музыкального искусства финансирования работы концертмейстеров из расчета до 100 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по соответствующим учебным предметам; 7.5. Реализация общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музицирование» обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам. Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся также сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. 7.6. Внеаудиторная работа может быть использована обучающимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, проводимых образовательной организацией. Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и родителями обучающегося. 7.7. Реализация общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музицирование» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет. 7.8. Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Школа предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными организациями, учреждениями и организациями культуры, а также доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 7.9. Материально-технические условия Школы обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных общеразвивающей программой в области музыкального искусства «Музицирование», разработанной Школой. Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта. Минимально необходимый для реализации общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музицирование» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения соответствует профилю программы. При этом в Школе имеется наличие: - концертного зала со специальным оборудованием согласно профильной направленности образовательной программы; - библиотеки; - помещений для работы со специализированными материалами (фонотеки, видеотеки, фильмотеки); - учебных аудиторий для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой и др.). Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м. В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования. VIII.Программы учебных предметов 8.1. Содержание общеразвивающих программ в области музыкального искусства основываются на реализации учебных предметов как в области художественно-творческой деятельности, так и в области историко-теоретических знаний об искусстве. Рабочие учебные планы Школы группируются по следующим предметным областям: учебные предметы исполнительской подготовки, учебные предметы историко-теоретической подготовки, а также предметы по выбору, формируемые с участием родителей (законных представителей) обучающихся. Содержание учебных предметов направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в области музыкального искусства. 8.4. Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат: - титульный лист; - пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу учащихся и аудиторные занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета, межпредметные связи, краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материальнотехнических условий реализации учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты; - учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов); - содержание учебного предмета; - требования к уровню подготовки учащихся; - формы и методы контроля, систему оценок; - методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения. - список литературы и средств обучения, необходимый для реализации программы учебного предмета 8.3. Перечень программ учебных предметов: Учебные предметы исполнительской подготовки: - «Музыкальный инструмент (фортепиано)»; - «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)»; - «Музицирование(фортепиано)»; - «Музицирование(баян, аккордеон)». Учебные предметы историко-теоретической подготовки: - «Музыкальная грамота и сольфеджио»; - «Слушание музыки»; - «Музыкальная литература». Вариативная часть: - «Хоровое пение».