Составлена на основе примерных программ:
ПРОЕКТ примерной программы ПО.01.УП.02. РИТМИКА. Москва 2012
Составитель: А.А. Малышева, преподаватель МБОУДО «Катайская ДШИ»
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цели
Основной целью данной дисциплины является приобщение детей к танцевальному
искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить
детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и
красоту.
Выявить
и
раскрыть
творческие
способности
дошкольника
посредством хореографического искусства.
2. Задачи
Образовательные:
Обучить детей танцевальным движениям.
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их
танцевальными движениями.
3. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
4. Формировать умение ориентироваться в пространстве.
5. Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
1.
2.
6.
Развивающие:
1.
2.
3.
Развивать творческие способности детей.
Развить музыкальный слух и чувство ритма.
Развить воображение, фантазию.
Воспитательные:
Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в
современном обществе.
3. Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
4. Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
1.
2.
3. Место курса в профессиональной подготовке
Предложенный курс рассчитан на 1 год, является дополнительной программой образования
и первой ступенью предпрофессиональной хореографической подготовки для детей 6-7 лет.
Качество его усвоения помогает определить уровень психомоторных способностей ребенка
(чувство ритма, музыкальность, координация, выразительность, артистизм), - одного из
важнейших факторов пригодности к дальнейшему профессиональному обучению профессии
артист балета.
4. Требования к уровню усвоения курса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
В результате изучения курса дети должны иметь следующие знания, умения, навыки:
Знать правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с предметами и без
предметов.
Владеть навыками различных видов передвижений по залу и определѐнный «запас» движений
в общеобразовательных и танцевальных упражнениях.
Уметь передавать характер музыкального произведения в движении.
Владеть основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения.
Уметь исполнять ритмические упражнения, выполнять комплексы упражнений под музыку, а
также двигательные задания по танцевально-ритмической гимнастике.
Воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками, владеть корпусом во время
исполнения движений.
Ориентироваться в пространстве, уметь координировать свои движения.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Занятия по дисциплине ритмика проводятся в группах от 10 до 18 человек, под музыкальное
сопровождение.
1. Разделы курса
РАЗДЕЛ I. Начало урока.
РАЗДЕЛ II. Основы музыкальной грамоты.
РАЗДЕЛ III. Музыкально-ритмические упражнения.
РАЗДЕЛ IV. Танцевальные элементы, движения, этюды.
РАЗДЕЛ V. Музыкально-ритмические игры и творческая деятельность.
2. Темы и содержание курса
РАЗДЕЛ I. Начало урока.
1. Поклоны
2. Разминка: на месте выполнение движений под музыкальное сопровождение (топнем
ножкой, машем ручкой, поворот на месте); ходьба по залу (по кругу) танцевальный шаг, шаг на
высоких полупальцах, шаг с подъемом колен, снова танцевальный шаг. Музыка: 4/4 - 2/4 - 4/4.
РАЗДЕЛ II. Основы музыкальной грамоты.
Для детей от 6 до 7 лет:
1) Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие, средние и высокие).
2) Характер музыки (грустный, печальный и т.д., веселый, задорный и т.д.).
3) Музыкальный темп (быстрый, медленный, умеренный).
4) Динамические оттенки (громко, тихо).
5) Музыкальный размер (2/4, 3/4, 4/4).
РАЗДЕЛ III. Музыкально-ритмические упражнения.
1) Развитие музыкально-ритмической памяти посредством слушания и последующего
воспроизведения различных ритмических рисунков с помощью движений рук и ног (прохлопать,
протопать) или ударного музыкального инструмента (бубен, ложки и т.п.). Индивидуальные и
групповые задания.
2) Развитие выразительности и артистизма: передача характера музыки, ее настроения
посредством пластики и мимики. Индивидуальные и групповые задания.
3) Практические упражнения на воспроизведение в движении пройденного теоретического
материала по музыкальной грамоте: движения быстрые, медленные, умеренные; движения "тихие"
и "громкие"; движения только на сильную долю и др. по выбору преподавателя. Индивидуальные
и групповые задания.
РАЗДЕЛ IV. Танцевальные элементы, движения, этюды.
1) Позиции ног (VI позиция, свободная I позиция), понятие опорной и работающей ноги.
2) Положения рук (вниз, вверх, в стороны, на талии, за юбочку, в паре, на плечах своих или
партнера, за руки с партнером, за руки в группе, стоя или двигаясь в линии или в кругу). Понятие
"свободных" рук. Волнообразные движения рук.
3) Повороты и наклоны головы, повороты и наклоны корпуса, приседания, подъем на полупальцы,
отведение ноги в сторону и вперед, подъем вытянутого носка в колену опорной ноги ("флажок"),
прыжки (трамплинные, на одной ноге, "врозь-вместе").
4) Проучивание простых танцевальных элементов и движений: танцевальный шаг, танцевальный
бег, подскоки на месте и с продвижением, галоп. Координация движений в разных темпах
(например, ноги медленно, руки быстро и наоборот).
5) Упражнения на ориентировку в пространстве (распределение точек в танцевальном классе,
понятие "рисунок танца": линия (линии), колонна (колонны), шахматный порядок, круг,
полукруг).
6) Использование выученных элементов, движений и комбинаций при создании танцевальных
этюдов по выбору преподавателя.
РАЗДЕЛ V. Музыкально-ритмические игры и творческая деятельность.
1) Групповые музыкально-ритмические игры по выбору преподавателя.
2) Групповая и индивидуальная импровизация на заданную музыку на основе пройденного
материала с использованием собственной фантазии.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ
Занятия проводятся с сентября по май 3 раза в неделю (39 недели) длительностью 1,5
академических часа.
Количество уроков в учебном году - 117, количество часов - 527 академических.
Контрольных уроков - 2, количество часов - 2 академических.
Концертных выступлений - 2, количество часов -2 академических.
Итого: 531 академических часов.
№
1.
2.
3.
Наименование тем и разделов
Всего за
урок (мин.)
РАЗДЕЛ I. Начало урока.
10
1. Поклоны
2. Разминка: на месте выполнение движений под
музыкальное сопровождение (топнем ножкой,
машем ручкой, поворот на месте); ходьба по залу
(по кругу) танцевальный шаг, шаг на высоких
полупальцах, шаг с подъемом колен, снова
танцевальный шаг. Музыка: 4/4 - 2/4 - 4/4.
РАЗДЕЛ II. Основы музыкальной грамоты.
10
1) Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие,
средние и высокие).
2) Характер музыки (грустный, печальный и т.д.,
веселый, задорный и т.д.).
3) Музыкальный темп (быстрый, медленный,
умеренный).
4) Динамические оттенки (громко, тихо).
5) Музыкальный размер (2/4, 3/4, 4/4).
РАЗДЕЛ III. Музыкально-ритмические упражнения. 20
1) Развитие музыкально-ритмической памяти
посредством
слушания
и
последующего
воспроизведения различных ритмических рисунков
с помощью движений рук и ног (прохлопать,
протопать) или ударного музыкального инструмента
(бубен, ложки и т.п.). Индивидуальные и групповые
задания.
2) Развитие выразительности и артистизма: передача
характера музыки, ее настроения посредством
пластики и мимики. Индивидуальные и групповые
задания.
3) Практические упражнения на воспроизведение в
движении пройденного теоретического материала
по музыкальной грамоте: движения быстрые,
медленные, умеренные; движения "тихие" и
"громкие"; движения только на сильную долю и др.
За 1 год (1.5
часа)
60
100
150
Самосто
ятельная
работа
4.
5.
по выбору преподавателя. Индивидуальные и
групповые задания.
РАЗДЕЛ IV. Танцевальные элементы, движения, 30
этюды.
1) Позиции ног (VI позиция, свободная I позиция),
понятие опорной и работающей ноги.
2) Положения рук (вниз, вверх, в стороны, на талии,
за юбочку, в паре, на плечах своих или партнера, за
руки с партнером, за руки в группе, стоя или
двигаясь в линии или в кругу). Понятие "свободных"
рук. Волнообразные движения рук.
3) Повороты и наклоны головы, повороты и
наклоны корпуса,
приседания,
подъем
на
полупальцы, отведение ноги в сторону и вперед,
подъем вытянутого носка в колену опорной ноги
("флажок"), прыжки (трамплинные, на одной ноге,
"врозь-вместе").
4) Проучивание простых танцевальных элементов и
движений: танцевальный шаг, танцевальный бег,
подскоки на месте и с продвижением, галоп.
Координация движений в разных темпах (например,
ноги медленно, руки быстро и наоборот).
5) Упражнения на ориентировку в пространстве
(распределение точек в танцевальном классе,
понятие "рисунок танца": линия (линии), колонна
(колонны), шахматный порядок, круг, полукруг).
6) Использование выученных элементов, движений
и комбинаций при создании танцевальных этюдов
по выбору преподавателя.
РАЗДЕЛ V. Музыкально-ритмические игры и 20
творческая деятельность.
1) Групповые музыкально-ритмические игры по
выбору преподавателя.
2) Групповая и индивидуальная импровизация на
заданную музыку на основе пройденного материала
с использованием собственной фантазии.
Итого: 90 мин.
IV. ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Аттестация по дисциплине представляет собой:
1. Контрольный урок (I-е полугодие, февраль)
2. Контрольный урок (II-е полугодие, май - июнь)
3. Концертное выступление (II-е полугодие, июнь)
Критерии оценки качества усвоения программы
Оценка
Критерии оценивания
160
61
531 час
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)
Технически качественное и художественно-осмысленное исполнение,
отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.
Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами,
как в техническом, так и в художественном плане.
Наличие некоторых теоретических знаний с большим количеством
недочетов практики на данном этапе обучения, а именно:
неритмичность, немузыкальность, невыразительность, невладение
методикой исполнения изученных движений, слабая техническая
подготовка и т.п.
Невыполнение программных требований, большой комплекс
недостатков.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
1. Барышникова Т. Азбука хореографии, М.: Айрис Пресс, 1999
2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат, М.: ТЦ Сфера, 2009
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для
детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2, М., 1981
3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика, СПб, 2000
4. Ваганова А. Я. Основы классического танца, СПб., 2000
5. Васильева Т. К. Секрет танца, СПб.: Диамант, 1997
6. Воронина И. Историко-бытовой танец, М.: Искусство, 1980
7. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д», 2004
8. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы, М.: ВАКО, 2007
9. Добовчук С.В. Ритмическая гимнастика: учебное пособие, М.: МГИУ, 2008
10. Затямина Т.А., Стрепетова Л. В. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие, М.:
Издательство «Глобус», 2009
11. Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007
12. Игровые и рифмованные формы физических упражнений. Автор-составитель С.А. Авилова,
Т.В. Калинина, Волгоград: Учитель, 2008
13. Климов А. Основы русского народного танца, М.: Искусство, 1981
14. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: 1-4 классы, М.: ВАКО, 2009
15. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск
1. Издательство “Музыка”. М., 1972
16. Конорова Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2.
Издательство “Музыка”. М., 1973
17. Конорова Е.В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960
18. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных
классах. Выпуск 1. М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979
19. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебнометодическое пособие для педагогов, М., 2000
20. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987
21. Петрусинский В.В. Обучение, тренинг, досуг, М.: Новая школа, 1998
22. Программы для хореографических школ искусств. Составитель – Бахтов С.М., М.,1984
23. Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие, М., Гуманитарный
издательский центр «ВЛАДОС», 2008
24. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание, М.: Просвещение, 1989
25. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение, М.: Просвещение, 1972
26. Ткаченко Т.С. Народные танцы, М., 1975
27. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей:
учебно-методическое пособие, СПб.: Детство-пресс, 2001
28. Франио Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе, М., 1997
29. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей, М., 1989
30. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу, М., 2008
31. Школа танца для юных, СПб, 2003