Составлена на основе:
Проекта примерной программы по учебному предмету
ПО.02.УП.01. Сольфеджио. Москва 2012
Разработчик: Л.Я.Блохина, преподаватель МБОУДО «КатайскаяШИ»
Рецензент:Яготина И.В., преподаватель МБОУДО «КатайскаяШИ»
Содержание
1.
Пояснительная записка……………………………………………..стр.4
2.
Содержание учебного предмета……………………………………стр.9
3.
Требования к уровню подготовки обучающихся ……...................стр.27
4.
Формы и методы контроля, система оценок………………………стр. 29
5.
Методическое обеспечение учебного процесса…………………...стр.44
6.
Список рекомендуемой литературы……………………………….стр.44
2
1. Пояснительная записка
1)Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
музыкального искусства «Народные инструменты».
Предмет «Сольфеджио» является одной из обязательных дисциплин в
учебных планах детских школах искусств, реализующих программы
предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие
музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению
творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами
музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют
расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса,
пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания, формируемые умения и навыки
3
должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в
изучении других учебных предметов дополнительных
предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
2)Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших
в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести до девяти
лет, составляет 5 лет.Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио»
для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного
общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
3) Объем учебного времени
Нормативный срок обучения – 5 (6) лет
Классы
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные занятия
1–5
412,5
247,5
165
6
82,5
49,5
33
4) Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Реализация учебного плана по предмету «Сольфеджио» проводится в форме
мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Рекомендуемая продолжительность урока– 40 минут.
5) Цели и задачи предмета «Сольфеджио»
Цель предмета «Сольфеджио» не противоречит общим целям
образовательной программы и заключается в следующем:
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе
приобретенных знаний, умений и навыков в области теории музыки,
Выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка
их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Программа направлена на решение следующих задач:
Формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на
развитие у обучающихся музыкального слуха и памяти, чувства метроритма,
музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса,
формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной
музыкальной терминологией;
Формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным
материалом;
Формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к
продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению
в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
4
образовательные программы в области искусств.
Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается
проведение новых форм:
Интегрированный урок (сольфеджио + музыкальная литература,
сольфеджио + хор);
Открытые уроки с присутствием родителей;
Зачет по накопленным творческим навыкам;
Контрольный урок-эстафета в младших классах;
Урок – путешествие;
Урок – состязание;
Конкурсы, викторины, познавательные игры по сольфеджио.
Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания,
умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает
настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как
качество личности.
Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны
быть небольшими по объѐму и доступными по трудности.
Младшие классы:
Задания на сольфеджирование;
Пение интонационных упражнений;
Выполнение ритмических упражнений;
Транспонирование;
Подбор мелодии и аккомпанемента, досочинение мелодий на заданный ритм
(и другие творческие задания);
Анализ произведений (в том числе исполняемых в классе на инструменте).
6) Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
Словесный
Наглядный (использование пособий «Столбица», «Музыкальное лото»,
дидактические карточки, ритмо – карточки, таблицы аккордов и интервалов,
принадлежности для дидактических игр)
Проблемно – поисковый
Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических
игр)
Научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального
опроса)
Оснащение занятий
В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с
римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая
строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и
аккордов. Для учащихся старших классов применяются плакаты с
информацией по основным теоретическим сведениям. В кабинете оформлен
стенд с основными теоретическими понятиями.
Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для
5
воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального
фрагмента для слухового анализа и т. д.
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих
методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования,
сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.
7) Отличительные особенности программы
Данная программа представляет собой курс «Сольфеджио»,
ориентированный на контингент обучающихся и особенности
образовательного процесса в условиях ШИ города Катайска.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает
примерное распределение учебных часов по разделам курса и
рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с
учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием
всех компонентов музыкальности: музыкального слуха (мелодического,
гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти,
воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического
вкуса. Музыкальные способности детей тесно связаны с общими свойствами
(способностями) личности, такими, как внимание, память, восприятие,
мышление, речь, воображение, которые в результате обучения и воспитания
дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения одного
специального вида деятельности. Все музыкальные способности связаны
между собой и развитие одной из них так или иначе может влиять на
развитие других.
Также для реализации данной программы, на уроках используются
мультимедийные презентации, в целях развития эмоциональной
отзывчивости детей.
6
2. Содержание учебного предмета
Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами,
поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого
мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том
числе, анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми
для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и
ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, оркестровый класс и
другие).
7
Учебно-тематический план
№ Наименование темы
п/п
Теория Прак- Всего
тика
1 класс
1.
Скрипичный и басовый ключи
1
1
2
2.
Гамма. Ступени.
1
1
2
3.
Устойчивые звуки, вводные звуки
1
1
2
4.
Строение мажора и минора
1
2
3
5.
Тон и полутон
1
2
3
6.
Метр. Размер. Затакт.
1
1
3
7.
Параллельные и одноименные тональности
2
1
3
8.
Ритмические группы с
1
1
2
9.
Динамические оттенки
1
1
2
10.
Тональности: До, Соль, Ре, Фа мажор
1
1
2
11.
Музыкальные жанры
1
1
2
12.
Паузы
1
1
2
13.
Интервалы
2
1
2
14.
Транспонирование
0,5
0,5
1
15.
Секвенция
0,5
0,5
1
16.
Трезвучие
0,5
1,5
1
Всего за первый класс:
33 ч.
8
2 класс
№ Наименование темы
п/п
1.
Строение мелодии. Интервалы (повторение)
Теория Прак- Всего
тика
1
1
2
2.
Ритмические группы
1
1
2
3.
Виды минора
1
1
2
4.
Размер 4/4
1
1
2
5.
Остинато
1
1
2
6.
Рондо
1
1
2
7.
Переменный размер
1
1
2
8.
Тональности: Fdur, Gdur, Ddur, emoll, dmoll,
hmoll, gmoll, cmoll, Bdur, Esdur.
2
2
4
9.
Виды трезвучий и их обращения
2
2
4
10.
Размер 3/8
1
2
3
11.
Порядок знаков альтерации
1
1
2
12.
Главные ступени и их трезвучия
0,5
0,5
1
13.
Квинтовый круг
1
1
2
14.
Тритоны
1
1
2
15.
Септаккорды
0,5
0,5
1
Всего за второй класс:
33 ч.
9
3 класс
№ Наименование темы
п/п
1.
Квинтовый круг. Строение мелодии.
Виды трезвучий. Интервалы. Знаки
(повторение)
2.
Устойчивые и неустойчивые интервалы
Теория Прак- Всего
тика
1
1
2
1
1
2
3.
Гармонические обороты
1
1
2
4.
Пунктирный ритм
1
1
2
5.
Энгармонизм
1
1
2
6.
ТональностиAdur, fismoll
1
1
2
7.
Увеличенная кварта и уменьшенная квинта
1
1
2
8.
Размер 6/8
1
1
2
9.
Гармонический мажор
1
1
2
10.
Характерные интервалы
1
1
2
11.
Септаккорд и его обращения.
Доминантсептаккорд.
2
1
3
12.
Синкопа
1
1
2
13.
Триоль
1
1
2
14.
Хроматизм
1
1
2
15.
Модуляция и отклонение
1
1
2
16.
Вводные септаккорды
1
1
2
Всего за третий класс:
33 ч.
10
4 класс
№ Наименование темы
п/п
1.
Трезвучия с обращениями. Гармонический
мажор. Ритмические группы. Размер 6/8.
Тритолы (повторение). Интервалы.
Септаккорды.
2.
Ритм
Теория Прак- Всего
тика
3
3
6
1
1
2
3.
Гаммы с 5-ю знаками
1
1
2
4.
Хроматические вспомогательные и
проходящие звуки
1
1
2
5.
Буквенные обозначения звуков и
тональностей
1
1
2
6.
Пентатоника
2
2
4
7.
Полная группа характерных интервалов
2
2
4
8.
Прерванный оборот
1
2
3
9.
Полная и половинная каденции
1
1
2
10.
Модуляция в параллельную и доминантовую
тональности
2
2
4
Обращения и разрешения увеличенного и
уменьшенного трезвучий.
1
1
2
11.
Всего за четвертый класс:
33 ч.
11
5 класс
№ Наименование темы
п/п
1.
Аккорды и интервалы в тональности и от
звука. Вводные септаккорды. Все
характерные интервалы (повторение).
Теория Прак- Всего
тика
2
2
4
2.
Размеры 6\4 и 3\2.
2
2
4
3.
Смешанные размеры
2
1
3
4.
Вспомогательный и проходящий
гармонические обороты
2
2
4
5.
Альтерация и хроматизм
1
1
2
6.
Тональности до 7 знаков
1
2
3
7.
Модуляция и отклонение
2
1
3
8.
Лады народной музыки
3
2
5
9.
Полифонический и гомофонногармонический склады
1
1
2
10.
Ритмические группы с лигами в размере 6\8 и
3\8
2
1
3
Всего за пятый класс:
33 ч.
12
Содержание курса
1 класс
1. Скрипичный и басовый ключи – 5 часов.
Местоположение нот в ключах, особенности их записи, определение нот.
2. Гамма. Ступени.
Определение гаммы, обозначение ступеней.
3. Устойчивые звуки, вводные звуки – 4 часа.
Различие ступеней по их устойчивости в ладу. Тоника в окружении вводных
звуков.
4. Строение мажора и минора – 5 часов.
Правила строения мажорных и минорных гамм.
5. Тон и полутон.
Строение фортепианной клавиатуры. Навыки нахождения тонов и
полутонов.
6. Метр.Размер – 4 часа.
Правила записи размера. Особенности и выразительные возможности.
7. Параллельные и одноименные тональности – 4 часа.
Определение в сочинениях. Творческие задания.
8. Ритмические группы - 4 часа.
Сольмизация. Чтение нот с листа. Ритмические карточки.
9. Динамические оттенки – 3 часа.
Художественное значение оттенков в музыке. Зрительный и слуховой
анализ.
10.Тональности – 4 часа.
Сольфеджирование. Чтение нот с листа. Интонационные упражнения.
Диктанты.
11.Музыкальные жанры – 5 часов.
Знакомство с пьесами в различных жанрах. Слуховой анализ. Ритмические
вариации в жанрах.
12.Паузы – 5 часов.
13
Знакомство с обозначением пауз. Упражнения. Чтение нот с листа.
Диктанты.
13.Интервалы – 5 часов.
Понятие об интервалах. Интервалы в мелодиях. Консонансы и диссонансы.
Творческие работы.
14.Транспонирование – 4 часа.
Применение транспонирования. Звуки мелодии - ступени.
15.Секвенция – 4 часа.
Секвенция как прием мелодического развития. Упражнения. Творческие
работы. Диктанты.
16.Трезвучия – 3 часа.
Определение. Построение, слуховой анализ. Импровизация, сочинения.
Вокально-интонационные навыки
Навыки певческой культуры: певческое дыхание, положение корпуса,
четкость согласных, пение по жесту педагога.
Пение тонического трезвучия в мажорных и минорных тональностях в
прямом и ломаном движении.
Пение хроматической гаммы, изучаемых гамм. Пение
последовательностей ступеней. Сольмизация и сольфеджирование с
тактированием. Пение интервалов от звуков и в тональностях.
Воспитание творческих навыков
Допевание мелодий. Сочинение на стихи мелодий в разных
тональностях, на предложенный ритмический рисунок. Импровизация по
столбице с переходом в параллельную тональность. Сочинение
ритмического аккомпанемента.
Сольфеджирование
Пение по нотам несложных песен в изучаемых тональностях. Пение
упражнений и примеров в разных размерах с тактированием. Пение мелодий
с паузами, плавным мелодическим движением и скачками на отдельные
интервалы.
Мелодии, содержащие ритмические группы из известных ученикам
длительностей.
Пение примеров в параллельных и одноименных тональностях.
14
Развитие чувства метроритма
Ритмослоги для обозначения длительностей. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Пение с условными движениями, обозначающими длительности. Пение
ритмизованных гамм. Работа с ритмическими карточками.
Ритмический аккомпанемент. Сольмизация примеров.
Ритмическое остинато.
Анализ на слух
Определение характера произведений, жанровых, ладовых особенностей,
метра. Определение характера движения в мелодиях. Определение фраз и
предложений в мелодиях.
Определение устойчивых и неустойчивых ступеней, секвентности.
Определение интервалов. Определение движения мелодии по трезвучию.
Диктант.
Развитие ритмической и интонационной памяти. Диктанты устные –
минутки и письменные в объеме четырех тактов.
Диктанты в размерах 2/4 и 3/4, с паузами, содержащими затакт.
2 класс
1. Строение мелодии. Интервалы – 4 часа.
Определение зрительное и слуховое структурных особенностей в мелодии,
интервалов.
2. Ритмические группы – 4 часа.
Применение данных ритмических групп в разучиваемых упражнениях, при
чтении нот с листа, в диктантах, творческих работах.
3. Виды минора – 4 часа.
Понятие о видах минора. Письменные упражнения. Определение их на слух
в гаммах, в примерах для сольфеджирования и чтении нот с листа.
4. Размер 4\4 – 3 часа.
Тактирование. Применение размера в произведениях. Творческие работы.
5. Остинато – 3 часа.
Закрепление этого понятия в работах по сочинению ритмического
аккомпанемента.
6. Рондо – 5 часов.
Понятие об этой форме. Слуховое восприятие. Сочинение ритмического и
мелодического рондо.
15
7.Переменный размер – 3 часа.
Применение этого размера в народной песне. Тактирование музыкальных
примеров. Пение с дирижированием. Сочинение на стихи.
8.Тональности – 7 часов.
Сольфеджирование, чтение нот с листа. Сочинение мелодий. Пение
ступеневых «дорожек». Диктанты.
9.Виды трезвучий, их обращения – 12 часов.
Понятия о видах трезвучий и их обращениях. Практическая работа:
построение, игра, пение аккордов, слуховой анализ.
10. Размер 3\8 – 4 часа.
Правила группировки и тактирования. Творческие работы.
Сольфеджирование.
11. Порядок знаков альтерации – 4 часа.
Правила появления диезов и бемолей, определение по знакам тональностей
и в тональностях знаков, и их запись.
12. Главные ступени и их трезвучия – 2 часа.
Названия трезвучий, нахождение их в тональностях.
13. Квинтовый круг – 5 часов.
Понятие о квинтовом круге. Игра звукорядов, называя знаки. Упражнения.
14. Тритоны – 5 часов.
Построение тритонов от звуков, способы их разрешения.
15. Септаккорды – 3 часа.
Понятие септаккорда, их названия. Строение.
Вокально-интонационные навыки
Пение звукорядов мажорных и минорных гамм (три вида). Пение
интервалов в мелодическом и гармоническом звучании в тональностях и от
звуков.
Пение ступеневых «дорожек» в изучаемых тональностях.
Пение видов трезвучий и их обращений, главных ступеней и их
трезвучий в тональностях. Пение тритонов с разрешением.
16
Воспитание творческих навыков
Сочинение ритмического остинато, примеров с изучаемыми
ритмическими группами. Жанровые ритмические вариации. Подбор баса и
аккордов к мелодиям. Сочинение мелодий в переменном размере, сочинение
ритмического и мелодического рондо.
Сольфеджирование
Пение по фразам с тактированием. Пение в размере 3\8. Пение
простейшего двухголосия. Транспонирование мелодий. Пение примеров в
переменном размере. Пение мелодий в разных видах минора.
Развитие чувства метроритма
Примеры на группировку длительностей. Повторение ритмического
рисунка мелодии на ритмические слоги, методом сольмизации. Работа с
ритмическими карточками. Ритмический аккомпанемент.
Анализ на слух
Определение характера, жанровых особенностей сочинений.
Определение простейших гармонических оборотов, лада, структуры
строения мелодий, оттенков, размера, ритмических особенностей.
Определение ступеней. Определение интервалов, пройденных аккордов.
Диктант
Ритмические и интонационные диктанты в пройденных размерах с
предварительным анализом.
3 класс
1. Квинтовый круг. Строение мелодии. Виды трезвучий. Интервалы.
Знаки – 4 часа.
Письменные работы. Игра на фортепиано. Слуховое восприятие.
2. Устойчивые и не устойчивые интервалы – 3 часа.
Особенности восприятия и интонирования интервалов на ступенях
тональностей.
3. Гармонические обороты – 5 часов.
Представление о плавном соединении аккордов. Понятие о видах оборотов.
17
4. Пунктирный ритм – 4 часа.
Применение данного ритма в произведениях определенных жанров.
Упражнения с тактированием. Творческие работы.
5. Энгармонизм – 4 часа.
Понятие термина относительно звуков интервалов, тональностей.
6. ТональностиAdur, fismoll – 3 часа.
Примеры мелодий, интонационные упражнения, творческие работы.
7. Увеличенная кварта и уменьшенная квинта - 3 часа.
Тритоны на ступенях мажора и минора.
8. Размер 6\8 – 5 часов.
Художественная особенность данного размера, его жанровая характерность.
Группировка в размере.
9. Гармонический мажор – 4 часа.
Особенности звучания примеров в этом ладу. Примеры в музыкальных
произведениях и примерах для сольфеджирования.
10.Характерные интервалы – 5 часов.
Увеличенные и уменьшенные интервалы с использованием измененных
ступеней в гармонических видах ладов.
11.Септаккорд, и его обращения. Д 7 – 9 часов.
Строение, название септаккордов. Особенности строения Д 7.
12. Синкопа – 3 часа.
Понятие о синкопе, ее художественном значении. Ритмические и
мелодические примеры.
13.Триоль – 4 часа.
Понятие о триоли, ее применение, слуховое восприятие. Пение примеров.
14.Хроматизм – 4 часа.
Виды хроматизма. Пение упражнений, диктанты.
15. Модуляция и отклонения – 4 часа.
Особенности этих понятий. Зрительный и слуховой анализ. Диктанты,
упражнения.
16.Вводные септаккорды – 4 часа.
Построение аккордов в мажорных и минорных тональностях, слуховое
восприятие.
18
Вокально-интонационные навыки
Пение гамм, ступеней, интервалов, видов трезвучий и их обращений.
Пение главных трезвучий в тональностях.
Пение септаккордов, Д 7 с обращениями. Пение тритонов в тональностях.
Пение в параллельно – переменном ладу. Пение примеров с пунктирным
ритмом.
Воспитание творческих навыков
Сочинение ритмических групп в пройденных размерах. Жанровые
ритмические вариации. Подбор сопровождения к мелодиям. Сочинение
мелодий в форме периода с хроматическими звуками, содержащих
отклонения или модуляции.
Сочинение мелодий с пунктирным, триольным, синкопированным ритмом.
Сочинение мелодий с движением по звукам доминантсептаккорда.
Сольфеджирование
Разучивание и пение с листа мелодий, содержащих изучаемые
ритмические группы, в размере 6\8, с модуляцией или отклонением.
Пение упражнений, содержащие характерные интервалы, тональных и
хроматических секвенций.
Разучивание мелодий с движением по аккордовым звукам.
Развитие чувства метроритма.
Освоение особенностей чтения нот в размере 6\8 с дирижированием,
правильной записи ритмического рисунка. Ритмические каноны, партитуры.
Слуховой анализ
Определение на слух звукорядов различных видов мажора и минора.
Определение модуляций и отклонений. Определение аккордов и их
обращений, интервалов, ступеней. Определение ритмических особенностей.
Диктант
Движение мелодии по звукам аккордов. Мелодии в размере 6\8.
Мелодии, содержащие изучаемые ритмические группы и элементы
хроматизма.
19
4 класс
1. Повторение пройденного материала – 8 часов.
Слуховой и зрительный анализ. Упражнения и примеры мелодий для чтения
с листа и диктантов.
2. Ритм – 4 часа.
Освоение данного ритма при разучивании мелодий, зрительном и слуховом
восприятии. Тактирование. Сочинение мелодий.
3. Гаммы с 5 знаками – 5 часов.
Ступени, интервалы, виды ладов, аккорды, аккордовые последовательности
в тональностях.
4. Хроматические вспомогательные и проходящие звуки – 6 часов.
Анализ в изучаемых примерах для сольфеджирования, при чтении с листа.
Применение их в диктантах и сочинениях.
5. Буквенные обозначения звуков и тональностей – 4 часа.
Ознакомление с буквенными обозначениями и использование их в работе.
6. Пентатоника – 5 часов.
Особенности ладов, их разновидности. Сольфеджирование, чтение с листа,
игра звукорядов, сочинения.
7. Полная группа характерных интервалов -7 часов.
Построение их в пройденных тональностях, пение с разрешением,
определение на слух.
8. Прерванный оборот – 3 часа.
Понятие об обороте. Игра гармонических оборотов, определение их на слух.
9. Полная и половинная каденции – 8 часов.
Зрительный и слуховой анализ музыкальных примеров. Игра оборотов.
10. Модуляция в параллельную и доминантовую тональности – 11
часов.
Зрительный и слуховой анализ, Сольфеджирование, чтение с листа.
Мелодии для записи диктантов.
11. Обращения и разрешения увеличенных и уменьшенных
трезвучий– 7 часов.
Письменные упражнения, игра аккордов, слуховой анализ.
20
Вокально-интонационные навыки
Пение звукорядов изученных ладов, характерных интервалов в
тональностях, септаккордов с обращениями.
Пение увеличенного и уменьшенного трезвучий с обращениями. Пение
секвенций с хроматическими звуками, ритмизованных гамм с
тактированием.
Творческие навыки
Сочинение ритмических партитур. Сочинение мелодий с
хроматическими звуками. Сочинение мелодий в мажорной и минорной
пентатонике. Сочинение мелодий, включающих отклонение или модуляцию.
Сольфеджирование
Пение упражнений в пройденных тональностях, содержащие ритм
и другие ритмы.
Пение мелодий в мажорной и минорной пентатонике. Разучивание мелодий
и чтение нот с листа мелодий, содержащих хроматизмы, отклонение или
модуляцию.
Развитие чувства метроритма
Ритмические упражнения, сольмизация с тактированием.
Ритмический аккомпанемент.
Анализ на слух
Анализ на слух пройденных интервалов, аккордов, гармонических
последовательностей, видов ладов, размеров. Определение отклонений и
модуляций, гармонических оборотов, каденций.
Диктанты
Мелодии в изученных ладах с элементами хроматизма, содержащие
характерные интервалы. Двухголосные диктанты.
21
5 класс
1. Аккорды и интервалы от звуков и в тональности. Вводные
септаккорды – 12 часов.
Упражнения на построение, игра секвенций. Слуховые задания.
2. Размеры 6\4, 3\2 – 5 часов.
Разучивание примеров и чтение с листа. Дирижирование. Слуховой анализ.
3. Смешанные размеры – 5 часов.
Знакомство с произведениями в этих размерах. Особенности
дирижирования. Разучивание примеров, чтение с листа.
4. Вспомогательный и проходящий гармонический обороты – 4
часа.
Понятие об оборотах. Игра на фортепиано. Зрительный и слуховой анализ.
Пение аккордов.
5. Альтерация и хроматизм – 6 часов.
Отличительные особенности этих понятий. Сольфеджирование упражнений.
Диктанты.
6. Тональности до 7 знаков – 8 часов.
Знакомство с произведениями, мелодиями во всех тональностях. Ступени,
интервалы и аккорды в них.
7. Модуляция и отклонения во II, III, VI ступени – 9 часов.
Примеры на модуляцию и отклонение для сольфеджирования и чтения с
листа. Диктанты. Слуховой анализ.
8. Лады народной музыки – 8 часов.
Понятие о ладах. Построение звукорядов. Определение ладов в
прослушанных произведениях и звукорядах на слух и при зрительном
анализе.
9. Полифонический и гомофонно-гармонический склады – 5
часов.
Зрительный и слуховой анализ.
10. Ритмические группы с лигами – 6 часов.
Ритмы
и другие в упражнениях для пения, слуховых и
письменных работах.
22
Вокально-интонационные навыки
Пение звукорядов во всех тональностях, пентатоники, семиступенных
ладах народной музыки.
Пение секвенций тональных и модулирующих с хроматическими звуками.
Пение последовательностей интервалов и аккордов в тональностях,
интервальных «цепочек».
Воспитание творческих навыков
Сочинение и импровизация мелодий в пентатонике и семиступенных
ладах народной музыки. Сочинение мелодий со сложным ритмическим
рисунком, подбор аккомпанемента по буквенным обозначениям.
Сочинение мелодий с модуляцией.
Сольфеджирование
Пение с листа мелодий во всех тональностях, ладах народной музыки.
Пение мелодий, включающих сложные ритмические группы,
альтерированные и хроматические звуки.
Пение мелодий с модуляцией.
Пение примеров в смешанных размерах и в размерах 6\4 и 3\2.
Развитие чувства метроритма
Развитие навыков тактирования в размерах 6\4 и 3\2, в смешанных
размерах.
Ритмические упражнения, включающие сложный ритмический рисунок.
Анализ на слух
Определение особенностей ритмического рисунка в произведениях,
разучиваемых упражнениях.
Определение склада в произведениях, гармонических оборотов.
Определение размера. Определение ладовой принадлежности, модуляций и
отклонений. Определение альтерации и хроматизма.
Музыкальный диктант
Диктанты, содержащие сложный ритмический рисунок, движение по
звукам характерных интервалов, изученных аккордов.
Диктанты в пройденных размерах.
23
Перечень контрольных и других видов работ
Мелодический диктант
Ритмический диктант
Гармонический диктант
Слуховой диктант
Фотодиктант
Досочинение мелодии на заданный ритмический рисунок
Сочинение мелодий на заданный текст
Подбор аккомпанемента
Урок - состязание
Зачѐт по теоретическому материалу
Творческие задания
Фронтальный опрос
Беглый текущий опрос
Систематическая проверка домашнего задания
Контрольные уроки в конце каждого полугодия
Контрольный срез по всем видам работ в конце учебного года
Тестирование
Итоговый экзамен
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Выпускник должен уметь:
Записать одноголосный диктант в течение 25 минут. Диктант в объеме 8
тактов в мажорных и минорных тональностях, с несложным ритмом и
хроматизмами, размер двух- и трехдольный. Ритмические трудности:
простые виды синкоп, ноты с точкой, триоли, шестнадцатые.
Записать двухголосный диктант повторного строения в течение 35 минут, в
объеме 8 тактов, с параллельным или косвенным движением голосов.
Записать гармоническую последовательность с определением функции
аккордов (6-8 аккордов).
Записать гармонический диктант, включающий интервалы, аккорды, лады от
звука.
Спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Мелодия дается в
мажорных и минорных тональностях, в размере 2/4, 3/4, 3/8, 4/4, содержит в
себе длительности: ноты с точкой, слигованные ноты, паузы.
Спеть любую мажорную (натуральную, гармоническую) и минорную
(натуральную, гармоническую, мелодическую) гаммы.
Спеть от данного звука вверх чистые, большие и малые интервалы,
тритоны и характерные интервалы (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) с разрешением.
Спеть от данного звука вверх аккорды: трезвучия мажорные и минорные с
обращениями, уменьшенные и увеличенные, доминантсептаккорд и его
обращения с разрешением, вводные септаккорды с разрешением.
Спеть в мажорных и минорных тональностях главные трезвучия и их
обращения, доминантсептаккорд и его обращения, вводные септаккорды.
24
Подобрать аккомпанемент по буквенным символам.
Владеть навыками ансамблевого пения.
Владеть навыками самостоятельного слухового анализа и анализа нотного
текста.
13. Знать теоретические сведения по элементарной теории музыки в
объеме 5-летнего курса обучения.
4. Формы и методы контроля, система оценок
Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат
дляразвития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой
инициативы,помогают практическому освоению теоретического материала,
формируютнавыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового
анализа, записимелодий по слуху, подбора аккомпанемента. На каждом
уроке необходимопропорционально сочетать упражнения по развитию
интонационных навыков,сольфеджированию, ритмические упражнения,
слуховой анализ, различныевиды музыкальных диктантов, задания на
освоение теоретических понятий,творческие упражнения.
Интонационные упражнения
Одной из задач учебного предмета сольфеджио является
формированиенавыка чистого интонирования. Интонационные упражнения
включают в себяпение гамм и различных тетрахордов, отдельных ступеней,
мелодическихоборотов, секвенций, интервалов в тональности и от звука,
аккордов втональности и от звука. На начальном этапе обучения
рекомендуется петьинтонационные упражнения хором или группами, а
затем переходить киндивидуальному исполнению. Интонационные
упражнения исполняются безаккомпанемента на фортепиано с
предварительной настройкой, но в отдельныхслучаях допустима «помощь»
фортепиано в виде гармоническогоаккомпанемента, подчеркивающего
тяготение, ладовую краску.
Интонационныеупражнения в начале обучения выполняются в
среднем темпе, в свободномритме; в дальнейшем желательна определенная
ритмическая организация. Наначальном этапе обучения рекомендуется
использовать ручные знаки,карточки с порядковыми номерами ступеней,
«лесенку», изображающуюступени гаммы и другие наглядные пособия.
Интонационные упражнения могут быть
многоголосными.Рекомендуетсяпропевание интервалов, аккордов и их
последовательностей вгармоническом (двухголосном, трехголосном)
звучании.Интонационные упражнения выполняются как в ладу, так и от
звука(вверх и вниз). С помощью интонационных упражнений
можнопрорабатывать теоретический материал, подготовиться к
сольфеджированию,чтению с листа, активизировать слух и память перед
музыкальным диктантомили слуховым анализом.
Сольфеджирование и чтение с листа
Сольфеджирование способствует выработке правильных певческихнавыков,
25
интонационной точности, формированию дирижерского жеста,развитию
чувства ритма, воспитанию сознательного отношения кмузыкальному
тексту.
С первых уроков необходимо следить за правильным
звукоизвлечением,дыханием, положением корпуса при пении. Следует
учитывать особенностидетского голосового аппарата, работать в удобном
диапазоне («до» первойоктавы – «ре», «ми» второй), постепенно расширяя
его. Примеры длясольфеджирования и для чтения с листа должны
исполняться сдирижированием (на начальном этапе возможно
тактирование). Рекомендуется сольфеджирование и чтение с листа хором,
группамис постепенным переходом к индивидуальному исполнению.
Развитиювнутреннего слуха и внимания способствует исполнение
мелодиифрагментами хором и одним учеником, вслух и про
себя.Сольфеджирование и чтение с листа предполагает пение
безаккомпанемента фортепиано, но в трудных интонационных оборотах или
припотере ощущения лада можно поддержать пение
гармоническимсопровождением. Отдельным видом работы является
исполнение песен саккомпанементом фортепиано по нотам. Примеры для
сольфеджирования и чтения с листа должны опираться наинтонации
пройденных интервалов, аккордов, знакомые мелодическиеобороты,
включать известные ритмические фигуры. Естественно, примеры длячтения
с листа должны быть проще. Перед началом исполнения любого
примеранеобходимо его проанализировать с точки зрения известных
мелодическихоборотов, движения по звукам аккордов, интервалов,
нахожденияопределенных ритмических рисунков. Как подготовительное
упражнениеможно использовать сольмизацию примеров (проговаривание
названий звуковв ритме с дирижированием). Очень важна художественная
ценностьисполняемых примеров, доступность их для данного возраста,
стилистическоеразнообразие.
Как можно раньше следует вводить пение двухголосных примеров
сиспользованием параллельного движения голосов, подголосочного склада с
преобладанием унисонов. Работа над имитационным
двухголосиемначинаетсяс пения канонов. Двухголосные примеры
исполняются вначале группами,затем с аккомпанементом одного из голосов
(педагогом, другим учеником,самостоятельно), дуэтами. Очень важен
подбор репертуара для подобных заданий: ондолжен быть посильным,
понятным ученикам и в то же время представлятьнесомненную
художественную ценность. Воспитание музыкального вкуса – ещеодна из
задач уроков сольфеджио, и наибольшее возможности для
этогопредставляют такие формы работы как сольфеджирование, слуховой
анализ.
Ритмические упражнения
Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма –
важной составляющей комплекса музыкальных способностей.На начальном
этапе обучения следует опираться на то, что у детейвосприятие ритма
26
связано с двигательной реакцией, будь то ходьба,танцевальные движения,
бег, хлопки. Поэтому целесообразно на урокахсольфеджио на начальном
этапе уделять большое внимание различнымдвигательным упражнениям и
детскому оркестру из ударных инструментов, дажепри наличии в программе
таких предметов как ритмика и оркестр (оркестрК. Орфа, коллективное
инструментальное музицирование и т.д.).
Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения:
- простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии
(карандашом, хлопками, на ударных инструментах);
- повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;
- простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на карточках;
- проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за
длительностями определенных слогов;
- исполнение ритмического остинато к песне, пьесе;
- ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе;
- ритмическая партитура, двух- и трехголосная;
- ритмические каноны (с текстом, на слоги);
- ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или
ритмического рисунка, исполненного на ударном инструменте,хлопками,
карандашом).
Каждая новая ритмическая фигура должна быть, прежде всего,воспринята
эмоционально и практически проработана в ритмическихупражнениях, а
затем - включена в другие виды работы: сольфеджирование,
чтение с листа, музыкальный диктант.
Большую роль в развитии чувства метроритма играет
дирижирование.Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание
учеников наритмическую пульсацию (доли), вводить различные упражнения
–тактирование, выделение сильной доли - для дальнейшего перехода
кдирижированию. На протяжении нескольких лет планомерно
отрабатываютсянавыки дирижерского жеста в разных размерах, в том числе,
при чтении с листаи при пении двухголосия. Начинать работу с
дирижерским жестом лучшепри пении знакомых выученных мелодий и
слушании музыки.
Слуховой анализ
Этот вид работы подразумевает развитие музыкального
восприятияучеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь
умениемправильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу
или отзвука. Слуховой анализ – это, прежде всего, осознание
услышанного.Соответственно, необходимо учить детей эмоционально
восприниматьуслышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы
музыкальногоязыка. Для этого нужно использовать и примеры из
музыкальнойлитературы, и специальные инструктивные упражнения.При
прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращатьвнимание на
ладовые, структурные особенности (членение на фразы,
повторы,секвенции), определять размер, узнавать в ней знакомые
27
мелодические иритмическиеобороты.При прослушивании многоголосного
построения необходимо обращатьвнимание на знакомые гармонические
обороты из аккордов, интервалов, на типфактуры.
При слуховом анализе фрагментов из музыкальной литературынеобходимо
обращать внимание учеников на соотношение определенныхэлементов
музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки.
Вдидактических примерах можно требовать более детального разбора:
- анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм;
- отдельных ступеней лада и мелодических оборотов;
- ритмических оборотов;
- интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз от звука и
втональности;
- интервалов в гармоническом звучании от звука и в тональности;
- последовательности из нескольких интервалов в тональности
(сопределением величины интервала и его положения в тональности);
- аккордов в мелодическом звучании с различным чередованием звуков
втональности и от звука;
- аккордов в гармоническом звучании от звука и в тональности
(сопределением их функциональной принадлежности);
- последовательности из аккордов в тональности (с определением
ихфункциональной принадлежности);
Желательно, чтобы дидактические упражнения были организованы
ритмически.На начальном этапе обучения слуховой анализ проходит, как
правило, вустной форме. В старших классах возможно использование
письменнойформы работы, но рекомендуется это делать после
предварительного устногоразбора, так как это способствует осознанию
целостности музыкальногопостроения и развитию музыкальной памяти.
Музыкальный диктант
Музыкальный диктант – форма работы, которая способствует развитию всех
составляющих музыкального слуха и учит осознанно
фиксироватьуслышанное.
Работа с диктантами в классе предполагает различные формы:
- устные диктанты (запоминание и пропевание на нейтральный слог и с
названием нот 2-4-тактовой мелодии после двух-трех проигрываний);
- диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии);
- ритмический диктант (запись данного ритмического рисунка илизапись
ритмического рисунка мелодии);
- музыкальный диктант с предварительным разбором (совместныйанализ с
преподавателем особенностей структуры мелодии, размера,ладовых
особенностей, движения мелодии, использованных ритмических рисунков).
На предварительный разбор отводится 2-3 проигрывания (5-10 минут),
затемученики приступают к записи мелодии. Эту форму диктанта
целесообразношироко использовать в младших классах, а также при записи
мелодий, вкоторых появляются новые элементы музыкального языка;
музыкальный диктант без предварительного разбора (запись диктанта в
28
течение установленного времени за определенное количествопроигрываний,
обычно 10-12проигрываний в течение 25-35 минут). Перед началом работы
над мелодическим диктантом необходиматщательная настройка в
тональности, для которой можно использоватьинтонационные упражнения,
сольфеджирование, задания по слуховомуанализу.Навык записи мелодии
формируется постепенно и требует постояннойтщательной работы на
каждом уроке. Записанный диктант предполагает егопроверку с анализом
допущенных ошибок и дальнейшую работу в классе и дома.Ученики могут
определить и подписать в диктанте новые или знакомыемелодические
обороты, ритмические фигуры, подобрать к диктанту второй
голос или аккомпанемент, выучить его наизусть, транспонировать
письменноили устно в другие тональности.
Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры
измузыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а
такжемелодии, сочиненные самим преподавателем.
Творческие задания
Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе
обученияогромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать
своюиндивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать
радостныеэмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к
музыкальнойдеятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио
активизируютслуховое внимание, тренируют различные стороны
музыкального слуха,музыкальную память, развивают художественный
вкус.Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связывать с
основнымиразделами курса сольфеджио, так как их целью является
закреплениетеоретических знаний, формирование основных умений и
навыков (записьмелодий, определение на слух, интонирование).
Творческие задания можно начинать с начального этапа обучения.Детям
более доступны творческие упражнения, связанные с
ритмическойимпровизацией. Простейшие мелодические задания на
начальном этапе могутсостоять в допевании, досочинении мелодии
(формирование ощущенияладового тяготения). В дальнейшем задания могут
содержать импровизациюритмических и мелодических вариантов, и,
наконец, сочинение собственныхмелодических и ритмических построений.
Постепенно в творческие заданиядобавляются упражнения, связанные с
подбором и сочинением второгоголоса, аккомпанемента, сначала из
предложенных звуков или аккордов,затем с самостоятельным поиском
гармонических средств. Данные заданиякаждый педагог может
разнообразить, опираясь на собственный опыт имузыкальный вкус.
Творческие задания эффективны на всех этапах обучения. Кроме того,
онипомогают выявить детей, имеющих склонности к импровизации,
композиции,и направить внимание на развитие данных способностей, а
возможно, ибудущую профессиональную ориентацию.
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестацииобучающихся
Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня
29
знаний и умений на определенном этапе обучения
программнымтребованиям.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках,он
направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную
организациюдомашних занятий. При выставлении оценок учитываются
качествовыполнения предложенных заданий, инициативность и
самостоятельность привыполнении классных и домашних заданий, темпы
продвижения ученика.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце
триместра и полугодия.
Промежуточный– контрольный урок в конце каждогоучебного года.
Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения.
Экзамен осуществляется в 6 полугодии.
Виды и содержание контроля:
- устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающийосновные
формы работы – сольфеджирование одноголосных примеров, чтение с
листа, слуховой анализ интервалови аккордов вне тональности и в виде
последовательности втональности, интонационные упражнения;
- самостоятельные письменные задания - запись музыкальногодиктанта,
слуховой анализ, выполнение теоретического задания;
- «конкурсные» творческие задания (на лучший подбор
аккомпанемента,сочинение на заданный ритм, лучшее исполнение и т. д.).
2. Критерии оценки
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков долженсоответствовать
программным требованиям.
Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на
них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки.
Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по
сложностиматериале при однотипности задания.
Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5-балльная
система оценок.
Музыкальный диктант
Оценка 5 (отлично) – музыкальный диктант записан полностью безошибок в
пределах отведенного времени и количества проигрываний.Возможны
небольшие недочеты (не более двух) в группировкедлительностей или
записи хроматических звуков.
Оценка 4 (хорошо) – музыкальный диктант записан полностью впределах
отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3ошибки в
записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо
большоеколичество недочетов.
Оценка 3 (удовлетворительно) – музыкальный диктант записанполностью в
пределах отведенного времени и количества проигрываний,допущено
большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической
линии,ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не
30
полностью (нобольше половины).
Оценка 2 (неудовлетворительно) – музыкальный диктант записан впределах
отведенного времени и количества проигрываний, допущенобольшое
количество грубых ошибок в записи мелодической линии иритмического
рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чемнаполовину.
Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ
Оценка 5 (отлично) – чистое интонирование, хороший темп
ответа,правильноедирижирование, демонстрация основных теоретических
знаний.
Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы:
небольшиепогрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа,
ошибки вдирижировании, ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение
интонацией,замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических
знаниях.
Оценка 2 (неудовлетворительно) – грубые ошибки, невладениеинтонацией,
медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.
3. Контрольные требования на разных этапах обучения
На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с
требованиямипрограммы, должны уметь:
- записывать музыкальный диктант соответствующей трудности,
-сольфеджировать разученные мелодии,
- пропеть незнакомую мелодию с листа,
- исполнить двухголосный пример (в ансамбле, с собственной игройвторого
голоса, для продвинутых учеников – и с дирижированием);
- определять на слух пройденные интервалы и аккорды;
- строить пройденные интервалы и аккорды в пройденныхтональностях
письменно, устно и на фортепиано;
- анализировать музыкальный текст, используя полученныетеоретические
знания;
- исполнять вокальное произведение с собственным аккомпанементом
нафортепиано (в старших классах);
- знать необходимую профессиональную терминологию.
Экзаменационные требования по сольфеджио
Письменные работы
А) Диктанты:
Одноголосный, в форме периода
Аккордовый, в тесном расположении голосов.
Цепочка интервалов в ладу.
Б) Построения:
Построить и разрешить: интервалы (до 2 октав), трезвучия и их обращения,
септаккорды и их обращения от заданного звука и в тональности.
Записать лады от заданного звука, виды мажора и минора (до 7 знаков).
Записать хроматические гаммы мажора и минора от заданного звука и в
тональности.
31
Записать энгармонически равные звуки, интервалы, аккорды.
Транспонирование на секунду и терцию (письменно).
Дополнить мелодию вспомогательными и проходящими звуками.
Сочинить и записать ритм на 2 голоса в заданном размере.
В) Сольфеджирование.
Чтение с листа одноголосия.
Пение двухголосия в ансамбле, с инструментом.
Схемы: интервальные, аккордовые.
Схемы ритмические.
Транспонирование на секунду знакомых мелодий.
Пение интервалов вне лада и в ладу.
Пение разрешений Д7 и его обращений в тональности до 6 знаков.
Пение септаккордов.
Разрешение вводных септаккордов в тональностях до 4 знаков.
10)Разрешение хроматических интервалов. Характерные интервалы.
11)Диатонические и хроматические секвенции.
12)Петь лады, виды мажора и минора.
13)Досочинить мелодию и спеть.
14)Пение трезвучий и их обращений.
15)Пение звукорядов от заданной ступени в тональности до 6 знаков.
16)Разрешение тритонов.
Г) Слуховой анализ
Простые и составные интервалы, в ладу и вне лада с полной их
характеристикой.
Определение на слух разрешения интервалов (диатонических,
хроматических).
Виды движения голосов.
Цепочка интервалов в ладу.
Определение на слух метра, размера, формы.
Мелодическое положение трезвучий, аккордов.
Аккорды (от трезвучий до нонаккордов).
Ритмическое эхо (с названием ритмических слогов).
Каденции.
10)Досочинить мелодию (устно).
11)Определение на слух структуры музыкальных построений (период, 2-х,
3-х частные формы).
Вопросы по теории музыки
1. Что такое звук? Физические Свойства музыкальных звуков.
2. Что такое обертоны, натуральный звукоряд?
3. Музыкальная система.
4. Название октав. Музыкальный строй. Темперированный строй.
5. Альтерация.
6. Энгармонические звуки, аккорды.
7. Диатонические тоны, полутоны. Хроматические тоны, полутоны.
8. Обозначение звуков по буквенной системе.
32
9. Нотоносец, начальная черта, запись нот на нотоносце.
10. Ключи, какие бывают и как читаются ноты.
11. Дополнительные знаки для увеличения длительностей.
12. Паузы и их обозначение.
13. Знаки сокращения нотного письма.
14. Что такое ритм?
15. Формы групп длительностей произвольного деления.
16. Что такое метр, такт, тактовая черта, затакт, акцент?
17. Простые и сложные метры и размеры. Группировка длительностей в
сложных размерах.
18. Смешанные и переменные размеры.
19. Темпы. Изменения темпов. Метроном.
20. Что такое интервал? Характеристика интервалов.
21. Обращение интервалов.
22. Составные интервалы.
23. Что такое лад, тоника, тональность?
24. Устойчивые и неустойчивые звуки, интервалы, аккорды и их
разрушение.
25. Что такое мажор? Строение гаммы натурального мажора.
26. Главные и побочные трезвучия лада.
27. Квинтовый круг.
28. Тональности до 7 знаков. Буквенное обозначение.
29. Параллельные и одноименные тональности. Тональности первой степени
родства.
30. Лады народной музыки.
31. Строение минорной гаммы.
32. Главные и побочные трезвучия минора.
33. Интервалы натурального мажора и минора.
34. Характерные и хроматические интервалы.
35. Разрешение диссонирующих и неустойчивых интервалов.
36. Что такое аккорд?
37. Обращения трезвучий. Тесное и широкое расположение.
38. Мелодическое положение аккорда.
39. Септаккорды, их характеристика.
40. Д7 и его обращения
41. Вводные септаккорды, их строение и разрешение.
42. Три вида мажора и минора.
43. Хроматизм, альтерация. Обозначение нот.
44.Простые 2-х и 3-х частные формы.
45. Определение тональностей.
46. Транспозиция, способы транспозиции.
47. Секвенция. Кульминация. Каденция.
48. Виды каденции.
49. Что такое период? Строение периода. Цезура.
50. Что такое динамика? Динамические оттенки.
33
51. Что такое темп? Какие бывают темпы.
52. Мелизмы: форшлаг, мордент, трель, группетто, арпеджиато.
53. Штрихи: легато, стаккато, глиссандо, портаменто.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие учебного
кабинетасольфеджио и теории музыки.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
доска;
методические рекомендации по организации самостоятельной работы
школьников;
средства обучения:фортепиано, раздаточный материал, программы школы,
диски, мультимедиа.
6.Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Методическая литература:
Глухов, Л.В.Теория музыки и сольфеджио/ Л.В.Глухов. – Ростов-наДону:
Феникс, 204. – 204с.
Дадиамов, А.В. Начальная теория музыки: учебное пособие по сольфеджио
для учащихся музыкальных школ и школ искусств/ А.В.Дадиамов.-М.:
издательский дом В.Каманского, 2006.-168 с.
Зебряк,Т. Играем на уроках сольфеджио/ Т.Зебряк. – М: Музыка, 1990. – 129
с.
Калугина, М. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио:
методическое пособие для ДМШ / М.Калугина. – М: Советский композитор,
1987. – 240 с.
Муравьев, И. Интервалы / И.Муравьев. – М: Арт-классик фонд, 1999. – 112
с.
Огородникова-Духанина, Т. Двухголосные диктанты: пособие для детских
музыкальных школ, хоровых студий, колледжей, музыкальных училищ/
Т.Огородникова-Духанина. – С.-Пб.:Композитор, 2002. – 88 с.
Русяева,И. Одноголосные диктанты: пособие для ССМШ/ И.Русяева. –М:
Музыка, 1984. – 120 с.
Способин, И.В. Музыкальная форма/ И.В.Способин. –М: Музыка, 2007. –
118 с.
Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха/ Г.И.Шатковский. –М.:
Амрита, 2012. – 164 с.
Шахназарова, Н.А. Чудо-ступени: учебное пособие по сольфеджио/
Н.А.Шахназарова. –М: издательский дом В.Каманского, 2008.-268 с.
Шехмман, Л.С. Слуховой анализ на уроках сольфеджио: хрестоматия/ Л.С.
Шехман. – С.-ПБ.: Композитор, 1996. – 202 с.
34
Учебная литература:
Баева, Н. Сольфеджио. 1-2 классы/ Н.Баева. –С.-Пб.: Композитор, 1994. –
268 с.
Барабошкина,А. Сольфеджио. Пение с листа/ А.Барабошкина. –М.: Музыка,
1991. – 128 с.
Барабошкина,А. Сольфеджио/ А.Барабошкина.- С.-Пб.: Композитор, 1999. –
200 с.
Варламова, А.А. Сольфеджио. 1 класс/ А.А.Варламов. – М.: Владос, 2003. –
214 с.
Виноградов, Занимательная теория музыки /
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=582537
Давыдова, Е. Сольфеджио для 5 класса ДМШ/ Е.Давыдов. – М.: М., 1987. –
168 с.
Калмыков, Б. Сольфеджио. Одноголосие/ Б.Калмыков. –М.: Музыка, 2007. –
200 с.
Калмыков, Б. Сольфеджио. Двухголосие/ Б.Калмыков. –М.: Музыка, 2007. –
214 с.
Калинина, Г.Ф. Сольфеджио 1 класс: рабочая тетрадь / Г.Ф. Калинина. – М.:
Нотная библиотека, 2005. – 35с.
Калинина, Г.Ф. Сольфеджио 2 класс: рабочая тетрадь / Г.Ф. Калинина. – М.:
Нотная библиотека, 2000. – 34с.
Калинина, Г.Ф. Сольфеджио 3 класс: рабочая тетрадь / Г.Ф. Калинина. – М.:
Нотная библиотека, 2005. – 32с.
Калинина, Г.Ф. Сольфеджио 4 класс: рабочая тетрадь / Г.Ф. Калинина. – М.:
Нотная библиотека, 2000. – 34с.
Калинина, Г.Ф. Сольфеджио5 класс: рабочая тетрадь / Г.Ф. Калинина. – М.:
Нотная библиотека, 2000. – 32с.
Калинина, Г.Ф. Сольфеджио 6 класс: рабочая тетрадь / Г.Ф. Калинина. – М.:
Нотная библиотека, 2001. – 36с.
Калинина, Г.Ф. Сольфеджио 7 класс: рабочая тетрадь / Г.Ф. Калинина. – М.:
Нотная библиотека, 2003. – 36с.
Калужская, Т. Сольфеджио. 6 класс ДМШ / Т.Калужская. – М.: Музыка,
1991. – 188 с.
Металлиди, Ж. Мы играем, сочиняем, поем. Сольфеджио/ Ж.Металлиди. –
С.-Пб.: Композитор, 2008. – 308 с.
Способин, Элементарная теория музыки / http://rutracker.org/forum
/viewtopic.php?t=774046
Фролова, Ю. Сольфеджио 1-7 класс/ Ю.Фролова. – Р.-н-Д.: Феникс, 2012. –
322 с.
Фролова, Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту/
Ю.Фролова. – Р.-н-Д.: Феникс, 2008. – 288 с.
Шахназарова, Н.А. Чудо-ступени: учебное пособие по сольфеджио/
Н.А.Шахназарова. –М: издательский дом В.Каманского, 2008.-268 с.
35