ДОП Хореография 8-12 лет

Составлена на основе примерных программ:
ПРОЕКТ примерной программы ХОРЕОГРАФИЯ. Пятигорск 2020

Составитель: А.А. Малышева, преподаватель МБОУДО «Катайская ДШИ»

2

Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………….4
2. Формы и режим занятий...............................................................................8
3. Возрастные особенности обучающихся......................................................9
4. Формы контроля и планируемый результат.............................................. 9
5. Учебно-тематический план 1-го года обучения.......................................11
6. Содержание программы 1-го года обучения............................................12
7. Учебно-тематический план 2-го года обучения.......................................15
8. Содержание программы 2-го года обучения............................................16
9. Учебно-тематический план 3-го года обучения...................................... 19
10. Содержание программы 3-го года обучения..........................................20
11. Основные формы и методы работы.........................................................23
12. Условия реализации программы............................................................. 24
13. Список литературы для педагога............................................................ 26
14. Список литературы для обучающегося.................................................. 27

3

Пояснительная записка
Хореография - искусство синтетическое, в ней музыка живѐт в движении, приобретает
осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. В «век гиподинамии»,
когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или
просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно актуальными. Во-первых,
танец - это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость,
формирует фигуру. Во-вторых - искусство, развивающее художественное воображение,
ассоциативную память, творческие способности. Хореография является дополнительным
резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения
работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно,
одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
В результате анализа учебно-воспитательного процесса, после изучения потребностей
детей и родителей было выявлено, что за последние годы в нашем городе вырос интерес к
занятиям хореографией. Чему во многом способствует активная концертная деятельность
хореографического коллектива «Солнце».
Созданная нами структура ансамбля, а также программа поэтапного становления
профессиональной направленности детей на всех возрастных этапах, начиная с
дошкольного возраста и заканчивая выпуском, даѐт возможность обучающимся не только
развить свои творческие способности, но и приобрести конкретные умения и навыки в
области хореографического искусства.
Это часто приводит обучающихся к самоопределению в мире профессий. Данная
программа, являясь углубленной, работает на профессиональное самоопределение
выпускников.
Данная программа входит в интегрированный комплекс образовательной программы
коллектива «Солнце». Образовательная модель коллектива «Солнце» имеет следующую
структуру:
• подготовительные группы - это первый - подготовительный этап на пути овладения
умениями и навыками хореографического творчества. Пройдя его, воспитанники сдают
итоговый экзамен, по результатам которого переходят на следующую ступень.
• основные концертные группы - основной этап обучения, совершенствование умений
и навыков.
В нашем хореографическом коллективе разработана система комплексного
поэтапного обучения и развития детей, основанная на принципах непрерывного
образования.
Интегрированный комплекс образовательной программы включает в себя два этапа
обучения: По программе «Хореографическое творчество» для основных групп коллектива
«Солнце». Программа рассчитана на 3 года обучения детей 8-12 лет.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для приобщения к богатству танцевального
творчества и развития способности к культурно-личностному самоопределению.
4

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• Сформировать представление о специфике разнообразных жанров танцевального
искусства;
• Развить устойчивый интерес к изучению различных областей хореографического
искусства;
•
Сформировать навыки самостоятельной деятельности в освоении основ
танцевальной культуры;
• Развить навыки самостоятельной творческой деятельности к изучению;
• Развить индивидуальные способности к межличностному взаимодействию в
танцевальном коллективе.
Программа построена с учѐтом целостного подхода к педагогическому процессу,
предполагающему выделение следующих принципов обучения:
• Принцип гуманистической направленности, предполагающий
образовательно-воспитательной работы задачам формирования личности;

подчинение

• Принцип адекватности особенностям психического развития ребѐнка; предполагает
изучение педагогом психофизиологических возрастных особенностей детей; умение
педагога общаться с детьми на их уровне развития с небольшим опережением;
• Принцип дифференциации и индивидуального подхода; предполагает
дополнительные занятия с учѐтом уровня развития каждого ребѐнка; кроме того, при
осуществлении воспитательного процесса, он предполагает учѐт темперамента каждого
участника коллектива;
• Принцип последовательности и систематичности знаний, умений и навыков их
развития и совершенствования; предполагает чѐткое следование разработанной педагогом
экспериментальной программе;
• Принцип координации «педагог - воспитанник - семья» предполагает тесное
сотрудничество педагога с родителями обучающегося, где воспитанник выступает не
только в роли субъекта.
Программа разработана на основе собственной практической работы с обширным
контингентом обучающихся, разных по музыкальным и физическим данным, складу
психики и нервной системы, с учѐтом интересов ребят, их познавательной активности и
творческих возможностей. В отличие от большинства программ, эта программа позволяет
обучаться детям с любым уровнем исходных природных данных (наличие выворотности,
танцевального шага, пропорционального телосложения и. т. д.).
Представленная программа позволяет наиболее эффективно организовать учебный
процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми современной педагогикой. С
одной стороны, она должна способствовать подъѐму хореографической культуры и
отвечать запросам самых широких и различных слоѐв общества и различных социальных
групп.
5

С другой стороны - обеспечить совершенствование процесса развития и воспитания
наиболее способных детей.
Программа рассчитана на три года обучения, реализуется по двум уровням:
1 – базовый
1 год обучения - дети 8-13 лет - 216 ч. в год, 3 раза в неделю по 2 ч.
Цель базового уровня:
Способствование гармонизации развития и творческому самовыражению детей
посредством хореографии.
Задачи:
• Ознакомить детей с различными направлениями хореографического искусства;
• Развить коммуникативные способности;
• Выявить и развить природные задатки и способности детей, способствующие успеху
в освоении танцевальной культуры;
• Активизировать образное мышление и эмоциональную сферу ребѐнка.
2 - углубленный, креативный
2 год обучения - дети 9-14 лет - 216 ч. в год, 3 раза в неделю по 2 ч.
3 год обучения - дети 10-15 лет - 270 ч. в год, 3 раза в неделю по 2,5 ч.
Цель креативного уровня:
Формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей, путѐм
приобщения к богатству танцевальной культуры.
Задачи:
• Освоение способов и приѐмов, технологий творческого решения художественных
задач;
• Воспитать интерес к самостоятельному изучению истории танцев народов мира;
• Развитие интереса к профессиональной деятельности выдающихся танцоров;
• Развить способность к творческому самовыражению в творческом коллективе и
самостоятельной деятельности в освоении основ танцевальной культуры.

6

Формы и режим занятий
Для достижения поставленных целей и задач, основной формой учебной и
воспитательной работы является занятие с группой, планируя которое, педагог должен
ясно представлять себе его задачи, связь с другими занятиями.
Ни одно занятие нельзя мыслить как обособленное звено, в него всегда входит и
повторение пройденного, и новый материал, и перспектива связи с дальнейшими
заданиями.
На одном занятии могут сочетаться изучение элементов классического и народного
танцев и исполняться задания на импровизацию.
С особо одарѐнными детьми проводятся индивидуальные занятия, на которых педагог
разучивает сольные партии и номера, отличающиеся некоторой сложностью,
соответствующей уровню индивидуального развития и уровню техники исполнения
обучающегося.
Индивидуально с педагогом занимаются дети, которые менее интенсивно усваивают
новый материал. С этой категорией обучающихся дополнительно работают и солисты
ансамбля, выступая в роли педагога-репетитора.
Группы 1-го года обучения занимаются три раза в неделю по два часа, 2-го года три
раза в неделю по два часа, 3-го три раза в неделю по два с половиной часа.
Количество обучающихся в группах первого и второго года целесообразно в пределах
12-15 человек, третьего года 10-12 человек.
• Учебное занятие
• Зачѐт
• Экзамен
• Концерт
Учѐт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся на занятиях
хореографией:
Воспитанники в возрасте 6-10 лет располагают значительными резервами развития.
Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач. В этом возрасте
закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов:
восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Комплексный подход к
особенностям психофизического развития данной возрастной категории: высокому
уровню активности, повышенной работоспособности, быстрой утомляемости,
предусматривает частую смену деятельности с использованием элементов импровизации,
созданием ситуации игры.
В возрасте 11-15 лет активно идѐт процесс познавательного развития. Подростки и
юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и
самоанализом.
7

• Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей,
представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление
знаний о себе, о людях, об окружающем мире.
• Подростки могут длительное могут длительное время удерживать внимание, быть в
состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и
поддерживать довольно высокий темп работы.
• Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае
удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым, выполнить какую-либо
работу вполне самостоятельно.
• На занятиях хореографией этих ребят привлекает работа над техникой движений,
над определѐнной сложностью танцевального номера, примитив же действует
расхолаживающее.
Планируемый результат и способы
Итогом полугодия служит зачѐт - открытое занятие, либо выступление на концерте.
По окончании каждого года обучения проводится экзамен, для выявления результатов
реализации программы и отчѐтный концерт коллектива.
Планируемый результат:
• владение основами классического танца и знание основных правил исполнения
упражнений;
• умение исполнять танцы, построенные на движениях разных жанров, стилей
грамотно и выразительно;
• знание основных особенностей танцев народов мира;
• умение свободно импровизировать; знание основ теории хореографического
искусства, его направлений.
Основные показатели танцевальной культуры и эстетической воспитанности детей:
• музыкальность и выразительность;
• правдивость и искренность в передаче танцевального образа;
• благородство манеры исполнения; • осмысленное отношение к танцу как
художественному произведению;
• понимание единства формы и содержания танца;
• эмоциональное восприятие хореографического искусства;
• способность самостоятельно оценивать хореографическое произведение;
• наличие нравственной воспитанности выражающейся в поведении в коллективе, в
трудолюбии, взаимопомощи и доброжелательности.
8

Формы и методы выявления и анализа результатов:
• тесты, итоговые задания
• портфолио обучающегося по двум уровням, портфолио выпускника
1 год обучения
Учебно-тематический план
Тема
1.Теоретические сведения.
2.Партерная гимнастика и
ритмика
2.1. Ритмика.
2.2.Партерная гимнастика.
3. Классический танец.
3.1.Упражнения у палки.
3.2.Упражнения
на
середине зала
3.3.Закрепление
упражнений
4.Народносценический
танец.
4.1 Русский танец
4.2Патриотический танец
5.Импровизация
и
актѐрское мастерство.
6.История
хореографического
искусства.
7.Репетиции и постановка
танцев.
7.1.Постановка танцев.
7.2. Репетиции
8.Сценическая практика.
Итого.

Общее
количество часов
2

Теоретические
(час)
2

Практические (час)

12,5
17,5

2,5
2,5

10
15

23
22

3
2

20
20

20

-

20

22
17
6

2
2
-

20
15
6

4

4

-

20
20
30
216

20

20
20
30
196

-

Содержание программы.
1. Теоретические сведения. Введение в предмет.
Задачи 1-го года обучения. Правила поведения в коллективе. Права и обязанности
воспитанников. Техника безопасности.
2. Партерная гимнастика и ритмика

9

Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты, исполнение различных
ритмических рисунков. Базовые упражнения на полу, готовящие детей к более сложным
упражнениям у станка.
Разучивание разминки - разогрева. Упражнения развивающие силу ног, выворотность;
правильную осанку; гибкость; подвижность суставов.
Разучивание батман тандю, плие, ронд. Упражнения на развитие ориентации в
пространстве: построение в колонну по одному, по два, расход парами, четвѐрками,
построение в круг, движение по кругу.
3. Классический танец.
Основа тренажа, постановка рук корпуса и головы. Начало тренировки суставномышечного аппарата. Выработка выворотности, эластичности и крепости голеностопного,
коленного и тазобедренного суставов.
3.1.

Упражнения у палки:

Позиции рук, ног; постановка корпуса по 1,2,5 позициям; батман тандю в сторону,
вперѐд и назад из 1 -й позиции, лицом к станку, затем держась одной рукой за палку; деми
и гранд плие по 1,2,5-й позициям; пассе партер; деми ронд де жамб партер, положение
ноги на кудепье, батман тандю пурлепье, батман тандю сутеню, батман тандю жете.
3.2.

Упражнения на середине зала:

Разминка: шаг с носка, шаг на полупальцах, бег выбрасывая прямые ноги вперѐд и
назад, бег сгибая ноги, наклоны корпуса в стороны, вперѐд и назад, низкие выпады вперѐд
и в стороны.
Точки плана класса, эпальман;1-е пор де бра; постановка корпуса по 1-й позиции;
танцевальные движения.
4. Народно-сценический танец.
4.1. Русский народный танец. Русский народный танец - часть национальной
культуры русского народа.
В этот раздел входит знакомство с основными позициями и положениями рук и ног в
русском танце, развитие координации движений, во время исполнения простейших
элементов и движений на середине зала.
Лекция связи русского народного танца с песней, обычаями, обрядами, бытом,
разнообразии народных игр, хороводов, плясок. Русские праздничные костюмы, их связь с
бытом, танцами и природой. Традиции сложившиеся в исполнении русского народного
танца.
Изучение разминки в характере русского танца;
Разучивание характерных движений: гармошка, бег молоточками, переменный ход,
шаги с носка, с каблучка, «моталочки», «верѐвочки», припадание. Поворот на месте
«точка», бег в повороте, двигаясь по диагонали зала.
10

Сценические танцы: «Солнце встало высоко», «Коляда», «Лесной хоровод»
разучиваем любой на выбор педагога, в зависимости от возможностей обучающихся.
4.2. Патриотический танец.
Белорусский народный танец очень удобен для обучения детей по своему
лексическому материалу.
Беседа «Великая победа!».
Разучивание основных положений рук, элементов и движений танца, притопы
одинарные и тройные с наклоном, подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции,
тройные подскоки, подскоки с продвижением вперѐд и назад, выбрасывание ног на
каблук.
Разучивание танцевального этюда либо танца.
5. Импровизация и актѐрское мастерство.
Раздел, помогающий развить в воспитанниках: внимание, воображение,
ассоциативную память, чувство правды и навыки актѐрского мастерства. Игры
развивающие артистичность, наблюдение за походками людей и копирование пластикой,
пантомимические этюды на воображение «Во дворе», «Осень», «Домашние животные».
Этюды под музыку на заданную тему: «Новогодняя сказка» (используя выученные
движения изобразить Снеговика, Снегурочку, снежинку и.т.д.)
6. История хореографического искусства.
Происхождение танца и хореографии. Танец эпохи первобытно-общинного строя.
Танец в культуре древних цивилизаций.
Танцевальный фольклор. Народный танец - исток хореографической культуры
народов.
Бытовые танцы, салонные танцы, современные бальные танцы.
Беседа по книге А. Дешковой «Загадки Терпсихоры»; «Вступление в балет». М.
Тальони и первые пуанты; видеопросмотр отрывков балетных спектаклей.
7. Репетиции и постановка танцев.
7.1. Постановка танцев. Разучивание движений к танцу, постановка танцевального
номера: «Исповедь», «Ягодка-малинка», «Вальс-цветов» или других в зависимости от
фантазии педагога и возможностей ребят.
7.2. Репетиции.
Отработка готовых номеров в танцевальном зале и на сцене, подготовка к
концертным выступлениям.
8. Сценическая практика.
11

Неотъемлемая часть учебного процесса в подготовке юного артиста, развивающая его
смелость, выразительность и артистичность. Первые выступления для родителей.
По окончании 1-го года обучения воспитанники должны:
• знать основы музыкальной грамоты;
• уметь ориентироваться в пространстве;
• знать основные движения русского и белорусского танцев;
• уметь держать правильную осанку;
• уметь работать в группе.
2 год обучения.
Учебно-тематический план.
Тема
1.Теоретические сведения.
2.Партерная гимнастика и
ритмика
2.1. Ритмика.
2.2.Партерная гимнастика.
3. Классический танец.
3.1.Упражнения у палки.
3.2.Упражнения
на
середине зала
3.3.Закрепление
упражнений
4.Народносценический
танец.
4.1 Русский танец
4.2 Хоровод
5.Импровизация
и
актѐрское мастерство.
6.История
хореографического
искусства.
7.Репетиции и постановка
танцев.
7.1.Постановка танцев.
7.2. Репетиции
8.Сценическая практика.
Итого.

Общее
количество часов
2

Теоретические
(час)
2

Практические (час)

12,5
17,5

2,5
2,5

10
15

23
22

3
2

20
20

20

-

20

22
17
6

2
2
-

20
15
6

4

4

-

20
20
30
216

20

20
20
30
196

-

12

Содержание программы.
1. Теоретические сведения.
Задачи 2-го года обучения. Правила поведения в коллективе. Права и обязанности
воспитанников. Техника безопасности.
2. Партерная гимнастика и ритмика.
2.1 Ритмика. Определение и передача в движении: характера музыки, темпа,
метроритма, размеров 2/4; 3/4.
Упражнения на развитие ориентации в пространстве: положения в парах, свободное
размещение в зале с последующим возвращением в колонну, построение из круга в одну
шеренгу, в две, три, четыре.
Упражнения на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц: разведение
рук в стороны с напряжением; напряжение и расслабление мышц шеи; напряжение и
расслабление мышц плечевого пояса, корпуса.
2.2 Партерная гимнастика.
Разминка, повторение и закрепление упражнений 1 -го года обучения. Усложнение
выученного (ускорение темпа исполнения упражнений, добавление более сложных
элементов.). Большое количество упражнений развивающих гибкость.
3. Классический танец.
3.1 Упражнения у палки. Повторение и закрепление упражнений 1-го года обучения.
Простейшие комбинации упражнений, ускоренный темп исполнения.
Изучение батман фраппе, батман фондю, релевелян на 45 , батман тандю жете пике,
тан релеве партер, батман дубль фраппе, релеве на полупальцы, пти батман, перегибы
корпуса, гранд батман жете.
3.2 Упражнения на середине зала.
3-е пордебра; позы круазе, эфассе, экарте; батман тандю, плие, батман тандю жете,
ронд де жамб партер, батман фраппе, батман фондю, релевелян на 45; Прыжки соте,
шанжман де пье.
3.3 Закрепление упражнений.
Повторение и закрепление выученного, работа над техникой исполнения.
4. Народно-сценический танец.
4.1 Русский танец.

13

Продолжение разучивания элементов и движений русского танца. Особое внимание
уделяется движениям рук. На основе изученных элементов вводятся небольшие
танцевальные комбинации, что способствует развитию координации движений.
Основные движения русского танца: простой шаг назад, переменный тройной шаг,
переменный шаг с каблука, медленный русский ход, шаркающий шаг, припадание по 3-й
позиции, тройные переступания, мужской шаг с каблука, присядка вперѐд по 6-й позиции
с выносом ноги на каблук, «мячик» - с одинарным хлопком впереди, быстрый бег в
ритмическом разнообразии. Танцевальный этюд из выученных движений. Разучивание
танцев «Катюша» или «Кадриль» на выбор педагога, в зависимости от возможностей
обучающихся.
4.2 Хоровод.
Разучивание элементов и движений хороводного шага, спина, руки, плавность
выполнения танцевальных элементов. Разучивание хоровода «Метелица», «Веретенце»,
«Озера» на выбор педагога, в зависимости от возможностей обучающихся.
5. Импровизация и актѐрское мастерство.
Разучивание игры, развивающей умение импровизировать и работать в группе дружно
и сплочѐнно.
Продолжаем играть в игру, развивающую воображение ребят.
Пантомимические этюды на заданные темы, с использованием выученных движений
под музыку.
6. История хореографического искусства.
Первые балеты и их назначение. Ведущие хореографы. Единство в балетном
спектакле сценарной, музыкальной, сценографической и хореографической драматургии.
Термин - либретто. Изучение либретто известных балетов «Лебединое озеро»,
«Щелкунчик», «Жизель», «Дон Кихот».
Видеопросмотр балета «Дон Кихот» сравнение лексики балета с либретто, дискуссия
после просмотра.
7. Репетиции и постановка танцев.
Пополнение репертуара новыми постановками: «Озеро», «Исповедь», «Золотая
рыбка» - на выбор педагога, из перечисленных либо другими в зависимости от фантазии
педагога и возможностей детей.
8. Сценическая практика.
Выступления на различных сценических площадках города, применение умений и
навыков, полученных в коллективе, на практике.
По окончании 2-го года дети должны:
14

• уметь передавать в движении характер и темп музыки;
• уметь перестраиваться в простые рисунки танца (круг, линии, колонны);
• знать основные движения украинского и итальянского танцев;
• иметь правильную осанку;
• уметь правильно выполнять основные упражнения классического танца у палки.
3 год обучения.
Учебно-тематический план.
Тема

Общее
количество часов
.Теоретические 2

1
сведения.
2. Партерная гимнастика
3. Классический танец.
3.1. Упражнения у палки.
3.2.
Упражнения
на
середине зала
3.3.
Закрепление
упражнений
4.Народносценический
танец.
4.1 Итальянский танец
5. Современный танец
5.1 Джаз-танец
5.2 Модерн-танец
6.Импровизация
и
актѐрское мастерство.
7.
История
хореографического
искусства.
8. Репетиции и постановка
танцев.
8.1. Постановка танцев.
8.2. Репетиции
9. Сценическая практика.
Итого.

Теоретические
(час)
2

Практические (час)

20

-

20

20
20

2
2

18
18

20

-

20

20

2

18

30
30
4

5
5
-

25
25
4

4

4

-

30
30
40
270

22

30
30
40
248

-

\

15

Содержание программы.
1. Теоретические сведения. Задачи 3-го года обучения. Права и обязанности
воспитанников. Правила поведения в коллективе. Техника безопасности.
2. Партерная гимнастика.
Партерная гимнастика. Повторение выученного за 2-й год обучения, усложнение
упражнений. Разучивание новых упражнений, развивающих выворотность, танцевальный
шаг, гибкость, силу и выносливость; подвижность стоп, тазобедренного и голеностопного
суставов.
3. Классический танец.
3.1 Упражнения у палки.
Повторение и закрепление выученного за 2-й год обучения. Основные правила
движений у станка, координация рук, ног, головы в движении. Упражнения: ронд де жамб
анлер, батман релеве лян на 90, батман сутеню на 45, ронд де жамб партер на плие андеор
и андедан, гранд батман жете пике, батман девлоппе. Упражнения на полупальцах: пти
батман, батман фондю, батман фраппе и дубль фраппе.
3.2 Упражнения на середине зала.
Повторение и закрепление выученного за 2-й год обучения. Разучивание упражнений:
тан лие, 4-е и 5-е пор де бра. Позы классического танца на 45, а затем на 90 градусов:
аттитюды, арабески. Элементарное адажио, па-де-буре. Прыжки: па эшаппе на 2-ю
позицию, па ассамбле, па балансе, сиссон семпль, па жете. 3.3 Закрепление упражнений.
Повторение и закрепление упражнений, работа над техникой.
4. Народно-сценический танец.
4.1 Итальянский танец. Изучение итальянского сценического танца строится на
движениях «Тарантеллы», которая обрела определѐнную форму, и в то же время довольно
близка к народной. Исполнение этого танца требует высокой техники, яркой
выразительности корпуса, чѐткой координации движений.
Элементы и движения танца «Тарантелла»: положения рук и ног, движения с
тамбурином; шаг с ударом носка по полу, с одновременным подскоком на опорной ноге
на месте и с продвижением назад, бег на месте с продвижением вперѐд, перескоки с ноги
на ногу, шаг с подскоком и одновременным броском и сгибанием ноги в колене, подскоки
в полуприседании на полупальцах по 3-й позиции на месте и в повороте, соскок двумя
ногами во вторую позицию с подниманием ноги перед собой накрест другой, маленькие
броски с поочерѐдными ударами носком и каблуком по полу.
Разучив движения, комбинируем их и составляем этюд или танцевальный номер.
5. Современный танец.
5.1 Основы джаз-танца.

16

Владение техникой джазового танца позволяет глубже выражать эмоциональные и
социальные переживания, использовать в танце естественные движения человека.
Партер-джаз. Проработка на полу всех основных положений ног и корпуса.
Закрепление мышечных ощущений, не свойственных при исполнении классического и
народного танцев. Положение контракции и релаксации в положении лѐжа и сидя,
маленькие мостики и разножки. Сокращения и круговая работа стоп по 6-й и 5-й
позициям. Растяжки лѐжа и сидя.
5.2 Модерн танец.
Развѐрнутая разминка у палки на материале танца модерн : батман тандю, плие, жете,
ронд, адажио, гранд жете (простейшие комбинации).
Разучивание различных танцевальных комбинаций на середине зала. Импровизация
под музыку используя технику release, создание определѐнного образа.
6. Импровизация и актѐрское мастерство.
Упражнения на развитие художественно-творческих способностей: «ветерок и ветер»,
«клоуны», «жонглѐры», «кузнецы». Танцевальные импровизации на музыку выбранную
педагогом. Сочинение этюдов под музыку на темы: «под дождѐм», «трусливый заяц», «на
речке» и. т. д.
7. История хореографического искусства.
Танец и пантомима. Виды современного сценического танца: классический, народносценический, историко-бытовой, эстрадный, свободная пластика и. т. д.
Развитие танца от фольклора к современной пластике. Просмотр видеоматериалов и
обсуждение.
Новые течения в хореографии. «Шоу Ривер данс» - просмотр видеоматериала.
8. Репетиции и постановка танцев.
Пополнение концертного репертуара группы новыми постановками: «Золотая
ярмарка», «Рок-н-ролл», «Вальс Победы», «Современный ритм» и др. Работа над
техникой исполнения номеров в танцзале и на сценической площадке.
9. Сценическая практика.
Применение полученных знаний умений и навыков на практике. Привитие
сценической культуры (внешний вид, поведение на сцене и за кулисами). Развитие
«сценической» смелости.
По окончании 3-го года дети должны:
• уметь определять структуру музыкального произведения;
• уметь ориентироваться в пространстве перестраиваться в любые рисунки;
17

• владеть методикой исполнения упражнений классического танца у станка и на
середине зала;
• знать и уметь исполнять движения немецкого и греческого танца, имея
представление о характере и манере исполнения данных танцев;
• знать основы овладения техникой джаз-танца;
• владеть культурой движения рук;
• иметь представление о выразительных средствах хореографии;
• знать происхождение изучаемых танцев.
Методическое обеспечение программы
Основные формы и методы работы
Основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:
• метод сенсорного восприятия- просмотры видеофильмов о балетных школах,
прослушивание аудиозаписей.
• словесный метод - рассказ нового материала; беседа о коллективе, выпускниках и. т.
д.; дискуссия о прошедшем выступлении на концерте.
• наглядный метод- личный пример педагога, так как невозможно объяснить словами
движение, не показав его правильного исполнения, а так же видеопросмотр выступлений
профессиональных коллективов
• практический метод - самый важный, это работа у станка, тренировка упражнений
на середине зала, репетиции. • метод стимулирования деятельности и поведения соревнование, поощрение, создание ситуации успеха.
Основная форма занятия - групповая. Чаще всего это комплексное занятие
включающее в себя изучение нового материала, повторение пройденного, а так же
творческие задания по актѐрскому мастерству и импровизации.
Процесс обучения строится на 3-х основных этапах усвоения учебного материала:
• Ознакомление. Объяснение правил изучаемого упражнения, либо рассказ о сюжете
нового танца; затем демонстрация упражнения, либо движения в правильном исполнении.
• Тренировка. Процесс самостоятельного осмысления движения или упражнения
ребѐнком, затем работа над техникой исполнения и работа над синхронностью
исполнения движений всеми участниками группы.
• Применение. Использование полученных знаний, умений и навыков, участие в
конкурсах и фестивалях, выступление на концертах.
Типы учебных занятий в хореографическом коллективе
18

• Усвоение новых знаний - теоретическая часть занятия, практическое занятие,
занятие-беседа, занятие-лекция, занятие-экскурсия, занятиеигра.
• Применение усвоенных знаний - практическое занятие, занятие-игра, репетиция,
импровизация, концерт.
• Для выявления результатов реализации программы использую такие формы
промежуточной и итоговой аттестации: зачѐт - открытое занятие, экзамен, отчѐтный
концерт коллектива.
Зачѐт и экзамен проходят в форме «класс - концерта», на котором присутствуют
родители детей, воспитанники других групп и все желающие. Творческий рост моих
воспитанников отражается в успешных выступлениях на фестивалях и конкурсах.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
• Наличие оборудованного зала для занятий. В зале должны быть: зеркала, станок,
палас, аудио и видеоаппаратура.
• Наличие у детей специальной формы для занятий ( у мальчиков шорты и футболка, у
девочек купальник-трико, либо купальник для занятий и юбочка).
• Музыкальное сопровождение (наличие аудиозаписей, кассеты, диски)
• Наличие сценических костюмов для концертных номеров.
Программно-методическое обеспечение
• Методические разработки, литература по хореографическому искусству;
• Литература по педагогике и психологии;
• Методические видеоматериалы различных направлений хореографии.
• Видеозаписи балетных спектаклей и выступлений профессиональных коллективов
народного танца и современной хореографии.

19

Список литературы для педагога:
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983.
2. Богаткова Л. Хоровод друзей. - М.: Детгиз, 1957.
3. Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического
и нравственного воспитания. - М., 1986.
4. Ваганова А. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 1960.
5. Ванслов В. Балеты Г ригоровича и проблемы хореографии.-М.: Искусство, 1968.
6. Г олейзовский К. Образы русской народной хореографии.- М.: Искусство, 1964.
7. Давыдов В. Проблемы развивающего обучения.- М., 2004.
8. Жданов Л. Вступление в балет.- М.: Планета, 1986.
9. Захаров В. Радуга русского танца.- М.: Сов. Россия, 1986.
10. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981.
11. Конен В. Рождение джаза.- М., 1984.
12. Королѐва Э., Курбет В., Мардарь М. Молдавский народный танец.- М.: Искусство,
1984.
13. Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- Л.: Искусство, 1981.
14. Кристи Г. Основы актѐрского мастерства.- М.: Советская Россия, 1970.
15. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.
16. Пасютинская В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1985.
17. Прибылов Г. Методические рекомендации и программа по классическому танцу
для самодеятельных коллективов.- М., 1984.
18. Ромм В. Большой театр Сибири.- Новосибирск, 1990.
19. Смирнов И. Искусство балетмейстера.- М.: Просвещение, 1986.
20. Ткаченко Т. Народные танцы.- М.: Искусство, 1975.
21. Устинова Т. Избранные русские народные танцы. - М.: Искусство, 1996.
22. Чижова А. Берѐзка.- М.: Советская Россия, 1972.
23. Шишкина-Фишер Е. Немецкие народные календарные обряды обычаи танцы и
песни.- М.: Готика, 2000.
20

24. Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления урока классического танца.М.: Искусство, 1968.
Список литературы для обучающихся:
1. Дешкова И. Загадки Терпсихоры.- М.: Детская литература, 1989.
2. Жданов Л. Вступление в балет.- М.: Планета, 1986.
3. Пасютинкая В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1986.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».