ДОП Живопись

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАТАЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ПРОГРАММА
учебного предмета

«ЖИВОПИСЬ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ЖИВОПИСЬ»
возраст учащихся 9-14 лет
срок реализации 3 года

Катайск
2024

2

Структура программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.










Характеристика учебных предметов, их место и роль в образовательном
процессе;
Срок реализации учебных предметов;
Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебных предметов;
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебных предметов;
Обоснование структуры программы учебных предметов;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебных предметов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

2.



Учебно-тематические планы;
Годовые требования.

3.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

4.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК



Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

5.

 Методические рекомендации преподавателям;
 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

6.




Список методической литературы.
Список учебной литературы.
Средства обучения.
3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным
программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных
государственных требованиях. Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем.
Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой
гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем
следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, композиции, с
пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях
по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному
решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи
композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом,
грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Основу предмета «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой
гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем
следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».

4

Срок реализации учебного предмета
При реализации ДОП «Живопись» со сроком обучения 3 года срок реализации учебного предмета
«Рисунок» составляет лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебных предметов
Объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Живопись» общеразвивающей
программы «Живопись» со сроком обучения 3 года.
аудиторные занятия:
1 - 3 классы – по 2 часа в неделю;
.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована для участие детей в
творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.

5

Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной аттестации
Учебный предмет «Живопись» со сроком обучения 3 года
(ДОП «Живопись» со сроком обучения 3 года)
Вид учебной работы, аттестации,
учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

Всего в год

график промежуточной аттестации

Классы

1

Полугодия

2

1

2

3

3

4

5

6

Учебных недель

16

17

16

17

16

17

33

Аудиторные занятия

32

34

32

34

32

34

66

Вид промежуточной аттестации

зачет

зачет

зачет
экзамен

Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебным предметам программы «Живопись» проводятся в форме аудиторных
занятий. Занятия по учебному предмету осуществляется в форме мелкогрупповых занятий
численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на посещение детьми
учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих
мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного
учреждения.
.

Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого
потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных
детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи:
– освоение терминологии предмета «Живопись»,
– приобретение умений грамотно изображать графическими и живописными средствами с натуры
и по памяти предметы окружающего мира;
– формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения
технических и творческих задач;
– приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками,
эскизами;
– формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
6

Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ОП к дополнительной общеразвивающей
программе в области изобразительного искусства «Живопись», отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
-распределение учебного материала по годам обучения;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
-требования к уровню подготовки обучающихся;
-формы и методы контроля, система оценок;
-методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание
учебного предмета».

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический;
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут
пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, основной и дополнительной учебной и
учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры,
художественными альбомами.
Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами, подиумами, софитами, табуретами.

7

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Учебно-тематический план

Живопись
Первый год обучения
№
темы
.
1.

2.

3.

4.

5.

6.

Наименование разделов и тем

Аудитор-ные занятия

Техника работы с акварелью.
Вводное занятие. Натюрморт
«Воспоминания о лете». Теплая цветовая гамма.
Понятие «состояния» в натюрморте.
Гуашь.
Импасто — краска более густая, чем обычно.
Живопись мастихином. Этюд натюрморта «Русские
мотивы» из 3-4 предметов, контрастных по цвету.
Корпусное письмо,
лепка формы мазком.
Акварель. Форма и фактура предметов.
Натюрморт «Атрибуты осенней погоды» (с
головным убором, перчатками, зонтом и драпировка
с полоской или орнаментом).
Гуашь. Понятие
«стилизация».
Живописная текстура.
Субъективный абстрактный натюрморт. Натюрморт
«Игра в геометрию».
Гуашь.
Разнообразие приемов работы кистью.
Натюрморт «Старые вещи». Техника: сухая кисть.
Акварель. Работа на просвет.

6

6

6

6

6

6

Урок.
Композиция «Встреча нового года».
7.

Акриловые краски.
Имприматура. Тонированная основа.

6

Работа на цветном грунте. Этюд стоящей фигуры.
6

9.

Живопись в стиле импрессионисто.
Пластилиновая живопись. Натюрморт «Букет
цветов». Акрил.
Акварель. Техника «по сырому».

10

Гуашь. Этюд головы одноклассника.

7

8.

8

6

11.

Контрольная работа.
Натюрморт тематический по
выбору. Контрастные цветовые отношения. Материал
повыбору учащихся.
Итого:

9

7

66

Второй год обучения
№
темы
.1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Наименование разделов и тем

Аудитор-ные занятия

Изучение цветового единства и
родства красок, гармоничность цветового строя
живописного изображения. Вводное упражнение.
Натюрморт «Сегодня — рыбный день».
Этюд.Гуашь.
Контрастное и нюансное отношение
цветовых тонов. Определение и нахождение
цвета предметов по светлоте и цветовому тону.
Краткосрочный этюд «Чай уже готов». Акрил.
Изучение закономерносте й освещения натуры в
зависимости от источника
освещения. Натюрморт со свечей из крупных бытовых
предметов. Акрил.
Портрет. Портрет одноклассницы. Этюд с натуры.
Сухая кисть, гуашь
(масло).

6

Живописный принцип
цветопластики. Натюрморт в стиле «Бубновый валет».
Гуашь.
Определение общего
цветового строя и тона, фактуры и материала
предметов.

6

Определение общего
цветового строя и тона, фактуры и материала
предметов. Сложный натюрморт из
предметов домашнего обихода, разнообразных по
фактуре (с самоваром). Гуашь (масло).
Передача пространства в натюрморте. Натюрморт с
ярко
выраженными планами
«Искусство».
Тональное отношение композиции.

6

Решение сложной формы при помощи силуэта в
пространстве. Живая натура: тематическая постановка
фигуры человека .
Контрольная работа. Сложный натюрморт,
состоящий из разных по цвету и фактуре предметов,
драпировка со складками.

7

10

6

6

6

6

6

6

7

Итого:

66

11

Третий год обучения
№
темы

Наименование разделов и тем

Аудитор-ные занятия

1.

Пейзаж на пленэре. Работа с натуры, передача
пространства

6

2.

Натюрморт с живыми
цветами в стеклянной посуде

6

3.

Работа на бумаге, натянутой на планшет. Достижение
цветового единства.

6

4.

Наброски в
цвете с натуры: домашние животные и птицы. Писать
цветом с
одновременным рисованием кистью и лепкой
формы и объема с учетом цвета на
открытом воздухе.
Фигура в интерьере на фоне окна. Решение мотива
композиции.
Освоение соотношений фигуры с фоном в среде.

6

6.

Этюд головы натурщика. Четкая индивидуальная
характеристика лиц

6

7.

Этюд натюрморта на решение динамики в
композиции и колористическо
го единства. Композиционное решение по принципу
динамики.
Этюд двух-трех предметов,
освещенных холодным светом. Изучить влияние
освещения на восприятие цвета;
скомпоновать, нарисовать, написать группу
предметов с учетом освещения и взаимовлияния
цветов
(освещение – с применением цветного синего
фильтра).
(акварель, гуашь).

6

Этюд двух-трех предметов,
освещенных теплым светом. Изучить влияние
освещения на восприятие цвета;

6

5.

8.

9.

12

6

6

10.

11.

скомпоновать, нарисовать, написать группу
предметов с учетом освещения и взаимовлияния
цветов
(освещение – с применением цветного желтого
фильтра).
Натюрморт из белых
предметов на цветном фоне. Скомпоновать,
нарисовать, написать, передав объем и
взаимопроникновение цветов фона в белые
предметы с
учетом дневного освещения. (акварель, гуашь).
Крупномасштабный
тематический натюрморт. Итоговая работа.
Экзамен. Композиционное размещение на листе
заданного формата. Применение полученных
знаний и навыков.
итого

7

7

66

Годовые требования. Содержание разделов и тем
Первый год обучения.
Задание 1. Натюрморт
«Воспоминания о лете». Теплая цветовая гамма. Понятие «состояния» в натюрморте. Цели и
задачи: изучение возможностей акварельной техники.
Выполнить упражнения на отработку приемов работы акварелью (заливка, мазок, лессировка).
Материалы: акварель, формат А3 или А4.

Задание 2.
Импасто — краска более густая, чем обычно.
Живопись мастихином. Этюд натюрморта «Русские мотивы» из 3-4 предметов, контрастных по
цвету. Корпусное письмо,
лепка формы мазком.
Цели и задачи: изучение возможностей цвета и его преобразования;
Умение составлять сложные цвета путем смешивания.
Материалы: акварель, гуашь, фломастеры, формат А3 или А4.
Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами.
13

Задание 3. Форма и фактура предметов.
Натюрморт «Атрибуты осенней погоды» (с головным убором, перчатками, зонтом и драпировка с
полоской или орнаментом).
Цели и задачи: продолжение изучения возможностей цвета, изменение его характеристики;
умение выполнять растяжки от светлого до темного, от насыщенного до малонасыщенного.
Материалы: акварель, гуашь, формат А3 или А4.

Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье».
Задание 4. Гуашь. Понятие
«стилизация».
Живописная текстура.
Субъективный абстрактный натюрморт. Натюрморт «Игра в геометрию».
Цели и задачи: продолжение изучения возможностей цвета, его преобразования; выполнение
упражнений – цветовые растяжки с переходом от теплых до холодных оттенков.
Материалы: акварель, формат А3 или А4.
Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца.

Задание 5. Живописный принцип
цветопластики. Натюрморт в стиле «Бубновый валет». Гуашь.
Цели и задачи: изучение и закрепление навыков и умений, закрепление знаний о возможностях
характеристики цвета.
Материалы: акварель, формат А2.
Самостоятельная работа: этюды осенних цветов.
Задание 6. Акварель. Работа на просвет.
Урок.
Композиция «Встреча нового года».
Цели и задачи: изучение и закрепление навыков и умений, выявление знаний о возможностях
характеристики цвета.
Материалы: акварель, формат А3.
14

Самостоятельная работа: этюды по памяти осенних листьев.

Задание 7. Акриловые краски.
Имприматура. Тонированная основа.
Работа на цветном грунте. Этюд стоящей фигуры.
Цели и задачи: использование возможностей красок; закрепление метода смешивания красок,
получения из основных цветов составных.
Материалы: акварель, белая гуашь, формат А3.
Самостоятельная работа: этюды перьев птиц, коры деревьев и т.п.

Задание 8. Живопись в стиле импрессионисто. Пластилиновая живопись. Натюрморт «Букет
цветов». Акрил.
Цели и задачи: положение изучения приемов работы акварелью; композиционное решение
листа, передача локального цвета предмета, изменение цветовых оттенков.
Материалы: акварель, формат А3.

Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки и
т.п.)
Задание 9. Акварель. Техника «по сырому».
Цели и задачи: развитие понятий «цветовой тон», «насыщенность», «светлота»,
последовательное ведение работы; использование палитры, точное решение и нахождение
нужного цвета; закрепление навыков и умений.
Материалы: акварель, белая гуашь, формат А3.
Самостоятельная работа: тема «Морские камешки», «Мыльные пузыри».

Задание 10. Тональное отношение композиции.
Цели и задачи: закрепление навыков определения индивидуальной окраски, характеристики
цвета.
15

Материалы: акварель, формат А4.

Самостоятельная работа: этюд предмета быта по тому же принципу.
Задание 11. Контрольная работа.
Натюрморт тематический по
выбору. Контрастные цветовые отношения. Материал повыбору учащихся.
Цели и задачи: решение локального цвета предметов; найти формат листа, найти
индивидуальную характеристики предметов.
Материалы: акварель, формат А3.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.

16

Второй год обучения.
Задание 1. Изучение цветового единства и
родства красок, гармоничность цветового строя живописного изображения. Вводное упражнение.
Натюрморт «Сегодня — рыбный день». Этюд.Гуашь.
Цели и задачи: закрепление навыков, полученных в первом году обучения, проверка готовности к
новому учебному году, ознакомление с задачами и содержанием обучения во втором классе.
Материалы: формат А3, акварель.
Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.

Задание 2. Контрастное и нюансное отношение
цветовых тонов. Определение и нахождение
цвета предметов по светлоте и цветовому тону.
Краткосрочный этюд «Чай уже готов». Акрил.
Цели и задачи: восстановить навыки и умения работы акварелью; вспомнить основные понятия
живописи; обобщенно вылепить форму предметов с учетом различных цветовых и тональных
отношений.
Материалы: акварель, формат А3.

Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на
нейтральном фоне.
Задание 3 Изучение закономерностей освещения натуры в зависимости от источника
освещения. Натюрморт со свечей из крупных бытовых предметов. Акрил.
Цели и задачи: изучить явление светотеневого образования на поверхности предмета
цилиндрической формы, передача тональных отношений элементов светотени; выявление в
процессе работы объема предмета.
Материалы: черная акварель или тушь, формат А3.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).

Задание 4. Наброски в
цвете с натуры: домашние животные и птицы. Писать цветом с
одновременным рисованием кистью и лепкой формы и объема с учетом цвета на
17

открытом воздухе.
Цели и задачи: лепка формы цветом с учетом светотени; передача объема предмета
цилиндрической формы; выявить четкую зависимость тональных и цветовых отношений на
поверхности предмета от цвета и расположения источника освещения; лепка формы цветом.
Материалы: акварель, формат А3.

Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом
фоне.
Задание 5. Живописный принцип
цветопластики. Натюрморт в стиле «Бубновый валет». Гуашь.
Цели и задачи: закрепление знаний и умений о влиянии цвета источников освещения на
цветообразование предмета; закрепление навыков лепки формы цветом, развитие акварельности
в выполнении этюдов.
Материалы: акварель, формат А3.
Самостоятельная работа: этюд подобного предмета на контрастном фоне.

Задание 6. Определение общего
цветового строя и тона, фактуры и материала
предметов.
Цели и задачи: использование в практической работе теоретических знаний; написать этюд с
учетом цветовых и тональных отношений, выявить объем предмета; методически верно вести
работу.
Материалы: акварель, формат А3.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.

Задание 7. Определение общего
цветового строя и тона, фактуры и материала
предметов. Сложный натюрморт из
предметов домашнего обихода, разнообразных по фактуре (с самоваром). Гуашь (масло).
Цели и задачи: использование в практической работе теоретических знаний; достичь цельности
компоновки листа; понятие о цветовых отношениях и тонких различиях, о цветовой гармонии;
18

правильное методическое ведение работы, добиться завершенности – проработать форму, объем
предметов.
Материалы: акварель, формат А3.
Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях.

Задание 8. Этюд двух-трех предметов,
освещенных холодным светом. Изучить влияние освещения на восприятие цвета;
скомпоновать, нарисовать, написать группу предметов с учетом освещения и взаимовлияния
цветов

Цели и задачи: изучить явление светового контраста на примере предмета комбинированной
формы; выявление в процессе работы формы, объема предмета; разбор тональных отношений
элементов светотени.
Материалы: акварель, формат А3.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.

Задание 9. Изображение драпировки без складок. Драпировка в трех плоскостях, контрастная по
тону и цвету.
Цели и задачи: развивать представления о локальном цвете, его оттенках, понятия «среда»,
«пространство»; закрепление знаний о влиянии качества освещения на цвет; отработка приемов
работы акварелью.
Материалы: акварель, формат А2 или А3.

Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без
складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении.
Задание 10. Контрольная работа. Сложный натюрморт, состоящий из разных по цвету и фактуре
предметов,
драпировка со складками.
Цели и задачи: научить различать тонкие цветовые отношения; правильно методически вести
работу этюда предмета шаровидной формы; в процессе ведения работы использование метода
последовательных лессировок в передаче формы предмета.
19

Материалы: акварель, формат А3.
Самостоятельная работа: этюды предметов на нейтральном фоне.

20

Третий год обучения.
Задание 1. Пейзаж на пленэре. Работа с натуры из окна, передача пространства Цели и
задачи: развивать колористическое видение; закреплять навыки, полученные во втором классе,
живописное решение больших пятен, освоение живописного содержания пространства – игры
мягких теней, полутеней, касания, изображение предмета в воздухе.
Материалы: акварель, восковые мелки, формат А3.
Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.

Задание 2. Натюрморт с живыми
цветами в стеклянной посуде
Цели и задачи: восстанавливать навыки и умения работы акварелью; добиться сочетания
цветовых отношений; ведение работы заливками, уточнение формы мазками.
Материалы: акварель, формат А3.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.

Задание 3. Наброски в
цвете с натуры: домашние животные и птицы. Писать цветом с
одновременным рисованием кистью и лепкой формы и объема с учетом цвета на
открытом воздухе.
Цели и задачи: понятие контраста, изучение изменения локального цвета в зависимости от
окружения; найти связь предмета со средой через рефлексы и полутона цвета, закрепление
навыков работы акварелью.
Материалы: акварель, формат А3.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
Задание 4. Натюрморт из 3 – 4 предметов народного декоративно – прикладного искусства.
Цели и задачи: передать тональные и цветовые отношения; поиск ясного декоративного решения
композиции; найти точный локальный цвет изображаемых предметов.
Материалы: акварель, гуашь, формат А3 или А2.
Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией.
Задание 5. Фигура в интерьере на фоне окна. Решение мотива композиции.
21

Освоение соотношений фигуры с фоном в среде.
Цели и задачи: разнообразить технические приемы работы акварелью; передать материальность
предметов, их тональность, вылепить форму предметов, решить пространство.
Материалы: акварель, формат А3.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.

Задание 6. Этюд натюрморта на решение динамики в композиции и колористическо
го единства. Композиционное решение по принципу динамики.
Цели и задачи: последовательное ведение длительной работы, сохранение прозрачности и
чистоты, закрепление основных законов воздушной перспективы для передачи глубины.
Материалы: акварель, формат А3.
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.

Задание 7. Этюд натюрморта на решение динамики в композиции и колористическо
го единства. Композиционное решение по принципу динамики.
Цели и задачи: учить различать тонкие цветовые отношения, правильно методически вести
учебное задание, в процессе обучения работы использовать
метод последовательных
лессировок, организовывать контраст переднего плана.
Материалы: акварель, формат А3.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов быта.

Задание 8. Экзаменационная постановка из 3 – 4 предметов.
Цели и задачи: выявить и закрепить полученные знания, умения и навыки; цельность
колористического решения, выделение композиционного центра живописными средствами,
передача фактуры.
Материалы: акварель, формат А3.

22

Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей,
создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Требования к экзамену
Экзамен рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над
натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на формате А3 в течение 4
учебных часов. В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме
предметов (2-3 предмета и однотоновая драпировка), в третьих-четвертых классах –
комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-4 предмета и богатые
по цвету и декору драпировки).
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:
- грамотно расположить предметы в листе;
- точно передать пропорции предметов;
- поставить предметы на плоскость;
- правильно строить цветовые гармонии;
- умело использовать приемы работы с акварелью;
- передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;
- добиться цельности в изображении натюрморта.

4. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную
и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы
обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр.
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные
просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
23

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по
окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании
четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Критерии оценок
При оценивании работ обучающихся учитывается уровень следующих умений и
навыков:
1 год обучения
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
2 год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных
поверхностей.
3 год обучения
- грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;

4. Формы и методы контроля, система оценок.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений
и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и
корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Живопись» являются текущая и промежуточная
аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы
или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме
просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный
журнал.

Виды и формы промежуточной аттестации:
Контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде
контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ обучающихся
24

преподавателями. Экзамены проводятся в форме творческого просмотра работ обучающихся за
пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
-самостоятельный выбор формата;
-правильную компоновку изображения в листе;
-последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
-умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;
-владение линией, штрихом, тоном;
-умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
-умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
-творческий подход.

Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
-некоторую неточность в компоновке;
-небольшие недочеты в конструктивном построении;
-незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные
ошибки в передаче тональных отношений;
-некоторую дробность и небрежность рисунка.

Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
-грубые ошибки в компоновке;
-неумение самостоятельно вести рисунок;
-неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и
тональном решении рисунка;
-однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
-незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.

Оценка 2 «неудовлетворительно»
выставляется в том случае, если в работе неправильно выполнена композиция листа,
присутствуют грубые ошибки в определении пропорций геометрических тел, линейноконструктивном построении, светотеневой моделировке формы, штриховке фона, качество
техники штриховки низкое.

5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать
как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры
натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой
гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого
иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
25

1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-классиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение картона.
6. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат
работы обсуждается с преподавателем.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для
самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных)
заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по
теме занятия. Домашние задания должны быть посильными и нетрудоемкими по времени.
Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять
на итоговую оценку учащегося.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих
обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и
видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.

26

6. Список литературы и средств обучения
Список методической литературы.
Ли, Н.Г. Голова человека. Основы учебного академического рисунка: учебное издание.
Классическая библиотека художника [Электронный ресурс] / Н.Г. Ли. – М.: Эксмо, 2010.- 264 с. Режим доступа: http://i.booksgid.com/web/online/44050
Коровина, Т.Н. Рисуем портрет [Электронный ресурс] / Т.Н. Коровина.-Харьков: Книжный клуб
семейного досуга, 2011. – 51 с.- Режим доступа: http://i.booksgid.com/web/online/43272
Либралато, В. Рисуем портрет [Электронный ресурс] /В. Либралато.-М.:Эксмо, 2014.-114 с. –
Режим доступа: http://www.scanbooks.ru/load/draw/risuem_portret/19-1-0-26931
Могилевцев, В.А. Наброски и учебный рисунок [Электронный ресурс] / В.А.Могилевцев. – М.:
Артиндекс, 2011.- 88 с. - Режим доступа: http://www.aldebarans.ru/izo/92595-nabroski-i-uchebnyjrisunok.html
Могилевцев, В. А. Основы рисунка [Электронный ресурс] / В.А.Могилевцев. – М.: Артиндекс,
2014. - 72 с. – Режим доступа: http://www.scanbooks.ru/load/draw/osnovy_risunka/19-1-0-32822
Наумова, М. Учимся рисовать карандашом [Электронный ресурс]/ М.Наумова. -С.-Пб.: Питер,
2012. -70 с. - Режим доступа: http://www.aldebarans.ru/izo/120550-uchimsya-risovatkarandashom.html
Пенова, В.П. Рисуем натюрморт [Электронный ресурс] / В.П.Пенова.- Харьков: Книжный клуб
семейного досуга, 2011.- 51 с. - Режим доступа: http://i.booksgid.com/web/online/43089
Порте, П. Учимся рисовать [Электронный ресурс] / П. Порте.-М.: Мир книги, 2015.-312 с. –Режим
доступа: http://www.scanbooks.ru/load/draw/per_porte_uchimsja_risovat_sbornik_6_knig/19-1-0-29953
Рыжкин, А.Н. Как рисовать голову человека и капитель [Электронный ресурс] / А.Н. Рыжкин. М.: Эксмо, 2014.- 89 с.- Режим доступа: http://www.aldebarans.ru/izo/146676-ryzhkin-an-kak-risovatgolovu-cheloveka-i-kapitel.html
Рыжкин, А.Н. Как рисовать фигуру человека [Электронный ресурс] / А.Н.Рыжин. – М.: Эксмо,
2014. – 56 с. - Режим доступа: http://www.aldebarans.ru/izo/146595-ryzhkin-an-kak-risovat-figurucheloveka.html
Савицкая,А. Учимся рисовать [Электронный ресурс] /А. Савицкая.-М.:Клуб семейного досуга,
2013.-570 с. –Режим доступа:
http://www.scanbooks.ru/load/draw/uchimsja_risovat_sbornik_6_knig/19-1-0-29752
Симблет, С. Рисунок. Полное собрание техник. Новый практичный подход к передаче образов в
рисунке [Электронный ресурс] / С. Симблет. -М.: АСТ, Астрель, 2006. – 264 с. - Режим доступа:
http://www.aldebarans.ru/izo/149010-risunok-polnoe-sobranie-texnik-novyj-praktichnyj-podxod-kperedache-obrazov-v-risunke.html
Шаров, В.С. Академическое обучение изобразительному искусству [Электронный ресурс] /
В.С.Шаров. -М.: Эксмо, 2013.-648 с. - Режим доступа: http://www.aldebarans.ru/izo/146596-sharovvs-akademicheskoe-obuchenie-izobrazitelnomu-iskusstvu.html
Список учебной литературы.
Вендон, Б. Начинаем рисовать. Графика [Электронный ресурс] / Б. Вендон.-М.: Попурри.-2011.80 с. –Режим доступа: http://www.scanbooks.ru/load/draw/nachinaem_risovat_grafika/19-1-0-7712м
Грин, Г. Карандаш и фломастер: простое руководство для начинающих [Электронный ресурс] /
Г.Грин. –М.: АСТ, Астрель, 2010. -1 14 с. –Режим доступа:
http://www.aldebarans.ru/izo/118366-shkola-akvareli-valerio-libralato-bazovyj-kurs.html
27

Грэг.А. Основы рисования [Электронный ресурс] /А.Грэг.: -М.: Попурри, 2011.-128 с. – Режим
доступа: http://www.aldebarans.ru/izo/73836-osnovy-risovaniya.html
Запаренко В. Энциклопедия рисования [Электронный ресурс] / В.Запаренко.-С.-Пб.:Нева, 2012.96 . –Режим доступа: http://www.scanbooks.ru/load/child/ehnciklopedija_risovanija/4-1-0-15679
Кени, П. Самые лучшие уроки рисования для стильных и талантливых[Электронный ресурс] / П.
Кѐни. - М.: Эксмо, 2010.-189 с. – Режим доступа: http://bankknigs.com/knigi/209959-samye-luchshieuroki-risovaniya-dlya-stilnyh-i-talantlivyh.html
Конева, Л. С.Пейзаж. Натюрморт (учимся рисовать) [Электронный ресурс] / Л.С.Конева.-М.:
Современный литератор, 2011.-22 с. – Режим доступа:
http://www.scanbooks.ru/load/draw/pejzazh_natjurmort_uchimsja_risovat/19-1-0-3049
Кудейко, М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких
фантазеров: Учебное пособие [Электронный ресурс] / М.В.Кудейко.-М.: Содействие, 2007 . -52
с. – Режим доступа:
http://www.scanbooks.ru/load/child/neobychnye_sposoby_risovanija_dlja_bolshikh_i_malenkikh_fantaze
rov/4-1-0-5115
Людвиг-Кайзер, У. Мои первые уроки рисования [Электронный ресурс] /У.Людвиг-Кайзер.-С.Пб.: Питер, 2012.-64 с. –Режим доступа:
http://www.scanbooks.ru/load/child/moi_pervye_uroki_risovanija/4-1-0-26174
Марковская, А.А. Рисуем животных, цветы, деревья, портреты[Электронный ресурс]
/ А.А.Марковская.-М.:ООО "Книжный клуб семейного досуга", 2012.-186 с. – Режим доступа:
http://www.aldebarans.ru/izo/138242-seriya-uchimsya-risovat-risuem-zhivotnyx-cvety-derevya-portrety4-knigi.html
Степаненко, М.К. Как рисовать пастелью [Электронный ресурс] / М.К Степаненко.-М.:АСТ,
Астрель, 2013.-32 с. –Режим доступа: http://www.scanbooks.ru/load/draw/kak_risovat_pastelju/19-10-13147
Эдвардс, Б. Откройте в себе художника. Рабочая тетрадь [Электронный ресурс] / Б. Эдвардс.-М.:
Эксмо, 2014.-168 с. –Режим доступа:
http://www.scanbooks.ru/load/draw/otkrojte_v_sebe_khudozhnika_rabochaja_tetrad/19-1-0-23828

Средства обучения
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями,
мебелью, натюрмортным фондом.
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников,
настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.
Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.
Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».